Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

PARTICIPATION OF RUSSIA FEDERAL PENITENTIARY IN SOCIO-ECONOMIC LIFE OF THE REGION

Chervaykov V.E. 1 Titiberia R.R. 1
1 Krasnoyarsk State Agrarian University
This revealed some aspects of the criminal-executive system of Russia which was reformed. As the object of study selected Penitentiary Service of Russia for the Krasnoyarsk Territory as the most prominent structural subdivision of the Federal Penitentiary Service of Russia. The paper presents an analysis of the socio-economic performance of the Federal Penitentiary Service of Russia for the Krasnoyarsk Territory and shown that the Main Directorate of the Federal Penitentiary Service system – an essential element of social and economic infrastructure of the region and its development. The article shows that the division of the colonies, which was produced as a result of penal reform has led to problems such as unemployment in those cases where it was carried out without taking into account the socio-economic characteristics of the region. Also, in the urgency of the penetration of the new evaluation system of qualifications of employees in the educational organizations of the correctional system. The article shows the role of educational work with condemned to increase the labor force in the region.
criminally-executive system
penal reform
the Federal Penitentiary Service of Russia for the Krasnoyarsk Territory
a penal colony
the socio-economic development of the region
regional economy

Актуальность темы связана с тем, что нормальное функционирование гражданского общества и безопасности граждан возможна только при условии эффективного функционирования уголовно-исполнительной системы.

Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. ФСИН России подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации.

Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю является одним из самых крупных территориальных органов УИС России. Пенитенциарные учреждения края расположены от Заполярного круга до границ республик Тыва и Хакасия. В состав ГУФСИН России по Красноярскому краю входит 42 учреждения, в том числе исправительные колонии: строгого режима – 10, общего режима для содержания мужчин – 2, общего режима для содержания женщин – 2; особого режима – 1; 15 колоний-поселений, 3 лечебно-исправительных учреждения, 1 лечебно-профилактическое учреждение, 5 следственных изоляторов, 2 тюрьмы, 1 воспитательная колония. При колонии строгого режима № 6 имеется ПФРСИ (помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора).

По состоянию на 31 декабря 2015 года в 42 учреждениях ГУФСИН России по Красноярскому краю содержалось 23485 осужденных, подозреваемых, обвиняемых и подследственных, в том числе в 15 исправительных колониях – 12944 человека, в 15 колониях-поселениях – 3631 человек, в лечебных учреждениях – 2403 человека, в тюрьмах – 940 человек, в следственных изоляторах – 3220 человек, в воспитательной колонии – 56 человек. В сравнении с предыдущим годом численность спецконтингента снизилась на 664 человека, или на 2,7 %.

Значительная часть осужденных отбывает наказание за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков – 5592 (23,8 %). За кражу отбывает наказание 2968 человек (12,6 %), за убийство – 6094 (26 %), за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – 1162 (4,9 %), за разбой – 1455 (6,2 %), за грабеж – 997 (4,2 %).

Общее количество осужденных, освободившихся из учреждений ГУФСИН, составило 8587 человек. Освободились условно-досрочно – 2178 человек [8].

Необходимо отметить, что в учреждениях ГУФСИН ведется производственная деятельность. В 2015 году согласно Программе развития внебюджетной и иной приносящей доход деятельности учреждениями ГУФСИН были получены доходы на сумму 3,8 млрд. рублей, что на 166 млн. рублей или на 4,6 % больше запланированных [8].

Например, ФКУ КП-14 (п. Тантачет) – лесозаготовительное учреждение. Основными направлениями деятельности являются лесозаготовительная и деревообрабатывающая отрасль, а также животноводство. В ИК-16 (п. Громадск) на сегодняшний день основными производственными направлениями учреждения являются швейное производство, деревообработка, развивающиеся параллельно с ней металлообрабатывающее производство, выжиг извести и изготовление кирпича. Изготавливаются строительные материалы из дерева (пиломатериал необрезной и обрезной), а также поддоны, тара кабельная, половая рейка, вагонка, малые архитектурные формы из дерева ОИУ-26 (п. Октябрьский) занимается заготовкой, вывозкой и переработкой древесины. Все это указывает на характер предпринимательской деятельности, а точнее социально-ориентированного предпринимательства, со всеми свойственными ему признаками, что, собственно, позволяет улучшить процессы трудовой адаптации осужденных, повысить их мотивацию, дает возможность приобрести профессию, опыт работы, развить профессиональные компетенции [5, С. 321-324].

Одним из важных направлений деятельности ГУФСИН является практика участия учреждений в реализации инвестиционных проектов краевого значения. Так, например, в рамках реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» достигнуто соглашение о взаимодействии ГУФСИН с министерством природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края. Начиная с 2012 года силами осужденных проводятся работы по вырубке и расчистке просеки под строительство воздушных линий электропередач 500 кВ в Тайшетском районе Иркутской области. Осужденные выполняют работы по утилизации древесины на просеке под строительство воздушных ЛЭП от Богучанской ГЭС до подстанции Ангара, по санитарной очистке зоны, которая находится вблизи г. Кодинска. Общее количество трудоустроенных составляет 520 человек [8].

Анализ информационных материалов ГУФСИН показал, что в исправительных учреждениях края постоянно ведется работа по развитию новых видов производства с целью дальнейшего увеличения занятости осужденных. Так, в ИК, расположенных в п. Индустриальный запущены в эксплуатацию участки по производству товаров первой необходимости, а также бетонных блоков, в ИК, расположенном с. Арейское Емельяновского района осужденные занимаются изготовлением теплоизоляционных изделий для труб различного диаметра, строительных деревянных конструкций, столярных изделий.

