Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

ANALYSIS OF MAIN PARAMETERS OF THE REPUBLICAN BUDGET ON IMPROVEMENT OF BUDGET PROCESS IN KAZAKHSTAN

Iskakova Z.D. 1 Shakulikova G.T. 1 Ospanova A.S. 1
1 JSC “Financial Academy”
The authors look through the causes of necessity to assess the content of the budget of the Republic of Kazakhstan in the process of its formation and execution. It denotes one of the most complex issues of improving the budget process in Kazakhstan - the development of an effective mechanism of mutual relations of republican and local budgets. The article substantiates the role and place of the republican budget, shows the settings for the national budget. It was noted that in practice there are a lot of questions, and there are problems in the management and execution level during the consideration and analysis of the basic parameters of the national budget. Also, the authors examined the factors affecting the formation of budget revenues and the factors that influenced the decline in tax revenues in 2015, and concluded on the improvement of the budget process in the Republic of Kazakhstan.
republican budget
revenues
taxes
budget process

Экономические и политические реформы, проводимые в Республике Казахстан с начала девяностых годов, вот уже 25 лет, взаимосвязаны со сферой государственных финансов, в том числе, и бюджетной системой. Являясь главным звеном в мобилизации и расходования ресурсов государства, государственный бюджет дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Однозначно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит еще и от того, насколько бюджетная политика государства отвечает требованиям времени. А это, в свою очередь, требует оценки содержания бюджета РК в процессе его формирования и исполнения.

Именно бюджет - как звено финансовой системы, требующее строго аргументированной характеристики его сущности, определяет уровень социально-экономического развития государства. На каждом уровне управления государственный бюджет имеет систему формирования доходов и расходов; сложную систему исполнения бюджетов, когда в совокупности необходимо увязать сами источники финансовых ресурсов, объекты бюджетного инвестирования, органы управления, инфраструктуру и алгоритмы их взаимоотношений, обеспечивающих достижение целей бюджета во множестве возможных реальных условий . Несомненно, планирование и исполнение бюджета взаимосвязаны с правовыми, организационными, административными и институциональными правилами управления.

По бюджетному законодательству все виды и уровни бюджетов в Казахстане являются самостоятельными и , тем не менее, центральное место в бюджетной системе страны занимает республиканский бюджет, который предназначен для финансового обеспечения функций центральных органов государственной власти, а также для реализации общереспубликанских направлений государственной политики.

Значимость республиканского бюджета проявляется в маневрировании денежными ресурсами, использовании их на финансировании приоритетных направлений социально-экономического развития страны и регионов, стимулировании экономического роста, финансировании возрастающих социальных расходов, в обеспечении обслуживания государственного долга и осуществлении эффективного управления государственным сектором. А в условиях финансового кризиса на республиканский бюджет выпадает достаточно большая нагрузка.

Таблица 1.

Динамика параметров республиканского бюджета

Наименование

млрд.тенге

годы

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Доходы

3517,8

4439,8

4854,1

5179,5

5908,8

6137,0

в% ВВП

19,3

16,9

15,5

14,0

14,5

15,0

Расходы

4321,4

5170,2

5837,3

6316,6

7431,1

7469,2

в% ВВП

22,4

19,7

18,6

17,0

18,2

18,3

Дефицит бюджета

-803,6

-730,4

-983,1

-735,4

-1082,8

-912,1

в % ВВП

-4,2

-2,8

-3,1

-2,1

-2,6

-2,2

Реальный рост ВВП, %

7,3

7,5

5

6

4,3

1,2

Примечание: Составлено на основе источников [4,5,6,7].

Из наиболее сложных проблем совершенствования бюджетного процесса в Казахстане остается разработка эффективного механизма взаимоотношений республиканского и местных бюджетов. Направление к устойчиво растущей национальной экономике невозможно без решения проблем выравнивания межрегиональных различий, преодоления кризисных явлений и отставания в вопросах совершенствования системы государственного планирования, направленного на устранение присущих практике сложностей в сфере бюджета и бюджетных отношений, которые сохраняются из года в год.

Анализ практики составления бюджета в республике показывает, что разработка, рассмотрение и утверждение бюджета является длительным и сложным процессом. Различные варианты проекта бюджета со множеством предложений и расчетов, концептуально не отличающиеся друг от друга, изменение только расчетных показателей, таких как минимальная заработная плата, бюджетный дефицит, отдельные налоги, слабая увязка с макроэкономическими показателями и финансово-кредитными ресурсами, до сих пор в республике, как отмечают экономисты, не достигли уровня разработки развернутого финансового баланса, что затрудняет оценку финансового состояния республики [1, с. 21].

