Современное мировое общество характеризуется глобальными, а иногда даже неожиданными изменениями, как в политической, так и в социально-экономической жизни. Уровень и качество жизни и во многом определяется результативностью реформ, нацеленных на повышение эффективности функционирования различных институтов всего мирового общества.
Целью настоящей работы является рассмотрение экономических основ оценки, прогнозирования и повышения качественных показателей жизни населения России.
В последние десятилетия во многих странах мира, в том числе и в Российской Федерации актуальными становятся проблемы повышения уровня и качества жизни населения. Административные реформы, проводимые в нашей стране, направлены на создание оптимальной и эффективной системы государственного управления, так как только эффективная государственная власть способна создать условия для повышения уровня и качества жизни населения. Необходимо отметить, что повышение эффективности деятельности государственных органов управления является сложной, комплексной задачей, требующей концентрации усилий многих структур общества, открытости власти к переменам, готовности населения к диалогу с властью. Все это требует переосмысления значения роли и функций государства, сущности взаимоотношений общества и государства. Поспешные и непродуманные решения могут привести к значительным экономическим и социальным потерям, не говоря уже о том, что об успешности деятельности органов государственной власти не может быть и речи. Повышение эффективности деятельности органов государственного управления представляет собой целый комплекс сложных взаимосвязанных процессов, включающих в себя не только организационные и структурные изменения в системе управления, но и совершенствование механизмов осуществления полномочий и функций государственного управления. При этом совершенствование системы государственного управления должно сопровождаться не только укреплением властных полномочий, но и одновременным соблюдением общественных интересов, обеспечением прозрачности деятельности органов и учреждений государственной власти, а также противодействием коррупции. Важным механизмом обеспечения эффективности деятельности государственного управления выступает совершенствование законодательства Российской Федерации, нацеленного на реализацию основных положений Концепции административной реформы в Российской Федерации. Одним из существенных условий реализации государственной политики в этом направлении является понимание важности проблемы и сущности решаемых целей и задач, а также внедрение эффективной системы мониторинга и оценки достижения ожидаемых конечных результатов, как на уровне субъектов Федерации, так и на уровне страны в целом. В настоящее время в Российской Федерации реализуется несколько программ по реформированию системы государственного управления. Для достижения максимального эффекта от данной деятельности требуется проведение оценки не только совокупных результатов, но и осуществление анализа в процессе реализации программы. В современной науке известен ряд подходов к оценке эффективности деятельности государственных органов управления. Первый подход исходит из технологии оценки эффективности и содержит следующие методы оценки: количественные, качественные и смешанные. С позиции охвата объекта исследования, оценка может быть оперативной и расширенной, а с точки зрения технологий управления - эффективность можно оценивать с позиции затратной или результативной модели, в зависимости от целей и задач управленческой деятельности - эффективность управленческой деятельности может быть экономической или социальной. Имеется большой опыт различных стран в международной практике. Начиная, с 90-х годов XX века Институт Всемирного банка проводит исследования для проведения межгосударственных сравнений по различным аспектам эффективности государственного управления. Широко известна методика, разработанная в рамках программы «СИГМА» Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), включающая в себя такие исследовательские направления как государственная служба, управление разработкой и реализацией политики, управление государственными расходами. Основой экономического развития страны или мирового общества является надзор и контроль, а именно за международными финансовыми операциями, внешний аудит, государственные закупки.
В Российской Федерации применяется методика оценки эффективности государственного управления, как на федеральном, так и на уровне субъектов государства. Однако существующие методики имеют отдельные ограничения или недостатки и требуют творческого осмысления, а в некоторых случаях и серьезной доработки.
Материалы и методы исследований. Среди методов, чаще других применяемых в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения, можно выделить следующие: метод экспертных оценок; метод экономического анализа; нормативный метод; балансовый метод; метод экстраполяции; метод экономико-математического моделирования; метод корреляционно-регрессионного анализа; экспоненциального сглаживания и др. В практике прогнозирования, планирования и регулирования социального развития используются следующие основные модели:
-структура минимального и рационального потребления;
-динамика объема и макроструктуры ресурсов для потребления;
-динамика объема личного и индивидуального потребления;
-динамика роста жилищного строительства;
-дифференцированный баланс доходов и расходов населения и др.
