Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

PERSPEKTIVE OF BUSINESS AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF KYRGYZSTAN IN THE EPOCH OF CHANGES

Myrzakmatov S.O. 1
1 Kyrgyz national university of Balasagyn
Modern practice of using natural resources really shows problematical character of this phenomenon for the modern economy of Kyrgyzstan. The dependence of the country on foreign capital, priority of certain sectors of the economy during the transition period takes into consideration the historical, national and cultural peculiarities, real prospects and opportunities. Activities, directed on reception of specific results in the form of goods and services is always directed to the external environment in which the only change leaders survive. However, necessary, important condition for the successful operation of the business subjects serves stable society. Dynamics of reduction of people employed in the sphere of social production entails the reorientation of business subjects, particularly in the service sector. The results of the business activities of their innovative products, services and largely determine the development of society as a whole, which can secure a worthy place in the external, highly competitive market.
Modern economy
epoch of changes
investment
factors of business
business function
leader
devaluation

Современный мир имеет широкие перспективы в экономическом развитии, в которых преимущественно используются недры и природные богатства земли. Однако, практика использования природных богатств реально показывает проблематичность данного явления для всего человечества, в его перспективной жизнедеятельности. В этом отношении не особо перспективным выступает не рациональное использование природных богатств страны в виде экспортного сырья. На сегодня, зависимость современной экономики Кыргызстана от иностранного капитала, низкий коэфициент полезности добычи полезных ископаемых для народа, должно быть определяющим приоритетности или бесперспективности определенных отраслей экономики. Несомненно, существенный дефицит инвестиционных ресурсов страны из внутренних источников, вынуждает отводить значительное место в подъеме национальной экономики внешнему финансированию - иностранным инвестициям и кредитам [5].

Однако, следует обратить особое внимание на эффективность вложения инвестиций в социально-экономическую жизнь страны, характеризующейся высокой динамикой бизнес среды и нерациональностью рапределения ресурсов. Переход страны на рыночные формы хозяйствования, безусловно, предполагает учет ее исторических, национально-культурных особенностей, реальных перспектив и возможностей. И главным фактором общественного прогресса конечно выступает модернизация всей хозяйственно-экономической деятельности, путем раскрытия имеющихся потенциальных внутренних резервов. При этом, необходимо учесть достаточный, образованный человеческий потенциал для целенаправленного расширения бизнес среды и возможности контроля инвестиций. Важным выступает отношение государства к самим источникам финансирования, характеру изменений в инвестиционной структуре, влияющих на реализацию бизнес проектов.

Происходящие интенсивные, непредсказуемые перемены, структурная трансформация во всех сферах общества (экономической, социальной, политической, технологической) требует современных подходов к управленческой бизнес деятельности при активной преобразующей роли государства в его регулировании. Так как функция бизнеса заключается в производстве товаров и оказании услуг, эти трансформационные изменения напрямую и непосредственным образом влияют на функционирование самого бизнеса. Функционирование бизнеса как на уровне отдельно взятого субъекта бизнеса, так и на уровне отраслей, секторов, национальной экономики зависит от состояния бизнес среды. Чтобы успешно развиваться в своей деятельности бизнес субъектам необходимо своевременное распознование и приспособление, адаптация к происходящим в бизнес среде переменам. Для этого требуются постоянное получение и анализ необходимой информации о внешней среде и ее динамике.

Деятельность бизнес субъектов всегда зависима от факторов внешней среды, которая отличается определенной изменчивостью. Условия ведения бизнеса на международном и государственном рынках меняются настолько быстро, что на сегодняшний день ни одна, даже самая стабильная компания, не может быть уверенной в своей успешности через полгода или год [6]. Известно, что любая деятельность, направленная на получение определенных результатов в виде товара, услуг всегда направлена на внешную среду. В свою очередь эффективность деятельности субъектов бизнеса также определяется во внешней среде. Оценку эффективности дают потребители и рынки, куда будут выставлены результаты внутренней среды бизнеса. Современные потребители всегда ориентированы на получение более качественных, более дешевых, более модернизированных товаров и услуг. Ибо они вооружены обширной информацией о состоянии внешней среды, для которой характерны следующие аспекты:

– частое изменение курса валюты;

– модные тенденции рынка;

– потребительский спрос на ту или иную продукцию[6].

