На современном этапе развития российской экономики концепция системной организации нефтепродуктообеспечения на принципах логистики становится высокотехнологичным инструментом, использующимся руководителями высшего звена крупных корпоративных структур, для достижения максимальной прибыли. Эффективное функционирование систем нефтепродуктообеспечения с одной стороны, связано с формированием рационального и оптимального механизма управления. С другой стороны - совершенствование экономических отношений невозможно осуществить без адекватной и адаптивной системы обеспечения. И здесь большое значение имеет система ресурсного обеспечения, в частности, система нефтепродуктообеспечения, как основа для формирования потенциала развития не только отраслей хозяйственной деятельности, но и экономического развития региона в целом.
Объективная потребность дальнейшей разработки инструментария управления ресурсного обеспечения региона обусловлена неуклонным повышением качества использования ресурсов в потоковых системах и эффективности услуг логистического обеспечения, ускорением темпов экономического и социального развития регионов, необходимостью выявления новых, различных форм его регулирования. На наш взгляд, все это достижимо при непосредственной роли государства, как организатора и координатора процесса. Возрастание роли государства в сфере нефтепродуктообеспечения рассматривается нами как усиление его системоорганизующей и системоформирующей функции.
Формирование адаптивной системы нефтепродуктообеспечения – это не стихийный процесс, а результат сознательной деятельности, направленной на рациональную и оптимальную организацию процесса ресурсного обеспечения.
Можно сказать, что логистическая концепция нефтепродуктообеспечения представляет собой системный подход, нацеленный на рациональное управление потоками нефтепродуктов для удовлетворения спроса реальных и потенциальных потребителей. Этот самый общий концептуальный подход к логистике нефтепродуктообеспечения может быть конкретизирован на базе концепции логистики, предложенной А.У. Альбековым и Д.Д. Костоглодовым: «Концепцией логистики является система взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов, которая достигается:
1) реализацией принципа системного подхода;
2) использованием только соответствующего и необходимого оборудования;
3) обеспечением современных условий труда;
4) учетом логистических издержек по всей цепочке;
5) развитием услуг логистического сервиса на современном уровне;
6) адаптацией в быстроменяющихся условиях окружающей среды;
7) соблюдением шести правил логистики;
8) целостным подходом к объекту логистики» [1, с.9].
Применяя данную концепцию логистики к процессу нефтепродуктообеспечения, необходимо учитывать ряд специфических черт, присущих ему и отличающих его от процесса материального производства. Во-первых, нефтепродуктообеспечение, являясь преимущественно отраслью инфраструктурного комплекса экономики, реализует не только ресурсы, но и услуги. Во-вторых, услуги нефтепродуктообеспечения носят преимущественно утилитарный характер, и, как правило, имеют потребительскую ценность в связи и на основе поставок нефтепродуктов. В-третьих, системный подход к нефтепродуктообеспечению не может ограничиваться лишь рамками отрасли, т.е. носить моноотраслевой характер, а по необходимости предполагает полиотраслевую структуру, т.е. сопряжение с производителями нефтепродуктов, транспортными организациями и прочими участниками процесса продвижения нефтепродуктов из сферы производства в сферу потребления.
Сохраняя преемственность, используя материалы исследований не только по проблемам логистики ресурсообеспечения, но и логистического обеспечения в целом, можно сделать вывод, что теория нефтепродуктообеспечения должна включать все многообразие разрезов и аспектов планирования и принятия решений логистического обеспечения, всю совокупность методов воздействия на объекты управления, весь арсенал средств согласования интересов и направлений деятельности хозяйственных субъектов к единой цели – своевременному, полному и комплексному удовлетворению потребностей субъектов хозяйственной деятельности, функционирующих на принципах логистики в обеспечении нефтепродуктами.
Вне концептуальных рамок логистики нефтепродуктообеспечения оказываются услуги, потоки финансовых и трудовых ресурсов, энергосбережение и многое другое.
Данная трактовка существенно расширяет рамки категории управления обеспечением, включая в это понятие не только потоки товарно-материальных ценностей, но и потоки услуг, а также потоки информации и финансовых средств, акцентируя внимание на оптимизации этих потоков, что придает логистике целевую ориентацию.
Оптимальное управление нефтепродуктообеспечение затруднено следующими факторами.
Во-первых, нефтепродуктообеспечению свойственна тесная технологическая связь с нефтепереработкой и транспортировкой нефтепродуктов, что создает предпосылки для формирования сквозного материального потока от исходного сырья (нефти) до конечного потребления (отпуск нефтепродуктов через АЗС). Во-вторых, услуги коммерческого посредничества органично присущи процессу нефтепродуктообеспечения, и в этом смысле нефтепродукты должны рассматриваться как «товары с подкреплением». В-третьих, в сфере нефтепродуктообеспечения сегодня отсутствуют единые цели для всех участников процесса нефтепродуктообеспечения.