Экономико-математические методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и повышения уровня жизни, позволяют определить основные тенденции развития степени удовлетворения жизненных потребностей населения, учитывать динамику их изменения на перспективу. Кроме того, они позволяют осуществлять количественный и качественный анализ конкретных составляющих социального развития и уровня жизни. Специфика прогнозирования социального развития и уровня жизни проявляется в том, что не всегда удается адекватно выразить процессы, происходящие вне сферы материального производства. Используя даже систему моделей и прогнозов можно описать и проанализировать лишь отдельные стороны такой экономической категории, как уровень жизни. Рассмотрим на примере прогнозирования спроса и розничного товарооборота методические аспекты построения прогноза. При прогнозировании спроса и розничного товарооборота используются различные методы в зависимости от направления прогноза и его характера. Так, например, балансовый метод применяется при определении уровней перспективного потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров.
Метод экономического анализа используется для качественного описания и определения развития потребностей, как в настоящем, так и в прогнозируемом периоде.
Нормативный метод в среднесрочном прогнозировании спроса и розничного товарооборота базируется на использовании норм рационального и минимального потребления продуктов питания и непродовольственных товаров, а также на использовании нормативов обеспеченности товарами длительного пользования.
Методы экономико-математического моделирования применяются для определения количественных характеристик возможной структуры спроса и товарооборота в среднесрочном прогнозировании.
Метод экспертных оценок основан на получении информации о будущем состоянии спроса и предложения и розничного товарооборота на основе мнений отдельных экспертов и последующей обработки результатов индивидуальных оценок в обобщенную экспертную оценку.
Настоящее время широко используются при прогнозировании динамики многих показателей социального развития и уровня жизни населения метод регрессионного анализа. Его использование возможно при обеспечении следующих условий:
-базовый период, на основе которого разрабатывается прогноз, должен быть характерен для будущего периода развития спроса;
-должна быть достаточно полная и постоянная теснота связей между коррелирующими величинами;
-взаимосвязь прошлого с будущим осуществляется с введением в уравнение регрессии дополнительных переменных величин (например, фактора времени).
Обсуждение. Внедрение новых методологических и методических подходов к оценке эффективности деятельности региональных органов государственного управления является важным условием для достижения высокого уровня и качества жизни населения. Практическое применение современных методических подходов к оценке эффективности в региональных органах государственной власти обеспечивает планирование на длительный период времени и предоставление тех государственных услуг, которые отвечают требованиям граждан. Это способствует направлению бюджетных средств на социально необходимые и экономически обоснованные цели, при этом повышает обоснованность принимаемых управленческих решений, формирует ответственность должностных лиц, что в конечном итоге приводит к достижению более высоких стандартов жизни в различных сферах жизнедеятельности. Особенностью реформ государственного управления, направленных на повышение эффективности деятельности государственных структур, является сложность определения объективных количественных и качественных показателей эффективности данных реформ. В связи с этим можно отметить три основные направления оценки эффективности деятельности органов государственного управления. Первое направление заключается в экономической эффективности деятельности, выражающейся в количественной оценке отношения эффекта к затратам. Второе - оценивается как результативность деятельности, то есть степень достижения ожидаемого результата в соответствии с усилиями по реализации управленческих задач. Третье направление можно назвать как общая социальная эффективность государственного управления, которая отражает динамику уровня и качества жизни населения. Под качеством жизни в современных научных концепциях понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий - существования и развития личности, положения человека в обществе. Однако, оно связано не только с удовлетворением базовых потребностей человека, но и с возможностями реализовать себя в труде, получить достойную оценку со стороны руководителей и духовной жизни и других видах проявления жизнедеятельности, включает в себя такие немаловажные компоненты как состояние рынка труда, качество медицинского обслуживания, участие в воспитании молодежи, основных социальных услуг, экологический аспект и др. Понятие «качество жизни» в научный оборот введено в 60-е годы XX столетия. За эти годы учеными разных стран проведено большое количество исследований с использованием различных методик. Как известно, что начиная с 1975 года Организация Объединенных Наций проводит регулярные исследования в этом направлении. Исследования и анализ проводимые учеными различных стран привели к появлению нескольких подходов к оценке уровня качества жизни — от очень широких, включающих в себя практически все составляющие представлений человека о системе жизненных ценностей, таких как гуманизация общества, экология, демографическая ситуация, повышение возможности самореализации и удовлетворенность работой, мирное сосуществование, моральное здоровье общества, состояние преступности и обеспечение безопасности жизнедеятельности, возможность получения образования и качественного медицинского обслуживания и т.д., до достаточно и сравнительно узких основывающихся, прежде всего, на уровне материального благосостояния населения. Проведенные исследования отечественными и зарубежными учеными дают основание полагать, что категория «качество жизни населения» может быть определена как сформировавшаяся в массовом сознании обобщенная оценка совокупности характеристик условий жизни населения, как результат эффективного функционирования всех структур и институтов общества, создающие в совокупности достойные условия существования и развития социума (цит. по Нагимовой А.М.,2011).
