Известно, что управление персоналом как процесс реализуется с помощью множества методик, техник, технологий. Коучинг сегодня снискал свою популярность в качестве эффективного инструмента консультирования не только отдельной личности, руководителя, но и организации в целом. Он позволяет наиболее полно раскрыть собственный потенциал, достичь высшей результативности бизнеса, но и усилить жизненные стратегии как личности и организации в целом.
Подходя к вопросу понимания термина «коучинг», мы проанализировали множество работ. Так, Международная Академия Коучинга (ICF) определяет данный феномен как непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам достигать реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни [1]. Соглашаясь с этим пониманием термина, мы также придерживаемся позиции, что коучинг – это инструмент, соединивший в себе технологии различных видов деятельности, призванных оказывать помощь в области бизнес-консалтинга [3]. Вместе с тем, это технология, направленная на развитие лидерских, коммуникативных и других способностей, выступает в качестве эффективной помощи в достижении целей профессиональной деятельности через постановку «сильных» вопросов, дающих возможность подвести человека к адекватному решению, принять ответственность за свой выбор, действия и переживания.
Несмотря на то, что коучинг в России известен сравнительно недавно, он имеет свою историю, которая берет свое начало в 70-х годах XX столетия. Уже давно известна роль бизнесмена и консультанта Д. Уитморома в развитии этого феномена, который ввел само понятие в начале 1990-х годов. Сегодня выделяют две преобладающие области коучинговой практики: персональный коучинг жизненных решений (lifecoaching) и коучинг в бизнес-контексте (businesscoaching, corporatecoaching, executivecoaching). Разделение носит условный характер, так как эти области нередко пересекаются, — вопрос в исходной теме запроса и области, которой уделяется ключевое внимание.
Международная Федерация Коучинга провела глобальное исследование по вопросам коучинга и в докладе ICF Global Coaching Study-2016 представила его результаты [6]. В исследовании приняли участие практикующие коучеры из 137 стран, было проанализировано 15 380 ответов. По данным доклада стало известно, что в мире на сегодня насчитывается 53 301 практикующих специалистов в области коучинга.
На рис. 1 представлены данные относительно размера и масштаба распространенности профессии, которые показывают, что в Западной Европе и Северной Америке проживает наибольшее количество коучеров (35 % и 33% соответственно). Наименьшие показатели в этом направлении у стран Латинской Америки (11%), Азии (7%), Восточной Европы (8%), Океании (4%). Глобальный годовой доход, который был получен от услуг коучеров составил примерно 2356 млн. $.
Рис. 1. Процентное соотношение специалистов в области коучинга в мире
Практикующие коучеры распределились следующим образом по возрастному критерию. На рис. 2 видно, что наибольшую группу данной профессии составляют специалисты в возрасте от 50-54 лет (19%), тогда как в возрасте от 30 и младше их меньше всего (2%). В докладе также сказано о том, что на развивающихся рынках больше чем на устоявшихся работает практических коучеров из числа молодых профессионалов. Было также замечено, что женщины составляют в этой профессии явное большинство (67%), причем в Северной Америке их проживает 73%, чуть меньше в Латинской Америке (60%), Азии (52%). Благодаря данному исследованию стало также известно, что средний годовой доход от коучинга составил 51 000$. Почти все респонденты (99%) сообщили, что обучались коучунгу по специальным программ и 69% из них имеют сертификаты. Опрошенные рассказали, что 60% их клиентов находится в возрасте до 45 лет, а деление их по гендерному признаку дает возможность констатировать, что большинство из них это женщины (54%).
К сожалению, выделить конкретные данные в отношении России из материалов доклада не представляется возможным, так как само его наполнение не содержит такой информации, а иных подобных исследований нам не встретилось.
Рис. 2. Процентное распределение коучеров по возрасту
Изучая опыт реализации коучинга в России, мы выявили ряд особенностей. Так, например, мы обнаружили противоречие, которое заключается в том, что с одной стороны, коучинг получил высокую популярность в построении стратегии как личных достижений, так и стратегии достижения целей организации. Зачастую коучинг рассматривается в российской ментальности как нечто эксклюзивное, немногим доступное мероприятие, к счастью это ошибочное мнение, коучинг доступен всем, кто желает развиваться и ставить новые цели.