Переходя непосредственно к сущности республиканского бюджета, мы видим, что в Казахстане средства республиканского бюджета являются важным источником финансирования развития национальной экономики, реализации государственных программ форсированного индустриально-инновационного развития. Экономическое содержание республиканского бюджета раскрывается через формирование таких самостоятельных экономических категорий как доходы и расходы. Государство, устанавливая бюджетные показатели в лице высших государственных органов, должно учитывать объективные условия хозяйствования, экономические и финансовые возможности страны, необходимость первоочередного удовлетворения отдельных общественных потребностей. И решения, принимаемые сегодня в области бюджетных показателей, как и сами государственные формы правления, полностью зависят от объективности и уровня проводимой финансовой политики.

Рассматривая доходы и расходы государственного бюджета Республики Казахстан в части республиканского бюджета, прежде всего, следует подтвердить, что республиканский бюджет по сущности, содержанию, структуре, направлениям, по той роли, которую он выполняет, очень сложный финансовый фонд страны. При рассмотрении и анализе основных параметров республиканского бюджета, в практике возникают множество вопросов и имеются проблемы на уровне управления и исполнения.

В экономической литературе авторы, исследуя состояние республиканского бюджета РК, обращают огромное внимание на различные показатели, как в доходной, так и расходной частях [2, с. 107]. Из работ ученых-экономистов, которые рассматривают республиканский бюджет в качестве объекта исследования [3, с. 39.] можно сделать выводы по динамике параметров республиканского бюджета за предыдущие периоды (Таблица 1).

Как видно, за 2010-2015 годы основные параметры республиканского бюджета показывают рост на протяжении рассматриваемого периода по доходам, расходам, дефициту бюджета в абсолютном выражении. Но, в то же время, при тенденции роста показателей доходов и расходов, с 2014 года по отношению ? ВВП они остаются практически без изменений, что в большей степени связано с политическими факторами и мировыми ценами на природные ресурсы (нефть, цветные металлы, руда).

Для полного теоретического обобщения республиканского бюджета и его структуры (доходы и расходы), возникает необходимость тщательного анализа доходов и расходов. При анализе формирования доходной части важно начать с поступлений в бюджет, представляющих собой часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения государственных функций.

В соответствии с законодательством РК, поступления в денежном выражении в безвозмездном порядке направляются в распоряжение органов власти разного уровня. Таким образом, система поступлений в республиканский бюджет конструируется из совокупности доходов, включаемых в бюджет, форм и методов их мобилизации. Анализ доходов республиканского бюджета необходимо проводить по каждому элементу: налоги, неналоговые поступления, поступления от продажи основного капитала, поступления трансфертов, но при этом очень важно проследить общую макроэкономическую ситуацию за последние годы, прямо и косвенно влияющую на процесс формирования доходов.

Основываясь на Прогнозах социально-экономического развития Республики Казахстан, необходимо сосредоточить внимание на важные макроэкономические показатели: темп роста экономического развития, рост валового внутреннего продукта (ВВП), уровень мировых цен на нефть, уровень инфляции, колебания валютных курсов.

При анализе инфляции за предыдущие периоды уровень инфляции колебался. В целом, в 2013 году экономическое развитие страны происходило на фоне макроэкономической и социальной стабильности, при уровне инфляции сложившемся ниже запланированного коридора (6-8%) и составляющим 4,8%, что на 1,2 процентного пункта ниже уровня 2012 года. В 2014 году, несмотря на неблагоприятные внешние экономические факторы (снижение цен на экспортную продукцию на мировых товарных рынках), и с учетом эффекта проведенной в феврале 2014 года девальвации тенге, инфляция в годовом выражении в 2014 году составила 7,4%, что на 0,6 процентных пункта ниже верхнего предела запланированного коридора.

В 2015 году уровень инфляции составил 13,6%, при коридоре инфляции на уровне 8-10% [8] .

Если взять показатели за последние 3-4 года по оперативным данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики, то реальный рост ВВП в 2013 году сложился на уровне 105,8%, а в 2014 году темп роста ВВП по сравнению с 2013 годом составил уже 4,3%, в 2015 году - 1,2%. Как видно, имеются достаточно резкие колебания в 2012-2015 годах. Следует отметить, что в 2010-2011 гг. темпы роста оставались на уровне 107,2-107,3% и уже с 2012 года темпы реального роста ВВП резко снижаются, хотя в разрезе отраслей имеются различные колебания по годам.

При анализе влияния мировых цен на нефть по годам, также видно, что до 2015 года резких колебаний в сторону снижения цен на нефть не было, а за 2015 год мировые цены на нефть снизились на 47,1% (с 98,94 в 2014 году до 52,37 долл. за баррель), на газ – на 27,8%, железный прокат – на 42,4%, медь – на 19,7%.

