Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

ECONOMIC PRINCIPLES OF ORGANIZATION ATTESTATION WORKPLACES ON WORKING CONDITIONS

Kaidakova N.N. 1
1 TOO “Kazakhstan Agency of Applied Ecology”
In Kazakhstan, the attestation of workplaces on working conditions (AWWC) transferred to private enterprises. The Ministry of Health and Social Development of the Republic of Kazakhstan controls the process by publishing on the website List of specialized organizations entitled to attestation industrial facilities on labor conditions, having trained professionals and laboratories for measuring or contract these laboratories and by analysis of reporting forms of AWWC. Receiving orders by private organizations to conduct AWWC carried out through participation in the competition, a tender or request quotations. With public procurement by way of competition law allowed representation dumping prices. Low rates of payment for labor-intensive process of conformity assessment requirements of the jobs of sanitary laws do not cover the cost attestation organizations, leading to their closure. KAPE developed economic principles of AWWC, which include: conducting AWWC the organization itself, it is cheaper than to attract other evaluators structures; participate in competitions and tenders to carry out on the bases KAPE: Almaty, Astana, Aktau, Atyrau (savings in staff accommodation); AWWC optimization process by using KAPE developed software, the use of complex method of laboratory testing, the modernization of the questionnaire method for determining the intensity of labor. Using these guidelines to make the process of AWWC without unprofitable.
the attestation of workplaces on working conditions; automated processing

Необходимость проведения аттестации производственных объектов по условиям труда (АРМУТ) в Республике Казахстан (РК) определена законодательно в Трудовым кодексе РК [11], Руководствах 1999 [7] и 2006гг [8]. Проведение АРМУТ 1 раз в 5 лет является обязательным условием деятельности каждого предприятия. Подходы к выполнению задач по АРМУТ закреплены Приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 28 декабря 2015 года № 1057 [5].

Практическое выполнение АРМУТ трудоемкое, длительное и требует участия большого количества персонала разных специальностей. Грамотная организация экономически обоснованного управления АРМУТ является актуальной и имеет большое практическое и научное значение.

Цель и задачи исследования

Цель исследования - грамотная организация экономически обоснованного управления АРМУТ.

Задачи исследования:

- обеспечить безубыточность выполнения АРМУТ в случае успешности тендерного предложения;

- сократить сроки проведения АРМУТ;

- уменьшить количество задействованного персонала;

- автоматизировать оформление протоколов, проведение расчетов результатов измерений;

- ускорить поиск, выборку материалов и оформление Акта исследования.

Материал и методы исследования. Для анализа использованы материалы АРМУТ, проведенные Отделом (Группой) Оценки физических факторов и аттестации рабочих мест Казахстанского Агентства прикладной экологии с 2010 по 2016гг на промышленных предприятиях Республики Казахстан. Применялись методы лабораторного исследования производственной среды на соответствие санитарно-гигиеническим нормам, анкетный, математический, экономический, создания автоматизированных алгоритмов обработки результатов и друб.

Результаты исследования

В Казахстане проведение аттестации производственных объектов по условиям труда (АРМУТ) из системы санитарно-эпидемиологического контроля передано частным организациям. На 19.12.2016 в Казахстане в «Каталоге предприятий РК» [3] зарегистрировано 413 661 юридическое лицо, представительство и филиал. В Списке специализированных организаций, имеющих право проводить аттестацию производственных объектов по условиям труда[11], на сайте Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан опубликовано 242 организации. Одна специализированная организация в год должна проводить аттестацию 340 организациям. Однако, конкурсы, тендера и запросы ценовых предложений публикуются намного реже. Так, в системе «Государственных закупок» во втором полугодии 2016 году было размещено 23 объявления на проведение аттестации производственных объектов по условиям труда.

По результатам проведенных тендеров (Таблица 1) установлено, что цена за выполнение аттестации 1 производственного места во втором полугодии 2016 года по успешным тендерным предложениям колебалась в пределах от 2888 до 9800 тенге. Снижение выигравшей цены в сравнении с суммой объявления достигало 5,6 раза.

Таблица 1

Результаты запросов ценовых предложений по объявлениям по аттестации производственных объектов по условиям труда в системе «Государственных закупок» во втором полугодии 2016 года

Номер по порядку*

№ объявления

Организатор

Название объявления

Способ закупки

Количество рабочих мест

Дата начала приема заявок

Дата окончания приема заявок

Кол-во лотов

Сумма объявления

Выигравшая цена в сравнении с суммой объявления

Цена за 1 место, тенге

1

1171240-1

Государственное коммунальное казенное предприятие «Городская поликлиника» при управлении здравоохранения Акмолинской области

Аттестация производственных объектов и рабочих мест (согласно технической спецификации!)

