Любые вопросы взаимодействия в социуме, когда необходима регуляция социальных и иных взаимоотношений, всё время включают в себя новые аспекты понимания. Исключением здесь не может являться и область, связанная с физической культурой, спортом и физическим самосовершенствованием [6, 7, 10, 12]. При этом, согласно данным отечественных ученых [1, 3, 4, 5], здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 50-55% – от условий и образа жизни людей, важной составляющей частью которых являются активный отдых и физическое совершенствование.
Статистические наблюдения за динамикой государственного финансирования, например, Челябинской области за период 2000-2015 г.г.[2, 8, 12], показывают, что расходы только регионального бюджета на разные нужды физической культуры и спорта увеличились на 34,40% и составили 1616458,70 тыс. рублей. А что на фоне такого роста финансирования, говорящем и о повышении внимания государства к проблемам физической культуры и спорта на Южном Урале, происходит с динамикой здоровья людей? Заинтересовавшись этим вопросом, сконцентрировав своё внимание на детях дошкольного и младшего школьного возраста (того возраста, с которого детей ждут многие спортивные школы), мы решили исследовать что происходит со здоровьем обучающихся начальной школы в проекции финансирования физической культуры и спорта в Челябинской области в период с 2000 по 2015 годы. Отдельным статистическим результатам, а также их обсуждению и осмыслению посвящена настоящая работа.
Материалы и методы исследования. Исследования проходили в период с февраля 2000 по декабрь 2015 годов включительно. На территории одной из районных детских поликлиник. Челябинска в указанный период времени проводилось изучение 1324 амбулаторных медицинских карт наблюдаемых детей по месту жительства. Методический спектр исследований в себя также включал: 1. Анализ и обобщение современных литературных источников; 2. Работа с нормативно-правовой документацией, в том числе с передовым законотворческим опытом; 3. Анкетирование и социологический опрос школьников разных возрастных групп (детей, подростков, старших школьников); 4. Метод анализа и обобщения результатов бланковых методик и статистических исследований; 5. Графический метод фиксации и интерпретации многолетних наблюдений за сложными социальными явлениями.
В анкетировании и социологическом опросе приняло участие 372 человека. Все детей старших групп детского сада и учащиеся из двух начальных классов, двух пятых классов и двух старших классов общеобразовательной школы города Челябинска. Для удобства и логической целостности интерпретации и обсуждения результатов нашей работы нами было принято решение более подробно останавливаться на методическом дизайне исследования по ходу следующей части статьи.
Результаты и их обсуждение. Проведенный анализ хронических патологий указанных в медицинских картах детей 5-9 лет, одной из поликлиник города Челябинска, дает объективное представление о преобладании тех или иных отклонений в состоянии их здоровья.
Большую часть в структуре имеющихся патологий занимают нарушение осанки и отклонения в опорно-двигательной системе организма (46,1 %). Результаты нашего наблюдения согласуются с данными других исследователей, которые отмечают значительное превосходство нарушений опорно-двигательного аппарата над остальными патологиями у современных детей 5-9-летнего возраста [1, 8, 9, 11].
В процессе наших исследований нарушения осанки диагностируются у 55 % дошкольников и 70 % детей к окончанию начальной школы. Завышенный показатель, полученный при обработке имеющихся в данном мониторинге сведений, свидетельствует, по-видимому, о том, что в основном, в исследуемой нами литературе, иными авторами фиксируются лишь наиболее выраженные искривления позвоночника и не указываются функциональные нарушения в виде сутулости, крыловидных лопаток, асимметрии плеч и т.д., на что обращали внимание мы. Наши наблюдения однозначно показывают, что перечисленные нарушения осанки проявляются у детей уже в дошкольном возрасте. Причины таких нарушений ученые гигиенисты и медики в последнее десятилетие рекомендуют связывать со значительным снижением двигательной и физической активности у детей 5-6 лет [8, 11].
Нарушения работы сердечно-сосудистой системы (16,7 %) чаще проявляются в виде функциональных шумов и врожденных пороков сердца. Среди функциональных нарушений сосудистого тонуса у детей 5-9 лет мы отмечаем статистически значимый рост случаев гипотонии, т.е. пониженного артериального давления. Такое положение дел вполне может тесно связано с недостатком двигательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Всего лишь пятая часть юных жителей г. Челябинска 5-9 лет не имеет хронической патологии. Процент детей, у которых нет хронических заболеваний, в целом уменьшается с возрастом; особенно велики различия между 5-летними, у которых более 1/3 не имеют хронической патологии, и остальными обследуемыми нами возрастами, где эта доля к 8 годам достигает примерно 1/5, а к 9 годам – опускается ещё ниже.
У каждого десятого ребенка дошкольного и младшего школьного возраста встречается несколько функциональных отклонений в деятельности органов и систем организма.
Поскольку половина детей от 5 до 9 лет всей выборки имеет патологию опорно-двигательного аппарата, неудивительно, что эта патология часто сопутствует другим видам патологии, в первую очередь отклонениям в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем и зрительного анализатора.
