Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

RESERVE FUND RUSSIA: STATE AND THREAT REDUCTION

Derbenevа E.V. 1 Makanina S.M. 1
1 Mordovia State University
In the article it appears the economic nature of the Reserve Fund, presented the main functions of the Reserve Fund, reviewed the financial mechanism of the formation and spending of the Reserve Fund of the Russian Federation, presented data on enrollment and expenditures of the Fund. It was determined that the reserve fund is formed as a result of transformation, ie. E. The separation of the Stabilization Fund into the Reserve Fund and the National Welfare Fund. The work was analyzed the dynamics of revenue and expenditure of the fund. It was found that the fund spent heavily to date. It was determined the consequences of intense expenditure of the fund, if not taken any action and to stabilize the country’s economy, as well as the possible ways of solving the problem of replenishment of the budget of the Russian Federation.
Stabilization Fund and the National Welfare Fund
the Reserve Fund spending
oil and gas revenues
the public external debt
reserve
budget revenues.

Резервный фонд Федерации (РФ) – созданного в антициклического механизма федерального в волатильности цен на (нефть, ный который стал вываться с 1 2008 г. До 2008 г. в формировался основная которого – аккумулировать тивные бюджета, ющие от ния цены на над ее В 2008 г. фонд был в фонд и Фонд благосостояния.

В с трактовкой законодательства фонд РФ собой средств бюджета, обособленному учету и и ченных для сбалансированности федерального

Согласно Кодексу РФ вание Резервного происходит за

– нефтегазовых федерального в если объем Резервного не его определенной величины;

– от ния Резервного

До 1 2020 г. от средствами фонда не в Фонд, а направляются на обеспечение федерального в с Федеральным ом «О изменений в законодательные акты Федерации в с законом «О федеральном на 2016

Кроме того, Бюджетному РФ, Резервного могут быть для погашения внешнего

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

– налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);

– вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

– вывозных таможенных пошлин на газ природный;

– вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

Средства нефтегазовых доходов Резервного фонда учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 7% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема ВВП Российской Федерации.

Основной функцией Резервного фонда является гарантия осуществления расходов бюджета в случае значительного падения цен на нефть в среднесрочной перспективе, а также он является подушкой финансовой безопасности России.

По данным Министерства финансов Российской Федерации на 01.01.2016 г. размер денежных средств, которые находятся в Резервном фонде, составил 3 640,57 млрд. рублей. В настоящее время государственные резервы продолжают стремительно сокращаться. Так, по сравнению с аналогичным показателем, озвученным в конце 2016 г., размер фонда уменьшился на 1 603,38 млрд. рублей. За последние три месяца текущего года из Резервного фонда на нужды страны было изъято более 500 млрд. рублей. Некоторые аналитики считают, что при таких стремительных темпах расходования денежных средств, накопления, хранящиеся в Резервном фонде страны, будут израсходованы уже в апреле текущего года; другие полагают, что средств хватит и на предстоящий 2017 г.

Динамика формирования Резервного фонда представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика формирования Резервного фонда [4]

Дата

Величина Резервного фонда (млрд. руб.)

В процентах к ВВП (%)

01.10.2016

2 037,19

2,6

01.01.2016

3 640,57

4,6

01.12.2015

3 931,08

4,9

01.01.2015

4 945,49

6,1

01.12.2014

4 386,91

5,6

01.01.2014

2 859,72

4,0

01.12.2013

2 885,29

4,1

01.01.2013

1 885,68

2,8

01.12.2012

1 906,89

2,8

01.01.2012

811,52

1,4

01.12.2011

801,77

1,3

01.01.2011

775,21

1,7

01.12.2010

1 279,85

2,8

01.01.2010

1 830,51

4,7

01.12.2009

2 238,58

5,8

01.01.2009

4 027,64

9,8

01.12.2008

3 661,37

8,9

01.02.2008

3 057,85

7,4

Для более наглядного представления динамика на начало каждого года в период с 2008 по 2016 гг. представлена ниже в виде диаграммы (рис. 1).

derbeneva_g1.eps

Рис. 1. Динамика формирования Резервного фонда (млрд. руб)

Следует указать на относительно неравномерную динамику изменений Резервного фонда, средства которого были использованы для устранения последствий экономического кризиса 2008 г. Вместе с тем, необходимо отметить и устойчивую тенденцию к росту величины Резервного Фонда начиная с 2011 по 2015 гг.

