В условиях глобального финансового кризиса, отрицательное влияние которого на мировую экономику усилилось в результате совпадения с другими глобальными кризисами (энергетическим, продовольственным, политическим), в Казахстане произошло резкое замедление темпов экономического роста. Это обусловливает необходимость создания новой модели экономического развития, обеспечивающей преодоление технологического отставания республики от промышленно развитых стран мира и гарантированное вхождение республики в число тридцати наиболее конкурентоспособных стран мира.
Казахстан занимает 53 позицию в Глобальном индексе конкурентоспособности, опубликованном Всемирным экономическим форумом в Давосе (ГИК ВЭФ) в октябре 2016 г., значительно отставая от своих ближайших соседей, с которыми у республики есть возможность международного сотрудничества (Южная Корея занимает 26-е место, Китай – 28-е, Россия – 43-е) [1].
Учитывая, что Казахстан не имеет преимуществ в базовых отраслях, определяющих конкурентоспособность экономики, президент Н.А. Назарбаев в послании к народу Казахстана от 31 января 2017 г. [2], обозначил приоритеты по обеспечению конкурентоспособности РК, главным из которых является модернизация.
На наш взгляд, у Казахстана имеются возможности для прорыва в таких сферах, как нанотехнологии, биотехнологии, IT-технологии, космические технологии. Имеющиеся у республики финансовые и интеллектуальные возможности следует сосредоточить именно на данных направлениях научно-технического прогресса, где есть определенные перспективы в достижении успеха в соревновании за конкурентоспособность.
Финансовый кризис 2008 г. позволил выявить наличие у Казахстана серьезных проблем в финансовой сфере, для устранения которых в период кризиса государством были предприняты энергичные шаги: на поддержку финансового сектора было выделено 476 млрд тенге; была проведена большая работа по реструктуризации внешнего долга. Эти меры привели к стабилизации ситуации на внешнем рынке и оживлению в экономики республики. Однако проблемы банковской системы были решены не в полном объеме. В связи с этим в 2017 г. на поддержку банковского сектора Казахстана было направлено 1,2 трлн тенге.
Если в начале 21 века финансовая система Казахстана признавалась одной из успешных, то за последние 16 лет она сдала свои позиции. Это объясняется тем, что банковская система РК занимается в первую очередь кредитованием торговых операций, в то время как изначальной функцией банков является кредитование реального сектора экономики. Банки должны быть не столько – не в первую очередь – посредниками в торговле товаром «покупательная сила» сколько производителями этого товара» [3]. Решение возникших проблем – переход на инновационный путь развития.
Государство должно активно подкачивать эффективный спрос, уменьшая проблему реализации. Решающий компонент эффективного спроса – инвестиции, которые можно повысить двумя методами:
а) денежно-кредитным: понижение ставки процента;
б) бюджетным: финансирование частного предпринимательства из госбюджета, организация государственных закупок.
Развитие малого и среднего бизнеса следует осуществлять на основе программно-целевого подхода. Программы развития малого бизнеса должны иметь межуровневый характер в следующих направлениях:
а) законодательная сфера;
б) определение приоритетов и разработка прогнозов развития малого и среднего бизнеса;
в) совершенствование методов государственной поддержки малого предпринимательства;
г) институциональная политика.
В соответствии с поручением Президента РК по реализации Программы «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» № 9, к 2020 г. должен произойти не только рост национальной экономики, но и масштабное изменение социальной структуры общества. В частности, доля малого и среднего бизнеса в ВВП должна составить 40 % против 25,6 % в 2015 г. К 2050 г. доля МСБ в ВВП должна составить не менее 50 %.
Целью настоящей статьи является исследование возможности достижения параметров развития малого и среднего предпринимательства, предусмотренных программными документами Республики Казахстан, и определение путей достижения запланированных показателей.
Материалы и методы исследования
Теоретической и методологической основой исследования являются произведения ведущих ученых-экономистов по проблемам повышения эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, опыт зарубежных стран, законодательные и нормативно-правовые акты Республики Казахстан по вопросам функционирования малого и среднего бизнеса.
В процессе исследования использовались такие методы познания, как системно-функциональный, экономико-статистического анализа и метод сценариев.
Результаты исследования и их обсуждение
Прежде чем приступить к прогнозу развития малого и среднего предпринимательства в Казахстане, отметим, что в настоящее время среди ученых отсутствует единство в оценке роли МСП в национальной экономике.
Так, российский ученый Г.Н. Цаголов считает, что малый и средний бизнес не располагают возможностями воздействия на рынок, так как авансцена современной экономической жизни занята миром крупных корпораций. Малые и средние предприниматели с трудом выживают в острой конкурентной борьбе между собой и под гнетом большого бизнеса [4, с. 90–91].
