Рассмотрим процесс технического обслуживания и ремонта (ТОиР) автотранспортных средств на предприятии. Процесс ТОиР машин на предприятии осуществляется в соответствии с функциональной схемой производственного процесса (см. рис. 1). Функциональная схема показывает последовательность прохождения автомобилями всех этапов их технического обеспечения в процессе реализации предприятием основных функций по поддержанию машин в исправном состоянии. Функциональная схема является основой для проектирования основных производственных процессов ТОиР машин, а также для разработки технологических планировок производственных помещений предприятия.
Согласно схеме, все возвращающиеся с линии машины проходят КТП (контрольно-технический пункт), на котором их осматривает дежурный механик.
Рис.1. Функциональная схема ТОиР предприятия
Дежурный механик принимает машины с линии и направляет исправные машины в зоны ЕО (ежедневного обслуживания) и хранения. Подлежащие очередному ТО машины дежурный механик по указанию диспетчера Центра управления направляет на соответствующие посты диагностики, ТОиР или в зону ожидания, если посты заняты. При этом дежурный механик на основании осмотра машины оформляет ремонтный лист (РЛ), уточняет содержание заявки и отправляет его в Центр управления. Возможен вариант, когда РЛ заполняет техник-оператор Центра управления на основании информации, переданной механиком КТП по линиям связи.
Перед выездом машины на линию водитель должен провести ее осмотр, убедиться в исправности машины и выполнить операции ЕО, связанные с осмотром машины. При выезде с территории предприятия он предъявляет путевой лист, наличие которого является разрешением на выезд.
При обнаружении неисправности в процессе выпуска подвижного состава на линию дежурный механик выписывает ремонтный листок, передает его в Центр управления, а машину направляет в зону ремонта или ожидания.
Рассмотрим подробнее организацию производства каждого вида технических воздействий в процессе технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств на основе положения «О техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».
Согласно положению техническим обслуживанием является комплекс операций по: поддерживанию подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде; обеспечению надежности и экономичности работы, безопасности движения, защите окружающей среды; уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния; предупреждению отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения.
Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке, как правило, без разборки и снятия с автомобиля агрегатов, узлов, деталей. Ремонтом, согласно тому же положению, является комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния, ресурса и обеспечению безотказности работы подвижного состава и его составных частей.
Ремонт выполняется как по потребности после появления соответствующего неисправного состояния, так и принудительно по плану, через определенный пробег или время работы подвижного состава. Второй вид ремонта является планово-предупредительным. Определение технического состояния подвижного состава, его агрегатов и узлов без разборки производится с помощью контроля (диагностирования), который является технологическим элементом технического обслуживания и ремонта.
Расчет экономических инвестиций в модуль «Техническое обслуживание и ремонт» ИУС
Для начала определим ресурсы, участвовавшие в проекте разработки модуля «ТОиР».
В процессе разработки модуля приняли участие 8 специалистов. Также для разработки было приобретено программное обеспечение фирмы. На рис. 2 представлены данные об использованных ресурсах и затратах на их использование.
Рис. 2. Ресурсы проекта разработки модуля «ТОиР»
Для расчета продолжительности и стоимости разработки модуля на основе стандарта ГОСТ 34.601-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания» был разработан план-график (рис.3):
Рис. 3. План-график проекта разработки модуля «ТОиР»
Далее приведем сводную таблицу затрат на разработку модуля по основным суммарным задачам плана-графика (таблица 1).
Таблица 1
Затраты по статьям
Статья затрат |
Затраты |
Формирование требований к модулю |
140 075,00 руб. |
Разработка концепции модуля |
65 000,00 руб. |
Разработка технического проекта |
62 400,00 руб. |
Рабочий проект |
395 200,00 руб. |
Ввод в действие |
140 400,00 руб. |
На рисунке 4 наглядно представлено распределение затрат на разработку модуля «Техническое обслуживание и ремонт». Наибольшие финансовые затраты были понесены на этапе «Рабочий проект», поэтому данному процессу необходимо уделить особенное внимание. Все задачи на этом этапе должны сопровождаться регулярными совещаниями рабочей группы по поводу уточнения и утверждения тех или иных моментов разработки интерфейса и функционала модуля. Ниже представлен график использования ресурсов (рис. 5), на котором указано участие в выполнении каких задач и в каком объеме (в часах) принимает каждый член рабочей группы проекта. Также на графике изображен и объем затрат на каждого конкретного сотрудника в зависимости от выполнения им той или иной задачи проекта.
Рис.4. Диаграмма распределения затрат на разработку
Рис. 5. Использование ресурсов в процессе разработки модуля «ТОиР»
Реализация выработанного плана-графика займёт 111 рабочих дней, а его стоимость составит 805 675,00 руб.