Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

IMPLEMENTATION OF INTERNAL CONTROL FOR SMALL BUSINESS

Shcherbak J.J. 1 Agafonova M.S. 1
1 Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering
The authors have analyzed methods of forming an effective system of internal control for small business and possible problems and mistakes. In addition, it has been identified and the necessity of internal control. In the result of the analysis the basic principles by which you should make a choice in favor of one of controls: internal control, outsourcing, co-sourcing. On the basis of the authors of the study were identified outsourcing methods and co-sourcing as the most suitable for the structure of small businesses were given their definition, comparative characteristic. Noted that internal control operates continuously. But each audit event is held only as necessary. The leaders of the organization determine the structure, timing and frequency of control procedures. The internal controls document are strictly confidential. The purpose of internal control lies in the organization of its structure and support it in such condition that at any moment she could meet the goals of the organization. Proven to increase the effectiveness of the audit procedures to all enterprises need to organize the system of accounting and managerial accounting. This will be especially useful for small businesses. The management accounting system for small businesses in the beginning of its operation should be based on information from tax records as tax analysis is for small businesses, the most important vector of economic and financial activity.
internal control
small business
control environment
control
audit
management accounting
outsourcing
co-sourcing

Актуальность: Не секрет, что для каждого конкретного субъекта большое значение имеет подбор оптимального варианта функционирования средств контроля и ревизии. В настоящее время существует множество вариантов создания системы внутреннего контроля на предприятии. Однако прежде чем делать упор на какой-либо из методов внутреннего контроля, руководителю необходимо ответить на следующие вопросы: к какому типу относится предприятие? насколько точным и жестким должен быть контроль? сколько готово потратить руководство предприятия на организацию внутреннего контроля? что именно необходимо контролировать? кто это должен делать? И только ответив на эти вопросы руководитель предприятия сможет сделать верный выбор в пользу того или иного типа контроля.

Целью работы является анализ подходов для правильной подготовки системы внутреннего контроля.

Малое предпринимательство - область экономики, в которой имеет место деятельность субъектов малого бизнеса на рынке товаров, работ и услуг. Малое предприятие является субъектом малого предпринимательства.

Для осуществления эффективной деятельности предприятие нуждается во внутреннем контроле. Внутренний контроль - это такая система специальных мер, непосредственно организованных руководителями предприятия, которые функционируют на нем для эффективного исполнения каждым работником должностных обязанностей, которые прописаны в соответствующих должностных инструкциях. В этом случае понимают не только деятельность контрольно-ревизионного подразделения предприятия, а разработка такой системы тотального контроля, чтобы он являлся делом как ревизора, так и административного аппарата управления организации.

Стоит отметить, что внутренний контроль функционирует непрерывно. Но каждое контрольное мероприятие проводится только по мере необходимости. Руководители организации сами определяют состав, сроки, периодичность процедур контроля. Документы внутреннего контроля строго конфиденциальны. Назначение внутреннего контроля лежит в организации его структуры и поддержке ее в таком состоянии, чтобы в любой момент она могла соответствовать целям организации. [1]

Целесообразность и экономичность являются главными принципами внутреннего контроля.

Элементы внутреннего контроля:

• контрольная среда,

• учётная система,

• контрольные процедуры.

Контрольная среда — позиция, осведомлённость и конкретные действия владельцев и руководителей хозяйствующего субъекта, которые нацелены на становление и сохранение системы внутреннего контроля. Такая система насчитывает три элемента: стиль управления, кадровая политика, организация бухгалтерской отчётности для сторонних пользователей.

Цель управленческого учёта - обеспечение субъектов необходимыми данными для планирования, управления и контроля.

К контрольным процедурам относятся бухгалтерский контроль, который осуществляется службами бухгалтерского учета и отчетности в процессе анализа хозяйственной информации, а также внутренний управленческий контроль, осуществляемый в виду функционирования органов управления.

Управленческий учёт обращает основное внимание на центры ответственности - это такие структурные подразделения, которые возглавляют руководители предприятия, они несут ответственность за продукт своей деятельности. При этом в область ответственности руководителя какого-либо подразделения вносятся лишь те из них, на которые он действительно может воздействовать. [6]

Контрольно-ревизионные мероприятия на предприятии являются залогом принятия объективно правильных управленческих решений. Система управления состоит из совокупности взаимосвязанных функций. К числу таких функций относят: анализ, учет, контроль, планирование. Важнейшее место здесь имеет функция контроля.

