Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

LOGISTICS ASPECTS OF PETROLEUM-PRODUCT SUPPLY PROCESS

Litvina D.B. 1 Fedosenko A.A. 1
1 Don State Technical University
The article focuses on logistics aspects of petroleum supply process. Defines the nature and role of logistics according to the main trends of petroleum industry development. Emphasis on the specific features of petroleum-product supply and its distinguishing pecularities, which are different from the production process. Clarifies conceptual notion of logistics in the field of petroleum industry. Identifies objectives of logistics of petroleum-product supply and shows the main stages of petroleum-product distribution from manufacture to consumer. Describes infrastructure nature of petroleum-product supply process, including manufacturing, social, institutional and environmental infrastructure elements. Analysis of different views, concerning the economic nature of logistics, allows us to define logistics of petroleum-product supply as a process of economic flows management at all stages and levels of organizational and technical chains of production and delivery of petroleum products to meet consumer demand at the lowest cost.
petroleum-product supply
logistics
distribution of petroleum-product
objectives of logistics
providing with petroleum product

На современном этапе развития российской экономики концепция системной организации нефтепродуктообеспечения на принципах логистики становится высокотехнологичным инструментом, использующимся руководителями высшего звена крупных корпоративных структур, для достижения максимальной прибыли. Эффективное функционирование систем нефтепродуктообеспечения с одной стороны, связано с формированием рационального и оптимального механизма управления. С другой стороны - совершенствование экономических отношений невозможно осуществить без адекватной и адаптивной системы обеспечения. И здесь большое значение имеет система ресурсного обеспечения, в частности, система нефтепродуктообеспечения, как основа для формирования потенциала развития не только отраслей хозяйственной деятельности, но и экономического развития региона в целом.

Объективная потребность дальнейшей разработки инструментария управления ресурсного обеспечения региона обусловлена неуклонным повышением качества использования ресурсов в потоковых системах и эффективности услуг логистического обеспечения, ускорением темпов экономического и социального развития регионов, необходимостью выявления новых, различных форм его регулирования. На наш взгляд, все это достижимо при непосредственной роли государства, как организатора и координатора процесса. Возрастание роли государства в сфере нефтепродуктообеспечения рассматривается нами как усиление его системоорганизующей и системоформирующей функции.

Формирование адаптивной системы нефтепродуктообеспечения – это не стихийный процесс, а результат сознательной деятельности, направленной на рациональную и оптимальную организацию процесса ресурсного обеспечения.

Можно сказать, что логистическая концепция нефтепродуктообеспечения представляет собой системный подход, нацеленный на рациональное управление потоками нефтепродуктов для удовлетворения спроса реальных и потенциальных потребителей. Этот самый общий концептуальный подход к логистике нефтепродуктообеспечения может быть конкретизирован на базе концепции логистики, предложенной А.У. Альбековым и Д.Д. Костоглодовым: «Концепцией логистики является система взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов, которая достигается:

1) реализацией принципа системного подхода;

2) использованием только соответствующего и необходимого оборудования;

3) обеспечением современных условий труда;

4) учетом логистических издержек по всей цепочке;

5) развитием услуг логистического сервиса на современном уровне;

6) адаптацией в быстроменяющихся условиях окружающей среды;

7) соблюдением шести правил логистики;

8) целостным подходом к объекту логистики» [1, с.9].

Применяя данную концепцию логистики к процессу нефтепродуктообеспечения, необходимо учитывать ряд специфических черт, присущих ему и отличающих его от процесса материального производства. Во-первых, нефтепродуктообеспечение, являясь преимущественно отраслью инфраструктурного комплекса экономики, реализует не только ресурсы, но и услуги. Во-вторых, услуги нефтепродуктообеспечения носят преимущественно утилитарный характер, и, как правило, имеют потребительскую ценность в связи и на основе поставок нефтепродуктов. В-третьих, системный подход к нефтепродуктообеспечению не может ограничиваться лишь рамками отрасли, т.е. носить моноотраслевой характер, а по необходимости предполагает полиотраслевую структуру, т.е. сопряжение с производителями нефтепродуктов, транспортными организациями и прочими участниками процесса продвижения нефтепродуктов из сферы производства в сферу потребления.

Сохраняя преемственность, используя материалы исследований не только по проблемам логистики ресурсообеспечения, но и логистического обеспечения в целом, можно сделать вывод, что теория нефтепродуктообеспечения должна включать все многообразие разрезов и аспектов планирования и принятия решений логистического обеспечения, всю совокупность методов воздействия на объекты управления, весь арсенал средств согласования интересов и направлений деятельности хозяйственных субъектов к единой цели – своевременному, полному и комплексному удовлетворению потребностей субъектов хозяйственной деятельности, функционирующих на принципах логистики в обеспечении нефтепродуктами.

Вне концептуальных рамок логистики нефтепродуктообеспечения оказываются услуги, потоки финансовых и трудовых ресурсов, энергосбережение и многое другое.

Данная трактовка существенно расширяет рамки категории управления обеспечением, включая в это понятие не только потоки товарно-материальных ценностей, но и потоки услуг, а также потоки информации и финансовых средств, акцентируя внимание на оптимизации этих потоков, что придает логистике целевую ориентацию.