В 2016 г. по сравнению с 2015 г. наблюдается резкое падение денежных средств. По мнению экспертов, такое резкое падение количества денежных накоплений обусловлено стремительным ослаблением курса рубля и падением цен на энергоносители.

Из представленных в таблице 2 данных можно сделать вывод, что поступления на счет Резервного фонда сокращаются, преимущественно из-за падения нефтегазовых доходов.

Таблица 2

Формирование средств Резервного фонда, млрд руб. [4]

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Поступления на счет, всего

449,23

693,54

150,00

0,00

1 090,37

713,48

217,07

0,00

Нефтегазовые доходы

449,23

488,49

0,00

0,00

1 090,37

713,48

217,07

0,00

Возврат неиспользованных средств Резервного фонда

0,00

0,00

150,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Доходы от управления средствами

0,00

205,05

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Таблица 3

Динамика использования средств Резервного фонда, млрд руб. [4]

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Поступления на счет, всего

449,23

693,54

150

0,00

1 090,37

713,48

217,07

0,00

Выбытия со счета, всего

0,00

5 107,18

1 144,00

0,00

0,00

0,00

0,00

2 622,87

На обеспечение нефтегазового трансферта

0,00

1 794,35

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

На обеспечение сбалансированности федерального бюджета

0,00

3 312,83

1 119,50

0,00

0,00

0,00

0,00

500,00

На финансирование дефицита ФСС

0,00

0,00

24,50

0,00

0,00

0,00

0,00

24,50

На финансирование дефицита федерального бюджета

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

2 122,87

2 122,87

Коэффициент использования средств фонда

0,00

7,36

7,63

0,00

0,00

0,00

0,00

2,68

Из данных таблицы 3 видно, что в 2009-2010 гг. и в 2015 г. средства фонда интенсивно расходовались. А В 2008 г. средства Резервного фонда не использовались. Но уже в следующем году на обеспечение сбалансированности федерального бюджета было направлено денежных средств, в размере 3 312,83 млрд. руб., при этом поступило средств за тот же период в размере 693,54 млрд руб. Пик использования средств фонда на финансирование дефицита федерального бюджета приходится на 2014-2015 гг. За весь период функционирования Резервного фонда было использовано средств в 1,4 раза больше, чем в него поступило, т. е. расходовались накопления предыдущих периодов.

Таким образом, анализ движения средств на счетах Резервного фонда показал, что средства фонда использовались на финансирование расходов федерального бюджета в полной мере и в соответствии с целью, ради которой учреждался Резервный фонд.

Масштабное расходование средств Резервного фонда ведет к тому, что Центральный Банк РФ будет вынужден абсорбировать избыточную ликвидность, чтобы избежать дальнейшего роста рублевых процентных ставок и разгона инфляции. Истощение фонда грозит тому, что Россия начнет использовать средства Фонда национального благосостояния в целях покрытия дефицита бюджета. А также, по мнению экспертов исчерпание средств Резервного фонда приведет к необходимости серьезного секвестра большинства бюджетных затрат. В первую очередь будут сокращаться затраты по статьям «Национальная экономика», «Образование» и «Жилищно-коммунальное хозяйство». «Наиболее же защищенными будут статьи «Социальная политика» и «Здравоохранение». Незначительно могут быть сокращены расходы по статьям «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». Если же не сокращать расходы, то придется занимать, однако у кого, на сегодняшний день является большим вопросом, т. к. у правительства нет возможности занять на внешних рынках из-за санкций. Если взять Центральный Банк, то это значит, что будет рост инфляции, и дальше другие негативные последствия.

Для пополнения бюджета безусловно можно использовать приватизацию, повышение налоговой нагрузки, запуск «печатного станка», внутренние и внешние заимствования. Однако, рост внешних и внутренних займов для покрытия бюджетного дефицита может выступить катализатором роста инфляции уже в 2017 г.

Резервный фонд в дальнейшем станет одним из важнейших источников финансирования государственного бюджета. Однако использование хранящихся в нем денег неминуемо приведет к истощению запасов и необходимости поиска иных видов дохода.