Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

FOREIGN INVESTMENTS: PROBLEMS OF CALLING IT IN THE ECONOMY OF THE REGION

Narzullaev K.S. 1
1 Namangan Engineering and Construction Institute
This article highlights the problematic aspects of attracting foreign investment in sectors of the economy and regions of the country by improving the investment climate. «Action Strategy for the Five Priority Directions of the Development of the Republic of Uzbekistan in 2017-2021» adopted in the Republic of Uzbekistan, is the country’s development program for the next five years. Along with this, it is noted the importance of taking into account the interests of foreign investors, that the owners of financial resources were confident in the success of their investments. The theoretical foundations for attracting foreign investment are given, including real or direct investment, portfolio or financial investment, and investment in the form of medium-term and long-term international loans. It specifies the regional aspects of foreign investment, such as agriculture, farming, harvesting, calibration and delivery of export-oriented fruit and vegetables to the main markets, organization of production of goods of light, food and chemical industries, production of samples of modern energy-saving technologies, development of fish farming, poultry farming, animal husbandry and other areas. It also highlights the problematic aspects of attracting foreign capital for regional authorities: the formation of investment openness and attractiveness of the region, its investment image.
foreign investments
economy
investor
region
theoretical basics of investments
spheres of foreign investments

В настоящее время в условиях нехватки финансовых ресурсов и отставания от современных технологий, перед государствами стоит задача привлечения иностранных инвестиций. В этих целях странами осуществляется работа по привлечению иностранного капитала как на государственном, так и региональном уровнях. Учитывается человеческий фактор и интересы инвестора. Совершенствуются теоретические и правовые основы данной сферы.

Целью настоящей статьи является исследование факторов как государственного, так и регионального уровня, оказывающих влияние на процесс привлечения иностранных инвестиций в регионы страны.

Материалы и методы исследования

Основными материалами и методами исследования являются работы ведущих ученых-экономистов в области привлечения иностранного капитала, законодательные акты Президента Республики Узбекистан, опыт российских предприятий и зарубежных стран в рассматриваемой сфере. В процессе исследования использовались такие методы познания, как системный анализ, метод декомпозиции, методы классификации и группировки.

Результаты исследования и их обсуждение

В Республике Узбекистан осуществляется работа по привлечению иностранных финансовых ресурсов в экономику страны. В частности, Президент Узбекистана Ш. Мирзиёев своим указом 7 февраля 2017 г. утвердил «Стратегию действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах», которая представляет собой программу развития страны на ближайшие пять лет [1].

В данном документе третьим пунктом отмечено «развитие и либерализация экономики» и «...активное привлечение иностранных инвестиций в отрасли экономики и регионы страны путем улучшения инвестиционного климата».

Иностранные капиталовложения жизненно важны для достижения таких целей, как выход из кризисного состояния, начальный подъем экономики региона.

Однако местные интересы не всегда совпадают с интересами иностранных инвесторов.

Инвесторы, вне зависимости от характера и формы инвестиций, ставят ключевой целью инвестирования возврат собственных вложений, как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Под натуральной формой в данном случае понимается возврат инвестиций в качестве реального объема продукта. Стоимостное выражение представляет собой различные формы кредитно-денежных форм и отношений [2].

Поэтому, необходимо учесть их интересы. Владельцы финансовых ресурсов были уверены в успехе своих вложений. При этом неоходимо направлять их действия на решения экономичеких проблем ради которого они были привлечены.

По научному определению, инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в различные отрасли хозяйства с целью получения прибыли.

narz1.tif

Рис. 1. Виды иностранных инвестиций

В настоящее время практикуются следующие виды инвестирования, приведенные на рис. 1:

1. Инвестиции реальные, или прямые, выражаются в виде помещения капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг – непосредственно в предприятия.

2. Инвестиции портфельные, или финансовые. Финансовые средства расходуются на приобретение иностранных акций, облигаций и ценных бумаг.

3. Инвестиции в виде среднесрочных и долгосрочных международных кредитов и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям [3].

Иностранные инвесторы вкладывают деньги как в производство, ориентированное на внутренний рынок, так и в производство, орентированное на экспорт.

