Расчет экономических инвестиций в АС «Call-центр Infinity» для компании. В процессе внедрения и адаптации АС примут участие 4 специалиста. Ниже представлены (рис.1) данные специалистов (должность, ставка, трудозатраты в часах, стоимость оказания услуг в рублях):
Рис. 1. Ресурсы
Для расчета продолжительности и стоимости разработки, внедрения и адаптации АС был разработан план-график на основе стандарта ГОСТ 34.601-90 (рис. 2, табл.1):
Рис.2. План график
Данная диаграмма показывает затраты на внедрение АС. Самые большие финансовые затраты на этапе «Ввод в эксплуатацию», поэтому данному процессу необходимо уделить максимальное внимание.
Также представлены лист использования ресурсов и использования задач (рис.3-4) с распределением процессов по сотрудникам. Данный график отображает трудозатраты конкретного сотрудника, внедряющего АС на каждый процесс разработанного план-графика.
Рис.3. Использование задач
Рис.4. Использование ресурсов
Таблица 1
Затраты по статьям
Статья затрат |
Затраты |
Формирование требований к АС |
3520,00 руб. |
Разработка концепции АС |
8000,00 руб. |
Разработка технического проекта |
4080,00 руб. |
Ввод в эксплуатацию |
8800,00 руб. |
Реализация выработанного плана-графика займёт 56 рабочих дня, а его стоимость составит 33 760,00 руб.
Сравнительный анализ до/после внедрения АС
До внедрения АС «Call-центр Infinity» один звонок обрабатывается от 5 минут до 20 минут. Если происходит падение серверов, заявка теряется и восстановить связь с клиентом не возможно, не остается ни номера, ни данных по звонку. Удаляется полностью вся информация по звонку.
Оператор обрабатывает звонок в среднем около 700 звонков в день. Следовательно, на обработку одной заявки требуется (рабочее время 720 мин/700 звонков) 1 минута [1].
Ежемесячная заработная плата сотрудника составляет в среднем 9 600 руб., в месяц у оператора получается 16 смен, ежедневная плата равна 600 руб., а в минуту - 0,83 руб. Отсюда вывод, что заработная плата за одну обработанную заявку (1*0,83) = 0,83 руб.
После внедрения АС «Call-центр Infinity» предполагается выполнение около 1000 звонков в день. Звонок будет обрабатываться быстрее, от 2 минут до 10, из – за хорошего программного обеспечения. Звонки не будут потеряны, так как в АС «Call-центр Infinity» предусмотрено сохранение звонков при падении серверов. Пропущенных звонков станет меньше. Следовательно, на время обработки одной заявки составит (рабочее время 720 мин /1000 звонков) 0,72 минуты. Так как при использовании АС заработная плата сотрудника не изменится, то соответственно за одну обработанную заявку заработная плата составит (1*0,72) =0,72 руб.
Исходя из полученных результатов, можно сделать следующий вывод, что использование АС «Call-центр Infinity» позволит операторам сократить время обработки звонка, снизит количество потерянных карточек клиента, повысит количество принятых звонков, а значит и бюджет компании [2]. Результаты представлены в таблице 6.
Таблица 2
Сравнение потраченного времени на обработку заявки до и после внедрения системы
До внедрения |
После внедрения |
Разница |
|
Кол-во заявок в день (шт) |
700 |
1000 |
300 |
Время обработки одной заявки (мин) |
1 |
0,72 |
0,28 |
Затраты на одну обработанную заявку (руб.) |
0,83 |
0,72 |
0,11 |
Годовая экономия (ΔЭгод), вызванной АС, без учета эксплуатационных затрат на АС, будет равна:
Рассчитав капитальные и эксплуатационные затраты при внедрении АС «Call-центр Infinity», можно получить годовые приведенные затраты, воспользовавшись формулой (2):
П = С + К (2)
Где, С – цена за оборудование;
К – цена за программное обеспечение;
П = 51 650 + 179 703 = 231 353 руб./г.
Внутренний (прямой) экономический эффект обеспечивается за счет совершенствования внутренних функций управления.
Этот эффект связан с функционированием субъекта управления, образуется внутри экономических подразделений, включая вычислительный центр, за счет повышения производительности труда и сокращения численности управляющего персонала при внедрении АС [3].
Внешний (косвенный) экономический эффект – это эффект, который обеспечивается за счет совершенствования внешних функций управления и улучшения производственно-хозяйственной деятельности объекта управления.
