Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

VALUATION OF THE SUBSOIL FACILITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Kotsubinsky M.N. 1
1 Rostov State University of Economics (RSUE)
The paper shows that the state as the owner of all mineral resources is highly interested in the effective management of its property. The article describes the main problem of environmental management in the Russian Federation. A special planning model is required to support the choice and managerial decision-making in the field of natural resources and optimization of the formation process of the resource region development program using the mechanism of public-private partnership. The author considers problem of valuation in the practice of subsoil using in the Russian Federation, basic concepts and present situation of these element of market-based mechanism. The conclusion is made about the necessity to transfer low enforcement in the Russian Federation and as a result to develop a national code for the valuation of the subsoil facilities in the case of international codes. It has been noticed that the valuation is an essential condition for the economic evaluation of the mineral resource base and its development.
valuation
mineral assets

Важнейшим фактором, повышающим инвестиционную привлекательность добывающей промышленности, финансирование и развитие горно-геологического бизнеса в системе недропользования РФ является стоимостная оценка. Понятие стоимостной оценки объектов недропользования и требования к ее проведению впервые появилось в нормативных документах РФ в п.5.2. «Классификация запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых» 1997г., без разъяснения этого понятия, хотя в последующих редакциях (2008, 2016г) это требование вообще исчезло. В законе РФ «О недрах» термин стоимостная оценка появился впервые в редакции от 02.01.2000г. также без расшифровки этого понятия [9]. В настоящее время в России «стоимостная оценка объектов недропользования» термин свободного пользования, в который каждый из авторов вкладывает свой смысл. Министерством природных ресурсов РФ не утверждена ни одна из методик стоимостной оценки объектов недропользования, указанные расчеты по различным объектам проводятся разными организациями на возмездной и безвозмездной основе под координацией Федерального агентства по недропользованию РФ. В каждом случае исполнитель работ по оценке применяет свою методику, что затрудняет проверку правильности и достоверности результатов. Стоимостной оценке недр должны подлежать все объекты государственного фонда недр, вовлеченные в регулирование отношений недропользования, на практике же стоимостная оценка выполняется на государственном уровне лишь для участков, выставленных на конкурсы-аукционы, с целью определения величины бонуса-стартового платежа, который должен уплатить недропользователь государству за осуществление права на добычу.

Для понимания проблем стоимостной оценки объектов недропользования в РФ остановимся на таких ключевых моментах как: сущность оценки, объект и субъект оценки, цели и задачи оценки, нормативно-правовая база.

Сущность стоимостной оценки

Выражается через оценочную деятельность, которая представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент и в условиях конкретного рынка [2]. Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости [10]. В российской практике недропользования стоимостная оценка понимается в узком смысле, как ожидаемая величина чистого дисконтированного дохода, либо как стоимость права пользования участком недруб. В международной практике недропользования понятие и сущность стоимостной оценки широко раскрываются в международных кодексах стоимостной оценки объектов недропользования, активов и ценных бумаг-VALMIN (Австралия, 2015г), CIMVAL (Канада, 2003г) и SAMVAL (ЮАР, 2009г).

Объекты оценки

К ним относятся объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте [7]. Правоприменительная практика показывает, что недра в РФ в большинстве случаев не являются объектом гражданских прав. В соответствии с Законом РФ «О недрах» недра в границах территории РФ являются государственной собственностью, и в отношении этой собственности ограничено применение норм и правил Гражданского Кодекса РФ. Не смотря на то, что ГК РФ [5] относит недра к недвижимому имуществу, Государственный Кадастр недвижимости РФ (п. 6 ст.1) не позволяет применить этот закон в отношении недруб. В связи с преобладанием государственного права собственности на недра и разрешительной практики их пользования в различных странах мира, в том числе в РФ, полезные ископаемые и связанные с ними активы не рассматривались среди объектов стоимостной оценки, пока в международной практике не были разделены понятия недра и минерально-сырьевые активы. В условиях, когда даже в развитых рыночных странах мира большая часть недр является государственной собственностью, вместо стоимостной оценки недр стали проводить стоимостную оценку для минерально-сырьевых активов «mineral and petroleum assets» (VALMIN 2005,SAMVAL 2009) или минеральных правовладений «mineral property» (CIMVAL 2003). Международные определения минеральных активов и правовладений по сущности очень близки с российским пониманием геологоразведочных и поисковых активов, изложенных в Положении по бухгалтерскому учету (ПБУ 24/2011) [6]. Среди продукции и активов недропользования в РФ можно выделить 2 большие группы, оценку стоимости объектов которых и следует осуществлять: материально-вещественная продукция и информационно-правовая продукция, в том числе стоимость права пользования созданными объектами интеллектуальной деятельности (нематериальные активы).

К материально-вещественной продукции относится добычная продукция на разведанных месторождениях и разведанные запасы на вновь открытых месторождениях, а также все оборудование и инфраструктура, которые относятся к основным средствам материальных активов. К информационно-правовой продукции относится информация о недрах, которую можно представить в виде интеллектуальной собственности и право на выполнение работ, подтвержденное лицензией, которые относятся к нематериальным активам. Таким образом, структура и сущность объектов оценки аналогичны тому, что обозначено в зарубежных кодексах стоимостной оценки.

