Современные требования экономического развития государства нацелены на расширение инновационного потенциала производственных предприятий с целью соответствия стандартам мирового рынка. Российские предприятия в разных сферах и отраслях должны быть конкурентоспособны и постоянно совершенствовать свою материально-техническую базу, применять инновационные технологии, модернизировать производственный процесс. Это позволит обеспечить плавный переход к процессам глобализации экономики, применять модели современного экономического управления хозяйством, осуществлять направления государственной политики, связанные с технологическим рывком и новациями, которые позволят развивать социально-экономические процессы жизни общества.
Инновационное развитие российских предприятий связано с использованием интернет-технологий, компьютерного моделирования производственных процессов, применением высокотехнологичных материалов, оборудования. Такие направления можно увидеть в авиастроении, судостроении, проектно-изыскательской работе, добыче и обработке полезных ископаемых. Предприятия регионального уровня меняют постепенно свой уровень производства и технических процессов, чтобы соответствовать требованиям российской экономики и способствовать развитию инновационной деятельности внутри государства.
Цель исследования: в современном экономическом развитии важное значение имеет инновационный потенциал регионов и страны в целом. Это позволяет обеспечить альтернативные пути в стратегических планах по увеличению объемов общего валового продукта в региональном разрезе, объемов промышленного производства, увеличения наукоемких отраслей и высокотехнологичных предприятий. Структуры предпринимательской деятельности и бизнес-сообщества вместе с государственными органами регулируют свою деятельность в целях управления конкурентоспособностью и выбора стратегических альтернатив развития потенциала региона.
Целевая направленность данной тематики связана с изучением экономического инновационного потенциала российских предприятий на региональном уровне. Региональные производственные предприятия имеют реальные фактические мощности в области железнодорожного машиностроения, химической промышленности, производства трубопроводов и других направлений отраслевого уровня. Однако уровень инновационной мощности в большинстве регионов России остается по-прежнему низким, так как мало выделяется средств на развитие высотехнологических процессов и часто это развитие бывает затратным, а доходность формируется только через длительный период времени.
Государственная политика по расширению инновационной деятельности на региональном уровне в большей степени связана с освоением новых видов продукции, внедрением цифровых технологий, автоматизацией производственных процессов, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Все это позволяет внутри государства увеличить общий объем регионального продукта, а затем и общий внутренний валовый продукт, что является важной основой уровня развития страны и увеличения инновационного потенциала. Управление новациями с целью их внедрения в деятельность малых предприятий также является одним из направлений инновационного развития государства [1].
Оценка эффективности управления производственной деятельностью связана с разработкой критериев инновационного процесса, внедрением организационных, маркетинговых, технологических инноваций [2].
Предпринимательская деятельность по своей структуре является инновационным элементом развития государства, так как многие проекты считаются рискованными и малоизвестными с точки зрения риска и доходности вложений капитала.
Материалы и методы исследования
Методика исследования инновационной активности предприятий регионального уровня основана на проведении статистических исследований и сформированной отчетности производственных предприятий и научных организаций, имеющих в своих финансовых источниках средства, выделяемые на инновационное и высокотехнологичное развитие.
Сравнивая показатели инновационной активности организаций по данным Росстата, которые представляют собой, по сути, удельный вес организаций, осуществлявших инновации в области технологий, маркетинга, управления производством, можно отметить, что данный уровень уменьшается как по России, так и по Брянской области (рис. 1).
Рис. 1. Доля предприятий России и Брянской области с инновационной активностью за 2010–2017 гг., %
Анализ данных доли инновационной активности предприятий российского и регионального показателя существенно отличается за исследуемый период. При этом самый высокий показатель инновационного развития наблюдается в 2011 г., а самый низкий по данным за 2017 г. Эта динамика прослеживается и по показателям развития инновационных технологий регионального уровня Брянской области, где также в настоящее время наблюдается спад показателей и составляет по статистическим данным всего 5,7 % за 2017 г., что на 2,5 п.п. ниже уровня 2014 г., когда также наблюдался экономический кризис национальной экономики.
