Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

ECONOMIC ASPECTS OF THE ASSESSMENT, FORECASTING, AND IMPROVE QUALITY INDICATORS OF RUSSIA’S POPULATION LIVES

Akhmadiev G.M. 1
1 Kazan (Volga) Federal University
The aim of this paper is to study the economic framework for assessing prognosis and improve quality indicators of the Russian population lives. The urgency of the problem is due to meet the population’s quality of life, it is possible to precisely determine the effectiveness of the activities of state authorities, providing a result of its activities to achieve the main goals of any democratic state - a high level of security and quality of life of the population of the republic or the individual countries of the region and the creation of conditions for the full development personality. The standard of living of the population is one of the most important criteria for evaluating the effectiveness of social and economic policy. Basically, assessment of the level of life is determined by the basic cost parameters: the total volume of money incomes and expenditures, cash income and expenses of basic social and demographic groups.
economic indicators
assessment
forecasting
quality of life
population
Russia

Современное мировое общество характеризуется глобальными, а иногда даже неожиданными изменениями, как в политической, так и в социально-экономической жизни. Уровень и качество жизни и во многом определяется результативностью реформ, нацеленных на повышение эффективности функционирования различных институтов всего мирового общества.

Целью настоящей работы является рассмотрение экономических основ оценки, прогнозирования и повышения качественных показателей жизни населения России.

В последние десятилетия во многих странах мира, в том числе и в Российской Федерации актуальными становятся проблемы повышения уровня и качества жизни населения. Административные реформы, проводимые в нашей стране, направлены на создание оптимальной и эффективной системы государственного управления, так как только эффективная государственная власть способна создать условия для повышения уровня и качества жизни населения. Необходимо отметить, что повышение эффективности деятельности государственных органов управления является сложной, комплексной задачей, требующей концентрации усилий многих структур общества, открытости власти к переменам, готовности населения к диалогу с властью. Все это требует переосмысления значения роли и функций государства, сущности взаимоотношений общества и государства. Поспешные и непродуманные решения могут привести к значительным экономическим и социальным потерям, не говоря уже о том, что об успешности деятельности органов государственной власти не может быть и речи. Повышение эффективности деятельности органов государственного управления представляет собой целый комплекс сложных взаимосвязанных процессов, включающих в себя не только организационные и структурные изменения в системе управления, но и совершенствование механизмов осуществления полномочий и функций государственного управления. При этом совершенствование системы государственного управления должно сопровождаться не только укреплением властных полномочий, но и одновременным соблюдением общественных интересов, обеспечением прозрачности деятельности органов и учреждений государственной власти, а также противодействием коррупции. Важным механизмом обеспечения эффективности деятельности государственного управления выступает совершенствование законодательства Российской Федерации, нацеленного на реализацию основных положений Концепции административной реформы в Российской Федерации. Одним из существенных условий реализации государственной политики в этом направлении является понимание важности проблемы и сущности решаемых целей и задач, а также внедрение эффективной системы мониторинга и оценки достижения ожидаемых конечных результатов, как на уровне субъектов Федерации, так и на уровне страны в целом. В настоящее время в Российской Федерации реализуется несколько программ по реформированию системы государственного управления. Для достижения максимального эффекта от данной деятельности требуется проведение оценки не только совокупных результатов, но и осуществление анализа в процессе реализации программы. В современной науке известен ряд подходов к оценке эффективности деятельности государственных органов управления. Первый подход исходит из технологии оценки эффективности и содержит следующие методы оценки: количественные, качественные и смешанные. С позиции охвата объекта исследования, оценка может быть оперативной и расширенной, а с точки зрения технологий управления - эффективность можно оценивать с позиции затратной или результативной модели, в зависимости от целей и задач управленческой деятельности - эффективность управленческой деятельности может быть экономической или социальной. Имеется большой опыт различных стран в международной практике. Начиная, с 90-х годов XX века Институт Всемирного банка проводит исследования для проведения межгосударственных сравнений по различным аспектам эффективности государственного управления. Широко известна методика, разработанная в рамках программы «СИГМА» Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), включающая в себя такие исследовательские направления как государственная служба, управление разработкой и реализацией политики, управление государственными расходами. Основой экономического развития страны или мирового общества является надзор и контроль, а именно за международными финансовыми операциями, внешний аудит, государственные закупки.

В Российской Федерации применяется методика оценки эффективности государственного управления, как на федеральном, так и на уровне субъектов государства. Однако существующие методики имеют отдельные ограничения или недостатки и требуют творческого осмысления, а в некоторых случаях и серьезной доработки.

