Идея создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) принадлежит Президенту Казахстана Назарбаеву Нурсултану Абишевичу, который в ходе первого официального визита в Российскую Федерацию 29 марта 1994 года предложил формирование Евразийского Союза Государств, и в июне 1994 года воплотил ее в интеграционном проекте, направленном президентам государств постсоветского пространства и опубликованным в прессе. Официальный документ зафиксировал название нового интеграционного объединения – Евразийский Союз, которое явилось основой для формирования Евразийского экономического союза.
Началом формирования Евразийского экономического союза республик бывшего Советского Союза, стало создание 1 января 2010 года Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России, а для укрепления более тесных экономических связей – Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) – 19 ноября 2011 года.
Экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России способствовала ратификация 1 января 2012 года базового пакета, включающего 17 соглашений, регулирующих работу Единого экономического пространства (ЕЭП). После подписания Президентами этих стран 29 мая 2014 года в столице Казахстана – Астане Договора о создании Евразийского экономического союза, с 1 января 2015 года этот союз начал функционировать в составе России, Белоруссии и Казахстана, 2 января 2015 года членом ЕАЭС стала Армения, 12 августа 2015 года – Киргизия.
Создание Евразийского экономического союза предполагает всестороннюю модернизацию, кооперацию, повышение конкурентоспособности национальных экономик и создание условий, способствующих стабильному социально-экономическому развитию стран ЕАЭС в интересах повышения жизненного уровня населения.
По мнению экономистов Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), основным смыслом евразийской экономической интеграции является «получение синергетического эффекта от объединения потенциалов стран-участниц». Это означает, что сотрудничество в ЕАЭС обеспечит каждой стране финансовый результат, превышающий финансовый результат, достигнутый каждой страной в отдельности [1].
Для объективного отражения уровня экономического развития ЕАЭС используется показатель ВВП (ППС) – валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности. Показатели ВВП (ППС) каждой из стран Евразийского экономического союза для сопоставимости выражаются в единой валюте (доллар ФРС США). Пересчеты из национальных валют, как это принято при международных экономических сопоставлениях, выполняются не по рыночным обменным курсам валют, а по паритетам покупательной способности.
В результате исследования расчетов Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по межотраслевому балансу, определено прогнозное значение совокупного интеграционного эффекта до 2025 года, обеспечивающего от 17 % до 20 % дополнительного прироста ВВП для каждой из стран-членов ЕАЭС. Прогнозируется значение интеграционного эффекта в сумме 700 млрд долларов США [2].
Для стран ЕАЭС характерно экстенсивное и интенсивное развитие. В результате анализа данных ЕЭК, установлено, что уже в 2015 году за счет ликвидации внутренних барьеров и ограничений в торговле потенциал «экстенсивного» развития интеграции внутри Евразийского экономического союза в масштабе трех стран-инициаторов – Белоруссии, Казахстана и России уже исчерпал себя. По сравнению с предыдущим годом произошло незначительное увеличение товарооборота – всего на 1,1 % внутри ЕАЭС (без учета топливо-энергетических товаров) [2].
Объективные причины, которые оказали влияние на снижение мировой деловой активности, не могут служить оправданием сложившейся ситуации в ЕАЭС, так как это не соответствует той отдаче, которую получали государства в первые годы после создания Таможенного союза как предыдущей ступени интеграции. В этой связи необходимо дальнейшее укрепление макроэкономического потенциала ЕАЭС, которое можно реализовать одним один из двух способов или их сочетанием [3].
Первый способ предполагает выбор Евразийским экономическим союзом «экстенсивного» направления развития, основанного на дальнейшем расширении ЕАЭС, которое возможно за счет рассмотрения вопроса о принятии новых членов. В качестве кандидатов могут быть рассмотрены бывшие союзные республики.
Второй способ основан на реализации Евразийским экономическим союзом стратегии внутрисоюзной модернизации – «интенсивном направлении развития».
Формирование траектории экстенсивного развития может быть основано на дальнейшем расширении ЕАЭС на территории постсоветского пространства, что предполагает вступление новых членов – бывших республик Советского Союза.
Наиболее вероятный кандидат для следующего вступления в ЕАЭС – Республика Таджикистан. В этой связи еще в начале 2015 года при Министерстве экономического развития и торговли Республики Таджикистан была создана рабочая группа, предназначенная для изучения возможности присоединения Таджикистана к ЕАЭС и оценки вероятных последствий, связанных с этим.