Качественные составляющие компоненты в виде кадровых, научных, организационно-технических, маркетинговых, экологических, финансово-инвестиционных направлений развития предприятия позволяют оценить его уровень и структуру инноваций, а также оказать общее влияние на взаимодействие и изменение инновационного потенциала предприятия.
Основным показателем, характеризующим инвестиционную активность регионов, является Российский региональный инновационный индекс. Он включает в себя несколько составных частей, куда входят индексы социально-экономических условий инновационной деятельности, показатели инновационного назначения, качество инновационной политики, научно-технический потенциал.
Политика государства нацелена на переход к инновационному развитию многих отраслей хозяйства, поэтому при выработке плана и стратегии будущего важно учесть предполагаемый потенциал инноваций в каждой отрасли или сфере производства, что позволит выйти на более качественный уровень развития государства.
Качество инновационной политики связано с нормативно-правовой базой регулирования инновационных направлений политики, совокупностью бюджетных затрат на науку и инновации, организационными вопросами обеспечение инновационной политики.
Рассматривая стоимость затрат, направляемых на технологические инновации организаций, видно, что объем средств увеличивается в абсолютном выражении по данным Российской Федерации, но на региональном уровне эти значения существенно колеблются и могут как увеличиваться, так и уменьшаться (таблица).
Динамика затрат на технологические инновации предприятий отдельных регионов за 2013–2017 гг., млн руб.
Регион |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Отклонение (+, –) |
Темп роста, % |
Россия, всего |
1112429 |
1211897 |
1203638 |
1284590 |
1404985 |
292556 |
126,3 |
Брянская область |
2080,3 |
1246,3 |
1460,8 |
2789,9 |
1466,9 |
–613,4 |
70,5 |
Смоленская область |
1432,2 |
1741,5 |
2636,0 |
3077,4 |
4286,3 |
2854,1 |
299,3 |
Калужская область |
15574,9 |
13491,9 |
11604,9 |
9232,9 |
10539,7 |
–5035,2 |
67,7 |
Курская область |
7710,6 |
4545,8 |
1022,4 |
2236,5 |
2061,0 |
–5649,6 |
26,7 |
Сравнивая данные показатели, можно наблюдать: в среднем по России сумма затрат на инновации расширяется и темп прироста за пять лет составил 23,6 %, что в сумме составляет 292,6 млрд руб. При этом в Брянской области наблюдается спад инновационной активности почти на 30 % или на 613,4 млн руб. В Смоленской области виден резкий рост средств, направляемых на развитие инноваций, что положительно сказывается на активности технологического потенциала данной области.
Курская область за пять лет стала меньше направлять средства на развитие наукоемких предприятий и технологические инноваций более, чем в три раза. По сумме снижение составляет 5,65 млрд руб. В Калужской области также наблюдается снижение инновационных затрат на 5,04 млрд руб. или на 22,3 % за 2017 г. по сравнению с 2013 г.
Существенное значение имеет исследование, в какие отрасли направляются средства, выделяемые на инновации. По данным статистических исследований наибольшую долю занимают обрабатывающие производства – 44,7 %, затем проводимые научные исследования и разработки – 32,5 %, добыча полезных ископаемых – 10,6 % и другие направления развития предприятий инновационного типа.
Существенным вопросом для исследования показателей инновационной активности предприятий каждого региона является расчет уровня, который занимают данные предпринимательские структуры от суммы валового регионального продукта (рис. 2).
Рис. 2. Объем валового регионального продукта и доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей Брянской области за 2012–2017 гг. [3]. Примечание. 2017* – прогнозные данные
По данным статистических расчетов валовый региональный продукт Брянской области увеличивается незначительными темпами, при этом за 2017 г. по предварительным оценкам Правительства области рост регионального продукта составит 101,2 % по сравнению с 2016 г. Доля продукции наукоемких отраслей уменьшилась на 0,2 % в связи с недофинансированием данной области инновационного развития региона и отдельных отраслей регионального уровня.
