Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

REGIONAL ASPECTS OF SOCIAL ASSISTANCE TO THE POOR RURAL POPULATION

Сhupryakova A.G. 1 Novoselova E.V. 2
1 Branch of Kuzbass State Technical University named T.F. Gorbachev in Belovo
2 “Russian University of Economics. Plekhanov” Kemerovo Institute (branch)
The article investigates the problems of social assistance to the poor in the face of declining quality of life in rural areas. The authors critically examine statistical data on the level and quality of life of the population of the Kemerovo region, listed on the website of the regional administration, but approve of the measures that have been taken by the authorities of the region in the framework of the regional programs of assistance to the poor population of the region and the population of rural areas in particular. First of all, it comes to providing this category of the population of land that will contribute to the development of private farms and improve food self-sufficiency in agricultural products of the population of the region, as well as solving the problem of import substitution in the country.
rural population
social assistance
private farms
import substitution
the quality and standard of living

В современных условиях становится все более актуальной проблема ухудшения качества и снижения уровня жизни населения вообще и обнищания населения сельских территорий в частности. Такая ситуация вызвана неразрешенностью ряда проблем и противоречий в экономике России и, прежде всего, в сельском хозяйстве.

Провозгласив вектор развития в направлении импортозамещения, мы по-прежнему имеем низкий уровень обеспечения населения собственными продуктами питания. Несмотря на предпринимаемые региональными властями попытки содействовать повышению уровня занятости населения, фактическое значение этого показателя в сельских территориях совершенно далеко от декларируемого. А это, в свою очередь, отражается на реальных доходах населения сельских территорий.

Особую тревогу вызывают малоимущие слои населения, к числу которых в большинстве своем относятся многодетные семьи. Именно этой категории населения требуется разнородная помощь, в том числе продовольственная.

Коэффициент локализации бедности в сельской местности, выражающий соотношение между удельным весом малоимущих сельчан в общей численности российских бедных и долей жителей села в общей численности населения России, вырос с 1,18 в 2000 г. до 1,56 в 2008–2009 гг. и только в 2010 г. снизился на 0,03 [1].

В частности, в США программа продовольственной помощи малообеспеченным слоям населения осуществляется с 1933 года. В 2010 г. ее получили более 40 млн. чел. Это 13% населения США. На эти цели было израсходовано около 65 млрд. долларов. На продуктовые карточки можно приобрести хлеб, крупы, молочные продукты, овощи, фрукты, мясо, птицу, рыбу. Европейская программа помощи малоимущим началась в 1987 году. В последние годы на нее ЕС выделяет ежегодно 500 млн. евро. В нашей стране общественная инициация продовольственной помощи малоимущим началась в 2008 г., когда резко подскочили цены на продукты питания [1].

Но эти меры носят, на наш взгляд, так называемый половинчатый характер в связи с тем, что не способствуют разрешению проблемы, а лишь заглушают ее на некоторое время, не создают условия для мотивации населения преодолеть эти трудности.

Для углубления в проблему следует отметить, что показатели, отражаемые на сайте Администрации Кемеровской области, вызывают сомнения. Так констатируется, что уровень зарегистрированной безработицы на 01.01.2016 в Кемеровской области составил 2,3% к трудоспособному населению. Самое низкое значение показателя зафиксировано среди городов в Краснобродском – 0,9%, в Кемерово – 1,5%, Новокузнецке – 1,7%, среди муниципальных районов – в Новокузнецком – 1,8%. Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию в среднем по области составила 2,4. В городских округах наибольшее значение отмечено в Осинниках (11,1) и Тайге (7), наименьшее – в Кемерово (1) и Краснобродском (1,1). Среди муниципальных районов максимальное значение зафиксировано в Топкинском (15,9), Яшкинском (13,4), Тяжинском (12,6), минимальное – в Ижморском (2,2).

Сомнения авторов вызваны в первую очередь тем, что спрос на рабочую силу в сельских территориях носит ярко выраженный сезонный характер, а сфера приложения труда сельских жителей весьма ограничена, и как следствие, безработица в сельских территориях носит застойный характер. В этих условиях совершенно оправдано поведение жителей сельских территорий, которые состоят на учете в службе занятости и одновременно трудятся на своих личных подсобных хозяйствах, обеспечивая себя собственными продуктами питания и частично реализуют излишки.

