На протяжении различных этапов истории развития человеческого общества ставились различные приоритеты. Первая цель состояла в том, чтобы выжить. Потом люди начали конкурировать между собой по поводу того, как лучше и эффективнее это сделать. Позднее больше внимания стали уделять качественным параметрам развития – состоянию здоровья человека, состоянию природной среды. Чем далее человеческое общество развивалось, тем более «гуманизированными» становились приоритеты развития. Подобная эволюция приоритетов развития общества, отраженная в ключевой экономической теории, показана в таблице 1.
Таблица 1
Изменение подходов к приоритетам развития общества
Ключевая экономическая теория, концепция |
Роль человека |
Конечная цель развития |
Основные статистические ориентиры экономического развития |
Теория экономического роста |
Один из факторов производства |
Увеличение валовой продукции и дохода |
Темп роста валового внутреннего продукта |
Теория человеческого капитала |
Собственник производительной силы |
Улучшение человеческих способностей |
Производительность труда, экономическая эффективность производства |
Концепция «базовых» потребностей |
Потребитель товаров и услуг |
Уменьшение бедности |
Черта бедности, стоимость потребительской корзины |
Теория благосостояния |
Цель экономического развития |
Увеличение уровня жизни |
Доход, здоровье, образование, занятость, окружающая среда. |
Теория устойчивого развития |
Цель экономического развития |
Экономическое развитие с минимальным использованием природных ресурсов |
Зеленый валовой внутренний продукт |
Концепция развития человеческого потенциала |
Цель экономического развития |
Создание условий для развития человека |
ИРЧП |
За XX столетие человечество смогло достичь достаточно высокого уровня материального благосостояния. Появилась возможность перейти к приоритетности развития человеческого потенциала. Концепцию развития человеческого потенциала можно рассматривать как современную концепцию экономического развития, определяющую основные приоритетные направления. Концепция человеческого развития предполагает больше, чем просто измерение доходов на душу населения. Мерой прогресса здесь выступает удовлетворение основных потребностей человека. В концепции развития человеческого потенциала учитываются такие факторы, как свобода, достоинство и возможность участия в общественной жизни. Под развитием человеческого потенциала понимается расширение возможностей населения, повышение территориальной мобильности и профессиональных навыков. В современном мире данный вопрос очень актуален - ведь человек и его возможности в XXI в. становятся не только главной целью, но и основным средством развития. Конечным итогом любых усилий и действий должно быть расширение возможностей и способностей человека. Данная концепция очень близка концепции устойчивого развития, поскольку вышла из нее. Если раньше под устойчивым развитием понималось сбалансированное экономическое и экологическое развитие, то сейчас устойчивость распространилась и на социальную сферу. Чтобы измерить и сравнить уровни, достигнутые странами в создании условий для развития своих граждан, принято использовать показатель индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП).
Исходные данные
ИЧРП представляет собой наиболее полный из общепризнанных и широко используемых в международных сопоставлениях обобщающих показателей качества и уровня жизни. На протяжении всего периода использования ИРЧП он все время совершенствовался. На данный момент этот показатель включает 3 основные измерения: 1) долголетие и здоровье; 2) знания; 3) достойный уровень жизни. Начиная с 2010 г. эти основные измерения корректируются с помощью трех новых многомерных индексов, которые выступают поправочными коэффициентами. Они учитывают: 1) неравенство доходов; 2) гендерное неравенство; 3) многомерную бедность [3].
Вместе с тем до сих пор основные недостатки ИРЧП как социального индикатора состоят в том, что он: 1) упрощает восприятие чрезвычайно сложных процессов общественного развития; 2) не может дать количественного представления по целому ряду параметров; 3) не затрагивает свойств, не имеющих математического измерения; 4) может скрывать проблемы, отраженные в частных индексах. В «Докладе о развитии человека 2010» сказано, что нет неизменного перечня параметров измерения человеческого развития [3]. Каждое государство, в зависимости от социокультурных особенностей, должно приспосабливать индикаторы развития для более точного отображения ситуации в стране. В российской науке очень много примеров корректировки расчета ИРЧП. Например, Рюмина Е. В. предлагает применять экологически скорректированный ВВП [8]. Докторович А.Б. предлагает методику оценки развития интеллектуального потенциала [5]. Дабиевы вводят индекс преступности при определении ИРЧП региона [2]. Корчагина И. И. больший упор при оценке развития человеческого потенциала регионов России предлагает делать на показателях бедности [6]. В итоге можно заключить, что в российской науке разработаны различные методики и подходы измерения человеческого развития.