Аналогичной точки зрения придерживается А.А. Пороховский, который отмечает, что экономика США «основной потенциал своего функционирования и развития… черпает из акционерного капитала и собственности. Что же касается индивидуальных предприятий, находящихся в частной собственности их владельцев, то их экономический вес незначителен, но они благодаря своей многочисленности создают общую благоприятную среду для предпринимательской деятельности в целом и для учета индивидуальных потребностей на различных рынках» [5, с. 164–165].
М. Кастельс [6, с. 164–165] и Д. Кортен [7, с. 164–165], на основе результатов анализа данных США, Японии и др. стран Запада, несмотря на аргументацию многочисленных авторов в пользу малого бизнеса, как наиболее приспособленного к гибким технологиям, пришли к выводу о том, что современные корпорации, на долю 500 крупнейших из которых приходится около 25 % мирового объема производства, являются хозяевами мировой экономики.
В табл. 1–3 сделан прогноз развития в Казахстане малого и среднего бизнеса. При этом для осуществления квазиимитационного моделирования были использованы электронные таблицы Excel.
Таблица 1
Прогноз ВВП Республики Казахстан на 2017–2030 гг.
Год |
Вариант 1 (базовый сценарий) |
Вариант 2 (инновационный сценарий) |
||
ВВП, млрд тенге |
Индекс физического объема ВВП к предыдущему году, % |
ВВП, млрд тенге |
Индекс физического объема ВВП к предыдущему году, % |
|
2015 |
40884,1 |
101,2 |
40884,1 |
101,2 |
2016 |
46971,2 |
101,1 |
46971,2 |
101,1 |
2017 |
47863,6 |
101,9 |
47863,6 |
101,9 |
2018 |
48868,7 |
102,1 |
49060,2 |
102,5 |
2019 |
50188,2 |
102,7 |
50482,9 |
102,9 |
2020 |
51643,7 |
102,9 |
52047,9 |
103,1 |
2021 |
53193,0 |
103,0 |
53765,5 |
103,3 |
2022 |
54788,7 |
103,0 |
55647,3 |
103,5 |
2023 |
56432,4 |
103,0 |
57706,2 |
103,7 |
2024 |
58125,4 |
103,0 |
59899,1 |
103,8 |
2025 |
59869,1 |
103,0 |
62295,0 |
104,0 |
2026 |
61665,2 |
103,0 |
64911,4 |
104,2 |
2027 |
63515,2 |
103,0 |
67767,5 |
104,4 |
2028 |
65420,6 |
103,0 |
70884,8 |
104,6 |
2029 |
67383,3 |
103,0 |
74429,1 |
105,0 |
2030 |
69404,7 |
103,0 |
78150,5 |
105,0 |
Примечание. Составлено автором.
Таблица 2
Доля МСП в ВВП (базовый сценарий)
Год |
ВВП, млрд тенге |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
||||
Неизменный объем ВДС крупного бизнеса, млрд тенге |
Объем ВДС МСБ, млрд тенге |
Уд. вес МСП, % |
Объем ВДС крупного бизнеса, млрд тенге |
Объем ВДС МСБ, млрд тенге |
Уд. вес МСП, % |
||
2015 |
40884,1 |
30417,8 |
10466,3 |
25,6 |
30417,8 |
10466,3 |
25,6 |
2016 |
46971,2 |
34382,9 |
12588,3 |
26,8 |
34382,9 |
12588,3 |
26,8 |
2017 |
47863,6 |
34382,9 |
13480,7 |
28,2 |
34898,6 |
12965,0 |
27,1 |
2018 |
48868,7 |
34382,9 |
14485,9 |
29,6 |
35422,1 |
13446,6 |
27,5 |
2019 |
50188,2 |
34382,9 |
15805,3 |
31,5 |
35953,4 |
14234,8 |
28,4 |
2020 |
51643,7 |
34382,9 |
17260,8 |
33,4 |
36492,7 |
15150,9 |
29,3 |
2021 |
53193,0 |
34382,9 |
18810,1 |
35,4 |
37040,1 |
16152,8 |
30,4 |
2022 |
54788,7 |
34382,9 |
20405,9 |
37,2 |
37595,7 |
17193,0 |
31,4 |
2023 |
56432,4 |
34382,9 |
22049,5 |
39,1 |
38159,7 |
18272,7 |
32,4 |
2024 |
58125,4 |
34382,9 |
23742,5 |
40,8 |
38732,1 |
19393,3 |
33,4 |
2025 |
59869,1 |
34382,9 |
25486,3 |
42,6 |
39313,0 |
20556,1 |
34,3 |
2026 |
61665,2 |
34382,9 |
27282,3 |
44,2 |
39902,7 |
21762,5 |
35,3 |
2027 |
63515,2 |
34382,9 |
29132,3 |
45,9 |
40501,3 |
23013,9 |
36,2 |
2028 |
65420,6 |
34382,9 |
31037,8 |
47,4 |
41108,8 |
24311,8 |
37,2 |
2029 |
67383,3 |
34382,9 |
33000,4 |
49,0 |
41725,4 |
25657,8 |
38,1 |
2030 |
69404,7 |
34382,9 |
35021,9 |
50,5 |
42351,3 |
27053,4 |
39,0 |
Примечание. Составлено автором.