Другие хотели бы заняться производством сельхозпродукции, но не имеют ни скота, ни земли. По ходатайству органов службы занятости районные администрации выделяли безработным селянам землю из незанятых площадей, находящихся в муниципальной собственности. За гражданами в течение 3 лет на период действия договора сохранялся трудовой стаж. На приобретение молодняка выделялась сумма в размере годового пособия по безработице и земельный участок тем, кто не имел пая в сельхозпредприятиях. Первые такие хозяйства были организованы органами местного самоуправления Чебулинского, Яшкинского и Таштагольского районов. Селян, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью, освободили от уплаты регистрационного сбора и установили льготы по уплате налогов в местные бюджеты [2].

Среди всех домохозяйств России 51,2% занимаются сельскохозяйственной деятельностью. Однако в составе малоимущих домохозяйств на эту категорию приходится 57,6%. По самооценке, выявленной в ходе выборочных обследований домашних хозяйств Росстатом, и на селе, и в городе малоимущих значительно больше, чем о том свидетельствует официальная статистика [1].

На сегодняшний день одной из важнейших задач по обеспечению импортозамещения и продовольственного самообеспечения продукцией сельского хозяйства населения страны является поддержка малых форм хозяйствования.

Согласно Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия на 2013-2020 годы к малым формам хозяйствования в аграрном секторе относятся граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы [3].

В данном случае официально оформленные личные подсобные хозяйства являются действенным механизмом повышения уровня занятости населения и снижения социальной напряженности в сельских территориях.

В сравнении с крупным производством личные подсобные хозяйства населения имеют определенные недостатки, но в то же время обладают и рядом преимуществ. К недостаткам ЛПХ можно отнести слабую оснащенность большинства из них техникой, в связи с этим здесь преобладает ручной труд и агротехника ведется на низком уровне. Несмотря на это, в период кризиса, о чем уже говорилось, социально-экономический статус личных подсобных хозяйств населения значительно повышается, так как приусадебное хозяйство в определенной мере стабилизирует социальную ситуацию в сельской местности. К преимуществам этой категории хозяйств можно отнести следующие: а) произведенная здесь сельскохозяйственная продукция используется для собственного потребления и служит источником доходов для части сельских жителей, а также их родственников, проживающих в городах; б) непосредственная близость к месту производства, а потому возможность выполнять работу в любое удобное время, что позволяет трудиться тем, кто не может работать в общественном производстве (это, прежде всего, дети и лица пенсионного возраста); в) выращивание высококачественной экологически чистой продукции; г) возможность использования отходов подсобного хозяйства в качестве кормов для скота и птицы; д) возможность для переработки основной части сельхозпродукции; е) условия для хранения произведенной продукции. Кроме того, личные подсобные хозяйства лучше (более полно) используют земельные ресурсы. Так, по итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи, в крупных и средних сельхозорганизациях из общей площади сельхозугодий практически использовалось только 66,4 %, а в ЛПХ – 85,9%. При этом в хозяйствах населения производилось 87,3% картофеля и 82,7% овощей, площадь же пашни составляла в ЛПХ 3,4 %, а в некоммерческих организациях – 1,0%[4].

Уместно коснуться правовых аспектов по данной проблеме и упомянуть, что в июле 2014г. был подписан закон №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», который вступил в силу с 1 марта 2015 г. Одним из основных изменений стало дополнение Земельного кодекса главой V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности». Эта глава регламентирует все случаи предоставления гражданам или юридическим лицам в аренду, в безвозмездное пользование, в постоянное (бессрочное) пользование или в собственность земельных участков из государственной или муниципальной собственности.

Кузбасс – регион индустриальный: 86% населения живет в городах и только 14% – в селе. При этом реально работают на земле немногим более 3% экономически активного населения. Главной задачей в аграрном секторе экономики области является обеспечение продовольственной безопасности региона [5].

Отдельное внимание уделяется дачникам и садоводам, которых в Кузбассе почти 700 тыс. человек. Они ежегодно выращивают пятую часть картофеля в области, четверть всех овощей и более половины всех плодов и ягод.

