Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN DURING THE POST-CRISIS PERIOD

Kaygorodtsev A.A. 1
1 S. Amanzholov East Kazakhstan State University
In article problems and prospects of development in Kazakhstan of small and average business are considered. The role of small business in economic upgrade of Kazakhstan is shown. An inspection of a hypothesis of a possibility of finishing by 2030 of specific weight of small and average business up to 40 percent in GDP of the republic is carried out. Two options of scenarios of development of small and average business are considered: basic and innovative. In case of implementation of basic and innovative scenarios achievement by 2030 of a scheduled share of small business in GDP is possible. In case of implementation of the innovative scenario specific weight of small business can reach 50 percent by 2050. Recommendations about enhancement of the state support of small business are made, namely: enhancement of the normative-right basis of functioning of subjects of small business; elimination of administrative barriers; enhancement of financial and credit mechanisms of functioning of subjects of small business; extension of interaction of small and large enterprises; development of system of rendering services and provision of information to the small and average business enterprises; development of social movement of businessmen; involvement of subjects of small and average business to creation of regional clusters; implementation of regional target programs of increase in competitiveness of subjects of small business.
small and average business
social and economic modernization
scenario of development
state support of small business

В условиях глобального финансового кризиса, отрицательное влияние которого на мировую экономику усилилось в результате совпадения с другими глобальными кризисами (энергетическим, продовольственным, политическим), в Казахстане произошло резкое замедление темпов экономического роста. Это обусловливает необходимость создания новой модели экономического развития, обеспечивающей преодоление технологического отставания республики от промышленно развитых стран мира и гарантированное вхождение республики в число тридцати наиболее конкурентоспособных стран мира.

Казахстан занимает 53 позицию в Глобальном индексе конкурентоспособности, опубликованном Всемирным экономическим форумом в Давосе (ГИК ВЭФ) в октябре 2016 г., значительно отставая от своих ближайших соседей, с которыми у республики есть возможность международного сотрудничества (Южная Корея занимает 26-е место, Китай – 28-е, Россия – 43-е) [1].

Учитывая, что Казахстан не имеет преимуществ в базовых отраслях, определяющих конкурентоспособность экономики, президент Н.А. Назарбаев в послании к народу Казахстана от 31 января 2017 г. [2], обозначил приоритеты по обеспечению конкурентоспособности РК, главным из которых является модернизация.

На наш взгляд, у Казахстана имеются возможности для прорыва в таких сферах, как нанотехнологии, биотехнологии, IT-технологии, космические технологии. Имеющиеся у республики финансовые и интеллектуальные возможности следует сосредоточить именно на данных направлениях научно-технического прогресса, где есть определенные перспективы в достижении успеха в соревновании за конкурентоспособность.

Финансовый кризис 2008 г. позволил выявить наличие у Казахстана серьезных проблем в финансовой сфере, для устранения которых в период кризиса государством были предприняты энергичные шаги: на поддержку финансового сектора было выделено 476 млрд тенге; была проведена большая работа по реструктуризации внешнего долга. Эти меры привели к стабилизации ситуации на внешнем рынке и оживлению в экономики республики. Однако проблемы банковской системы были решены не в полном объеме. В связи с этим в 2017 г. на поддержку банковского сектора Казахстана было направлено 1,2 трлн тенге.

Если в начале 21 века финансовая система Казахстана признавалась одной из успешных, то за последние 16 лет она сдала свои позиции. Это объясняется тем, что банковская система РК занимается в первую очередь кредитованием торговых операций, в то время как изначальной функцией банков является кредитование реального сектора экономики. Банки должны быть не столько – не в первую очередь – посредниками в торговле товаром «покупательная сила» сколько производителями этого товара» [3]. Решение возникших проблем – переход на инновационный путь развития.

Государство должно активно подкачивать эффективный спрос, уменьшая проблему реализации. Решающий компонент эффективного спроса – инвестиции, которые можно повысить двумя методами:

а) денежно-кредитным: понижение ставки процента;

б) бюджетным: финансирование частного предпринимательства из госбюджета, организация государственных закупок.

Развитие малого и среднего бизнеса следует осуществлять на основе программно-целевого подхода. Программы развития малого бизнеса должны иметь межуровневый характер в следующих направлениях:

а) законодательная сфера;

б) определение приоритетов и разработка прогнозов развития малого и среднего бизнеса;

в) совершенствование методов государственной поддержки малого предпринимательства;

г) институциональная политика.

В соответствии с поручением Президента РК по реализации Программы «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» № 9, к 2020 г. должен произойти не только рост национальной экономики, но и масштабное изменение социальной структуры общества. В частности, доля малого и среднего бизнеса в ВВП должна составить 40 % против 25,6 % в 2015 г. К 2050 г. доля МСБ в ВВП должна составить не менее 50 %.