Слово «контроль» в переводе с французского «сопtrоlе» означает «пересмотр», «проверка». В широком смысле, контроль - это проверка финансово-хозяйственных операций для выявления их законности, правдивости и экономической целесообразности. Контроль содействует достижению целей предприятия, с которыми оно создавалось. Чаще всего такой целью является получение прибыли. Главным методом финансового контроля считается ревизия, которая в переводе с позднелатинского «revisio», означает «пересмотр». Сегодня ревизия – это проверка финансово-хозяйственной деятельности как экономических субъектов, так и должностных лиц за конкретный период. Производство контрольно-ревизионных процедур на предприятии возможно только при наличии системы внутреннего контроля. Она представляет собой набор правил, в который входят организационная структура и процедуры, утвержденные административным аппаратом предприятия в роли средств для согласованного, упорядоченного и экономически эффективного ведения экономической деятельности.

Система внутреннего контроля малых предприятий носит следующие особенности:

• Отсутствие или ограничение разделения полномочий сотрудников бухгалтерского отдела;

• Собственник имеет основополагающее влияние на все плоскости деятельности предприятия, которым владеет.

Из-за этого на малом предприятии появляются следующие факторы риска:

• Оплошности и искажения при ведении бухгалтерского учета (бухгалтерские записи могут вестись, нарушая строгую периодичность, без соблюдения общепринятых требований, они могут не отражать настоящего положения дел фирмы, что увеличивает риск фальсификации бухгалтерской отчетности);

• Низкое количество учетных работников, что влечет неправильное разделение обязанностей и ответственности по очевидным причинам (чаще всего имеется один бухгалтер, который по совместительству является кассиром);

• Возможность совершения преступлений (у малых предприятий бывают ситуации, когда бухгалтеры имеют прямой доступ к активам, которые без труда могут быть сокрыты, украдены или использованы, что, естественно, способствует появлению злоупотреблений на рабочем месте);

• Налоговые нарушения (если малое предприятие производит большое число операций наличным расчетом, может возникнуть ситуация, когда выручку не отражают или преуменьшают, а расходы — увеличивают);

• Отсутствие возможностей сравнения данных внутри учета (при малом числе сотрудников в отделе бухгалтерского учета затруднены постоянные взаимные сверки данных).

Малые предприятия также не застрахованы от дополнительного риска средств контроля при реализации компьютерной программы, которая анализирует учетные данные. Риск заключается в том, что при использовании единичного компьютера при единичном бухгалтере (или малом количестве учетных работников), у этого бухгалтера появляется удобный случай для:

• Ввода противоречащих данных в систему учета;

• Замена программной оболочки и баз данных;

• Внесение данных в систему «задним числом»;

• Проводка операций, не одобренных или не утвержденных в установленном порядке.

Следующий риск внутреннего контроля на малом предприятии связан с всеобъемлющим влиянием собственника или единоначального руководителя на все плоскости функционирования такого предприятия. Такое влияние может носить в себе как положительное, так и отрицательное действие на систему внутреннего контроля, правдивость и правильность бухгалтерской отчетности. Положительное действие связано с тем, что персональный контроль руководителя способствует увеличению надежности учета в ситуации, если противоположные средства внутреннего контроля маловероятны или невозможны.

Отрицательным действием может являться преобладание влияния руководителя, которое может поспособствовать:

• Отступлению от общепринятых процедур контроля;

• Увеличению риска пресечения законодательства;

• Появлению специально спланированных фальсификаций бухгалтерской отчетности.

Правильно подготовленная система внутреннего контроля малого предприятия имеет ряд элементов. По концептуальным основам внутреннего контроля, разработанным Кабашкиным В. А. и Мышовым В. А., к ним относят:

Внутреннюю контрольную среду (набор корпоративных традиций, сформированных руководством предприятия);

Оценку рисков (определение внутренних и внешних рисков, их анализ и управление в плоскости финансовой стратегии малого предприятия);

Информационное обеспечение и информационная безопасность (их центр - бухгалтерский учет, который предоставляет финансовую отчетность)

Повседневное формирование учетной и внеучетной информации руководителям высшего звена для принятия управленческих решений;

Контрольные мероприятия (набор мероприятий в рамках контроля всех областей финансовой деятельности организации);

Оценка средств контроля (исследование системы внутреннего контроля, результатом которого будет установление ее эффективности).

Главной причиной слабой развитости системы внутреннего контроля отечественных предприятий остается то, что длительный период времени в России не было соответствующих нормативно-правовых документов, которые обязывали бы создавать такую систему. [3]

До 2013 года вопрос создания системы внутреннего контроля считали правом предприятия (кроме кредитных учреждений). Начиная с 01.01.2013 года ситуация повернулась в другую сторону в связи с принятием в силу Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.11 года. В соответствии со ст. 19 «Внутренний контроль» были внесены следующие поправки: экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, экономический субъект, бухгалтерская отчетность которого подлежит обязательному аудиту, должен организовать и вести внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (помимо случаев, если его руководитель принял на себя обязанность ведения бухгалтерского учета). [4]

Других нормативных актов по этому вопросу не было утверждено и конкретные способы для осуществления системы внутреннего контроля в организации в имеющемся законе не отражены.