В условиях ухудшения качества жизни, особенно для пенсионеров, многодетных семей и людей с ограниченными возможностями, в Кузбассе сформирована мощная система социальной поддержки населения. Традиционно проводятся областные социально – аграрные акции. Так, с 2005 года бесплатно раздают семена овощей огородникам-пенсионерам с низким доходом. В 2009 году 1 тысяча многодетных и малообеспеченных семей, имеющих условия для содержания скота, бесплатно получила по 1 корове и по 4 т сена. В 2009 – 2011 годах прошла губернаторская акция по раздаче кроликов. Всего за 3 года в селах получили 12,5 тыс. кроликов. В 2015 году прошла акция по раздаче кур. Семьи получили по 5 кур и по 10 кг зерна для них.

Успешно реализована губернаторская программа «Тысяча овец»: роздано 1 тыс. 100 животных. В этом году роздано 35 тыс. кур-несушек. Условием участия в акциях является проживание в частном секторе или наличие дачного участка. В числе новых мер поддержки – помощь семенным картофелем и саженцами.

Кроме того, губернатор призвал жителей области активнее пользоваться новой льготой, которая действует с 1 января 2016 года — безвозмездной передачей земли для развития личного подсобного хозяйства.

В 2014 году в России было зарегистрировано около 18 миллионов гектаров брошенной сельхозземли. Невостребованным по закону признаётся земельный участок, находившийся в собственности гражданина, но не переданный в аренду в течение трёх и более лет подряд. Таких участков в России с тех пор, как земли бывших колхозов стали передаваться в частную собственность, появилось огромное количество. Производство мяса, овощей и других культур до обострения отношений с западом не нуждались в деревне. О массовом возрождении фермерства заговорили тогда, когда у аграриев появилась возможность поднять свое производство и, главное, реализовать свою продукцию. Ведь в условиях импортозамещения появился массовый потребитель. Впервые громко о раздаче земель на федеральном уровне заговорили в 2015 году.

В 2014 году в Коллегией Администрации Кемеровской области была утверждена «Дорожная карта по инфраструктурному обустройству земельных участков, подлежащих предоставлению под жилищное строительство семьям, имеющим трех и более детей», в соответствии с которой утвержден перечень земельных участков, подлежащих предоставлению таким семьям. Внесены изменения в долгосрочную целевую программу «Жилище» на 2012 - 2015 годы в части изменения порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований в рамках мероприятия «Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков для строительства жилья в целях улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей» подпрограммы «Комплексное освоение территорий в целях жилищного строительства».

Кузбасские власти обещают бесплатно раздать 94 тыс.га свободных сельскохозяйственных земель с надеждой на то, что в сельские территории начнут переезжать горожане. Однако находится эта земля, в основном, на солидном расстоянии от ближайших населенных пунктов, где нет никакой инфраструктуры (ни дорог, ни электричества, на связи). Максимальный размер участка, который можно взять совершенно бесплатно 2,5 га. При этом налог и арендную плату за землю в течение пяти лет платить не нужно.

Совершенно очевидно, что выделяя землю под индивидуальное жилищное строительство, власти региона способствуют развитию и личных подсобных хозяйств, понимая, что создавая возможности производить и реализовывать свою продукцию по собственному усмотрению, содержать скот, использовать сельхозтехнику без каких-либо ограничений – все это кардинально изменит положение дел в сельских территориях.

Так, ранее, под личным подсобным хозяйством понималась особая форма хозяйственно-трудовой деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции с использованием предоставленного в пользование земельного участка, основанной на личном труде сельской семьи и являющейся дополнительной для трудоспособных граждан по отношению к основной работе, осуществляемой в свободное от работы в общественном производстве время, что логично вытекает из самого термина “подсобное”. В настоящее время понятие личного подсобного хозяйства существенно изменилось. С началом реформ для многих сельских жителей личное подсобное хозяйство стало одним из основных источников дохода, превратившись одновременно в основной вид трудовой деятельности, т.е. фактически не в личное “подсобное”, а в личное “основное” хозяйство[4].

Конечно, существует на сегодняшний день еще ряд факторов, сдерживающих развитие личных подсобных хозяйств. К их числу следует отнести то, что большинство жителей сельских территорий не имеют возможности приобретать и используют в течение ряда лет один и тот же посевной материал, не меняют традиционных агротехнических приемов, используя при этом минимум технических средств.

Однако, первый важный шаг на пути к улучшению качества и уровня жизни населения сельских территорий уже сделан.