Многоаспектность нефтепродуктообеспечения указывает на наличие в нем элементов практически всех типов инфраструктур: производственной, социальной, институциональной и экологической. В качестве производственной инфраструктуры нефтепродуктообеспечение участвует в создании общих условий почти любой производственной деятельности. Как социальная – в удовлетворении нужд и потребностей населения, как институциональная – в распределении и перераспределении нефтепродуктов в отраслевом и региональном разрезах, как экологическая – в создании условий жизнедеятельности населения путем снижения неблагоприятных воздействий на окружающую среду.
Логистика нефтепродуктообеспечения имеет целью оптимальную организацию обеспечения населения, предприятий и учреждений нефтепродуктами при рациональном их использовании и минимальных логистических издержках (по оценкам зарубежных источников [2] логистические издержки достигают в среднем 7,4 % от объема продаж). Эта глобальная цель в силу двойственной природы нефтепродуктообеспечения (закупки нефтепродуктов у производителей и их поставки потребителям) как бы распадается на подцели: логистическая организация закупок и логистическая организация поставок (рис.1).
Анализируя цели логистической организации закупок нефтепродуктов дифференцируем их на:
1. цели закупочной логистики, включая:
а) оптимизацию потоков закупки нефтепродуктов;
б) рационализацию процесса закупок нефтепродуктов;
цели производственной логистики, включая:
а) оптимизацию транспортировки нефтепродуктов в процессе их закупки у нефтеперерабатывающих предприятий и поставки потребителям;
б) рационализацию хранения нефтепродуктов для подготовки их к производственному и непроизводственному потреблению, а также поставки потребителям;
2. цели экологической логистики, включая:
а) оптимизацию нагрузки на окружающую среду при организации потоков нефтепродуктов в процессе их закупки и поставки потребителям;
б) рационализацию использования нефтепродуктов для нужд предприятий и организаций нефтепродуктообеспечения;
3. цели распределительной логистики, включая:
а) оптимизацию поставок нефтепродуктов потребителям;
б) рационализацию поставочной деятельности предприятий и организаций нефтепродуктообеспечения.
Достаточно высокий уровень качества использования ресурсов в регионе может быть достигнут путем использования модели А. Хостинга, направленной на оптимизацию материальных и информационных потоков в процессе распределения путем устранения несоответствия [4, с. 65].
Следует учитывать, что распределительная логистика связана не только с физическим распределением нефтепродуктов, но и с управлением всем разнообразием экономических потоков возникающих в процессе сбыта нефтепродуктов. Она представляет собой управление продвижением нефтепродуктов на рынок, как по простым, так и эшелонированным логистическим цепям. Поскольку в сфере нефтепродуктообеспечения преобладают эшелонированные логистические цепи, которые формируются с участием перепродавцов, постольку сбыт нефтепродуктов всегда предполагает их предварительную закупку у нефтеперерабатывающих предприятий, что само по себе уже связано с закупочной логистикой.
Рис. 1. Система целей логистики нефтепродуктообеспечения
Нефтепродуктообеспечение как предприятие коммерческого посредничества представляет собой синтез закупочной и распределительной логистик. При этом закупочная логистика воспринимается не в традиционной форме организации закупок материально-технических ресурсов для последующего производства, а в форме закупок товаров для последующей перепродажи. В результате коммерческая логистика в сфере нефтепродуктообеспечения как бы трансформируется в торговую логистику, которая присуща большинству предприятий коммерческого посредничества.
Процесс дистрибуции нефтепродуктов из сферы производства в сферу потребления предполагает:
1. формирование каналов распределения и организация каналов товародвижения как логистических цепей нефтепродуктообеспечения;
2. создание нефтепродуктораспределительных нефтебаз для концентрации запасов и резервов нефтепродуктов;
3. организация транспортировки нефтепродуктов по магистральным, региональным и локальным сетям;
4. создание территориальной сети нефтепродуктонакопителей в виде коммерческих предприятий нефтепродуктообеспечения во всех регионах Российской Федерации;
5. удовлетворение спроса потребителей в нефтепродуктах, включая создание сети автозаправочных станций (АЗС);
6. обеспечение высокого качества поставок нефтепродуктов и организация сервиса нефтепродуктопотребителей;
7. управление движением нефтепродуктов по каналам распределения и товародвижения;
8. информационное, финансовое и кадровое обеспечение потоков нефтепродуктов в логистических цепях и системах.