Отсюда следует, что формы и методы для создания внутреннего контроля любой экономический субъект в праве избирать самостоятельно. Сегодня выделяют три подхода к созданию внутреннего контроля на предприятии:

Создание службы внутреннего контроля своими силами, если у предприятия достаточно для этого финансовых средств;

Аутсорсинг, когда внутренний контроль производится сторонней специализированной организацией (на основании заключения специального договора);

Косорсинг – один из подходов к созданию внутреннего контроля, когда он организуется внутри самого экономического субъекта, но к выполнению контрольных процедур также приглашаются сторонние специалисты, то есть в плоскости косорсинга переплетаются первый и второй подходы.

В таблице 1 проиллюстрирована их сравнительная характеристика.

Таблица 1

Сравнительный анализ различных подходов к организации внутреннего контроля в организации

Преимущества

Недостатки

Служба внутреннего контроля

1. Знания и опыт остаются внутри предприятия.

2. Итоги работы службы внутреннего контроля неизвестны для субъектов извне.

3. Работники организации отлично знакомы с корпоративной культурой и особенностями ведения деятельности предприятия.

1. Большие затраты при создании такой службы.

2. Недостаточная профессиональная подготовка персонала для осуществления контрольных мероприятий.

3. Возможность «размыливания» результатов проверки по просьбе коллег-друзей.

Аутсорсинг, косорсинг

1. Получение более качественных услуг привлекаемых экспертов.

2. Независимый контроль.

3. При косорсинге имеет место возможность перенятия опыта.

1. Привлекаемые эксперты могут не заметить уникальных особенностей проверяемой организации.

2. Знания специалистов не являются собственностью предприятия.

На практике служба внутреннего контроля чаще всего создается крупными и средними организациями.

Основания для организации службы внутреннего контроля:

– Предприятие носит в себе сложную структуру управления (здесь имеют место создание филиалов, дочерних фирм);

– Предприятие работает одновременно в нескольких областях деятельности;

– Владельцы или руководители хотят получить правдивую информацию и оценку деятельности менеджеров на всех уровнях управления. [7]

При создании собственной службы внутреннего контроля в организации следует обратить внимание на:

– Локальное нормативно-правовое обеспечение системы внутреннего контроля;

– Численность персонала службы внутреннего контроля;

Локальные нормативные документы могут содержать:

– Положение о службе внутреннего контроля;

– Внутренние стандарты, которые управляют порядком проведения каждой контрольной процедуры;

– Должностные инструкции контролирующих работников.

Аутсорсинг и коcорсинг подходят для малых организаций, поскольку они не располагают крупными финансовыми возможностями для создания своей службы внутреннего контроля.

Многочисленность персонала службы внутреннего контроля определяется размерами предприятия, его организационной структурой, родом деятельности, уровнем умений сотрудников. В следствие того, что на практике службой внутреннего контроля чаще всего является Ревизионная комиссия, то в роли локального нормативного документа в организациях создается положение о Ревизионной комиссии. Состав этой комиссии в разных случаях от 3 до 6 человек.

Чаще всего службы внутреннего контроля обнаруживают такие нарушения:

– Недостачи или излишки в результате инвентаризации;

– Различие величин дебиторской и кредиторской задолженностей при взаимных сверках расчетов;

– Срыв платежной дисциплины дебиторов и кредиторов;

– Нехватка необходимой внутренней документации;

– Отсутствие каких-либо реквизитов в первичных документах;

– Ошибки и просчеты в бухгалтерских отчетностях.

– Самые большие отклонения, как правило, выявляются по следующим позициям:

– Несоблюдение платежной дисциплины дебиторов;

– Несоблюдение платежной дисциплины перед кредиторами. [5]

Следовательно, чтобы повысить эффективность контрольно-ревизионных мероприятий всем предприятиям необходимо организовывать систему бухгалтерского и управленческого учета. Особенно это будет полезным для малых предприятий. Система управленческого учета для субъектов малого бизнеса в начале своего функционирования должна основываться на информации, поступающей из налогового учета, так как налоговый анализ является для малых предприятий самым актуальным вектором финансово-хозяйственной деятельности.

Затем аналитические механизмы необходимо расширять до порога финансового анализа. В системе управленческого учета предприятия финансовый анализ носит в себе особенное значение. Он необходим для изучения основных показателей и параметров, дающих общее представление о финансовом положении и денежных потоках предприятия. Именно поэтому его инструменты следует активно реализовывать в системе внутреннего контроля малого предприятия. [2]

Таким образом, создание системы внутреннего контроля включает анализ, оптимизацию и стандартизацию бизнес-процессов предприятия. Воспользовавшись этой системой, результаты не заставят себя долго ждать: предприятие получит стандартизированные бизнес-процессы, которые будут направлены на повышение сохранности активов и высокую эффективность деятельности предприятия.