Таблица 3
Доля МСП в ВВП (инновационный сценарий)
Год |
ВВП, млрд тенге |
Объем ВДС крупного бизнеса, млрд тенге |
Объем ВДС МСБ, млрд тенге |
Удельный вес МСП, % |
2015 |
40884,1 |
30417,8 |
10466,3 |
25,6 |
2016 |
46971,2 |
34382,9 |
12588,3 |
26,8 |
2017 |
47863,6 |
34898,6 |
12965,0 |
27,1 |
2018 |
49060,2 |
35422,1 |
13638,1 |
27,8 |
2019 |
50482,9 |
35953,4 |
14529,5 |
28,8 |
2020 |
52047,9 |
36492,7 |
15555,2 |
29,9 |
2021 |
53765,5 |
37040,1 |
16725,4 |
31,1 |
2022 |
55647,3 |
37595,7 |
18051,6 |
32,4 |
2023 |
57706,2 |
38159,7 |
19546,5 |
33,9 |
2024 |
59899,1 |
38732,1 |
21167,0 |
35,3 |
2025 |
62295,0 |
39313,0 |
22982,0 |
36,9 |
2026 |
64911,4 |
39902,7 |
25008,7 |
38,5 |
2027 |
67767,5 |
40501,3 |
27266,2 |
40,2 |
2028 |
70884,8 |
41108,8 |
29776,0 |
42,0 |
2029 |
74429,1 |
41725,4 |
32703,7 |
43,9 |
2030 |
78150,5 |
42351,3 |
35799,2 |
45,8 |
Примечание. Составлено автором.
В табл. 1 сделан расчет уровня ВВП при различных сценариях экономического роста.
Базовый сценарий соответствует прогнозу Министерства экономики на 2017–2021 гг. После этого автор исходил из гипотезы о сохранении достигнутого за указанные годы среднегодового темпа прироста на уровне 3 % на оставшийся период.
В основе инновационного сценария лежит гипотеза об успешной реализации Государственной программы ИИР на период до 2020 г., что положительно отразится на темпах роста ВВП: в 2025 г. прирост ВВП по сравнению с предыдущим периодом составит 4 %, а в 2029–2030 гг. этот показатель достигнет порогового уровня экономической безопасности – 5 %.
В табл. 2 сделан прогноз изменения удельного веса МСБ в ВВП республики в соответствии с базовым сценарием роста ВВП. Согласно первому варианту, предусматривающему замораживание роста крупного бизнеса, запланированное на 2020 г. руководством республики доведение доли МСП в ВВП до 40 % будет обеспечено в 2024 г., а в 2030 г. доля МСП в ВВП достигнет 50 %.
Однако подобный сценарий, характерный для стран с постиндустриальной экономикой, неприемлем для Казахстана, осуществляющего индустриально инновационное развитие экономики. Поэтому второй вариант прогноза предусматривает ежегодный рост объема валовой добавленной стоимости крупного бизнеса в размере 1,5 %. В этом случае доля МСП республики в ВВП вплотную приблизится к 40-процентному уровню в 2030 г.
Это свидетельствует о том, что доведение к 2050 г. удельного веса МСП в ВВП республики является вполне достижимым индикатором Стратегии «Казахстан-2050».
Инновационный сценарий предусматривает равномерное увеличение объемов ВДС крупного бизнеса и опережающий рост ВДС в секторе МСП. При этом в 2030 г. доля малого и среднего бизнеса в ВВП составит 45,8 %. Это свидетельствует о том, что для достижения к 2050 г. удельного веса МСП в ВВП, равного 50 %, потребуется в оставшиеся 20 лет обеспечить среднегодовые темпы прироста доли ВДС малого и среднего бизнеса в ВВП размере 0,5 процентных пункта.
Выводы
В результате проведенного исследования подтверждена гипотеза о возможности при реализации как инновационного, так и базового сценариев развития малого предпринимательства доведения к 2030 г. удельного веса МСП в ВВП республики до 40 %, а при использовании инновационного сценария доля МСП в ВВП может достигнуть к 2050 г. 50 %.
Для обеспечения реализации базового и инновационного сценариев развития МСП можно использовать следующие направления совершенствования механизма государственного регулирования развития малого и среднего предпринимательства:
– совершенствование нормативно-правовой базы функционирования субъектов МСП, в том числе системы налогообложения;
– устранение административных барьеров;
– совершенствование финансово-кредитных механизмов, в том числе проектное финансирование субъектов МСБ;
– расширение взаимодействия малых и крупных предприятий;
– развитие системы оказания услуг и предоставления информации предприятиям МСП;
– развитие общественного движения предпринимателей;
– привлечение субъектов МСП к созданию региональных кластеров;
– реализация региональных целевых программ повышения конкурентоспособности субъектов МСП.