Век современных информационных технологий требует от субъектов бизнеса своевременной реакции, готовности к переменам во вкусах, предпочтениях, чтобы не оказаться обреченным на провал. Ориентированность нынешних потребителей на модные тенденции рынка товаров, услуг определяет особенность бизнес среды, сочетающей параметры спроса и предложения. Однако, ориентируясь на новые тенденции среды “управлять” самими переменами невозможно, но их можно опережать. Сегодня в период широкомасштабной трансформации общества все смирились с «неизбежностью перемен», которую мы сейчас разносторонне переживаем. Безусловно, перемены сопряжены с потерями и риском и к тому же требуют огромного человеческого труда и усилий. И если организация не ставит себе цель смело идти навстречу изменениям и быстро меняться в высокомобильном окружающем мире, она обречена на прозябание. В данный период, когда происходят коренные структурныхе преобразования, выживают только лидеры перемен. Лидеры, которые способны чутко улавливать тенденции изменений и мгновенно приспосабливаться к ним, используют себе во благо открывающиеся новые возможности.

Поэтому центральная задача менеджмента в XXI веке заключается в формировании современных лидеров перемен, способных к прогрессивным преобразованиям в период мирового экономического кризиса. Лидер перемен должен рассматривать каждое изменение как новую благоприятную возможность для прогрессивного развития своей организации. Лидер перемен целенаправленно ищет полезные для себя изменения и знает, как сделать их максимально эффективными для внешней и внутренней деятельности организации. [1] Современный лидер и бизнес субъекты всегда должны быть готовыми к резким изменениям и скачкам курса национальной и мировых валют. Примером может служить девальвация рубля, казахского тенге, и национальной валюты Кыргызстана - сома в 2015-2016 г., внесшие существенные корректировки в функционировании бизнес субъектов и отразившихся на уровне национальной экономики. Вследствие этого пострадал почти каждый хозяйствующий субъект, сократился также объем производства и увеличился внешний долг страны. Девальвация рубля и тенге ударила по всем отраслям экономики страны, сказавшейся на сокращении:

– экспорта сельхозпродукции,

– реэкспорта товаров,

– перевода мигрантов.

Девальвация отразилась на снижении темпов строительного бизнеса, ибо, основными дольщиками строящихся жилых объектов были мигранты и их семьи в республике.

Однако, перемены в обществе не всегда способствуют активизации бизнес-субъектов в обеспечении благоприятных возможностей для прогрессивного развития своей организации. Именно стабильное общество является необходимым, важным условием успешного функционирования бизнес субъектов. И поэтому, общественная стабильность означает стабильное состояние бизнес среды, в которой осушествляется бизнес деятельность, благодаря чему пополняется финансовое состояние государственной казны. Успешный бизнес, как результат активной деятельности субъектов бизнеса, отражает позитивность совокупных факторов среды (правовая защита интересов, ценностей, открытая и справедливая конкуренция, не тягостная налоговая система и т.д.). В то же время, результаты бизнеса зависят и от воздействия негативных факторов среды, в которых особое место отводится социальным и природным катаклизмам (митинги, саботажи, революции, зземлятрясения, наводнения, засухи и т.д.), которые противоречат интересам бизнеса. Такие случаи входят в группу факторов, которые являются внешими по отношению к бизнесу. А, к внешним факторам бизнес среды субъекты бизнеса не могут оказать прямого, непосредственного влияния, пребывая в ожидании выхода из данной ситуации с наименьшими потерями.

С другой стороны, бизнес как один из важнейших элементов, составляющих основу общества, должен по своей природе и определению, воспрепятствовать к возникновению таких нежелетальных социальных явлений. Для этого в обществе необходимо решить важные социально-экономические задачи, созданием эффективных рычагов менеджмента, использованием передовых научных достижений, обеспечением трудовой занятости населения и т.д. Безусловно, бизнес обеспечивает занятость людей, создает материальные ценности, выполняет различного рода виды деятельности, оказывает услуги и т.д.. В свою очередь, бизнес среда оказывает непосредственное влияние на все субъекты бизнеса. Многие факторы бизнес среды не подконтрольны бизнес структурам. Но, в целом, в масштабе национальной экономики, на некоторые факторы внешней среды можно повлиять , посредством государственного, общественного регулирования. К примеру, систематическое изучение, анализ, мониторинг законов, нормативных актов исходящие от государственных регулирующих, надзорных и иных контрольных органов по отношению к бизнесу и бизнес среде. На основе данных мероприятий нужна ликвидация, упразднения, реорганизация лишних и препятствующих функционированию бизнеса, государственных и иных общественных структур. Это касается также к своевременному внесению изменении в существующие, но устарешим законам и нормативным актам.

