Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

ALTERNATIVE WAYS OF DEVELOPMENT OF MICROFINANCE IN KAZAKHSTAN

Gelmanova Z.S. 1 Zhaksybaeva G.S. 1 Mitrofanova E.A. 2
1 Karaganda State Industrial University
2 Russian University of Management
We identified several problems typical of the sector, which can be divided into two large blocks. In this regard, proposed and considered alternative ways of development of the microfinance sector: improvement of legislation in the field of microfinance; expanding access of microfinance institutions to other sources of m of its activities; development of other microfinance services; increase women’s access to microfinance services; obtaining international ratings as a basis for internal improvements and access to additional sources of financing
microfinance; development ways; microcredit organizations; microfin services

В Казахстане микрокредитование считается эффективным механизмом для поддержки предпринимательства, и оно становится неотъемлемым компонентом экономической и социальной стратегии страны, развивая экономические возможности частного предпринимательства, обеспечивая новые возможности трудоустройства для людей с низким и средним уровнем доходов и стимулируя создание новых малых и средних предприятий. В связи с этим необходимо разрабатывать различные государственные программы кредитования, нацеленные на обеспечение более широкого охвата населения, и позволяющие улучшить микрофинансовый сектор.

Дальнейшее развитие микрофинансового сектора в Казахстане необходимо по нескольким причинам: традиционные кредитные ресурсы недоступны для малых и микропредприятий; требования к залоговому обеспечению слишком высокие; информация о микрокредитной политики не является легко доступной; у микрофинансовых организаций нет опыта управления; у заемщиков есть сложности в управлении кредитными ресурсами; слабые микрокредитные схемы и методики.

Проведенный анализ уровня развития микрофинансирования позволил выявить ряд проблем, характерных для данного сектора, которые могут быть разделены на два больших блока. Первый блок касается всего спектра заинтересованных сторон в микрофинансовом секторе, в то время как второй блок касается непосредственно текущей деятельности микрофинансовых организаций.

К проблемам первого блока можно отнести: правовые барьеры; низкая плотность населения; высокие транспортные расходы и расходы на безопасность; слабое сотрудничество между микрофинансовыми организациями, государственными органами и национальными институтами и фондами развития; низкий уровень взаимодействия между отечественными банками, небанковскими финансовыми учреждениями и микрофинансовыми организациями создает сложности в мобилизации капитала для микрофинансирования; недостаток современных систем менеджмента и мониторинга, процедур внутреннего контроля, инструментов оценки воздействия и соответствующего программного обеспечения менеджмента; отсутствие соглашений с почтовыми службами и банками, имеющими подразделения в регионах; недостаток учреждений, оказывающих услуги микрофинансовых организаций.

К проблемам второго блока можно отнести следующие: дефицит при покрытии операционных расходов; высокая стоимость финансирования; сокращение грантовой поддержки; недостаток квалифицированного персонала; отсутствие методологий и программ обучения для персонала микрофинансовых организаций; слабые знания в области методологий и учета, а также низкий уровень компьютерных навыков; неравные условия конкуренции с банками второго уровня [7].

В связи с этим альтернативными направлениями развития микрофинансового сектора станут: совершенствование законодательства в сфере микрофинансирования; расширение доступа микрофинансовых организаций к другим источникам финансирования своей деятельности; развитие других микрофинансовых услуг (микросбережений, микрострахования, микролизинга и денежных переводов); расширение доступа женщин к микрофинансовым услугам; получение международных рейтингов, как основы для внутренних улучшений (менеджмента и технологий микрокредитования) и получения доступа к дополнительным источникам финансирования.

Основным фактором, сдерживающим развитие системы, до настоящего времени было отсутствие концептуального подхода к развитию системы микрокредитования, комплексной поддержки сектора государством для потенциальных инвесторов. Для увеличения числа микрокредитных организаций законодательством страны предусмотрены упрощенные процедуры их создания и регистрации, отменено лицензирование и надзор со стороны Национального банка РК и Агентства РК по финансовому надзору. Однако создание хороших стартовых условий для роста микрокредитных организаций не повлияло на качественное развитие этого института.