Запрос ценовых предложений

62

2016-12-07 10:10:46

2016-12-14 10:10:56

1

680000

211000 (в 3,2 ниже)

3403

2

1171195-1

Республиканское государственное учреждение «Войсковая часть 83205» Министерства обороны Республики Казахстан

Аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест

Запрос ценовых предложений

12

2016-12-08 08:00:00

2016-12-15 08:00:00

1

120000

64000 (в 1,9 ниже)

5333

3

1153816-1

Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова» Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан

Услуга по определению рабочих мест и дальнейшая их аттестация по условиям труда

Запрос ценовых предложений

129

2016-11-24 21:00:00

2016-12-05 09:00:00

1

2812200

503100 (в 5,6)

3900

4

1111718-1

Коммунальное государственное учреждение « Больше - Нарымское лесное хозяйство» управления природных ресурсов и регулирования природопользования Восточно-Казахстанской области

Аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест

Запрос ценовых предложений

6

2016-11-10 09:05:52

2016-11-17 09:05:58

1

48214

48214 (100%)

8036

5

1095251-1

Алматинский филиал Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Казводхоз» Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан

Аттестация объектов РГКП «Республиканский научно- исследовательский институт

Из одного источника по несостоявшимся закупкам

170

2016-11-02 12:38:24

2016-11-07 12:38:24

14

1164500

426389 (в 2,7 раз ниже)

2508

6

1094869-1

Республиканское государственное учреждение «Войсковая часть 73652» Министерства обороны Республики Казахстан

Аттестация рабочих мест и обучение сотрудников

Запрос ценовых предложений

108

2016-11-03 09:00:00

2016-11-10 09:00:00

1

786600

487000 (в 1,6 раз ниже)

4513

7

1072647-1

Алматинский филиал Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Казводхоз» Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан

Аттестация производственных объектов по условиям труда

Запрос ценовых предложений

170

2016-10-26 11:01:55

2016-11-02 11:02:05

16

1445000

426389 (в 3,4 раза ниже)

2508

 

1070936-1

Алматинский филиал Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Казводхоз» Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан

Аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест

Запрос ценовых предложений

14

2016-10-28 08:59:16

2016-11-04 08:59:19

1

119000

97860 (в 1,2 раза ниже)

6990

 

1068686-1

Дочернее товарищество с ограниченной ответственностью «Астрофизический институт имени В.Г.Фесенкова»

Аттестация рабочих мест по условиям труда на постоянно действующей экспедиции «Тянь-Шаньская астрономическая обсерватория и корональная станция»

Запрос ценовых предложений

8

2016-10-24 08:00:00

2016-10-31 08:00:00

1

139200

78400 (в 1,8 раз ниже)

9800

 

1068656-1

Дочернее товарищество с ограниченной ответственностью «Астрофизический институт имени В.Г.Фесенкова»

Аттестация рабочих мест по условиям труда на постоянно действующей экспедиции «Обсерватория Ассы-Тургень»

Запрос ценовых предложений

8

2016-10-24 08:00:00

2016-10-31 08:00:00

1

139200

78400 (в 1,8 раз ниже)

9800

 

1019809-1

Республиканское государственное учреждение «Центр военной медицины Министерства обороны Республики Казахстан»

Аттестация рабочих мест по условиям труда (ЗАКУПКА ПРОИЗВОДИТСЯ СОГЛАСНО ТЕХНИЧЕСКОЙ СПЕЦИФИКАЦИИ)

Запрос ценовых предложений

153

2016-10-04 23:35:00

2016-10-11 23:35:00

1

1775893

443750 (в 4 раза ниже)

2900

 

989208-1

Государственное коммунальное предприятие «Житикаракоммунэнерго» государственного учреждения «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог и жилищной инспекции акимата Житикаринского района»

Обязательная периодическая аттестация производственных объектов по условиям труда

Запрос ценовых предложений

100

2016-09-22 08:15:00

2016-09-29 08:15:00

1

730000

288771 (в 2,5 раза ниже)

2888

 

894146-1

Атырауский филиал Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Казводхоз» Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Запрос ценовых предложений

204

2016-08-16 17:25:00

2016-08-23 17:25:00

1

1998950

990420 (в 2 раза ниже)

4855

*исключена информация, имеющая технические ошибки

Значительное снижение цен на закуп услуг по АРМУТ связано с наличием ст 26 в «Правилах осуществления государственных закупок с применением особого порядка», утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1200 [1, 4, 6]. При осуществлении государственных закупок способом конкурса допускается представление демпинговой цены при условии внесения потенциальным поставщиком дополнительно к обеспечению исполнения договора суммы в размере, равном сниженной сумме от минимальной допустимой цены, не признаваемой демпинговой. Это приводит к значительному снижению цены на закупаемые услуги, которая в ряде случаев, не покрывает прямых затрат исполнителя на проведение аттестации производственных объектов и приводит к закрытию (ликвидации) специализированных организаций.