В этих условиях основным критерием оценки социально-экономического прогресса общества является всестороннее развитие человека и удовлетворение его потребностей, повышение интереса экономической науки к человеку, его качественным характеристикам, особенностям их формирования и развития. В экономической литературе активно разрабатываются и развиваются понятия «уровень человеческой жизни», «качество жизни населения», «человеческое развитие», «устойчивое развитие», «человеческий потенциал», «человеческий капитал». Качество жизни является сложной синтетической категорией, аккумулирующей значимые для личности условия, характеризующие уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей. Компонентами этой категории являются товары и услуги, доходы, сбережения, духовные потребности, личная безопасность и другие атрибуты социальной комфортности, состояние среды обитания, экологическая обстановка. Наличие и доступность перечисленных компонент определяют уровень жизни населения, характеризующийся стандартными мерами экономического благосостояния, включая жилищные условия, условия труда и занятости, быта и досуга, состояние здоровья, ожидаемую продолжительность жизни, образование и т. д. Практическая направленность решения проблемы обеспечения достойного качества жизни населения обусловлена тем, что кардинальные изменения в экономике и всей общественной системе, ее отдельных звеньях, начиная с 90-х годов ХХ века, сопровождались обострением социальных процессов, резким падением уровня благосостояния населения, ростом бедности и усилением социально-экономической дифференциации. Вместе с тем эффективное развитие национальной экономики невозможно без устойчивого повышения жизненного уровня населения. Это обусловлено тем, что в состав ресурсов экономического потенциала государства, являющихся базой его процветания, входят нематериальные активы (уровень образования и культуры населения, его здоровье, комфортность проживания, профессиональные знания и навыки, и др.), носителями и проводниками, которых являются люди.
Настоящее время широко используются при прогнозировании динамики многих показателей социального развития и уровня жизни населения метод регрессионного анализа. Его использование возможно при обеспечении следующих условий:
-базовый период, на основе которого разрабатывается прогноз, должен быть характерен для будущего периода развития спроса;
-должна быть достаточно полная и постоянная теснота связей между коррелирующими величинами;
-взаимосвязь прошлого с будущим осуществляется с введением в уравнение регрессии дополнительных переменных величин (например, фактора времени).
Заключение. Таким образом, существует объективная необходимость снижения уровня социального расслоения общества на основе преодоления бедности и формирования среднего класса, социальной прослойки, традиционно считающейся опорой и гарантом стабильности развитых стран. В связи с этим представляется целесообразным исследовать изменения в уровне и качестве жизни россиян, происходящие на рубеже веков, обращая особое внимание на региональные особенности социального расслоения населения; выявить взаимосвязь социального расслоения с распространением бедности, превратившейся в глобальную проблему, тормозящую экономического роста страны. Определение путей решения данной проблемы может быть осуществлено в результате всестороннего исследования уровня, качество жизни населения как целостного объекта, обладающего сложными, взаимосвязанными и взаимодействующими структурными образованиями с использованием статистических методов исследования. Это предопределяет необходимость совершенствования теоретических основ статистического анализа демографической ситуации, с одной стороны, и потребность в разработке практических рекомендаций для органов исполнительной и законодательной власти в части оценки и прогнозирования уровня и качество жизни населения - с другой, что и обусловило к рассмотрению этого вопроса.
Приведенные аргументы доказывают актуальность и необходимость разработки методологии статистического исследования по определению уровня и качества жизни населения. Уровень качества жизни населения является основой для развития человеческого капитала в Российской Федерации и определяет национальное богатство страны [цит. Щевцову А.П.,2012].
Актуальность рассматриваемой проблемы обуславливается удовлетворенностью населения качеством жизни, можно с максимальной точностью определить эффективность деятельности государственных органов управления, обеспечивающих в результате своей деятельности достижение основной цели любого демократического государства - обеспечение высокого уровня и качества жизни населения республики или отдельного региона страны и создание условий для всестороннего развития личности. Уровень жизни населения является одним из важнейших критериев оценки эффективности социально-экономической политики государства. В основном оценка уровня жизни населения определяется через основные стоимостные показатели: общий объем денежных доходов и расходов населения, денежных доходов и расходов, основных социально-демографических групп населения.