В результате проведенного исследования определены основные факторы, свидетельствующие об ограничении полезности от вступления Таджикистана для всего Евразийского экономического союза. В 2016 году численность населения Республики Таджикистан составила 4,5 % от численности населения ЕАЭС, а доля ВВП в валовом продукте ЕАЭС – 0,4 %. Эта страна является одной из наиболее бедных стран постсоветского пространства. ВВП Республики Таджикистан на душу населения по ППС в 2016 году составил 721,55 долл. США, что в 21,6 раза меньше, чем в ЕАЭС – 15580 долларов США [4].
Другой вероятный кандидат – Узбекистан. Несмотря на отсутствие инициативы к вступлению в ЕАЭС со стороны правительства Узбекистана, результаты опроса Международного исследовательского агентства «Евразийский монитор», проведенные в августе 2015 года, показали, что 68 % населения этой страны поддерживает вступление республики в Евразийский экономический союз. Очевидно, что за счет прибавления 28,9 млн узбекских граждан произойдет значительное расширение рынка ЕАЭС, однако, при низком ВВП этой страны по ППС, составляющем 1966.92 долларов, его доля в ВВП ЕАЭС составила бы только 2,7 % [5].
Присоединение к ЕАЭС Молдовы также возможно, несмотря на то, что эта страна является участником Восточного партнерства и подписала в ноябре 2014 года на Вильнюсском саммите соглашение об ассоциации с Европейским союзом. Новоизбранный в ноябре 2016 года президент Молдавии Игорь Додон – лидер «Партии социалистов» в интервью изданию «Известия» заявил о необходимости отмены соглашения об ассоциации Молдовы с Европейским союзом и проведении референдума о вступлении в Евразийский экономический союз. Президент отметил отсутствие позитивных тенденций в экономике страны после вступления в ЕС и в целом за последние годы правления проевропейских политиков.
Президента поддержали граждане Молдовы, которые высказались за вступление в ЕАЭС. Об этом свидетельствуют результаты опроса общественного мнения, представленные Ассоциацией социологов и демографов, по данным которого 39,4 % респондентов высказались за вступление в ЕАЭС. Лишь 35,7 % высказались в пользу Европейского союза. Опрос проводится в период с 1 по 10 апреля, в нем приняли участие 1889 человек из 75 населенных пунктов. Погрешность составила +/- 3.
По мнению экономистов, кроме трех стран-инициаторов создания Евразийского экономического союза – Белоруссии, Казахстана и России, Украина в 2014 году была наиболее желательным кандидатом, способствующим расширению ЕАЭС. В 2014 году численность населения этой страны составляла 44,3 млн человек или почти 25 % от численности населения Советского Союза.
Вступление этой страны в ЕАЭС обеспечило бы увеличение его общей численности до 223,3 млн человек. Кроме того, Украина на протяжении длительного периода обладала самым мощным после России экономическим потенциалом на постсоветском пространстве. ВВП этой страны в 2013 году в действующих ценах составил 134,9 млрд долларов США или 5,7 % ВВП ЕАЭС, а ее ВВП на душу населения по ППС составил 8200 долл. США [4].
На основе анализа результатов исследования, проведенного в 2013 году Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН, Институтом экономики и прогнозирования НАН Украины, установлено, что вступление Украины в ЕАЭС оказало бы благоприятное влияние на экономику этой страны:
- доля машиностроительных видов продукции в ВВП Украины увеличивалась бы с 6 % до 9 %;
- доля машин и оборудования в экспорте Украины в другие страны-участницы ЕАЭС достигла бы к 2030 году 20 %;
- в структуре суммарного экспорта Украины в ЕАЭС доля авиационной техники увеличивалась бы к 2030 году до 7 %;
- доля продукции судостроения в структуре экспорта Украины в страны ЕАЭС возросла бы к 2030 году в 2 раза;
- доля прочей машиностроительной продукции увеличилась бы на 11,8 %.
В связи с тем, что период становления и развития Евразийского экономического союза совпал с периодом обострения политического и экономического кризиса в Украине, участие этой страны в ЕАЭС маловероятно.
