В условиях рыночных отношений уровень развития малого и среднего предпринимательства является одним из ключевых индикаторов, характеризующих зрелость и стабильность общества. Поэтому проблеме поддержки данного сектора экономики уделяется большое внимание, в том числе на самом высоком уровне власти. Так, президент России В. В. Путин не раз подчеркивал важность государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, необходимость расширения реализуемых мероприятий, способствующих его развитию. Во время своего выступления на встрече с руководством Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» он отметил, что власти должны стремиться к повышению доли малого предпринимательства в ВВП. В экономически развитых странах мира доля малых предприятий в структуре валового внутреннего продукта превышает долю крупных предприятий и составляет более 70 %. В нашей стране этот показатель равен лишь 20 % [6]. В связи с этим стимулирование развития малого и среднего предпринимательства представляется особенно важным в современных условиях.
К изучению проблем развития предпринимательства обращались П. Друкер, Р. Кантильон, К. Маркс, А. Маршалл, Л. Мизес, А. Смит, Ж.Б. Сэй, Й. Шумпетер и т.д. Взаимодействие малого и крупного предпринимательства рассматривалось в трудах российских ученых Г.Л. Азоева, Т.А. Алимовой, А.Н. Асаула, Г.Л. Багиева, А.В. Бусыгина, Е.М. Бухвальда, Д.Н. Землякова, Г.Б. Клейнера, С.П. Куща, М.Г. Лапусты, М.Е. Омарова, Б.П. Сапсая, С.А. Сосны, Ю.Л. Старостина и др. Среди зарубежных ученых к этой проблеме обращались В. Ананд, Дж. Брикли, Ф. Дарк, Ж. Дельтей, Ф. Лафонтейн, В. Мерфи, Я. Мюррей и др. Однако несмотря на большое количество трудов, посвященных вопросам функционирования и развития предприятий, в том числе малых и средних, эффективный механизм развития малого и среднего предпринимательства не выработан.
Актуальность данной темы позволяет сформулировать гипотезу, определить объект и предмет исследования. Основная рабочая гипотеза заключается в том, что количество и качество государственной поддержки малого и среднего предпринимательства влияет на уровень его развития. Объектом исследования является государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в г. Волгограде, а также в других городах-миллионниках России (Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Ростов-на-Дону). Предмет исследования – комплекс экономических, правовых и иных отношений, возникающих в процессе развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. В рамках данного исследования намеренно не рассматривались такие крупные города, как Москва, Санкт-Петербург для обеспечения сопоставимости данных и получения достоверных результатов, поскольку условия функционирования провинциальных регионов сильно отличаются от крупных столичных центров.
Сущность государственной поддержки предпринимательства. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, в первую очередь, характеризуется количеством и качеством ее форм (видов), объемом финансирования и уровнем развития обеспечивающей инфраструктуры [2, 4, 5 и др.]. Основные формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства представлены на рис. 1.
Таблица 1
Структура малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности в Волгоградской области, в процентах [3, с. 149]
Наименование показателей |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||||
ед. |
% |
ед. |
% |
ед. |
% |
ед. |
% |
ед. |
% |
|
1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
254 |
7,1 |
298 |
7,9 |
279 |
8,1 |
287 |
8,4 |
259 |
8,4 |
2. Рыболовство, рыбоводство |
22 |
0,6 |
17 |
0,4 |
12 |
0,3 |
10 |
0,3 |
7 |
0,2 |
3. Добыча полезных ископаемых |
6 |
0,2 |
8 |
0,2 |
11 |
0,3 |
13 |
0,4 |
10 |
0,3 |
4. Обрабатывающие производства |
443 |
12,4 |
525 |
13,8 |
462 |
13,4 |
467 |
13,7 |
435 |
14,1 |
5. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
33 |
0,9 |
37 |
1,0 |
37 |
1,1 |
40 |
1,2 |
34 |
1,1 |
6. Строительство |
415 |
11,7 |
562 |
14,8 |
511 |
14,8 |
477 |
14,0 |
406 |
13,2 |
7. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
971 |
27,3 |
952 |
25,1 |
860 |
25,0 |
858 |
25,1 |
778 |
25,3 |
8. Гостиницы и рестораны |
248 |
7,0 |
185 |
4,9 |
160 |
4,6 |
171 |
5,0 |
143 |
4,6 |
9. Транспорт и связь |
193 |
5,4 |
221 |
5,8 |
208 |
6,0 |
206 |
6,0 |
194 |
6,3 |
10. Финансовая деятельность |
29 |
0,8 |
22 |
0,6 |
19 |
0,6 |
24 |
0,7 |
20 |
0,6 |
11. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
746 |
21,0 |
774 |
20,4 |
716 |
20,8 |
692 |
20,3 |
636 |
20,6 |
12. Образование |
15 |
0,4 |
11 |
0,3 |
7 |
0,2 |
7 |
0,2 |
5 |
0,2 |
13. Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
56 |
1,6 |
59 |
1,6 |
62 |
1,8 |
59 |
1,7 |
55 |
1,8 |
14. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
129 |
3,6 |
123 |
3,2 |
100 |
2,9 |
103 |
3,0 |
99 |
3,2 |
Рис. 1. Формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
К сожалению, современное состояние малого и среднего предпринимательства в России не соответствует экономическим потребностям общества. Не является исключением Волгоградская область. Количество малых предприятий снизилось с 3560 единиц в 2011 году до 3081 единиц в 2015 году (на 13,5 %) [3, с. 149].