Из общего числа зарегистрированных микрокредитных организаций до 70% бездействует [3]. Основными причинами этого являются: недостаточность собственных средств; отсутствие стабильного доступа к источникам кредитования; высокие операционные расходы при обслуживании микрокредитов; недостаток квалифицированных кадров, отсутствие доступных методологий и обучающих программ. А также слабое взаимодействие микрокредитных организаций с банками второго уровня и небанковскими организациями для привлечения финансовых ресурсов, так как они рассматривают микрокредитные организации как стандартного заемщика и требуют твердые залоги, в то время, как основным активом большинства микрокредитных организаций является их кредитный портфель. В числе причин - неотработанная схема взаимодействия микрокредитных организаций с государственными органами управления и институтами развития.

В определенной мере на развитие микрокредитных организаций влияет нерегулируемость, что приводит к тому, что они, во-первых, не могут финансировать свою деятельность за счет привлечения депозитов населения. Во-вторых, являются причиной того, что многие международные инвестиционные компании настороженно относятся к нерегулируемым субъектам финансового рынка. Основная проблема, с которой сталкиваются иностранные инвесторы микрокредитных организаций, - это финансовая непрозрачность этих организаций.

Законодательные основы по микрофинансированию в стране нуждаются в дальнейшей доработке, необходимо внести следующие изменения:

Смягчение ограничений для функционирования небанковских организаций, а именно исключение требования лицензирования и надзора за деятельностью кредитных товариществ, ломбардов и небанковских финансовых учреждений.

Распределение чистой прибыли кредитных товариществ на основе дополнительных вложений, что облегчит соблюдение правил и привлечет интерес к дополнительным вложениям.

Улучшение схем налогообложения микрофинансовых организаций.

Разработка правил, разрешающих микрофинансовым организациям вести сберегательные счета, осуществлять страхование и переводы денежных средств.

Введение обязательной статистической отчетности для микрофинансовых организаций для регулярного мониторинга за состоянием развития сектора.

Внесение данных изменений позволит расширить сферу деятельности микрофинансовых организаций и охват микрофинансированием, особенно, в сельской местности, будет способствовать вовлечению предприятий малого бизнеса в данный сектор, а также легализации неформальной кредитной деятельности и стимулировать развитие конкуренции на рынке.

Микрофинансовые организации должны быть задействованы в привлечении капитала на сберегательные счета. С теоретической точки зрения, привлечение сбережений представляет собой адекватный и гарантированный источник финансирования деятельности микрофинансовых организаций, однако, он подразумевает некоторый контроль со стороны органов надзора. Принимая во внимание невыполнимое требование, согласно которому микрофинансовым институтам необходимо трансформироваться в банк (единственный институт, который имеет полномочия привлекать сбережения) и необходимость увеличения финансирования для расширения границ деятельности, лишь предусмотрительная политика, которая позволит микрофинансовым организациям увеличить капитал путем привлечения общественных сбережений, сможет достигнуть положительных результатов. Институты, задействованные в привлечении сбережений, всегда должны находиться под контролем в зависимости от их положения и требований. Особые изменения смогут подогнать требования подотчетности к масштабу депозитных институтов - банков.

В любом случае, необходимо учитывать, что большинство неправительственных организаций, оказывающих услуги микрофинансовых организаций, не обладают хорошим менеджментом и институциональными возможностями для управления сберегательными счетами. Эффективной побочной стратегией может стать внедрение сберегательных услуг, направленных на интересы малообеспеченного населения, в коммерческих банках.

Необходимо осторожно относиться к предложению по упрощению структуры микрофинансового сектора путем исключения лицензирования небанковских финансовых институтов, так как они могут негативно повлиять на развитие микрофинансового сектора. Если на небанковские финансовые институты не будет распространяться действие закона «О банках и банковской деятельности», некоторые микрофинансовые организации могут потерять льготы по налогу на добавленную стоимость и другие налоговые привилегии, и им придется ограничить размеры кредитов, аналогично размерам установленным для микрокредитных организаций. Введение этих изменений без соответствующей реформы законодательства о микрокредитных организациях, может повлечь негативные последствия для микрофинансового сектора. Большинство микрофинансовых организаций, лицензированные на данный момент в качестве небанковских финансовых учреждений, не имеют возможности трансформироваться в банки, и им придется трансформироваться в микрокредитные организации.