Дефолтное состояние украинской экономики, обусловленное государственным переворотом, разрывом внешнеэкономических отношений с Россией и гражданской войной, привело к тому, что эта страна не является привлекательным партнером для ЕАЭС. За последние годы (2013-2016гг) в стране наблюдалось резкое падение ВВП на душу населения по ППС (в 4,17 раз), который в 2016 году составил 1965,81 долларов США [3].
Перспективы вступления в ЕАЭС других постсоветских республик являются маловероятными, что объясняется различными причинами. Например, в Азербайджане 64 % населения не одобряют идею вступления страны в ЕАЭС. «В решении ряда проблем, существующих в российско-азербайджанских отношениях, вопрос ЕАЭС не самый важный на сегодняшний день. Но после того, как будут решены все проблемы, членство в ЕАЭС, если оно будет на тот момент необходимо, превратится в полуавтоматическое решение», – заявил в ходе видеомоста «Москва, Санкт-Петербург – Баку» Алексей Кузнецов, заместитель директора ИМЭМО РАН, руководитель Центра европейских исследований.
В ходе дискуссий, бакинский политолог Фикрет Садыхов отметил, что Азербайджан в самое ближайшее время вряд ли станет членом Евразийского союза. Но, как утверждает азербайджанский эксперт, «… вышесказанное никак не препятствует Азербайджану иметь тесные торгово-экономические и политические отношения с Россией, Беларусью и Казахстаном».
При потенциальном вступлении всех четырех стран в ЕАЭС его население выросло бы на 84,9 млн человек – до 263,8 млн человек в целом, что представляло бы уже 88 % от необходимого внутреннего рынка в 300 млн человек, который упростил бы достижение глобальной конкурентоспособности (таблица).
Экономические показатели потенциальных членов ЕАЭС
Потенциальные члены ЕАЭС |
Население |
ВВП |
ВВП на душу населения |
||
млн чел. |
% к ЕАЭС |
млрд долл. США |
% к ЕАЭС |
(по ППС) |
|
Молдова |
3,6 |
2,0 |
6,08 |
0,3 |
1712.22 |
Украина |
44,3 |
24,8 |
83,55 |
5,7 |
1965.81 |
Узбекистан |
28,9 |
16,2 |
61,65 |
2,7 |
1966.92 |
Таджикистан |
8,1 |
4,5 |
6,25 |
0,4 |
721.55 |
Источник: расчеты автора на основе данных МВФ (10.01.2017).
В результате проведенного исследования установлено, что дальнейшее расширение ЕАЭС за счет вступления новых членов ограничено в двух аспектах: количественно и качественно. Количественный аспект характеризуется тем, что в ближайшее время есть вероятность вступления в ЕАЭС только Таджикистана. Качественный аспект вступления этой страны в ЕАЭС отражает малую экономическую отдачу для укрепления позиций Евразийского экономического союза в глобальной экономике.
Основным препятствием в расширении ЕАЭС даже на самом постсоветском пространстве является политический фактор, сущность которого выражается в противодействии со стороны США. Об этом свидетельствует заявление в 2012 году во время пресс-конференции в Дублине Госсекретаря США Хиллари Клинтон о том, что Вашингтон «постарается найти эффективные способы, чтобы замедлить или предотвратить» развитие евразийской интеграции.
Сложившаяся ситуация может быть исправлена при смене политического курса новой республиканской администрацией США. Об этом свидетельствует тот факт, что проблема нормализации отношений США и России, США и Евразийского экономического союза обсуждалась на третьей ежегодной конференции «Бизнес с ЕЭАС», которая проводилась 28 ноября 2016 года Вашингтонским центром «Евразия» и бизнес-коалицией «Евразия» на базе Торгпредства России в Вашингтоне.
Понимая, что без участия России США не сможет решить международные конфликты, 14 января 2017 года избранный президент США Дональд Трамп в интервью «The Wall Street Journal» заявил, что не исключает отмены санкций в отношении России в будущем «… если Россия действительно помогает нам, почему бы не отменить санкции».
Двухлетний опыт становления и развития Евразийского экономического союза является убедительным доказательством того, что, несмотря на все препятствия со стороны США и ЕС, его создание является перспективным проектом, способствующим интеграционным процессам на постсоветском пространстве, росту экономического потенциала, стабильному социально-экономическому развитию стран ЕАЭС в интересах повышения жизненного уровня населения.