Наиболее значимыми факторами инвестиционной привлекательности регионов для зарубежных инвесторов являются транспортно-географическое положение региона и позиция региональных властей. Если регион не отличается большим запасом и разнообразием природных ресурсов, нужно сделать ставку на продуктивную – взаимовыгодную работу с инвесторами и создание комфортных условий работы для бизнеса, позволяющих как можно более полно реализовать имеющиеся конкурентные преимущества региона.

В настоящее время в Республике Узбекистан основное и главное для иностранных инвесторов является стабильность в стране и открытая – прозрачная политика главы государства Ш. Мирзиеева, кто одновременно является гарантом защиты интересов вкладчиков капитала как внутреннего, так и внешнего. Он гарантирует иностранным инвесторам защиту от политических и экономических рисков.

В «Указе Президента Республики Узбекистан» Ш. Мирзиеева «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан» от 1 августа 2018 г. отмечается, что «имеют место бюрократические барьеры и препоны в работе с инвесторами, особенно на местах, заключающиеся в отсутствии должной поддержки со стороны хокимиятов всех уровней инициатив инвесторов, четкой координации работ министерств и ведомств в данном направлении, что препятствует укреплению доверия к последовательности государственной политики по формированию благоприятного инвестиционного климата» [4].

Согласно данному документу, в целях создания в стране максимально благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов приняты следующие правовые меры:

− инвестору возмещается имущественный ущерб, возникший по причине доверия законной силе принятого в отношении них административного акта государственного органа, полагаясь на законную силу которого использовали имущество, совершили сделку или иным образом воспользовались предоставленными выгодами и преимуществами, в случае последующего признания данного акта недействительным или его отмены;

− изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд допускается исключительно после проведения открытого обсуждения с заинтересованными лицами (инвесторами);

− изъятие земельных участков разрешается после полного возмещения рыночной стоимости недвижимого имущества и убытков, причиненных собственникам в связи с таким изъятием, за исключением нужд государства и общества, обороны и государственной безопасности, охраняемых природных территорий, создания и функционирования свободных экономических зон;

− разрешается долгосрочная аренда земельного участка несельскохозяйственного назначения на срок до 50 лет для реализации инвестиционных проектов;

− снижен минимальный размер доли иностранных инвестиций в уставном фонде предприятия с иностранными инвестициями с 30 до 15 процентов;

− снижен минимальный размер уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями от 600 миллионов – до 400 миллионов сумов;

− снижен размер государственной пошлины за государственную регистрацию предприятий с иностранными инвестициями в три раза;

− предусмотрены меры привлечения иностранных инвестиций путем организации международных конференций, семинаров, крупных инвестиционных форумов для широкого информирования иностранных инвесторов об экономическом потенциале страны, созданных благоприятных условиях для ведения бизнеса;

− предоставлено право иностранным гражданам и лицам без гражданства, инвестировавшим в Узбекистан в размере не менее 8500-кратного минимального размера заработной платы – получать многократную трехлетнюю визу с возможностью неограниченного количества продления срока ее действия без необходимости выезда с территории Республики Узбекистан;

− возложена персональная ответственность руководителям комплексов Кабинета министров, министерств, ведомств и хозяйственных объединений – за эффективную реализацию принятых решений и другие привилегии.

На этом фоне практически все регионы республики нуждаются в реализации инвестиционных проектов, способных улучшить состояние на местах.

На региональном уровне основными направлениями привлечения иностранного капитала на современном этапе экономического развития представляются:

− сельское хозяйство (фермерские хозяйства). В частности, это те сферы где можно внедрить новые методы возделывания земли для повышения плодородия и эффективного использования с поэтапным отказом от устаревших методов сева хлопчатника и других сельскохозяйственных культур;

− организация производства товаров легкой, пищевой промышленности, полиграфии, медицинской техники. Наряду с инстранным капиталом активное привлечение внутреннего частного капитала и их симбиоз может ускорить экономический рост данных сфер;

− организация производства полиэтиленовых пакетов и пленки. На потребительском рынке наблюдается повышенный спрос на эту продукцию;