Анализ показал, что в стране управление микрокредитной политикой слабо развито на правительственном уровне, что в прошлом зачастую было причиной принятия правительственных программ неудовлетворительного качества, процветания коррупции и непрозрачности многих микрокредитных организаций.

Несмотря на то, что понятие «микрокредит» уже включено во многие правительственные стратегические документы, Правительство еще четко не определило роль микрофинансирования в социально-экономическом развитии страны. Стратегия развития «Казахстан-2030» определила микрокредит как инструмент для снижения уровня бедности. Концепция развития финансового сектора в РК четко определяет микрокредит как практический инструмент для поддержания малого и среднего бизнеса и микропредприятий, путем включения микрофинансирования в финансовую инфраструктуру страны.

Существует ряд широко известных источников финансирования микрофинансовых организаций. Вложение собственных средств и получение кредитов по льготным или рыночным ставкам представляют собой основные источники финансирования. Многие микрофинансовые организации являются некоммерческими организациями, которые задействованы в реализации микрокредитных программ при финансовой поддержке, оказываемой на начальных этапах международными донорскими организациями. В некоторых случаях, финансирование предоставляется за счет средств государственного бюджета на условиях возвратности по низкой процентной ставке для кредитования малого и среднего бизнеса, однако государственные гранты, как правило, покрываются за счет дополнительных административных расходов, налагаемых на заемщиков, и имеют ограничения по их использованию. Следует отметить, что микрофинансовые организации могут привлекать средства за счет сбора сбережений, а также от коммерческих банков или инвесторов.

Еще одной альтернативой развития микрофинансового сектора на сегодня является создание апекс-организаций, как дополнительного источника финансирования микрофинансовых организаций. В качестве апекс-организаций выступают крупные оптово-кредитные организации, предоставляющие финансовые средства в виде грантов, кредитов и гарантий, а также оказывающие услуги микрофинансовым организациям на территории своего региона. Финансирование может осуществляться как при наличии, так и при отсутствии технического содействия. Апекс-организации привлекают средства доноров и инвесторов для финансирования и технического содействия микрофинансовым организациям. Апексы, выступая в качестве надежных местных институтов, являются привлекательными, так как они предоставляют иностранным инвесторам (донорам, частным инвестиционным фондам, а иногда и правительственным учреждениям) уверенность при поддержке микрофинансовой деятельности. Однако, несмотря на такие предпосылки, в мировой практике не много случаев успешных апекс-организаций. Данный факт обусловлен затруднениями, с которыми сталкиваются данные организации. CGAP предлагает ряд практических действий для создания успешной и эффективной апекс-системы [6].

Создание успешной апекс-системы представляет собой сложный процесс. К проблемам, с которыми часто сталкиваются апекс-организации, относят:

Учредители апекс-организаций сталкиваются с тем, что лишь некоторые микрофинансовые организации могут получить финансирование, в связи с жесткими критериями отбора. Даже в Бангладеше, где микрофинансовый сектор добился высокого уровня развития, апекс Palli Karma Sahayak Foundation обнаружил, что только 10% микрофинансовых организаций, подавших заявку на финансирование, соответствовали требованиям. Апекс-фонды, расположенные в Кении, Доминиканской Республике (ФондоМикро), Колумбии и Пакистане имели в своем распоряжении больше денежных средств, чем спрос от квалифицированных микрофинансовых организаций [6].

Апекс-фонды, которые очень серьезно подходят к отбору организаций, основываясь на критериях, не могут быстро распределять финансовые средства.

Политическое давление часто оказывает влияние на финансовые решения, принимаемые микрофинансовыми организациями.

В редких случаях апекс-фонды выступают в качестве посредников между микрофинансовыми организациями, коммерческими банками и фондами.

Мировой опыт в области микрофинансирования свидетельствует о том, что предоставление микрокредитов должно сопровождаться техническим содействием, однако апекс-фонды, как правило, не достаточно хорошо оборудованы для предоставления технической помощи.