Субъект оценочной деятельности

В РФ как предписано в ФЗ «Об оценочной деятельности» и во всех вариантах международных кодексов является независимый компетентный оценщик, обладающий требуемой подготовкой и квалификацией, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков. В соответствии с Положением №293 утвержденным правительством РФ от 17.06.2004г на Федеральное агентство по недропользованию возложена организация в установленном порядке [8] геолого-экономической и стоимостной оценок. Регулирующие органы до сих пор рассматриваются в качестве субъектов оценки во всех теоретических устаревших отечественных разработках по применению стоимостных оценок в российском недропользовании. Очевидно, что проведение таких оценок регулирующими органами преследует только развитие административных рычагов управления в недропользовании РФ, а не развитие рыночных форм. Одним из основных элементов механизма привлечения финансового капитала в недропользование в развитых рыночных странах мира, как раз является институт независимых компетентных экспертов-оценщиков. Независимость важна, так как заинтересованными в объективной стоимостной оценке являются не только государство, но и недропользователи, инвесторы. Вообще сложилась странная ситуация с оценщиками недруб. С одной стороны, оценочные компании, имеющие соответствующие лицензии занимаются преимущественно оценкой недвижимости и не имеют? как правило представления об объектах недропользования, как объектах оценки, а исследовательские организации и специалисты геолого-экономического профиля не знакомы с оценочной деятельностью и не имеют соответствующих лицензий [1].

Субъект стоимостной оценки, понимая цели и задачи определения стоимости, может правильно определить вид рассчитываемой стоимости, выбрать методы и подход к оценке. Недропользователи и инвесторы, учитывая международный опыт, проводят стоимостную оценку, в основном в следующих целях [3]:

- слияния, поглощения, создания совместных предприятий

- листинг на фондовой бирже

- подготовка оценки компании в рамках IPO

- аудит компании

- определение условий продажи или покупки

- управление активами компании, приоритеты компании

- разработка лицензионных соглашений

- судебные разбирательства

- налогооблажение и страховые требования.

Отечественные недропользователи, чаще всего проводят стоимостную оценку на этапе принятия решения о целесообразности получения лицензии, выдаваемой государством на основе конкурса-аукциона.

Государство, оценивая стоимость месторождений, участков недр преследуют главную цель, сущность которой заключается в государственном регулировании отношений недропользования и развитии минерально-сырьевой базы, решая следующие задачи:

- планирование доходов бюджета в виде различных налоговых поступлений на ближайшую и отделенную перспективы

- проведение четкой государственной стратегии по управлению фондом недр

- организация конкурсов-аукционов в соответствии с очередностью и привлекательностью объектов

- планирование геологоразведочных работ

- экономический и технологический мониторинг ресурсов и запасов сырья

- обоснование нормативов извлечения полезных ископаемых при их добыче и переработке.

На практике стоимостная оценка выполняется на государственном уровне лишь для участков, выставленных на конкурсы-аукционы, с целью определения величины бонуса-стартового платежа, который должен уплатить недропользователь государству за осуществление права на добычу [4].

Такое многообразие целей и отрыв действительности от теории, подчеркивает важность не стоимостной оценки как таковой, а унифицированной, общепринятой государством и бизнесом методологии определения разных видов стоимости, как инструмента взаимопонимания и согласованной политики, привлечения инвестиционных средств и технологической модернизации.

Выводы

Подводя итоги краткого рассмотрения ключевых моментов стоимостной оценки объектов недропользования в РФ можно сделать следующие выводы:

1. Закон РФ «О недрах» требует выполнения стоимостной оценки месторождений и участков недр, но нигде четко не определено содержание этого понятия, цели стоимостной оценки и задачи решаемые с ее помощью

2. Для развития настоящих рыночных форм управления процессом недропользования в РФ нет препятствий со стороны государственной собственности на недра

3. Стоимостная оценка объектов недропользования, в России пока не проводится должным образом, но в рыночных условиях она необходима для привлечения инвестиций

4. Необходима разработка публичного кодекса стоимостной оценки объектов недропользования (минерально-сырьевых активов), который учитывал бы специфику правовой базы в РФ, отечественные нормы финансовой и бухгалтерской отчетности, с целью создания условий для публичного раскрытия информации о стоимости. Примером могут служить уже созданные международные кодексы стоимостной оценки.

5. Объектами стоимостной оценки должны стать минерально-сырьевые активы (материально-вещественные и информационно-правовые), а не участки недруб.

6. Субъектами оценки минерально-сырьевых активов должны полноценно стать независимые эксперты-оценщики.

7. Создание национального публичного кодекса стоимостной оценки минерально-сырьевых активов, учитывающего вышеописанные предложения и еще множество нюансов, обеспечит продавцу (государству) и покупателю (инвестору) пространство для переговоров, а в случае сделки - справедливую цену.