Целью настоящей статьи является исследование возможности достижения параметров развития малого и среднего предпринимательства, предусмотренных программными документами Республики Казахстан, и определение путей достижения запланированных показателей.

Материалы и методы исследования

Теоретической и методологической основой исследования являются произведения ведущих ученых-экономистов по проблемам повышения эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, опыт зарубежных стран, законодательные и нормативно-правовые акты Республики Казахстан по вопросам функционирования малого и среднего бизнеса.

В процессе исследования использовались такие методы познания, как системно-функциональный, экономико-статистического анализа и метод сценариев.

Результаты исследования и их обсуждение

Прежде чем приступить к прогнозу развития малого и среднего предпринимательства в Казахстане, отметим, что в настоящее время среди ученых отсутствует единство в оценке роли МСП в национальной экономике.

Так, российский ученый Г.Н. Цаголов считает, что малый и средний бизнес не располагают возможностями воздействия на рынок, так как авансцена современной экономической жизни занята миром крупных корпораций. Малые и средние предприниматели с трудом выживают в острой конкурентной борьбе между собой и под гнетом большого бизнеса [4, с. 90–91].

Аналогичной точки зрения придерживается А.А. Пороховский, который отмечает, что экономика США «основной потенциал своего функционирования и развития… черпает из акционерного капитала и собственности. Что же касается индивидуальных предприятий, находящихся в частной собственности их владельцев, то их экономический вес незначителен, но они благодаря своей многочисленности создают общую благоприятную среду для предпринимательской деятельности в целом и для учета индивидуальных потребностей на различных рынках» [5, с. 164–165].

М. Кастельс [6, с. 164–165] и Д. Кортен [7, с. 164–165], на основе результатов анализа данных США, Японии и др. стран Запада, несмотря на аргументацию многочисленных авторов в пользу малого бизнеса, как наиболее приспособленного к гибким технологиям, пришли к выводу о том, что современные корпорации, на долю 500 крупнейших из которых приходится около 25 % мирового объема производства, являются хозяевами мировой экономики.

В табл. 1–3 сделан прогноз развития в Казахстане малого и среднего бизнеса. При этом для осуществления квазиимитационного моделирования были использованы электронные таблицы Excel.

Таблица 1

Прогноз ВВП Республики Казахстан на 2017–2030 гг.

Год

Вариант 1 (базовый сценарий)

Вариант 2 (инновационный сценарий)

ВВП, млрд тенге

Индекс физического объема ВВП к предыдущему году, %

ВВП, млрд тенге

Индекс физического объема ВВП к предыдущему году, %

2015

40884,1

101,2

40884,1

101,2

2016

46971,2

101,1

46971,2

101,1

2017

47863,6

101,9

47863,6

101,9

2018

48868,7

102,1

49060,2

102,5

2019

50188,2

102,7

50482,9

102,9

2020

51643,7

102,9

52047,9

103,1

2021

53193,0

103,0

53765,5

103,3

2022

54788,7

103,0

55647,3

103,5

2023

56432,4

103,0

57706,2

103,7

2024

58125,4

103,0

59899,1

103,8

2025

59869,1

103,0

62295,0

104,0

2026

61665,2

103,0

64911,4

104,2

2027

63515,2

103,0

67767,5

104,4

2028

65420,6

103,0

70884,8

104,6

2029

67383,3

103,0

74429,1

105,0

2030

69404,7

103,0

78150,5

105,0

Примечание. Составлено автором.

Таблица 2

Доля МСП в ВВП (базовый сценарий)

Год

ВВП,

млрд тенге

Вариант 1

Вариант 2

Неизменный объем ВДС крупного бизнеса, млрд тенге

Объем ВДС МСБ, млрд тенге

Уд. вес МСП, %

Объем ВДС крупного бизнеса, млрд тенге

Объем ВДС МСБ, млрд тенге

Уд. вес МСП, %

2015

40884,1

30417,8

10466,3

25,6

30417,8

10466,3

25,6

2016

46971,2

34382,9

12588,3

26,8

34382,9

12588,3

26,8

2017

47863,6

34382,9

13480,7

28,2

34898,6

12965,0

27,1

2018

48868,7

34382,9

14485,9

29,6

35422,1

13446,6

27,5

2019

50188,2

34382,9

15805,3

31,5

35953,4

14234,8

28,4

2020

51643,7

34382,9

17260,8

33,4

36492,7

15150,9

29,3

2021

53193,0

34382,9

18810,1

35,4

37040,1

16152,8

30,4

2022

54788,7

34382,9

20405,9

37,2

37595,7

17193,0

31,4

2023

56432,4

34382,9

22049,5

39,1

38159,7

18272,7

32,4

2024

58125,4

34382,9

23742,5

40,8

38732,1

19393,3

33,4

2025

59869,1

34382,9

25486,3

42,6

39313,0

20556,1

34,3

2026

61665,2

34382,9

27282,3

44,2

39902,7

21762,5

35,3

2027

63515,2

34382,9

29132,3

45,9

40501,3

23013,9

36,2

2028

65420,6

34382,9

31037,8

47,4

41108,8

24311,8

37,2

2029

67383,3

34382,9

33000,4

49,0

41725,4

25657,8

38,1

2030

69404,7

34382,9

35021,9

50,5

42351,3

27053,4

39,0

Примечание. Составлено автором.

