Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

ANALYSIS OF FACTORS AFFECTING THE PROFIT MARGINS OF “KALUGAPUTMASH”

Ustymchuk S.S. 1 Tyutin D.V. 1
1 The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
The analysis of the leading companies arrived in Russia, specializing in the creation of heavy track machines used in the repair and construction of railways JSC “Kalugaputmash” for 2014-2015 years. The products manufactured by JSC “Kalugaputmash ‘demand not only in Russia but also in the countries of near and far abroad. The company exports its products to the following countries: Russia, Belarus, Kazakhstan, India, Pakistan, Turkmenistan, Uzbekistan. The company’s profit is generated in the course of its business activities, which is reflected in the financial statements. In order to predict the profit margins and generate profit management strategy correctly and clearly, it is necessary to conduct a systematic analysis of formation and use profits to identify the reserves of its growth. This analysis is important for both internal users of information, and external. This is explained by the fact that an increase in the size of the company’s profit increases and the amount of income of the founders and owners. The study factor analysis was carried out, which allowed to identify the factors that influence the profit of JSC “Kalugaputmash”. Thus, during the factor analysis reserves profit growth of the society have been identified.
profit
factor analysis
the cost of production

Одной из основных целей деятельности коммерческого предприятия является максимизация прибыли. Рост данного показателя создает финансовую базу, так называемую «подушку безопасности», для его дальнейшего экономического развития. В связи с этим главной задачей является эффективное управление прибылью с целью обеспечения дальнейшего роста компании.

Основным источником дохода фирмы является выручка от реализации продукции. Таким образом, выручкой признается та ее часть, которая остается у предприятия за вычетом издержек на производство и реализацию определенного вида продукции. Поэтому основная и важная задача каждого хозяйствующего субъекта – получить как можно больше прибыли при наименьших издержках.

Правильное понимание экономического содержания термина «прибыль» является основой для практического использования этой категории в современных условиях нестабильного экономического развития страны и региона, в частности. Несмотря на то, что экономическая сущность прибыли раскрыта в многочисленных нормативно-правовых актах и научно-практических работах, данная тема до сих пор носит дискуссионный характер. По мере развития экономической мысли понятие «прибыль» постоянно изменяется и усложняется.

По мнению П.Э. Самуэльсона: «Прибыль – это доход от предпринимательской деятельности». С точки зрения И.А. Бланка: «Прибыль – это доход на вложенный капитал». А в толковом словаре С.И. Ожегова представлено такое определение: «Прибылью признается доход, уменьшенный на величину расходов».

Таким образом, видно, что в экономической литературе нет единого понимания категории «прибыль», но исследования подтверждают, что практически все авторы сходятся во мнении о том, что прибыль – это определенный доход. Соответственно, все рассмотренные выше определения не противоречат, а лишь дополняют друг друга.

Таблица 1

Динамика прибыли АО «Калугапутьмаш» за 2014-2015 гг.

Показатель

2014 г., тыс.руб.

2015 г., тыс.руб.

Отклонение

тыс.руб.

в %

Валовая прибыль

450 722

621 663

170 941

138

Прибыль от продаж

369 372

411 667

42 295

111

Проценты к уплате

135 413

233 051

97 638

172

Прибыль до налогообложения

278 232

197 030

- 81 202

71

Чистая прибыль

219 861

160 024

- 59 837

73

 

Обобщив все представленные определения, можно дать следующую трактовку: прибыль – это обобщающий показатель финансовых результатов производственно-коммерческой деятельности предприятия, определяемый путем вычитания из суммы полученных доходов от предпринимательской деятельности, суммы расходов, произведенных в связи с ее осуществлением.

Среди факторов, влияющих на изменение прибыли можно выделить такие как: объем реализуемой продукции, качество товара, конкурентоспособность предприятия. Для того чтобы проанализировать факторы, оказывающие влияние на величину прибыли АО «Калугапутьмаш» необходимо рассмотреть динамику прибыли данного предприятия за 2014-2015 гг. (таблица 1) [1].

Исходя из представленных данных, можно сделать следующие выводы. Предприятие в 2015 году добилось лучших результатов по сравнению с 2014 годом. Об этом свидетельствует увеличение валовой прибыли на 170941 тыс.руб. или на 38%. Однако, такие показатели как прибыль до налогообложения и чистая прибыль снизились соответственно на 81202 тыс.руб. (на 29%) и на 59837 тыс.руб. (на 27%). Прибыль от основной деятельности увеличилась в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 42295 тыс.руб. или на 11%.

Фактически полученная в отчетном году прибыль может отличаться от прибыли, полученной в прошлом отчетном периоде, и от плановой прибыли в результате воздействия внешних и внутренних факторов. Для того чтобы определить влияние отдельных факторов на величину прибыли, необходимо провести факторный анализ, который позволит выявить резервы роста прибыли предприятия АО «Калугапутьмаш».

Данные о влиянии факторов на изменение прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2015 году по сравнению с 2014 годом обобщены в таблице 2 [3].

Таблица 2

Обобщение результатов факторного анализа прибыли АО «Калугапутьмаш» за 2014-2015 гг.

Факторы изменения прибыли

Сумма прироста (уменьшения) прибыли

Изменение объема реализации товаров, продукции, работ, услуг

-14 775

Изменение структуры и ассортимента

-12 460

Изменение себестоимости

-6 728

Изменение коммерческих расходов

-128 646

Изменение оптовых цен и тарифов

+204 904

Итого

+42 295

 

Таким образом, можно заметить, что значительный рост себестоимости продукции произошел в основном за счет повышения цен на сырье и материалы. Кроме этого, на сумму прибыли оказало отрицательное влияние уменьшение объема продаж, негативные сдвиги в ассортименте продукции, а также увеличение коммерческих расходов. Однако, отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано за счет повышения реализационных цен. Следовательно, резервами роста прибыли данного предприятия являются:

– рост объема продаж;

– увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации;

– снижение себестоимости товаров, работ и услуг;

– снижение коммерческих расходов.