В настоящее время в условиях нехватки финансовых ресурсов и отставания от современных технологий, перед государствами стоит задача привлечения иностранных инвестиций. В этих целях странами осуществляется работа по привлечению иностранного капитала как на государственном, так и региональном уровнях. Учитывается человеческий фактор и интересы инвестора. Совершенствуются теоретические и правовые основы данной сферы.
Целью настоящей статьи является исследование факторов как государственного, так и регионального уровня, оказывающих влияние на процесс привлечения иностранных инвестиций в регионы страны.
Материалы и методы исследования
Основными материалами и методами исследования являются работы ведущих ученых-экономистов в области привлечения иностранного капитала, законодательные акты Президента Республики Узбекистан, опыт российских предприятий и зарубежных стран в рассматриваемой сфере. В процессе исследования использовались такие методы познания, как системный анализ, метод декомпозиции, методы классификации и группировки.
Результаты исследования и их обсуждение
В Республике Узбекистан осуществляется работа по привлечению иностранных финансовых ресурсов в экономику страны. В частности, Президент Узбекистана Ш. Мирзиёев своим указом 7 февраля 2017 г. утвердил «Стратегию действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах», которая представляет собой программу развития страны на ближайшие пять лет [1].
В данном документе третьим пунктом отмечено «развитие и либерализация экономики» и «...активное привлечение иностранных инвестиций в отрасли экономики и регионы страны путем улучшения инвестиционного климата».
Иностранные капиталовложения жизненно важны для достижения таких целей, как выход из кризисного состояния, начальный подъем экономики региона.
Однако местные интересы не всегда совпадают с интересами иностранных инвесторов.
Инвесторы, вне зависимости от характера и формы инвестиций, ставят ключевой целью инвестирования возврат собственных вложений, как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Под натуральной формой в данном случае понимается возврат инвестиций в качестве реального объема продукта. Стоимостное выражение представляет собой различные формы кредитно-денежных форм и отношений [2].
Поэтому, необходимо учесть их интересы. Владельцы финансовых ресурсов были уверены в успехе своих вложений. При этом неоходимо направлять их действия на решения экономичеких проблем ради которого они были привлечены.
По научному определению, инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в различные отрасли хозяйства с целью получения прибыли.
Рис. 1. Виды иностранных инвестиций
В настоящее время практикуются следующие виды инвестирования, приведенные на рис. 1:
1. Инвестиции реальные, или прямые, выражаются в виде помещения капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг – непосредственно в предприятия.
2. Инвестиции портфельные, или финансовые. Финансовые средства расходуются на приобретение иностранных акций, облигаций и ценных бумаг.
3. Инвестиции в виде среднесрочных и долгосрочных международных кредитов и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям [3].
Иностранные инвесторы вкладывают деньги как в производство, ориентированное на внутренний рынок, так и в производство, орентированное на экспорт.
Наиболее значимыми факторами инвестиционной привлекательности регионов для зарубежных инвесторов являются транспортно-географическое положение региона и позиция региональных властей. Если регион не отличается большим запасом и разнообразием природных ресурсов, нужно сделать ставку на продуктивную – взаимовыгодную работу с инвесторами и создание комфортных условий работы для бизнеса, позволяющих как можно более полно реализовать имеющиеся конкурентные преимущества региона.
В настоящее время в Республике Узбекистан основное и главное для иностранных инвесторов является стабильность в стране и открытая – прозрачная политика главы государства Ш. Мирзиеева, кто одновременно является гарантом защиты интересов вкладчиков капитала как внутреннего, так и внешнего. Он гарантирует иностранным инвесторам защиту от политических и экономических рисков.
В «Указе Президента Республики Узбекистан» Ш. Мирзиеева «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан» от 1 августа 2018 г. отмечается, что «имеют место бюрократические барьеры и препоны в работе с инвесторами, особенно на местах, заключающиеся в отсутствии должной поддержки со стороны хокимиятов всех уровней инициатив инвесторов, четкой координации работ министерств и ведомств в данном направлении, что препятствует укреплению доверия к последовательности государственной политики по формированию благоприятного инвестиционного климата» [4].
Согласно данному документу, в целях создания в стране максимально благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов приняты следующие правовые меры:
− инвестору возмещается имущественный ущерб, возникший по причине доверия законной силе принятого в отношении них административного акта государственного органа, полагаясь на законную силу которого использовали имущество, совершили сделку или иным образом воспользовались предоставленными выгодами и преимуществами, в случае последующего признания данного акта недействительным или его отмены;
− изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд допускается исключительно после проведения открытого обсуждения с заинтересованными лицами (инвесторами);
− изъятие земельных участков разрешается после полного возмещения рыночной стоимости недвижимого имущества и убытков, причиненных собственникам в связи с таким изъятием, за исключением нужд государства и общества, обороны и государственной безопасности, охраняемых природных территорий, создания и функционирования свободных экономических зон;
− разрешается долгосрочная аренда земельного участка несельскохозяйственного назначения на срок до 50 лет для реализации инвестиционных проектов;
− снижен минимальный размер доли иностранных инвестиций в уставном фонде предприятия с иностранными инвестициями с 30 до 15 процентов;
− снижен минимальный размер уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями от 600 миллионов – до 400 миллионов сумов;
− снижен размер государственной пошлины за государственную регистрацию предприятий с иностранными инвестициями в три раза;
− предусмотрены меры привлечения иностранных инвестиций путем организации международных конференций, семинаров, крупных инвестиционных форумов для широкого информирования иностранных инвесторов об экономическом потенциале страны, созданных благоприятных условиях для ведения бизнеса;
− предоставлено право иностранным гражданам и лицам без гражданства, инвестировавшим в Узбекистан в размере не менее 8500-кратного минимального размера заработной платы – получать многократную трехлетнюю визу с возможностью неограниченного количества продления срока ее действия без необходимости выезда с территории Республики Узбекистан;
− возложена персональная ответственность руководителям комплексов Кабинета министров, министерств, ведомств и хозяйственных объединений – за эффективную реализацию принятых решений и другие привилегии.