Материалы и методы исследований. Среди методов, чаще других применяемых в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения, можно выделить следующие: метод экспертных оценок; метод экономического анализа; нормативный метод; балансовый метод; метод экстраполяции; метод экономико-математического моделирования; метод корреляционно-регрессионного анализа; экспоненциального сглаживания и др. В практике прогнозирования, планирования и регулирования социального развития используются следующие основные модели:

-структура минимального и рационального потребления;

-динамика объема и макроструктуры ресурсов для потребления;

-динамика объема личного и индивидуального потребления;

-динамика роста жилищного строительства;

-дифференцированный баланс доходов и расходов населения и др.

Экономико-математические методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и повышения уровня жизни, позволяют определить основные тенденции развития степени удовлетворения жизненных потребностей населения, учитывать динамику их изменения на перспективу. Кроме того, они позволяют осуществлять количественный и качественный анализ конкретных составляющих социального развития и уровня жизни. Специфика прогнозирования социального развития и уровня жизни проявляется в том, что не всегда удается адекватно выразить процессы, происходящие вне сферы материального производства. Используя даже систему моделей и прогнозов можно описать и проанализировать лишь отдельные стороны такой экономической категории, как уровень жизни. Рассмотрим на примере прогнозирования спроса и розничного товарооборота методические аспекты построения прогноза. При прогнозировании спроса и розничного товарооборота используются различные методы в зависимости от направления прогноза и его характера. Так, например, балансовый метод применяется при определении уровней перспективного потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров.

Метод экономического анализа используется для качественного описания и определения развития потребностей, как в настоящем, так и в прогнозируемом периоде.

Нормативный метод в среднесрочном прогнозировании спроса и розничного товарооборота базируется на использовании норм рационального и минимального потребления продуктов питания и непродовольственных товаров, а также на использовании нормативов обеспеченности товарами длительного пользования.

Методы экономико-математического моделирования применяются для определения количественных характеристик возможной структуры спроса и товарооборота в среднесрочном прогнозировании.

Метод экспертных оценок основан на получении информации о будущем состоянии спроса и предложения и розничного товарооборота на основе мнений отдельных экспертов и последующей обработки результатов индивидуальных оценок в обобщенную экспертную оценку.

Настоящее время широко используются при прогнозировании динамики многих показателей социального развития и уровня жизни населения метод регрессионного анализа. Его использование возможно при обеспечении следующих условий:

-базовый период, на основе которого разрабатывается прогноз, должен быть характерен для будущего периода развития спроса;

-должна быть достаточно полная и постоянная теснота связей между коррелирующими величинами;

-взаимосвязь прошлого с будущим осуществляется с введением в уравнение регрессии дополнительных переменных величин (например, фактора времени).

Обсуждение. Внедрение новых методологических и методических подходов к оценке эффективности деятельности региональных органов государственного управления является важным условием для достижения высокого уровня и качества жизни населения. Практическое применение современных методических подходов к оценке эффективности в региональных органах государственной власти обеспечивает планирование на длительный период времени и предоставление тех государственных услуг, которые отвечают требованиям граждан. Это способствует направлению бюджетных средств на социально необходимые и экономически обоснованные цели, при этом повышает обоснованность принимаемых управленческих решений, формирует ответственность должностных лиц, что в конечном итоге приводит к достижению более высоких стандартов жизни в различных сферах жизнедеятельности. Особенностью реформ государственного управления, направленных на повышение эффективности деятельности государственных структур, является сложность определения объективных количественных и качественных показателей эффективности данных реформ. В связи с этим можно отметить три основные направления оценки эффективности деятельности органов государственного управления. Первое направление заключается в экономической эффективности деятельности, выражающейся в количественной оценке отношения эффекта к затратам. Второе - оценивается как результативность деятельности, то есть степень достижения ожидаемого результата в соответствии с усилиями по реализации управленческих задач. Третье направление можно назвать как общая социальная эффективность государственного управления, которая отражает динамику уровня и качества жизни населения. Под качеством жизни в современных научных концепциях понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий - существования и развития личности, положения человека в обществе. Однако, оно связано не только с удовлетворением базовых потребностей человека, но и с возможностями реализовать себя в труде, получить достойную оценку со стороны руководителей и духовной жизни и других видах проявления жизнедеятельности, включает в себя такие немаловажные компоненты как состояние рынка труда, качество медицинского обслуживания, участие в воспитании молодежи, основных социальных услуг, экологический аспект и др. Понятие «качество жизни» в научный оборот введено в 60-е годы XX столетия. За эти годы учеными разных стран проведено большое количество исследований с использованием различных методик. Как известно, что начиная с 1975 года Организация Объединенных Наций проводит регулярные исследования в этом направлении. Исследования и анализ проводимые учеными различных стран привели к появлению нескольких подходов к оценке уровня качества жизни — от очень широких, включающих в себя практически все составляющие представлений человека о системе жизненных ценностей, таких как гуманизация общества, экология, демографическая ситуация, повышение возможности самореализации и удовлетворенность работой, мирное сосуществование, моральное здоровье общества, состояние преступности и обеспечение безопасности жизнедеятельности, возможность получения образования и качественного медицинского обслуживания и т.д., до достаточно и сравнительно узких основывающихся, прежде всего, на уровне материального благосостояния населения. Проведенные исследования отечественными и зарубежными учеными дают основание полагать, что категория «качество жизни населения» может быть определена как сформировавшаяся в массовом сознании обобщенная оценка совокупности характеристик условий жизни населения, как результат эффективного функционирования всех структур и институтов общества, создающие в совокупности достойные условия существования и развития социума (цит. по Нагимовой А.М.,2011).