Структура малого и среднего предпринимательства в различных регионах нашей страны неоднородна и сильно зависит от территориальной принадлежности. Структура малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности в Волгоградской области представлена в табл. 1.
Как видно из табл. 1, подавляющую долю занимают предприятия в сфере оптовой и розничной торговли, операций с недвижимым имуществом и т.п. Считаем, что государство должно, в первую очередь, стимулировать социально значимые и перспективные экономические виды деятельности, например, сельское хозяйство, рыболовство, здравоохранение и др.
Оценка связи государственной поддержки и развития малого, среднего предпринимательства. Для проверки сформулированной ранее гипотезы уровень государственной поддержки определялся количеством реализуемых мероприятий в данной сфере и объемом финансирования. Состояние малого и среднего предпринимательства оценивалось на основе таких показателей, как: количество малых и средних предприятий на 1000 человек трудоспособного населения региона; оборот субъектов малого и среднего предпринимательства на одного жителя региона; удельный вес работников на малых и средних предприятиях в общей численности занятого населения региона [1, с. 12]. Результаты исследования связи показателей уровня государственной поддержки и развития малого, среднего предпринимательства городов-миллионников России приведены в табл. 2.
Проведенный корреляционно-регрессионный анализ подтвердил необходимость осуществления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства. Несмотря на понимание роли малого и среднего предпринимательства для нашей страны, принятие федеральных, региональных, муниципальных программ развития данного сектора экономики, в настоящее время существенных изменений в лучшую сторону, к сожалению, не наблюдается.
В связи с этим представляется важным реализация следующих мероприятий:
– разработка четкого и эффективного механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, позволяющего решать наиболее острые проблемы;
– повышение степени заинтересованности государственных и других органов в обеспечении положительной динамики развития данного сектора экономики;
– мониторинг действующей инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства, ликвидация «лишних» и создание необходимых дополнительных структурных элементов.
Наряду с этим, важно внедрить механизм развития малого и среднего предпринимательства в современных условиях (рис. 2).
Таблица 2
Оценка связи показателей уровня государственной поддержки и развития малого, среднего предпринимательства
Наименование показателей |
Количество объектов малого и среднего предпринимательства на 1000 человек трудоспособного населения города |
Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства на одного жителя города |
Удельный вес работников на малых и средних предприятиях в общей численности занятого населения города |
Спарклайны связи показателей |
Количество форм государственной поддержки |
0,739 (сильная) |
0,569 (заметная) |
-0,461 (слабая) |
|
Объем финансирования государственной поддержки |
-0,196 (слабая) |
-0,147 (слабая) |
-0,235 (слабая) |
Рис. 2. Механизм развития малого и среднего предпринимательства
Таким образом, современный механизм развития малого и среднего предпринимательства должен включать:
– механизм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
– экономический механизм воздействия;
– правовой и политический механизм воздействия;
– инновационный механизм воздействия;
– институциональный механизм воздействия.
Представляется, что реализация вышеуказанных мероприятий позволит стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства в нашей стране.