С другой стороны, как форма индивидуального наставничества, коучинг часто недооценивается. Основной причиной такого недоверия со стороны руководителей компаний является непрозрачность системы. Топ-менеджеры не всегда понимают, что с помощью коучинга можно достичь весомых и серьезных результатов, не видят выгод от его применения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в России происходит либо преувеличение возможностей коучинга, либо их полное отрицание.
Анализ литературных источников показал, что коучинг в России не пользуется общепризнанным доверием и причиной тому, в том числе является некомпетентность взрощенных в большом количестве специалистов в этой области. Несмотря на то, что сегодня существуют коучинг-школы, которые гарантируют высокую компетентность их выпускников за небольшой период времени их обучения, факты свидетельствуют о безосновательности данного утверждения. Результаты исследования ICF Global Coaching Study-2016 показали, что 44% коучеров из 137 стран считают, что самым большим препятствием для развития коучинга и доверия к нему является и будет «наличие не получивших специального обучения индивидуалов, которые называют себя коучерами» [6]. Безусловно, данный факт не умоляет достоинства добросовестных образовательных компаний.
Мы также выяснили, что на сегодняшний день на нашем рынке нет общепризнанной модели профессиональных компетенций специалистов по коучингу, возможно это связано с развитием данного направления в России, тогда как Профессиональные стандарты Международной федерации коучинга получили свою высокую оценку во всем мире. Думается, что мы встретимся с проблемой подготовки и утверждения Профессионального стандарта коучера, так как такой профессии в России не отмечалось ни в одном квалификационном справочнике.
Еще одна особенность в отношении того, что у ряда клиентов, а в основном это успешные люди, которые хотят стать еще успешнее, наблюдаются неоправданные ожидания относительно самого действа консультации и получения быстрых результатов. Здесь важно внести ясность относительно того, чего коуч точно не будет делать. Итак, консультант не станет «психотерапевтически поглаживать» клиента, психологически консультировать, он никогда не будет работать с прошлым, то есть он не станет обсуждать предыдущий опыт консультируемого, давать советы относительно того «как лучше поступить» и выступать в роли эксперта. Основная цель коуча состоит в том, чтобы направить клиента на достижение эффективных результатов деятельности, то есть цели и помочь ему самостоятельно принимать решения в проблемных моментах. Иногда несовпадение ожиданий клиента с полученными результатами переходят в сомнение относительно профессионализма коучера, необходимости такой консультация, что, собственно приводит к разочарованию и снижает уровень доверия к данному инструменту. Но сама философия коучинга заключается в том, что любой человек уже обладает огромным потенциалом и самыми разными возможностями, а коучер лишь своими действиями помогает человеку их в полной мере раскрыть.
Еще одна из особенностей выражается в том, что наиболее востребованны услуги коучеров в основном в крупных городах России, таких как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, то есть там, где более развит бизнес, шире рынок, выше зарплата, где больше шансов, чего не скажешь об отдаленных от центра территориях.
Мы также отметили одну из особенностей, препятствующей качественному развитию рынка услуг коучинга в России. Она выражается в прямой зависимости начинающих процессов развития в той или иной области от государственного регулирования, то есть активность данного процесса будет оставаться на низком уровне, пока не обретет поддержку со стороны государства. На данный момент коучинг финансируется преимущественно за счет средств частного сектора.
Итак, в данной статье мы рассмотрели ряд особенностей коучинга в России, которые выступают как за, так и против его развития. По-нашему мнению востребованность данного инструмента в менеджменте, управлении персоналом будет набирать силу, а его эффективное внедрение позволит компаниям приобрести ряд конкурентных преимуществ. Поскольку коучинг развивает компании изнутри, как свидетельствует опыт зарубежных компаний, его применение открывает новые сферы и средства мотивации труда.
С развитием бизнеса, малого предпринимательства в стране рынок коучинга в России будет становиться все более дифференцированным по направлениям и по запросам целевых аудиторий.