Результаты исследования и их обсуждение
Итоговым документом, отражающим фактическое положение по уровню инновационной активности и развития регионов, является рейтингование субъектов Российской Федерации по уровню инновационного развития, проводимого Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [4].
По результатам исследования за 2015 г. Брянская область входит в третью группу регионов с низким индексом инновационного развития и занимает 47 место по проведенному ранжированию. Курская область занимает по данному рейтингу 42 место, Смоленская область – 56 место, Орловская область – 60 место. Единственным регионом из областей ЦФО, которая входит в первую группу с высоким инновационным индексом является Калужская область, которая занимает по результатам 2015 г. 6 место.
Динамика индексов промышленного производства также имеет тенденцию к снижению показателей за последние пять лет (рис. 3).
Динамика показывает, что Брянская область по индексам промышленного производства имеет данные несколько выше, чем в среднем по России, причем это характерно для всего периода исследования. Таким образом, можно сказать, что существуют перспективные возможности данного региона и внедрения наукоемких и высотехнологичных производств, которые будут обеспечивать повышение инновационной активности Брянской области и ее стабилизацию в рейтинговании индексов инновационного развития.
Рис. 3. Динамика индексов промышленного производства за 2013–2017 гг., в % к прошлому году
Брянская область отмечается среди тех регионов, предприятия которой больше стали пользоваться инновационными технологиями и за период с 2014 по 2015 гг. данная область значительно улучшила свое положение в рейтинге (+12 пунктов). А вот Смоленская область, наоборот, резко снизила занимаемое положение по региональному индексу, так как в 2014 г. занимала 45 место. По данным за 2016 и 2017 г., приведенных статистическими органами средства, выделяемые на науку, инновационную деятельность значительно снизились, поэтому индексы инновационной активности данных регионов также снизятся при проведении исследования в текущих периодах.
Заключение
Среди основных задач стратегии инновационного развития государства является интеграция России в мировые процессы создания и использования нововведений, формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний.
Брянская область также придерживается обозначенного стратегического развития инновационных технологий в производственных предприятиях регионального уровня, при этом действует государственная программа поддержки инновационной деятельности. Выход на межрегиональный уровень позволяет привлекать инвестиционный ресурс и расширять инновационные показатели в некоторых отраслях экономики региона [5].
Региональные производственные и сельскохозяйственные предприятия нуждаются в государственной поддержке для развития своего научного и технического потенциала, для формирования инновационной базы высотехнологичных предприятий, увеличения количества исследований и разработок в разных сферах науки и производственной деятельности.
Органы государственного управления Брянской области нацелены на повышение благосостояния жителей региона, создание благоприятных условий для качественной жизни граждан, а также повышение инновационной и инвестиционной привлекательности для предпринимательских структур, для притока капитала в целях развития демографического, социального, экономического потенциала региональных предприятий и населения в целом.
Рост отдельных макроэкономических показателей, увеличений инвестиций в промышленное развитие региона, стабильность предоставляемых социальных услуг, повышение инновационного потенциала регионального уровня, улучшение социально-экономической ситуации области, повышение темпов роста строительства жилья для разных категорий граждан – все это позволяет говорить о социально-экономической стабильности и повышении уровня жизни населения [6].
Инновационная политика регионального назначения направлена в стратегическом плане на модернизацию части промышленного комплекса, расширение инновационного развития агропромышленных направлений и сельского хозяйства, совершенствование кадрового потенциала производственных предприятий, создание потенциала будущего развития регионов на основе улучшения инвестиционного и инновационного климата и развития взаимовыгодного сотрудничества с органами государственного и муниципального управления.