Методика исследования
В данной работе сделана очередная попытка сопоставить человеческое развитие регионов России, используя скорректированные индексы для расчета показателя ИРЧП. Главные отличия составляющих его индикаторов представлены в таблице 2.
Таблица 2
Индикаторы «стандартного» и «скорретированного» ИРЧП
Показатели |
Стандартный ИРЧП [4] |
Скорректированный ИРЧП |
Долголетие и здоровье |
Продолжительность жизни при рождении |
Количество лет здоровой жизни [9] |
Знания |
доля грамотных; 2) доля жителей в возрасте 7-24 г., посещающая образовательные учреждения |
Доля граждан в возрасте 7-18 лет, посещающая образовательные учреждения, на 10000 жит. соответствующего возраста [1] |
Достойный уровень жизни |
ВВП на душу населения (по ППС в долл США) |
Доля населения с денежными доходами выше уровня прожиточного минимума [9] |
В «скорретированном» ИРЧП для оценки долголетия и здоровья применен обратный индекс субъектов по показателю лет жизни, утерянных от преждевременной смерти YLL (Years of Life Lost – показатель лет потерянной (утраченной по нездоровью) жизни). Он рассчитывается как разность между величиной стандарта ожидаемой продолжительности жизни и реальной величиной ожидаемой продолжительности жизни населения в субъекте [7]. Обратная величина здесь названа «количеством лет здоровой жизни». Для оценки знания взята более узкая возрастная группа граждан. Это как раз та категория населения, для которой среднее образование является обязательным. Представители более старших возрастов могут получать образование другими путями – заочно, через систему дистанционного образования. Для оценки достойного уровня жизни вместо показателя подушевого ВВП взят показатель доли населения с денежными доходами выше уровня прожиточного минимума. Для России именно этот показатель является наиболее значимым для определения достойного уровня жизни, т.к. величина подушевого ВВП совсем не коррелирует с уровнем жизни населения региона [6]. Расчет частных индексов, так же как и расчет интегрального значения ИРЧП велся в соответствие со стандартной методикой ООН, подробно изложенной в Докладе о развитии человека 2010 [3]. Частные индексы рассчитывались по формуле (1). ИРЧП рассчитывался как среднее геометрическое трех частных индексов по формуле (2).
(1)
где Ii – частные индексы (долголетия, знания, уровня жизни);
факт. знач. Ii – фактическое значение показателя;
мин. знач. Ii –минимальное значение показателя;
макс. знач. Ii –максимальное значение показателя.
(2)
где I1, I2, I3 – частные индексы долголетия, знания, уровня жизни.
Обсуждение результатов
Полученный в результате вычислений скорректированный ИРЧП для характеристики регионов России имеет значительные отличия от «стандартного». Наиболее ярко эти отличия характеризуются изменением рейтинга субъектов РФ (табл. 3).