Таким образом, к выявленным особенностям негативных изменений здоровья детей 5-9 лет г. Челябинска можно отнести следующие:
1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди детей 5-9 лет их число к концу 2015 года в процессе наших наблюдений не превышало 10-12 %;
2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. С увеличением возраста детей от 5 до 9 лет достоверно увеличивается частота функциональных нарушений и хронических болезней;
3. За пятнадцать лет наблюдений не изменялась структура хронической патологии у детей 5-9 лет. По-прежнему, велика доля болезней опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия); болезней, так называемых ЛОР-органов; нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы и органов зрения;
4. С увеличением возраста увеличивается число школьников, имеющих несколько диагнозов. Дошкольники 5-6 лет имеют в среднем 2 диагноза, школьники 7-9 лет – 3 диагноза.
Выявленные нами особенности здоровья юных жителей г. Челябинска свидетельствуют о серьезном неблагополучии здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста, которое, по сути, объективно ведёт к ухудшению качества жизни растущего поколения. Как полагаем мы, если тенденция не изменится в ближайшие пять лет, в г. Челябинске к 2025 году вполне вероятно могут возникнуть существенные ограничения в реализации молодёжью их биологических (например,– воспроизводственных) и социально-экономических (например,– полноценных трудовых) функций. О таких тенденциях как о вполне возможном сценарии развития событий неоднократно свидетельствуют и другие научные работы [1, 5, 6, 7, 8, 11].
Параллельно с анализом хронических патологий указанных в медицинских картах детей 5-9 лет, нами изучался ежегодный объем средств областного бюджета на реализацию государственных программ в области развития физической культуры и спорта Челябинской области. На фоне динамики мониторинга состояния здоровья обследуемых детей, цифры, характеризующие объем интересующих нас средств в период с 2000 по 2015 г.г. включительно, выглядят не пропорционально разнонаправленными.
При этом, проведенный нами в 2014 году опрос (всего 372 человека), т. е. детей старших групп детского сада и учащихся из 2-х начальных классов, 2-х пятых классов и 2-х старших классов общеобразовательной школы города Челябинска выявил очень низкий уровень (долю в 37,6 %) занимающихся физической культурой и спортом в свободное от учебы время вне школьной программы.
Основная масса респондентов (58,5% опрошенных) ограничивается занятиями, входящими в школьную программу. Причем основными причинами нежелания заниматься физической культурой являются:
1. Отсутствие доступных спортивных учреждений или спортивных объектов в районе проживания детей (64,7%);
2. Отсутствие средств на оплату занятий в спортивных клубах, секциях, бассейнах (12,2%);
3. Загруженность детей усложнившейся учебной программой (10,6%);
4. Загруженность родителей и невозможность водить детей на спортивные объекты (7,2%);
5. Затруднились ответить (5,3%).
Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии доступных для школьников секций по месту жительства, что не позволяет ни детям, ни подросткам и молодежи не только реализовать себя через спорт, показать свои спортивные достижения, но и просто удовлетворить свою потребность в двигательной активности. Предполагаемая неудовлетворённость реализации потребности в двигательной активности, в свою очередь, вполне очевидно влечет к повышению заболеваемости детей г. Челябинска. Ведь по статистическим данным [2] на 2014 год в Челябинской области было 657 тыс. жителей в возрасте от 6 до 15 лет. По данным Министерства спорта Челябинской области [11] на Южном Урале функционируют 3798 спортивных клубов, в которых занимаются 52,6 тыс. воспитанников, в 429 спортивных секциях и школах занимаются 69,3 тыс. воспитанников. Из приведённых цифр мы видим, что более 81,5% данной категории населения не занимаются физической культурой. А ведь именно в школьном возрасте закладываются и здоровье человека, и его мотивация к здоровому образу жизни.
Следовательно, мы имеем парадоксальную ситуацию. Как дуализм, словно двуликий Янус, рост ежегодного объема средств областного бюджета для реализации государственных программ в области развития физической культуры и спорта Челябинской области положительно не повлиял на здоровье обследуемых нами детей г. Челябинска. На фоне наших исследований, отрицательная динамика здоровья детей г. Челябинска в истекшее десятилетие подтверждена фактически всеми учёными, труды и печатные работы которых мы проанализировали. Значит, что-то делается не так, не в том направлении, имеющиеся идеи балансирования роста финансирования программ в области развития физической культуры и спорта Челябинской области и улучшения здоровье детей г. Челябинска не работают.
Более того, проанализировав смету подпрограммы Челябинской области «Развитие физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений» на период 2015-2017 гг. [11] мы видим, что на развитие спорта высших достижений ежегодно из 1,171 млрд.рублей уже расходуется 872 миллиона рублей, и лишь остаток распределяется на развитие массового спорта. Причем 111496,70 миллионов рублей из оставшихся 200 миллионов рублей расходуется на организацию и проведение областных комплексных спортивных, массовых и физкультурных мероприятий. остальная часть этих же денег примерно равными долями направляется на финансирование межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований среди различных категорий и групп населения, участие спортсменов и сборных команд по видам спорта во всероссийских и международных спортивных соревнованиях в соответствии с единым областным календарным планом. Сказанное также даёт основание полагать, что представленные выше результаты и их обсуждение ставят под сомнение оздоровительную направленность распределения финансовых средств при реализации государственных программ в области развития физической культуры и спорта в Челябинской области.
Выводы. Проблема регулирования развития сферы физической культуры и спорта в Челябинской области должна решаться с учётом не только специфики развития территорий, но и динамики здоровья подрастающего поколения. Такое понимание дел, очередной раз, актуализирует проблему обновления концепции государственного регулирования развития сферы физической культуры и спорта на Южном Урале.