Экономика Казахстана в некоторых аспектах отличается от экономик других стран переходного периода, благодаря развитому банковскому рынку и рынку страхования, благоприятному законодательству в области микрофинансирования и успешно функционирующим микрофинансовым организациям. Кроме того, правительство готово к предоставлению финансовой поддержки сфере микрофинансирования. Однако отсутствие стратегии по развитию сектора микрофинансирования может замедлить темпы дальнейшего развития. Правительство РК планирует создание апекс-фондов в стране, что могло бы положительно сказаться на развитии сектора, при условии соблюдения вышеуказанных условий. Апекс-фонд мог бы функционировать как крупный кредитный институт для микрофинансовых организаций, сначала на территории Казахстана, а впоследствии и в других странах Центральной Азии.

Факторы успешного внедрения апекс-институтов включают [6]:

Миссия - долгосрочные задачи по развитию устойчивых поставщиков микрофинансовых услуг.

Управление - политическая независимость и принятие самостоятельных решений, а также высокое качество менеджмента: навыки менеджмента в сфере микрофинансирования и финансов, целостность, опыт и знания в области микрофинансирования.

Исполнение - четкие критерии отбора при финансировании микрофинансовых институтов; соответствие размера займов наличному обороту и потребностям микрофинансовых организаций; мониторинг микрофинансовых организаций проводится с использованием набора четко обозначенных CGAP и обязательных производственных показателей.

В качестве альтернативных путей развития микрофинансирования можно рассмотреть введение новых апробированных и высокоэффективных видов финансовых услуг. Международная практика показывает, что население с низким уровнем доходов нуждается в дополнительных видах финансовых услуг, помимо микрокредитов. Такие микрофинансовые услуги, как микросбережения, микрострахование и микролизинг, не нашли широкого распространения, так как они могут предоставляться лишь специализированными юридическими лицами, например лизинговыми и страховыми компаниями. Существует ряд жестких требований по лицензированию такой деятельности, включая требования, предъявляемые к размеру капитала, резервного фонда, соблюдение пруденциальных норм, размещение активов и другие.

Несмотря на наличие жестких финансовых ограничений, предоставление сберегательных услуг является первой альтернативой. Одной из основных задач микрофинансовых организаций при разработке эффективной программы привлечения сбережений является адаптация корпоративной культуры микрофинансовой организации для оказания депозитных услуг. Существенное значение имеет наличие органов надзора за институтами, привлекающими сбережения, включая микрофинансовые организации. Хорошо развитые депозитные услуги могут способствовать успешной интеграции финансовых услуг, снижению зависимости микрофинансовых организаций от внешних источников финансирования и созданию стабильного потока денежных средств для покрытия операционных расходов. Благодаря предоставлению сберегательных услуг микрофинансовые организации получат одно важное преимущество: стабильный и относительно дешевый источник средств для расширения кредитных операций. Кроме того, микрофинансовые организации смогут снизить свои риски и стать менее зависимыми от внешних факторов.

Однако микрофинансовые организации должны принимать во внимание и другие условия, - большая часть которых находится за рамками контроля микрофинансовых организаций - жизненно важные для успешного оказания услуг при работе со сбережениями: здоровая макроэкономическая среда и здоровый финансовый сектор; эффективная структура управления; должное управление рисками; юридические нормы и система надзора, обеспечивающая безопасность сбережений; эффективная продукция и механизмы, обеспечивающие возмещение затрат на сбор сбережений.

Согласно действующему законодательству страны, только коммерческие банки уполномочены привлекать сбережения. Для того чтобы стать банком, микрофинансовые организации должны выполнить ряд жестких требований, предъявляемых к уставному капиталу и гарантийному фонду. Казахстанские микрофинансовые организации часто рассматривают возможность сбора сбережений для мобилизации финансовых средств в кредитный портфель и использования их как компонента для дальнейшего развития. Международная практика показывает, что управление сбережениями, по сравнению с государственными грантами и субсидиями, делают микрофинансовые организации более ответственными и подотчетными. На данном этапе, когда усилия Агентства РК по финансовому надзору направлены на ужесточение контроля за деятельностью коммерческих банков, микрофинансовые организации страны не могут надеяться на начало деятельности по привлечению сбережений ввиду того, что в ближайшем будущем не планируется внесение изменений по ограничениям в области сбережений.