− производство современных энергосберегающих технологий, начиная от люминицентных ламп до «LED» технологий. Здесь также потребность на эти продукции очень высока;

− заготовка, тарирование и доставка на зарубежные рынки экспортоориентированной плодоовощной продукции. Для иностранного инвестора возврат его капитальных вложений при реализации данного вида проекта можно гарантировать в максимально короткие сроки и в долларах США;

− развитие рыбоводства, птицеводства, животноводства. Ликвидность данных видов продукций очень высока. Если же внедрить в эти сферы высокоэффективные инновационные технологии, то можно говорить и о низкой себестоимости конечной (готовой) продукции. При этом в данной сфере можно орагнизовать безотходное и завершенное производство;

− строительство современных тепличных комплексов. Организация лимонариев и тутовых плантаций. Возможность обеспечения местного населения свежими овощами и фруктами круглый год, а также организация их экспорта на страны ближнего зарубежья;

− развитие семеноводства картофеля. Данная сфера для Республики Узбекистан и для стран Центральной Азии является очень актуальной и реализация проектов этой новой отрасли представляется довольно перспективной;

− учет и совершенствование поставок электроэнергии, природного газа и питьевой воды. Производство счетчиков и средств транспортировки энерго- и питьевых ресурсов. Приоритетным направлением явлется их автоматизация. В данной сфере имеется возможность организации сети поставок сжижженного газа и последующее обслуживание. При благоприятной реализации данного проекта и достижении согласия правительств соседних стран, организация на их территории аналогичного проекта – включительно от поставок газового баллона до газового оборудования;

− строительство лечебно-санаторно-туристических комплексов. Одновременно лечение и ознакомление с достопримечательностями региона;

− строительство и последующая совместная эксплуатация инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.

Реализация отмеченных выше направлений позволит создать не только рабочие места но и снять экономическую напряженность и, конечно же экономить занчительные финансово-материальные ресурсы.

Кроме того, притоку в регион частного местного и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение.

narz2.tif

Рис. 2. Основные направления деятельности региональных администраций в инвестиционной деятельности

В развитых странах практикуются следующие направления деятельности местных органов власти и управление, представлены в рис. 2, в отмеченной сфере:

1. Правовой аспект. Показать перед вкладчиками готовность гарантировать права и свободы человека.

2. Коррупционный аспект. Защита инвестиций от коррупционной деятельности местных чиновников.

3. Гарантия прозрачной деятельности органов государственной власти и управления по работе с инвесторами.

4. Создать эффективную систему финансового обслуживания на основе использования современных технологий.

5. Создать информационный центр содействия инвестициям (внешним и внутренним) с формированием банка предложений по объектам инвестирования.

6. Разработка презентаций и проектов по дальнейшему развитию региона для иностранных инвесторов.

7. Работа с зарубежными дипломатическими, торгово-экономическими и финансовыми представительствами. По данными МИД Республики Узбекистан, в настоящее время в стране аккредитованы 45 посольств, 1 торговое представительство, 10 представительств международных организаций, 11 правительственных и межправительственных организаций, 6 представительств международных финансовых организаций, 6 офисов почетных консулов [5]. Привлечение возможностей данных организаций в намеченный инвестиционный процесс расширит масштабы охвата инвестиционной деятельности в странах, где они зарегистрированы.

Заключение

Таким образом, эффективную инвестиционную политику необходимо разработать исходя из специфики региона с учетом отмеченных выше проблем, препятствующих иностраным капиталовложениям в регионе и, в частности, в Ферганской долине.

В ходе разработки мероприятий необходимо обеспечить открытость и доступность руководителей органов государственной власти и управления, информационных служб, официальных веб-сайтов, доступность предоставления информации при помощи технических средств, стендов и прочих важных для инвестора вопросов [6].

Формирование инвестиционной открытости и привлекательности региона, его инвестиционного имиджа, в том числе посредством культурного составления каталогов предприятий, каталогов инвестиционных проектов и т.п.

Здесь также должна вестись информационная работа на таком важном для региона вопросе, как борьба с религиозным фундаментализмом и терроризмом.