Таблица 3
Значения ИРЧП, рассчитанного по стандартным и скорректированным индексам
Субъекты РФ |
Индекс уровня жизни |
Индекс продолжительности здоровой жизни |
Индекс вовлеченности в образовательный процесс |
Скорректированный ИРЧП |
Место по скорректированному рейтингу ИРЧП среди субъектов РФ |
Индекс дохода |
Индекс долголетия |
Индекс образования |
ИРЧП (по стандартным индексам ООН) |
Место по стандартному ИРЧП среди субъектов РФ |
Отличия рейтинга скорректированного ИРЧП (понизился (-)) |
Российская Федерация |
0,78 |
0,998 |
0,92 |
0,892 |
- |
0,848 |
0,715 |
0,913 |
0,825 |
- |
- |
Брянская область |
0,79 |
0,998 |
0,91 |
0,891 |
18 |
0,723 |
0,692 |
0,896 |
0,77 |
51 |
33 |
Чукотский автономный округ |
0,84 |
0,993 |
0,89 |
0,903 |
7 |
0,888 |
0,578 |
0,883 |
0,783 |
40 |
33 |
Республика Адыгея |
0,77 |
0,999 |
0,9 |
0,880 |
23 |
0,686 |
0,728 |
0,887 |
0,767 |
54 |
31 |
Ивановская область |
0,72 |
0,997 |
0,91 |
0,868 |
33 |
0,679 |
0,683 |
0,91 |
0,757 |
59 |
26 |
Калужская область |
0,83 |
0,998 |
0,91 |
0,903 |
8 |
0,789 |
0,697 |
0,888 |
0,791 |
32 |
24 |
Республика Дагестан |
0,86 |
0,993 |
0,84 |
0,901 |
11 |
0,687 |
0,823 |
0,856 |
0,788 |
34 |
23 |
Кировская область |
0,75 |
0,997 |
0,93 |
0,874 |
29 |
0,732 |
0,699 |
0,892 |
0,774 |
49 |
20 |
Псковская область |
0,7 |
0,998 |
0,91 |
0,853 |
40 |
0,722 |
0,644 |
0,887 |
0,751 |
60 |
20 |
Новгородская область |
0,77 |
0,997 |
0,91 |
0,879 |
25 |
0,805 |
0,644 |
0,884 |
0,778 |
43 |
18 |
Республика Северная Осетия-Алания |
0,79 |
1 |
0,9 |
0,891 |
17 |
0,704 |
0,774 |
0,895 |
0,791 |
33 |
16 |
Рязанская область |
0,75 |
0,998 |
0,92 |
0,882 |
22 |
0,75 |
0,691 |
0,916 |
0,785 |
38 |
16 |
Курская область |
0,84 |
0,999 |
0,97 |
0,920 |
5 |
0,777 |
0,698 |
0,929 |
0,801 |
20 |
15 |
Калининградская область |
0,78 |
0,998 |
0,9 |
0,884 |
19 |
0,797 |
0,692 |
0,888 |
0,792 |
31 |
12 |
Магаданская область |
0,77 |
0,997 |
0,97 |
0,900 |
12 |
0,801 |
0,645 |
0,949 |
0,798 |
24 |
12 |
Московская область |
0,86 |
0,998 |
0,87 |
0,907 |
6 |
0,844 |
0,705 |
0,87 |
0,806 |
18 |
12 |
Орловская область |
0,77 |
0,998 |
0,94 |
0,891 |
16 |
0,759 |
0,712 |
0,921 |
0,797 |
28 |
12 |
Приморский край |
0,71 |
0,998 |
0,92 |
0,863 |
38 |
0,745 |
0,675 |
0,906 |
0,775 |
48 |
10 |
Нижегородская область |
0,79 |
0,997 |
0,92 |
0,898 |
13 |
0,801 |
0,685 |
0,918 |
0,801 |
21 |
8 |
Амурская область |
0,67 |
0,998 |
0,92 |
0,841 |
49 |
0,761 |
0,642 |
0,891 |
0,765 |
56 |
7 |
Кабардино-Балкарская Республика |
0,71 |
1 |
0,86 |
0,846 |
45 |
0,662 |
0,792 |
0,854 |
0,769 |
52 |
7 |
Еврейская автономная область |
0,61 |
0,998 |
0,9 |
0,811 |