В ходе реализации соглашения между ГУФСИН и организациями жилищно-коммунальной сферы г. Красноярска реализуется программа «Чистый город». Осужденные, отбывающие наказания в колонии-поселении 19 (г. Красноярск), привлечены к выполнению работ по уборке центральных улиц города, остановочных пунктов, мостового хозяйства.

Итак, сегодня ГУФСИН России по Красноярскому краю – это элемент социально-экономической инфраструктуры региона, осуществляющий не только функции соблюдения законности и правопорядка, но и функции наращивания экономического потенциала края.

Несмотря на положительные существенные изменения, произошедшие в российской УИС в последние годы, она во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, что обусловило необходимость подготовки Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

В рамках реализации Концепции произошло реформирование системы УИС Красноярского края. Рассмотрим некоторые из них. Так, учреждения исправительной системы в крае были поделены по профилям совершаемых преступлений, что сделано для того, чтобы осужденные не могли во время отбывания наказаний перенимать и осваивать преступный опыт из смежных сфер преступной деятельности. Также колонии поделены по категориям преступников, для тех, кто отбывает срок первый раз и для рецидивных преступников. Такое деление необходимо для того, чтобы преступники, отбывающие наказание первый раз не могли попасть под влияние криминальных авторитетов. Кроме того, осужденные-рецедевисты нуждаются в отдельных и более сложных методах работы по их воспитанию. Возможно, с правовой точки зрения подобные деления осужденных имеют очевидные достоинства, однако с позиции социально-экономического развития региона наблюдаются определенные недостатки.

Так, например, при реформировании учреждений УИС не было учтено их территориальное расположение и социально-экономические особенности региона. При делении учреждений по видам режима, на наш взгляд, целесообразно было учесть производственную инфраструктуру, спрос на труд, удаленность районов, где находятся учреждения. Предполагаем, что более отдаленные от краевого центра колонии, целесообразно было бы перевести на строгий режим, а близлежащие на облегченный. Данное предложение связано с тем, что для колоний строго режима необходим более многочисленный штат сотрудников, что, безусловно, актуально для отдаленных районов, где исправительные учреждения становятся в прямом смысле градообразующими организациями. Так, например, колония-поселение, находящаяся в п. Тамтачет является практическим единственным работодателям в поселке, который находится на удаленном расстоянии, как от краевого центра, так и от других населенных пунктов. В экономической теории такая ситуация называется монопсония на рынке труда, то есть наличие единственного покупателя ресурса – «труд». В то же время исправительная колония строгого режима в с. Арейское находится в пригороде Красноярска (18 км от города), и ее перевод на общий режим совершенно не критичен для местных жителей, так как многие из них находят работу в городе.

Одной из задач ФСИН России является предоставление возможности получения общего и начального профессионального образования, а также специальной профессиональной подготовки осужденных, организация заочного и дистанционного обучения осужденных в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, что указывает на значимость вектора развития предоставления образовательных услуг в системе.

Известно, что ряд учреждений УИС имеют в своем составе образовательные организации. Анализ информации, представленной на официальном сайте ГУФСИН России по Красноярскому краю, дает возможность констатировать, что на сегодня в системе функционируют 4 профессиональных училища и их 17 филиалов. Обучение осужденных ведется по 63 специальностям, по 7 из которых предусматривается получение среднего специального образования [8]. Так, на территории ИК № 7 работает профессиональное училище, где осужденным предоставлена возможность получить востребованные на рынке труда специальности: автослесарь, сварщик, станочник по деревообработке, рамщик, оператор швейного производства, кочегар, каменщик, маляр-штукатур. Ежегодно в училище проходят обучение более 200 осужденных. Известно, что с 01 июля 2016 года вступила в силу статья в ТК РФ 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов», а с 01 января 2017 года вступил в силу ФЗ № 238 «О независимой оценке квалификации», что указывает на необходимости приведение системы образования в соответствие с требованиями новой системы оценки квалификаций работников. Важно сделать акцент на возникшей острой необходимости включения системы УИС Красноярского края в процесс реформирования деятельности учебных заведений в связи с вступлением в силу новой системы квалификаций и профессиональных стандартов. Крайне важно, чтобы обучающиеся в учреждениях УИС могли получить квалификацию в соответствии с современными требованиями и впоследствии пройти государственную сертификацию в центрах оценки квалификаций. Соответственно, образовательные учреждения системы ГУФСИН должны было хорошо знакомы с профессиональными стандартами, требованиями к трудовым функциям, для того, чтобы навыки, полученные осужденными в процессе обучения, были востребованными на современном рынке труда. Это весьма важно, так как новая система квалификаций уже породила ряд проблем, которые в наибольшей мере скажутся на таких слабо защищенных категориях граждан как лица из мест лишения свободы [6, С. 14-21].

Весьма важным фактором участия ФСИН России в социально-экономической жизни региона является деятельность по обеспечению воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными и лицами, содержащимися под стражей. Данное участие собственно будет, является залогом их эффективного исправления, которое в свою очередь предполагает, что осужденный в процессе отбывания наказания должен изменить свое отношение к образу жизни, обществу в целом и пополнить трудовые ресурсы региона. Заметим, что формирование правопослушного поведения осужденных связано не только с профессиональной деятельностью специалистов УИС, но и с положительными жизненными примерами иных осужденных. Поэтому направленность исправительных учреждений на определенную категорию лиц, отбывающих наказание, может лишить этих положительных примеров.

Таким образом, участие ФСИН России в социально-экономической жизни региона, несомненно. Сегодня уже наблюдаются процессы, которые в среднесрочной перспективе позволят иметь социально-экономический эффект, который выразится в увелечении человеческих ресурсов и как следствие повышения валового регионального продукта.