Оптимальное управление нефтепродуктообеспечение затруднено следующими факторами.

Во-первых, нефтепродуктообеспечению свойственна тесная технологическая связь с нефтепереработкой и транспортировкой нефтепродуктов, что создает предпосылки для формирования сквозного материального потока от исходного сырья (нефти) до конечного потребления (отпуск нефтепродуктов через АЗС). Во-вторых, услуги коммерческого посредничества органично присущи процессу нефтепродуктообеспечения, и в этом смысле нефтепродукты должны рассматриваться как «товары с подкреплением». В-третьих, в сфере нефтепродуктообеспечения сегодня отсутствуют единые цели для всех участников процесса нефтепродуктообеспечения.

Многоаспектность нефтепродуктообеспечения указывает на наличие в нем элементов практически всех типов инфраструктур: производственной, социальной, институциональной и экологической. В качестве производственной инфраструктуры нефтепродуктообеспечение участвует в создании общих условий почти любой производственной деятельности. Как социальная – в удовлетворении нужд и потребностей населения, как институциональная – в распределении и перераспределении нефтепродуктов в отраслевом и региональном разрезах, как экологическая – в создании условий жизнедеятельности населения путем снижения неблагоприятных воздействий на окружающую среду.

Логистика нефтепродуктообеспечения имеет целью оптимальную организацию обеспечения населения, предприятий и учреждений нефтепродуктами при рациональном их использовании и минимальных логистических издержках (по оценкам зарубежных источников [2] логистические издержки достигают в среднем 7,4 % от объема продаж). Эта глобальная цель в силу двойственной природы нефтепродуктообеспечения (закупки нефтепродуктов у производителей и их поставки потребителям) как бы распадается на подцели: логистическая организация закупок и логистическая организация поставок (рис.1).

Анализируя цели логистической организации закупок нефтепродуктов дифференцируем их на:

1. цели закупочной логистики, включая:

а) оптимизацию потоков закупки нефтепродуктов;

б) рационализацию процесса закупок нефтепродуктов;

цели производственной логистики, включая:

а) оптимизацию транспортировки нефтепродуктов в процессе их закупки у нефтеперерабатывающих предприятий и поставки потребителям;

б) рационализацию хранения нефтепродуктов для подготовки их к производственному и непроизводственному потреблению, а также поставки потребителям;

2. цели экологической логистики, включая:

а) оптимизацию нагрузки на окружающую среду при организации потоков нефтепродуктов в процессе их закупки и поставки потребителям;

б) рационализацию использования нефтепродуктов для нужд предприятий и организаций нефтепродуктообеспечения;

3. цели распределительной логистики, включая:

а) оптимизацию поставок нефтепродуктов потребителям;

б) рационализацию поставочной деятельности предприятий и организаций нефтепродуктообеспечения.

Достаточно высокий уровень качества использования ресурсов в регионе может быть достигнут путем использования модели А. Хостинга, направленной на оптимизацию материальных и информационных потоков в процессе распределения путем устранения несоответствия [4, с. 65].

Следует учитывать, что распределительная логистика связана не только с физическим распределением нефтепродуктов, но и с управлением всем разнообразием экономических потоков возникающих в процессе сбыта нефтепродуктов. Она представляет собой управление продвижением нефтепродуктов на рынок, как по простым, так и эшелонированным логистическим цепям. Поскольку в сфере нефтепродуктообеспечения преобладают эшелонированные логистические цепи, которые формируются с участием перепродавцов, постольку сбыт нефтепродуктов всегда предполагает их предварительную закупку у нефтеперерабатывающих предприятий, что само по себе уже связано с закупочной логистикой.

litvina_1.eps

Рис. 1. Система целей логистики нефтепродуктообеспечения

Нефтепродуктообеспечение как предприятие коммерческого посредничества представляет собой синтез закупочной и распределительной логистик. При этом закупочная логистика воспринимается не в традиционной форме организации закупок материально-технических ресурсов для последующего производства, а в форме закупок товаров для последующей перепродажи. В результате коммерческая логистика в сфере нефтепродуктообеспечения как бы трансформируется в торговую логистику, которая присуща большинству предприятий коммерческого посредничества.

Процесс дистрибуции нефтепродуктов из сферы производства в сферу потребления предполагает:

1. формирование каналов распределения и организация каналов товародвижения как логистических цепей нефтепродуктообеспечения;

2. создание нефтепродуктораспределительных нефтебаз для концентрации запасов и резервов нефтепродуктов;

3. организация транспортировки нефтепродуктов по магистральным, региональным и локальным сетям;

4. создание территориальной сети нефтепродуктонакопителей в виде коммерческих предприятий нефтепродуктообеспечения во всех регионах Российской Федерации;

5. удовлетворение спроса потребителей в нефтепродуктах, включая создание сети автозаправочных станций (АЗС);

6. обеспечение высокого качества поставок нефтепродуктов и организация сервиса нефтепродуктопотребителей;

7. управление движением нефтепродуктов по каналам распределения и товародвижения;

8. информационное, финансовое и кадровое обеспечение потоков нефтепродуктов в логистических цепях и системах.