57 |
0,741 |
0,628 |
0,875 |
0,748 |
62 |
5 |
Костромская область |
0,7 |
0,997 |
0,91 |
0,851 |
42 |
0,752 |
0,689 |
0,883 |
0,775 |
47 |
5 |
Республика Алтай |
0,63 |
0,998 |
0,93 |
0,822 |
56 |
0,69 |
0,669 |
0,884 |
0,748 |
61 |
5 |
Кемеровская область |
0,78 |
0,997 |
0,91 |
0,883 |
20 |
0,849 |
0,661 |
0,886 |
0,799 |
23 |
3 |
Ленинградская область |
0,76 |
0,999 |
0,83 |
0,854 |
39 |
0,843 |
0,67 |
0,819 |
0,778 |
42 |
3 |
Республика Карелия |
0,73 |
0,996 |
0,93 |
0,864 |
37 |
0,789 |
0,675 |
0,887 |
0,784 |
39 |
2 |
Курганская область |
0,68 |
0,998 |
0,93 |
0,847 |
44 |
0,74 |
0,695 |
0,894 |
0,776 |
45 |
1 |
Пензенская область |
0,73 |
0,998 |
0,9 |
0,867 |
35 |
0,736 |
0,728 |
0,896 |
0,786 |
36 |
1 |
Республика Тыва |
0,44 |
0,999 |
0,92 |
0,731 |
62 |
0,671 |
0,591 |
0,888 |
0,717 |
63 |
1 |
г. Санкт-Петербург |
0,82 |
0,997 |
0,97 |
0,935 |
1 |
0,875 |
0,758 |
0,999 |
0,877 |
2 |
1 |
Хабаровский край |
0,71 |
0,998 |
0,93 |
0,865 |
36 |
0,769 |
0,671 |
0,914 |
0,785 |
37 |
1 |
Белгородская область |
0,87 |
0,998 |
0,92 |
0,923 |
4 |
0,851 |
0,758 |
0,905 |
0,838 |
4 |
0 |
Мурманская область |
0,77 |
0,997 |
0,91 |
0,878 |
27 |
0,814 |
0,695 |
0,881 |
0,797 |
27 |
0 |
Республика Татарстан |
0,87 |
0,998 |
0,92 |
0,926 |
3 |
0,879 |
0,751 |
0,914 |
0,848 |
3 |
0 |
г. Москва |
0,81 |
0,998 |
0,98 |
0,931 |
2 |
0,991 |
0,797 |
0,999 |
0,929 |
1 |
-1 |
Липецкая область |
0,83 |
0,998 |
0,91 |
0,902 |
9 |
0,854 |
0,709 |
0,885 |
0,816 |
8 |
-1 |
Республика Ингушетия |
0,66 |
1 |
0,82 |
0,808 |
59 |
0,561 |
0,918 |
0,799 |
0,759 |
58 |
-1 |
Омская область |
0,78 |
0,998 |
0,94 |
0,893 |
14 |
0,819 |
0,709 |
0,916 |
0,815 |
11 |
-3 |
Республика Башкортостан |
0,79 |
0,998 |
0,92 |
0,892 |
15 |
0,83 |
0,717 |
0,899 |
0,815 |
12 |
-3 |
Челябинская область |
0,8 |
0,997 |
0,93 |
0,902 |
10 |
0,825 |
0,704 |
0,919 |
0,816 |
7 |
-3 |
Астраханская область |
0,75 |
0,998 |
0,91 |
0,873 |
30 |
0,786 |
0,716 |
0,888 |
0,797 |
25 |
-5 |
Пермский край |
0,76 |
0,997 |
0,92 |
0,879 |
24 |
0,831 |
0,679 |
0,896 |
0,802 |
19 |
-5 |
Республика Бурятия |
0,62 |
0,999 |
0,93 |
0,825 |
55 |
0,749 |
0,656 |
0,907 |
0,771 |
50 |
-5 |
Республика Марий Эл |
0,6 |
0,997 |
0,91 |
0,810 |
58 |
0,729 |
0,691 |
0,888 |
0,769 |
53 |
-5 |
Республика Калмыкия |
0,38 |
1 |
0,9 |
0,695 |
63 |
0,671 |
0,733 |
0,885 |
0,763 |
57 |
-6 |
Чеченская Республика |
0,56 |
1 |
0,86 |
0,777 |
61 |
0,62 |
0,842 |
0,837 |
0,766 |
55 |
-6 |
Камчатская область |
0,64 |
0,997 |
0,93 |
0,828 |
54 |
0,749 |
0,689 |
0,891 |
0,776 |
46 |
-8 |
Карачаево-Черкесия |
0,68 |
1 |
0,86 |
0,841 |
50 |
0,698 |
0,776 |
0,875 |
0,783 |