Таблица 3

Доля МСП в ВВП (инновационный сценарий)

Год

ВВП,

млрд тенге

Объем ВДС крупного бизнеса, млрд тенге

Объем ВДС МСБ, млрд тенге

Удельный вес МСП, %

2015

40884,1

30417,8

10466,3

25,6

2016

46971,2

34382,9

12588,3

26,8

2017

47863,6

34898,6

12965,0

27,1

2018

49060,2

35422,1

13638,1

27,8

2019

50482,9

35953,4

14529,5

28,8

2020

52047,9

36492,7

15555,2

29,9

2021

53765,5

37040,1

16725,4

31,1

2022

55647,3

37595,7

18051,6

32,4

2023

57706,2

38159,7

19546,5

33,9

2024

59899,1

38732,1

21167,0

35,3

2025

62295,0

39313,0

22982,0

36,9

2026

64911,4

39902,7

25008,7

38,5

2027

67767,5

40501,3

27266,2

40,2

2028

70884,8

41108,8

29776,0

42,0

2029

74429,1

41725,4

32703,7

43,9

2030

78150,5

42351,3

35799,2

45,8

Примечание. Составлено автором.

В табл. 1 сделан расчет уровня ВВП при различных сценариях экономического роста.

Базовый сценарий соответствует прогнозу Министерства экономики на 2017–2021 гг. После этого автор исходил из гипотезы о сохранении достигнутого за указанные годы среднегодового темпа прироста на уровне 3 % на оставшийся период.

В основе инновационного сценария лежит гипотеза об успешной реализации Государственной программы ИИР на период до 2020 г., что положительно отразится на темпах роста ВВП: в 2025 г. прирост ВВП по сравнению с предыдущим периодом составит 4 %, а в 2029–2030 гг. этот показатель достигнет порогового уровня экономической безопасности – 5 %.

В табл. 2 сделан прогноз изменения удельного веса МСБ в ВВП республики в соответствии с базовым сценарием роста ВВП. Согласно первому варианту, предусматривающему замораживание роста крупного бизнеса, запланированное на 2020 г. руководством республики доведение доли МСП в ВВП до 40 % будет обеспечено в 2024 г., а в 2030 г. доля МСП в ВВП достигнет 50 %.

Однако подобный сценарий, характерный для стран с постиндустриальной экономикой, неприемлем для Казахстана, осуществляющего индустриально инновационное развитие экономики. Поэтому второй вариант прогноза предусматривает ежегодный рост объема валовой добавленной стоимости крупного бизнеса в размере 1,5 %. В этом случае доля МСП республики в ВВП вплотную приблизится к 40-процентному уровню в 2030 г.

Это свидетельствует о том, что доведение к 2050 г. удельного веса МСП в ВВП республики является вполне достижимым индикатором Стратегии «Казахстан-2050».

Инновационный сценарий предусматривает равномерное увеличение объемов ВДС крупного бизнеса и опережающий рост ВДС в секторе МСП. При этом в 2030 г. доля малого и среднего бизнеса в ВВП составит 45,8 %. Это свидетельствует о том, что для достижения к 2050 г. удельного веса МСП в ВВП, равного 50 %, потребуется в оставшиеся 20 лет обеспечить среднегодовые темпы прироста доли ВДС малого и среднего бизнеса в ВВП размере 0,5 процентных пункта.

Выводы

В результате проведенного исследования подтверждена гипотеза о возможности при реализации как инновационного, так и базового сценариев развития малого предпринимательства доведения к 2030 г. удельного веса МСП в ВВП республики до 40 %, а при использовании инновационного сценария доля МСП в ВВП может достигнуть к 2050 г. 50 %.

Для обеспечения реализации базового и инновационного сценариев развития МСП можно использовать следующие направления совершенствования механизма государственного регулирования развития малого и среднего предпринимательства:

– совершенствование нормативно-правовой базы функционирования субъектов МСП, в том числе системы налогообложения;

– устранение административных барьеров;

– совершенствование финансово-кредитных механизмов, в том числе проектное финансирование субъектов МСБ;

– расширение взаимодействия малых и крупных предприятий;

– развитие системы оказания услуг и предоставления информации предприятиям МСП;

– развитие общественного движения предпринимателей;

– привлечение субъектов МСП к созданию региональных кластеров;

– реализация региональных целевых программ повышения конкурентоспособности субъектов МСП.