Согласно Международной финансовой корпорации (IFC) микролизинг представляет собой финансовую услугу, весьма привлекательную для предприятий малого и среднего бизнеса, а также легкий способ расширения перечня своих услуг для казахстанских микрофинансовых организаций. Предприниматели, посредством услуг лизинга, могут получить оборудование за счет текущего потока денежных средств, а не на основе их кредитных записей либо залогового имущества. К преимуществам микролизинга можно отнести [1,2]:

Спрос и предложение. В большинстве развивающихся стран лизинг выступает как единственная форма среднесрочного и долгосрочного финансирования в основные средства. Лизинг представляет микрофинансовым организациям возможность выхода на новых заемщиков и расширения перечня своих услуг.

Эффективное использование капитала. Лизинг обеспечивает рациональное и эффективное использование имеющегося капитала. В некоторых случаях лизинг представляет возможность установления низких цен и ставок за счет большого объема покупок.

Залоговое обеспечение. Лизинговая компания сохраняет за собой право собственности на средства, переданные в лизинг, которые выступают залогом. Лизинговая компания, являясь правомерным владельцем, имеет более прочные позиции в случае невыполнения обязательств.

Низкие операционные затраты. Лизинговые операции могут быть простыми и быстрыми. Знание правил потока денежных средств при проведении лизинговых операций способствуют облегчению процесса планирования и снижению уровня рисков.

Финансирование по фиксированным ставкам. Обычно лизинг подразумевает средне- и долгосрочное финансирование по фиксированным ставкам.

К недостаткам микролизинга для микрофинансовых организаций относят:

Право собственности на средства. Лизингодатель несет ответственность за расходы по текущему содержанию имущества при износе. В большинстве случаев период лизинга короче периода пользования оборудованием. Микрофинансовые организации должны учитывать срок службы имущества и его потенциалы при повторной продаже.

Фиксированные ставки. Большая часть ставок носит фиксированный характер и не зависит от особенностей клиента, лизинговой компании или оборудования. В связи, с чем расходы на недорогое лизинговое имущество будут завышены.

Стоимость активов и ликвидность. Для того, чтобы быть выгодной, полученная прибыль должна превышать стоимость активов лизингополучателя. Микрофинансовые организации стремятся к тому, чтобы стоимость их активов была выше, чем ставки, превалирующие на рынке. Принимая во внимание особенности лизинга и значительные авансовые расходы, существует риск негативного влияния на ликвидность и прибыльность микрофинансовых организаций.

Анализ амортизации. Лизинговая компания снижает стоимость активов, переданных в лизинг, с течением периода лизинга. Определение цены будущих активов включает в себя изучение как потенциальной прибыли, так и возможных убытков, что играет существенную роль при расчете прибыльности лизинговых операций.

И хотя настоящее законодательство РК позволяет микрокредитным организациям осуществлять лизинговую деятельность, она не получила должного распространения среди них. Казахстанские микрофинансовые организации провели предварительные исследования в сфере лизинга, в ходе которых было выявлено, что микропредприятия проявляют заинтересованность в приобретении мини и поддержанного оборудования. Как правило, лизинговые компании предлагают новое дорогостоящее оборудование, которое не могут себе позволить целевые группы микрофинансовых организаций. В связи с этим, у микрофинансовых организаций есть возможность для реализации пилотных лизинговых проектов, направленных на оценку жизнеспособности микролизинга.

Страховые услуги регулируются в соответствии с пруденциальными нормами. По этой причине банки и другие финансовые институты должны создавать аффиллированные компании для предоставления услуг по страхованию. Требования, предъявляемые к созданию страховых компаний, препятствуют свободному входу микрофинансовых организаций на этот рынок. В целом, рынок страхования Казахстана считается относительно молодым и недостаточно развитым. На данной стадии развития наиболее приемлемым вариантом, скорее всего, будет достижение соглашения между страховыми компаниями и микрофинансовыми организациями по внедрению инновационных продуктов микрострахования. До настоящего времени не проводилось никаких пилотных проектов по этим вопросам, более того, у микрофинансовых организаций не было даже планов по разработке микростраховых программ. Также не хватает рыночных исследований. Донорские организации и государство должны уделить особое внимание финансированию исследований по экономической обоснованности внедрения услуг микрострахования, с целью оценки реального спроса на услуги по страхованию и возможностей предоставления таких услуг бедному населению, особенно проживающему в сельской местности. Техническую помощь по всем аспектам предоставления услуг по микрострахованию оказывает Центр микрофинансирования [9].