41 |
-9 |
Республика Хакасия |
0,67 |
0,998 |
0,91 |
0,845 |
46 |
0,768 |
0,692 |
0,902 |
0,788 |
35 |
-11 |
Оренбургская область |
0,75 |
0,998 |
0,92 |
0,876 |
28 |
0,846 |
0,696 |
0,898 |
0,813 |
14 |
-14 |
Архангельская область |
0,74 |
0,997 |
0,92 |
0,871 |
31 |
0,829 |
0,699 |
0,895 |
0,808 |
16 |
-15 |
Самарская область |
0,75 |
0,997 |
0,92 |
0,883 |
21 |
0,823 |
0,709 |
0,921 |
0,817 |
6 |
-15 |
Чувашская Республика |
0,68 |
0,998 |
0,93 |
0,852 |
41 |
0,764 |
0,714 |
0,911 |
0,797 |
26 |
-15 |
Алтайский край |
0,59 |
0,998 |
0,91 |
0,805 |
60 |
0,738 |
0,709 |
0,885 |
0,777 |
44 |
-16 |
Иркутская область |
0,66 |
0,998 |
0,93 |
0,842 |
48 |
0,806 |
0,667 |
0,907 |
0,793 |
30 |
-18 |
Новосибирская область |
0,71 |
0,998 |
0,93 |
0,871 |
32 |
0,794 |
0,717 |
0,931 |
0,814 |
13 |
-19 |
Сахалинская область |
0,77 |
0,997 |
0,9 |
0,879 |
26 |
0,948 |
0,657 |
0,884 |
0,829 |
5 |
-21 |
Республика Мордовия |
0,64 |
0,998 |
0,91 |
0,831 |
52 |
0,754 |
0,729 |
0,898 |
0,794 |
29 |
-23 |
Республика Коми |
0,73 |
0,996 |
0,94 |
0,868 |
34 |
0,863 |
0,687 |
0,898 |
0,816 |
9 |
-25 |
Ростовская область |
0,74 |
0,842 |
0,91 |
0,829 |
53 |
0,758 |
0,731 |
0,913 |
0,801 |
22 |
-31 |
Республика Саха (Якутия) |
0,66 |
0,996 |
0,92 |
0,844 |
47 |
0,844 |
0,68 |
0,916 |
0,813 |
15 |
-32 |
Красноярский край |
0,68 |
0,998 |
0,92 |
0,848 |
43 |
0,85 |
0,699 |
0,899 |
0,816 |
10 |
-33 |
Краснодарский край |
0,77 |
0,865 |
0,9 |
0,841 |
51 |
0,785 |
0,745 |
0,892 |
0,807 |
17 |
-34 |
Заключение
Таким образом, предложенная Программой развития ООН методика счета показателей человеческого развития может быть модифицирована в соответствие с задачами конкретного исследования и конкретной территорией. Особенно это важно для такой большой и своеобразной страны, как Россия. Здесь очень многие обобщенные экономические показатели имеют небольшие региональные различия или не отражают реальной экономической ситуации. К примеру, доля грамотных во всех субъектах РФ почти одинаково высокая и не может быть объективным индикатором знаний населения. Или показатель произведенного подушевого ВРП также не может свидетельствовать об уровне жизни, т.к. он никогда не распределяется поровну, а очень часто произведенный ВРП на одной территории распределяется совершенно на другой в соответствие с правами собственности и распределением налогов.
Из рассмотренного выше примера можно увидеть, что при различных подходах к рассмотрению одного и того же явления можно получить различные результаты. Поэтому важными являются не только результаты исследования, но и метаданные, которые использовались для получения результатов.