Из краткого анализа отдельных макроэкономических показателей можно видеть, что в экономике Казахстана усилилось негативное влияние мирового экономического кризиса уже с начала 2014 года. Отсюда можно поставить вопрос: как формировался республиканский бюджет в эти годы? Какие возникают проблемы и как в дальнейшем управлять ситуациями в сфере бюджета страны.

Здесь следует сказать о том, что в структуре доходов республиканского бюджета за последние пять лет просматривается тенденция к увеличению доли трансфертов. Так доля трансфертов в 2011 году составляла – 29,8%, в 2012 году – 31,9%, в 2013году – 30,1%, в 2014 году – 35,6%, в 2015 году – 42,9%, возросла к началу 2016 года на 13,1%. Таким образом, рост официальных трансфертов в 2015 году против предыдущих лет и в небольшой сумме займы повлияли на увеличение доходной части республиканского бюджета.

Надо отметить, что снижение налоговых поступлений является негативной тенденцией. В результате доля налоговых поступлений в доходах бюджета в 2015 году по сравнению с 2014 годом (62%) снизилась на 7,7 процентных пункта до 54,3%. При этом доля поступлений трансфертов в доходах составила 42,9% (2 632,5 млрд. тенге), или по сравнению с 2014 годом (35,6%) увеличилась на 7,3%. [9].

Известно, что в налоговых поступлениях в Казахстане весомое место занимают несколько крупных налогов, которые и представляют формирование республиканского бюджета. Если взять за 2015 год налоговые поступления в республиканский бюджет в сумме 3 332,9 млрд. тенге, то в структуре этих поступлений можно увидеть долю каждого вида налогов: - корпоративный подоходный налог составляет 1 224,6 млрд. тенге, или 36,7%; - доля внутренних налогов на товары и услуги составляет 1 205,7 млрд. тенге, или 36,2% в налоговых поступлениях; - поступления налогов на международную торговлю и внешние операции составили 880,1 млрд. тенге, или 26,4% от налоговых поступлений; - вывозные таможенные пошлины на сырую нефть и на товары, выработанные из нефти–690,5 млрд. тенге (20,7%); - НДС на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан, кроме НДС на товары, импортируемые с территории Российской Федерации и Республики Беларусь –362,7 млрд. тенге (10,9%).

Основными факторами, повлиявшими на снижение поступлений в 2015 году, явились: замедление темпов развития экономики; падение цен на основные экспортные позиции; снижение экономической активности предприятий.

По данным проверок Счетного комитета, основная сумма налоговых поступлений в республиканский бюджет в 2015 году обеспечена за счет уплаты налогов 300 крупными налогоплательщиками, находящимися на мониторинге. Так, уплата составила 629,2 млрд. тенге, что составляет 51,4% от общей суммы поступившего налога.

В разрезе крупных налогоплательщиков в 2015 году наблюдается снижение поступлений по 96 налогоплательщикам. К примеру, наиболее значительные снижения поступлений в республиканский бюджет по сравнению с 2014 годом показали следующие налогоплательщики: Филиал компании «Лукоил Оверсиз Карачаганак Б.В.» --24,3 млрд. тенге, Филиал «Би Джи Карачаганак Лимитед» (город Аксай) - -48,8 млрд. тенге, Филиал компании с ограниченной ответственностью «Аджип Карачаганак Б.В.» - -44,7 млрд. тенге, Филиал компании «Шеврон Интернешнл Петролеум Компании» - -27,5 млрд. тенге, ТОО «Казцинк» - -18,5 млрд. тенге [5,6,7].

Достаточно серьезной проблемой в системе налогообложения в Казахстане остается механизм налога на добавленную стоимость, который проявляется в возмещении из бюджета уплаченной суммы налогоплательщикам. Так, например, в 2015 году увеличилось количество налогоплательщиков, по которым сумма НДС, возмещенная из бюджета, превысила сумму налогов, уплаченных в республиканский бюджет. По состоянию на 1 января 2015 года превышение возмещенной суммы, над уплаченными налогами по 31 юридическому лицу, составило 95,3 млрд. тенге, по состоянию на 1 января 2016 года соответствующий показатель составил 34 юридическое лицо на сумму 234,4 млрд. тенге. Эти суммы являются нагрузкой на государственный (республиканский) бюджет.

Исходя из краткого обзора вопросов доходной части республиканского бюджета РК и его расходов необходимо заключить, что республиканский бюджет, как централизованный бюджет в составе государственного бюджета, как бюджет первого звена и как важный централизованный денежный фонд государства, остается темой для дальнейшего исследования в части формирования всего бюджетного процесса на основе системного подхода и совершенствования законодательной основы.