Денежные переводы и управление таковыми считаются услугами с очень высоким уровнем прибыльности. В настоящее время только банки и международные компании предоставляют этот вид услуг в РК. Тем не менее, можно провести экспериментальные исследования для оценки потенциала крупных микрофинансовых организаций для предоставления таких ценных услуг своим клиентам.

Предоставление микрофинансовых услуг может осуществляться в рамках сотрудничества между специализированными финансовыми институтами и микрофинансовыми организациями. Например, путем заключения агентских соглашений с банками и страховыми компаниями, микрофинансовые организации могут развивать целый спектр финансовых услуг, в том числе продукты микрострахования, разработанные специально для малообеспеченного населения.

Еще одним направлением развития микрофинансового сектора является его ориентация на гендерно-дифференцированные группы предполагаемых заемщиков, в том числе развитие финансовых услуг для женщин.

Как правило, предприниматели-женщины сталкиваются с такими же проблемами, что и предприниматели-мужчины, однако для них эти проблемы носят еще более острый характер ввиду тендерной дискриминации. Более того, многие женщины, желающие начать или расширить свой бизнес, не только перегружены семейными обязанностями и заняты материальным обеспечением семьи, но и преодолевают многочисленные социальные и культурные препятствия. Опыт микрофинансовых организаций показывает, что женщины-заемщики более обязательны по сравнению с мужчинами, а проекты по микрокредитованию казахстанских женщин достигают значительных результатов. Деятельность ряда микрофинансовых проектов в мире свидетельствует о том, что у женщин показатели возвратности кредитов лучше, чем у мужчин.

Переход к рыночной экономике привел к увеличению числа безработных женщин по сравнению с мужчинами. Специфической особенностью РК является то, что большинство безработных женщин имеют высокий уровень образования (высшее, среднее специальное). В стране среди предпринимателей, занятых в малом бизнесе, 42,3% являются женщинами [8]. Распространенность самозанятости среди женщин, особенно в сельской местности, в большой степени способствует высокому уровню участия женщин в экономической деятельности республики. Обычно женщины заняты в торговле вещами и продуктами питания, ремесленными изделиями, сельскохозяйственной продукцией, предоставлением услуг, в секторе общественного питания, оказание услуг по консалтингу, преподаванию, народной медицине, косметологии и т.д. Микрофинансовые организации заинтересованы в финансировании такого рода услуг.

Создание сетей и ассоциаций самозанятых женщин и малых предприятий, возглавляемых женщинами, может обеспечить необходимую поддержку для создания новых предприятий и расширения экономической деятельности женщин. Опыт ряда стран показывает, что услуги и программы, направленные на поддержку женщин, оказывают положительное влияние на общество в целом. Наряду с микрофинансированием, предоставляются образовательные и консультационные услуги. Наиболее крупными женскими неправительственными организациями страны являются Ассоциация деловых женщин Казахстана и национальный филиал неправительственной организации «Экологическая ассоциация женщин Востока». Организации реализуют следующие проекты, направленные на женщин Казахстана:

Ассоциация деловых женщин Казахстана реализует проект «Статус и экономическое продвижение женщин в Казахстане», направленный на поддержку сельских женщин. Проект работает в городе Кызылорда, Аральском и Казалинском районах. Микрокредиты выдаются отдельным лицам, кредитным группам и семьям.

Экологическая ассоциация женщин Востока активно работает по реализации проекта ПРООН по экономическому образованию женщин. Международный учебный центр Golda Meir Mount Carmel (Израиль) проводит краткосрочные курсы под названием «Женщины в бизнесе». Участниками семинара становятся руководители подразделений, директора фирм, предприниматели, лидеры женских неправительственных организаций. В целях стимулирования предпринимательской активности женщин, Национальная комиссия по делам семьи и женщин ежегодно проводит республиканский конкурс «Лучшее предприятие, возглавляемое женщиной» по семи номинациям.