В целях анализа и методического удобства расчета годовой экономический эффект целесообразно определить как сумму внутреннего и внешнего эффектов:
(9)
Расчет внутреннего экономического эффекта сводится к определению разности в годовых приведенных затратах по базовому и предлагаемому вариантам АС:
(10);
где ΔСзп–сокращение заработной платы управленческого персонала при внедрении АС;
СΔ – суммарные эксплуатационные затраты на АС за исключением заработной платы управленческого персонала.
ΔСзп = Сзпб – Сзп = 0 (так как не предполагается понижать зарплату работникам или увольнять их при введении автоматизации работ), где
Сзпб– заработная плата управленческого персонала в базовом варианте;
Сзп– заработная плата управленческого персонала в предлагаемом варианте.
Внутренний экономический эффект найдем по формуле (10):
Эвнешн=ΔСзп–П=ΔСзп–225803=0–225803= –225803 руб.
Величина внутреннего экономического эффекта является недостаточной (даже отрицательной) для оправдания затрат на внедрение АИС. Это объясняется отсутствием экономии на заработной плате управленческого персонала.
В этом случае внедрение АС целесообразно, только если есть уверенность в достаточно большом внешнем экономическом эффекте.
Рассмотрим расчет внешнего экономического эффекта.
Данный расчет предполагает определение следующих составляющих:
(11)
где ΔА– годовой прирост выручки от реализации продукции, прочей реализации или внереализационной деятельности, связанной с APM. APM на прямую не влияет на увеличение выпуска продукции, она помогает сократить риски потерь документов и время затрачиваемое на обработку.
ΔСсеб– годовая экономия на себестоимости продукции объекта управления;
ΔШ– сокращение штрафов и других не планируемых потерь за год. Общая сумма штрафов за год, вызванная потерей звонков, долгой обработкой звонка, равна примерно 24 800 руб. АС позволит снизить эти потери на 70% в год. Итого ΔШ= 7 440 руб.
Состав статей, по которым рассчитывается экономия на себестоимость продукции за счет АС, обычно следующий:
(12)
где ΔСк – экономия на канцелярии;
ΔСэ – экономия на электроэнергии на технологические цели;
ΔСзппр – экономия на заработной плате сотрудников;
ΔСсэо – экономия на содержании и эксплуатации оборудования;
ΔСдок – сокращение потерь документов.
В структуре себестоимости общества основную долю занимают материальные затраты – 38% и затраты на оплату труда с отчислениями – 36%
Запланируем 3% сокращения затрат на оплату труда за счет отмены некоторых функций и 10% сокращения затрат на канцелярию. Для простоты расчета объединим экономию по энергии, содержанию оборудования и потерям и запланируем 1% экономии.
Для проведения расчетов необходима себестоимость работ, условно принимаем ее за 150 000 руб. Получаем:
ΔСк= 150 000*38% – (38%*150 000 – 10%) = 135 000 руб.
ΔСзппр= 150 000*36% – (36%*150 000 – 3%) = 6 000 руб.
ΔСпроч = ΔСэ+ΔСсэо+ΔСдок = 26%*150 000 – (26%*150 000 – 1%) = 2000 руб.
ΔСсеб= 12*(ΔСк +ΔСзппр+ΔСпроч) = 12*(135000+6000+2 000) = 1 716 000 руб.
Эвнешн = ΔА + ΔСсеб + ΔШ = 0 + 1 716 000+ 7 440 = 1 723 440 руб.
ΔЭгод = Эвнешн + Эвнутр= 1 723 440 – 225 803 = 1 497 637 руб.
Рассчитав все необходимые показатели можно получить величину годового экономического эффекта: Э = ΔЭгод– П
Э = ΔЭгод – П= 1 497 637 – 225 803 – 56435 = 1 215 399 руб.
Годовой экономический эффект представляет собой абсолютный показатель эффективности. Система считается эффективной, если Э> 0.
Вспомогательными показателями экономической эффективности являются:
Расчетная прибыльность (рентабельность):
Ер =ΔЭгод /К = 1 215 399 /179 703 =6,7
Срок окупаемости:
Ток = 1/Ер = К/ΔЭгод =1/6,7= 0,14
Проект окупится через полгода. Основные показатели представлены в таблице 7:
Таблица 3
Основные показатели
Капитальные затраты (К) |
179 703 руб. |
Затраты на З/П команды проекта |
75 000 руб. |
Эксплуатационные затраты (С) |
51 650 руб. |
Годовая экономия (ΔЭгод) |
1 497 637 руб. |
Годовой экономический эффект (Э) |
1 215 399 руб. |
Рентабельность (Ер) |
6,7 |
Срок окупаемости (Ток) |
6 месяцев |
Таким образом, годовой экономический эффект (Э) от внедрения АС «Call-центр Infinity» в деятельность компании равен: 1 215 399 руб. Срок окупаемости составляет полгода.