На этом фоне практически все регионы республики нуждаются в реализации инвестиционных проектов, способных улучшить состояние на местах.
На региональном уровне основными направлениями привлечения иностранного капитала на современном этапе экономического развития представляются:
− сельское хозяйство (фермерские хозяйства). В частности, это те сферы где можно внедрить новые методы возделывания земли для повышения плодородия и эффективного использования с поэтапным отказом от устаревших методов сева хлопчатника и других сельскохозяйственных культур;
− организация производства товаров легкой, пищевой промышленности, полиграфии, медицинской техники. Наряду с инстранным капиталом активное привлечение внутреннего частного капитала и их симбиоз может ускорить экономический рост данных сфер;
− организация производства полиэтиленовых пакетов и пленки. На потребительском рынке наблюдается повышенный спрос на эту продукцию;
− производство современных энергосберегающих технологий, начиная от люминицентных ламп до «LED» технологий. Здесь также потребность на эти продукции очень высока;
− заготовка, тарирование и доставка на зарубежные рынки экспортоориентированной плодоовощной продукции. Для иностранного инвестора возврат его капитальных вложений при реализации данного вида проекта можно гарантировать в максимально короткие сроки и в долларах США;
− развитие рыбоводства, птицеводства, животноводства. Ликвидность данных видов продукций очень высока. Если же внедрить в эти сферы высокоэффективные инновационные технологии, то можно говорить и о низкой себестоимости конечной (готовой) продукции. При этом в данной сфере можно орагнизовать безотходное и завершенное производство;
− строительство современных тепличных комплексов. Организация лимонариев и тутовых плантаций. Возможность обеспечения местного населения свежими овощами и фруктами круглый год, а также организация их экспорта на страны ближнего зарубежья;
− развитие семеноводства картофеля. Данная сфера для Республики Узбекистан и для стран Центральной Азии является очень актуальной и реализация проектов этой новой отрасли представляется довольно перспективной;
− учет и совершенствование поставок электроэнергии, природного газа и питьевой воды. Производство счетчиков и средств транспортировки энерго- и питьевых ресурсов. Приоритетным направлением явлется их автоматизация. В данной сфере имеется возможность организации сети поставок сжижженного газа и последующее обслуживание. При благоприятной реализации данного проекта и достижении согласия правительств соседних стран, организация на их территории аналогичного проекта – включительно от поставок газового баллона до газового оборудования;
− строительство лечебно-санаторно-туристических комплексов. Одновременно лечение и ознакомление с достопримечательностями региона;
− строительство и последующая совместная эксплуатация инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.
Реализация отмеченных выше направлений позволит создать не только рабочие места но и снять экономическую напряженность и, конечно же экономить занчительные финансово-материальные ресурсы.
Кроме того, притоку в регион частного местного и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение.
Рис. 2. Основные направления деятельности региональных администраций в инвестиционной деятельности
В развитых странах практикуются следующие направления деятельности местных органов власти и управление, представлены в рис. 2, в отмеченной сфере:
1. Правовой аспект. Показать перед вкладчиками готовность гарантировать права и свободы человека.
2. Коррупционный аспект. Защита инвестиций от коррупционной деятельности местных чиновников.
3. Гарантия прозрачной деятельности органов государственной власти и управления по работе с инвесторами.
4. Создать эффективную систему финансового обслуживания на основе использования современных технологий.
5. Создать информационный центр содействия инвестициям (внешним и внутренним) с формированием банка предложений по объектам инвестирования.
6. Разработка презентаций и проектов по дальнейшему развитию региона для иностранных инвесторов.
7. Работа с зарубежными дипломатическими, торгово-экономическими и финансовыми представительствами. По данными МИД Республики Узбекистан, в настоящее время в стране аккредитованы 45 посольств, 1 торговое представительство, 10 представительств международных организаций, 11 правительственных и межправительственных организаций, 6 представительств международных финансовых организаций, 6 офисов почетных консулов [5]. Привлечение возможностей данных организаций в намеченный инвестиционный процесс расширит масштабы охвата инвестиционной деятельности в странах, где они зарегистрированы.
Заключение
Таким образом, эффективную инвестиционную политику необходимо разработать исходя из специфики региона с учетом отмеченных выше проблем, препятствующих иностраным капиталовложениям в регионе и, в частности, в Ферганской долине.
В ходе разработки мероприятий необходимо обеспечить открытость и доступность руководителей органов государственной власти и управления, информационных служб, официальных веб-сайтов, доступность предоставления информации при помощи технических средств, стендов и прочих важных для инвестора вопросов [6].
Формирование инвестиционной открытости и привлекательности региона, его инвестиционного имиджа, в том числе посредством культурного составления каталогов предприятий, каталогов инвестиционных проектов и т.п.
Здесь также должна вестись информационная работа на таком важном для региона вопросе, как борьба с религиозным фундаментализмом и терроризмом.