Ассоциация женщин «Молдир» осуществляет свою деятельность с декабря 1993 года и работает по принципу «Помоги себе сам». Ассоциация помогает людям приспосабливаться к условиям рыночной экономики, преодолевать безработицу и получать ресурсы, необходимые для удовлетворения их финансовых потребностей. Деятельность Ассоциации связана с общегосударственной программой, направленной на снижение уровня бедности, создание занятости среди малоимущего населения, разработку стратегии развития сектора малого бизнеса, пропаганду здорового питания и здорового образа жизни. Активно действуют группы самопомощи, основывая свою деятельность на принципах взаимопомощи и поддержки (таблица 1) [4].

В результате программ, проводимых различными микрофинансовыми организациями, многие женщин смогли повысить уровень своей жизни. Таким образом, законодательная база, регулирующая деятельность микрофинансового сектора в Казахстане, требует совершенствования и доработки.

В связи с отсутствием консолидированных данных, достаточно затруднительно проведение оценки влияния микрокредитов на решение проблем занятости и бедности населения. Имеющиеся сведения противоречивы при измерении уровня достижения поставленных результатов, кроме того, достоверность таких данных зачастую трудно проверить. Тем не менее, результаты независимых исследований, проведенных в рамках проектов, свидетельствуют об улучшении уровня жизни заемщиков после получения доступа к микрофинансовым услугам. Для мониторинга текущей ситуации необходима целенаправленная статистика по числу домохозяйств, имеющих и не имеющих доступ к финансовым услугам.

На начальном этапе развития микрофинансовые организации часто нуждаются во внешнем финансировании для развития менеджмента и технического усовершенствования. Доноры и государство могли бы сыграть ведущую роль в содействии обучению персонала и реализации современной технологии микрофинансирования. Однако по мере развития микрофинансовых организаций, техническая помощь должна сокращаться, поскольку само руководство должно быть готово вкладывать средства в рост производительности и инновации.

Таблица 1

Деятельность Ассоциации женщин «Молдир»

Направления

Содержание

Социальная служба

Служба содействует объединению женщин в группы самопомощи, мобилизации их внутренних и внешних ресурсов, развитию и усилению через обучение лоббированию своих интересов, защите прав для достижения ими независимости

Служба

занятости

Служба содействует занятости уязвимых слоев населения, в особенности одиноких матерей, через обучение в увеличении доходов, трудоустройстве; проводит изучение рынка труда для выработки дальнейшей стратегии в лоббировании интересов безработных

Информационная служба

Служба занимается информированием целевых групп, государственных структур, частных компаний, неправительственных организаций о деятельности организации через выпускаемый информационный бюллетень «Молдир» и другие информационные буклеты

Юридическая служба

Служба оказывает квалифицированную юридическую помощь, защищает права и интересы одиноких матерей в судах и других учреждениях. Службой проводятся исследования положения уязвимых семей в стране для внесения предложений в законопроект

Психологическая служба

Служба способствует формированию активной жизненной позиции, повышению самооценки, развитию взаимопонимания, построению доверия, укреплению психологического здоровья, установлению благоприятного климата в коллективе. Оказывает психологические консультации

Другие

Проведение семинаров-тренингов, конференций, круглых столов по проблемам социально-экономического развития малообеспеченных семей, одиноких женщин, инвалидов, детей, оказание адресной социальной помощи

Эффективные информационные системы управления являются еще одним ключевым элементом для развития микрофинансовых организаций. Пороговым значением для перехода к профессиональной информационной системе управления считается достижение уровня охвата около 2 тыс. клиентов. Однако некоторые микрофинансовые организации вручную управляют информацией, достигнув охвата в 30 тыс. клиентов. Если у них имеется ограниченное количество клиентов и ограниченные планы роста, то тогда система, использующая электронные таблицы для управления кредитным портфелем, является достаточной, доступной и, возможно, рекомендуемой с учетом расходов на реализацию программного обеспечения информационной системы управления. Некоторые разработчики программного обеспечения предлагают программные продукты для микрофинансового сектора, которые могут работать самостоятельно, что может стать недорогим средством автоматизации мелких микрофинансовых операций. Обычно организациям гораздо проще перейти с ручной системы на частично автоматизированную систему, а затем на специализированные программные приложения, вместо того, чтобы сразу переходить от ручной системы к сложным информационным системам. Кроме того, с учетом того, что для выбора и реализации программного обеспечения информационной системы управления необходимо время, организациям также рекомендуется попробовать программное обеспечение прежде чем приступать к активному росту.