В этих условиях основным критерием оценки социально-экономического прогресса общества является всестороннее развитие человека и удовлетворение его потребностей, повышение интереса экономической науки к человеку, его качественным характеристикам, особенностям их формирования и развития. В экономической литературе активно разрабатываются и развиваются понятия «уровень человеческой жизни», «качество жизни населения», «человеческое развитие», «устойчивое развитие», «человеческий потенциал», «человеческий капитал». Качество жизни является сложной синтетической категорией, аккумулирующей значимые для личности условия, характеризующие уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей. Компонентами этой категории являются товары и услуги, доходы, сбережения, духовные потребности, личная безопасность и другие атрибуты социальной комфортности, состояние среды обитания, экологическая обстановка. Наличие и доступность перечисленных компонент определяют уровень жизни населения, характеризующийся стандартными мерами экономического благосостояния, включая жилищные условия, условия труда и занятости, быта и досуга, состояние здоровья, ожидаемую продолжительность жизни, образование и т. д. Практическая направленность решения проблемы обеспечения достойного качества жизни населения обусловлена тем, что кардинальные изменения в экономике и всей общественной системе, ее отдельных звеньях, начиная с 90-х годов ХХ века, сопровождались обострением социальных процессов, резким падением уровня благосостояния населения, ростом бедности и усилением социально-экономической дифференциации. Вместе с тем эффективное развитие национальной экономики невозможно без устойчивого повышения жизненного уровня населения. Это обусловлено тем, что в состав ресурсов экономического потенциала государства, являющихся базой его процветания, входят нематериальные активы (уровень образования и культуры населения, его здоровье, комфортность проживания, профессиональные знания и навыки, и др.), носителями и проводниками, которых являются люди.

Настоящее время широко используются при прогнозировании динамики многих показателей социального развития и уровня жизни населения метод регрессионного анализа. Его использование возможно при обеспечении следующих условий:

-базовый период, на основе которого разрабатывается прогноз, должен быть характерен для будущего периода развития спроса;

-должна быть достаточно полная и постоянная теснота связей между коррелирующими величинами;

-взаимосвязь прошлого с будущим осуществляется с введением в уравнение регрессии дополнительных переменных величин (например, фактора времени).

Заключение. Таким образом, существует объективная необходимость снижения уровня социального расслоения общества на основе преодоления бедности и формирования среднего класса, социальной прослойки, традиционно считающейся опорой и гарантом стабильности развитых стран. В связи с этим представляется целесообразным исследовать изменения в уровне и качестве жизни россиян, происходящие на рубеже веков, обращая особое внимание на региональные особенности социального расслоения населения; выявить взаимосвязь социального расслоения с распространением бедности, превратившейся в глобальную проблему, тормозящую экономического роста страны. Определение путей решения данной проблемы может быть осуществлено в результате всестороннего исследования уровня, качество жизни населения как целостного объекта, обладающего сложными, взаимосвязанными и взаимодействующими структурными образованиями с использованием статистических методов исследования. Это предопределяет необходимость совершенствования теоретических основ статистического анализа демографической ситуации, с одной стороны, и потребность в разработке практических рекомендаций для органов исполнительной и законодательной власти в части оценки и прогнозирования уровня и качество жизни населения - с другой, что и обусловило к рассмотрению этого вопроса.

Приведенные аргументы доказывают актуальность и необходимость разработки методологии статистического исследования по определению уровня и качества жизни населения. Уровень качества жизни населения является основой для развития человеческого капитала в Российской Федерации и определяет национальное богатство страны [цит. Щевцову А.П.,2012].

Актуальность рассматриваемой проблемы обуславливается удовлетворенностью населения качеством жизни, можно с максимальной точностью определить эффективность деятельности государственных органов управления, обеспечивающих в результате своей деятельности достижение основной цели любого демократического государства - обеспечение высокого уровня и качества жизни населения республики или отдельного региона страны и создание условий для всестороннего развития личности. Уровень жизни населения является одним из важнейших критериев оценки эффективности социально-экономической политики государства. В основном оценка уровня жизни населения определяется через основные стоимостные показатели: общий объем денежных доходов и расходов населения, денежных доходов и расходов, основных социально-демографических групп населения.