Известно, экономические, социальные, политические, технологические, географические и другие множественные факторы непосредственно или косвенно, опосредованным образом влияют на бизнес и бизнес среду [2]. И так как, современный мир, экономика страны развивается по многовекторным направлениям, то важно найти и использовать свой потенциал по реализации данной экономической политики. По этой причине можно прибегать к вмешательству государства в проведении протекционистских мер в некоторых сферах экономики. Хотя, в условиях глобальной экономики и высокой конкуренции очень трудно реализовать такие протекционистские меры. Тем не менее, не обращать внимание на такие факторы тоже нельзя, во всяком случае нужно их обозначать как проблемы и задачи экономики страны:

– строительство, банковская сфера, финансовый сектор;

– туризм;

– образование, медицина;

– переработка сельхозпродукции;

– элитные продукты питания продуктов для экспорта;

– организованная миграция трудовых мигрантов, т.е., чтобы они могли выезжать из страны для выполнения определенной работы, в составе бригад, подрядных организаций.

В то же время, учитывая действия бизнеса, также оказывающих воздействие на многие факторы бизнес среды, следует обратить внимание на состояние конечного продукта. Результаты деятельности бизнеса, их инновационные продукты, услуги во многом определяют и развитие общества в целом, которое может обеспечить себе достойное место во внешнем, высоко конкурентном рынке. Необходимо создавать такие отрасли производства, чтобы достаточно удовлетворить внутренний спрос, так называемой государственной “политикой импортозамещения”, в которой заинтересованы компании Кыргызстана. Об этом было заявлено на уровне Правительства [3], и импортозамещение должно быть определяющим в перспективном экономическом развитии страны.

На благоприятное функционирование бизнеса также оказывают сильное влияние и географические и природные факторы Для нашей республики это выступает одним из существенных факторов:

– ограниченность природных ресурсов, в частности, отсутствие крупных запасов нефти, газа в отличие от ближайших соседних стран.

– отсутствие или ограниченность международных морских, железнодорожных путей сообщения ;

– наличие экономически неразвитых соседних стран;

– ограниченность покупательской способности населения в соседних странах;

– сложные климатические условия для развития сельского хозяйства.

– основную часть территории страны занимают горы.

Эти особенности страны создают дополнительные трудности в развитии важных отраслей экономики - земледелия и животноводства. Продолжительность зимы, ограниченность равнинных земельных площадей, пашен, пастбищ для ведения широкомасштабного фермерского хозяйства выступают негативными факторами. К тому же идет, тенденция уменьшения численности сельского населения [4]., хотя точных статистических данных пока нет, но простые наблюдения четко показывают, что молодежь массово покидает сельские районы страны. Также, многочисленные публикации, отчеты, исследования разных негосударственных, общественных организаций, журналистов, общественных деятелей, социлогов, дают некую информацию о процессе массовой миграции. Демографические изменения в процессе миграции, предполагаемые коррективы в деятельности бизнес субъектов, будут изменять бизнес среду. И практика показывает что, в ближайшие годы в сфере общественного производства будет сокращаться численность населения, занятых физическим трудом.

Сокращение занятых людей в сфере общественного производства повлечет за собой переориентацию деятельности бизнес субъектов, соответствено увеличив долю занятых в других сферах экономической деятельности, в частности, в сфере услуг. Значит, в будущем будет расти число бизнес субъектов функционирующих в оказании различного рода услуг. Несомненно, все субъекты бизнеса будучи по сути частью общества, являются общественными институтами. Отсюда вытекает и другое условие существования бизнеса – социальная ответственность. Следует ососбо отметить, что последние 10-15 лет произошли коренные изменения в среде потребителей, в их вкусах, стали другими потребительское поведение и потребительная способность населения. Вместе с этим, изменилась структура расходов направленные на потребление, связанных с интересами и ценностями людей. Соответственно, возникает необходимость изменения условий ведения бизнеса, исходящих из демографических факторов, изменений в предпочтениях людей и стратификационной структуре населения. Изменения условий бизнеса, и в целом бизнес среды всегда чреваты возможными потерями, которых невозможно предусмотреть и избежать. Но в то же время, они дают прекрасные шансы бизнесменам, инноваторам в области экономической деятельности, быть лидерами в конкурентной среде, достигая хороших прибылей.