По мере развития сектора микрофинансирования, внедрение современных стандартов микрофинансирования и современных методик менеджмента будут становиться все более важными. Улучшения в менеджменте и учете помогут микрофинансовым организациям: быть более прозрачными; улучшить стратегическое планирование; определить стандартные модели сектора; анализировать и улучшать результаты деятельности организации и навыки управления; ввести международный аудит и рейтинг.

В международной практике имеется несколько хорошо известных рейтинговых систем, которые используют международно-признанные принципы определения рейтинга, такие как ACCION CAMEL, GIRAFE (разработанный PlaNet Finance) и другие.

ACCION CAMEL является диагностическим и управленческим инструментом, созданным для того, чтобы помочь микрофинансовым организациям оценить финансовое состояние организации и общую деятельность. Первая модель CAMEL была разработана в 1978 году федеральной резервной системой США для оценки платежеспособности американских банков. В 1993 году ACCION, ведущая международная неправительственная организация в сфере микрофинансирования, адаптировала CAMEL к характеристикам микрофинансовых организаций[5].

Международные частные фонды и, в частности, международные венчурные фонды, зачастую требуют получения микрофинансовыми организациями международного рейтинга, прежде чем инвестировать в них средства. Микрофинансовые организации с хорошими результатами следует рассматривать международный рейтинг в качестве условия для получения международного капитала. Получение международного рейтинга является дорогостоящим мероприятием для них, но многие доноры готовы предоставить ресурсы на такие специальные цели. CGAP в Вашингтоне и международные доноры, работающие в Казахстане, помогают микрофинансовым неправительственным организациям получать эти международные сертификаты.

Таким образом, дальнейшее развитие микрофинансирования требует разработки систематического и всестороннего подхода к микрофинансированию, с учетом сложности предоставления государственной поддержки и адаптации международной практики в области микрофинансирования к местным условиям. Такие меры должны быть направлены на повышение привлекательности микрофинансовых организаций для потенциальных инвесторов. Комплекс мер для преодоления существующих барьеров должен включать следующее:

Правовые барьеры: необходимо устранить правовые барьеры, препятствующие развитию микрофинансового сектора.

Технологические барьеры: необходимо обеспечить микрофинансовые организации возможностями по работе с современными технологиями, что позволит им быть более гибкими и эффективными при принятии решений. Также предлагается разработать специальные программные приложения, которые будут способствовать анализу информации, анализу рисков, управлению и мониторингу портфеля. Внедрение современных интегрированных систем управления может стать приоритетом. Доноры и государственные фонды могут сыграть важную роль в содействии реализации новых технологий и сокращении расходов микрофинансовых организаций.

Барьеры, связанные с планированием и собственностью: развитие государственной стратегии в области микрофинансирования и более скоординированный подход к микрофинансированию может принести пользу с учетом различных действующих программ и фондов. Также необходимо улучшение координации среди доноров для направления средств на приоритетные сферы. С другой стороны, поощряется ведущая роль микрофинансовых организаций в определении приоритетов и решений.

Финансовые ограничения: создание специализированных крупных кредитных институтов рассматривается как механизм увеличения деятельности и возможностей микрофинансовых организаций посредством оказания технической помощи и кредитных линий. Эти же институты могут функционировать как магнит для введения международных стандартов, позволяя, таким образом, микрофинансовым организациям эффективно развиваться в долгосрочной перспективе.

Данные меры нацелены на более эффективное поддержание микрофинансового сектора путем развития конкурентного рынка для того, чтобы микрофинансовые организации могли играть большую роль в социальной стабилизации.