Проведен анализ 29 смет расходов 2016 года на выполнение аттестации производственных объектов по условиям труда. Все сметы разделены на 3 группы:

- сметы, по которым работы по аттестации производственных объектов по условиям труда проводились с использованием транспорта КАПЭ. Транспорт использовался для доставки персонала на объекты заказчика и в процессе работ по АРМУТ;

- сметы, по которым персонал доставлялся на объекты заказчика самолетом. В повседневной работе использовался транспорт заказчика;

- сметы, на выполнение работ в г. Алматы.

В случае использования автотранспорта организации для доставки персонала на объекты заказчика и при последующей работе на объектах заказчика затраты на автотранспорт, проживание и суточные расходы составляли 87,2% от всех прямых затрат (первая группа смет).

При доставке персонала на объекты заказчика самолетом, доля затрат на эти три статьи составила 60,05% (вторая группа смет). При работе в городе Алматы эти три статьи занимали лишь 1,5% прямых затрат (третья группа смет). Остальные средства тратились на поверку приборов, расходные материалы для приборов, оформление результатов АРМУТ.

Выполнение АРМУТ для структурных подразделений ТОО КАПЭ является значительным экономическим подспорьем организации. Так, в 2013-2014 гг проведенная АРМУТ в 4 подразделениях, расположенных в гг. Астана, Атырау, Актау, Алматы (2 офиса)

потребовала лишь части затрат на транспорт для персонала и оплату суточных расходов. Проживание персонала обеспечивалось на базах организации. В сравнении с затратами на АРМУТ путем найма сторонних организаций экономия составила более 4,4 млн тенге.

Внедрение автоматизированной обработки результатов АРМУТ в 2014 году в деятельность Отдела ОФФиАРМ привело к сокращению временных затрат на выполнение проектов АРМУТ с 0,79 дня до 0,087 дней, что в 9,1 раз быстрее [2,10,13]. Количество персонала, задействованное в выполнении проектов автоматизированным методом, уменьшилось в 1,9 раза. Экономическая эффективность была в 1,35 раза выше по предприятиям, расположенным в Алматы, за счет отсутствия затрат на перемещение персонала, его проживание и оплату суточных расходов. Оценка напряженности трудового процесса на рабочих местах проводилась не опросным, а анкетным методом, что позволило объективизировать процесс компьютерной обработки материалов АРМУТ. Дополнительным объемом работы явилось внесение информации о результатах лабораторных, анкетных и других исследований рабочих мест в компьютерную базу данных нового алгоритма автоматизированной обработки результатов исследований [9, 12].

Результаты автоматизированной обработки АРМУТ прилагались к протоколам, что ускорило оформление материалов АРМУТ. Анализ результатов исследований, сравнение их с санитарно-гигиеническими нормами, расчеты дозовых нагрузок также проведены автоматизированным методом. Традиционным методом оформлялось лишь 4 Приложение (План улучшения условий труда) из 9 требуемых по Приказу №1057.

Высокая скорость обработки материалов АРМУТ позволила снижать цену на тендерах для получения заказов на большие объемы работы. Снижение экономической эффективности выполнения проектов компенсировалось увеличением объемов проводимых работ.

Заключение

Проведенный анализ показал, что при полном выполнении законодательных норм РК объем работ по АРМУТ производственных предприятий РК является достаточным для обеспечения эффективной деятельности всех специализированных организаций, прописанных на сайте Министерства здравоохранения и социального развития РК. Однако, практика показывает, что тендерные предложения закупа услуг по АРМУТ намного ниже расчетных. Возможности использования демпинговых цен в системе АРМУТ, предусмотренные законодательно, приводят к значительным снижениям оплаты услуг по этому разделу, зачастую ниже границы рентабельности.

ТОО КАПЭ разработаны экономические принципы проведения АРМУТ, которые включают: проведение АРМУТ самой организации, что дешевле привлечения других аттестующих структур; участие в конкурсах и тендерах на проведение АРМУТ на базах КАПЭ: Алматы, Астана, Актау, Атырау (экономия средств на транспорт и проживание персонала); оптимизацию процесса АРМУТ путем использования разработанного КАПЭ программного обеспечения, использования бригадного метода проведения лабораторных исследований, модернизацией анкетного метода определения напряженности. Использование этих принципов позволяет сделать процесс проведения АРМУТ безубыточным.