Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

ORGANIZATION OF THEMATIC EXCURSIONS FOR SCHOOLS

Naruta Y.S. Vasiliev A.S. 1 1
1 FGBOU branch in “the Vladivostok State University of Economics and Service” in Nakhodka
This article discusses the global and Russian experience in the organization of thematic tours for schoolchildren. The system of educational and extracurricular activities frequently uses this form of work as thematic tours. World and domestic educational experience shows that thematic tours for school children can be an effective form of organization of the educational process, which is aimed at increasing the degree of assimilation of educational material, patriotic education, international education, labor education, aesthetic education, environmental education, and is held in the non school framework, or using school museum materials. Implementation and organization of thematic excursions rests with the educational institutions teachers in accordance with the terms of employment in the respective subjects. The thematic excursions for schoolchildren in the feed should be present overview, used excerpts from classical works of literature, interesting facts.
tour
tour for schoolchildren
thematic tour
school children
high school students
excursion object

Под экскурсиями понимают коллективные осмотры музеев либо внемузейных объектов, проводимые по намеченным темам и специальным маршрутам, возглавляемые специалистами – экскурсоводами с образовательной и воспитательной целью.

Под тематическими экскурсиями понимают специальные учебно-воспитательные занятия, перенесены согласно определенных образовательных либо воспитательных целей на предприятия, в музей, на выставку и т.д. [1,с.16]

Тематическая экскурсия сможет быть: школьная и внешкольная.

Под школьными экскурсиями понимают форму учебно – воспитательной деятельности с ученическим коллективом или группой, которая проводиться с познавательными целями в процессе передвижения от одного объекта к другим объектам согласно выбора экскурсовода и по теме, связанной с учебной программой. Школьная экскурсия может быть двух видов.

Во первых, это урочная тематическая экскурсия – проводимая в течение учебного времени.

Урочная экскурсия входит в системы учебных занятий по теме соответствующего учебного предмета, потому учителя заранее планируют время проведения экскурсий в своих планах.

По этой причине, педагоги имеют возможность самостоятельного создания специальных условий, при которых возникнет необходимость экскурсии в школьные музеи либо на иные экскурсионные объекты. При этом экскурсия может быть включена и в последующие учебные занятия, с соблюдением тематической линии [3,с.74].

Тематика урочной тематической экскурсии может включать вопросы патриотического воспитания учащихся, знакомства с памятниками истории и культуры региона, знакомство с природными объектами, вопросы литературного и исторического прошлого города, села, знакомство со знаменитыми земляками, географическими и биологическими особенностями родного края, вопросы производства и т.д.

Во-вторых, это внеурочная тематическая экскурсия – факультативное занятие, проводимое до либо после учебного занятия в классах.

Учебные материалы, рассматриваемые на внеурочной тематической экскурсии, могут выступать в качестве дополнения к школьным курсам, а могут также содержать в себе отвлеченные, общеразвивающие сведения.

Внеурочная тематическая экскурсия может быть организована по следующим темам: краеведческий поиск, изучение бытовых сторон жизни, особенности праздников приготовлений, обряды и т.д.

Таким образом, как урочная и внеурочная тематические экскурсии имеют такое общее качество, как содержание, в той или иной степени связанное с учебными программами соответствующих классов средней школы.

Проведение и организация таких тематических экскурсий возлагается на педагогов образовательного учреждения в соответствии с планами занятий по соответствующим предметам. При этом, в отличии от обычной экскурсии для детей школьного возраста, процесс проведения школьной экскурсии должен предусматривать, что оценка за знания, которые ученик получит на экскурсиях, педагоги по своему усмотрению, могут проставить в классном журнале.

Рассмотрим понятие внешкольной тематической экскурсии и ее особенности.

Внешкольная тематическая экскурсия предназначена для расширения кругозора учащихся, для патриотического воспитания, пробуждения таких духовных качеств, как любовь и уважение к труду, а так же представляет собой элемент всестороннего гармоничного воспитания детей [7,с.43].

Объектом внешкольной тематической экскурсии может быть производственное и промышленное предприятие, что помогает профессионально ориентировать учащихся; а так же выход на открытые местности для ознакомления с природными объектами - река, водоканал, роща; возможна организация посещений исторического места, архитектурного ансамбля; исторического знаменитого здания и т.д.

Главная особенность внешкольных тематических экскурсий заключается в том, что для школьников предусмотрен выезд, чтобы наблюдать каждый объект, потому рассказ экскурсовода в такой экскурсии будет более кратким.

При этом каждая тематическая экскурсия, проводимая для школьников, содержит в себе элементы разрядки – игру, вопросы – ответы и т.д.

Отличительная особенность тематических экскурсий для школьников по сравнению с экскурсиями для взрослой аудитории - это преобладание в экскурсии для взрослых общеобразовательных элементов, в то время как в экскурсии для школьников будут преобладать познавательные и воспитательные моменты.

В ходе экскурсии для школьников в подаваемом материале должна присутствовать обзорная информация, использоваться отрывки из классических произведений литературы, интересные факты.

Рассмотрим процесс подготовки школьных экскурсий по этапам.

Степень успешности проведенных тематических экскурсий определяется подготовкой педагога и учащихся.

На уроках, предшествующих экскурсиям, необходимо установить необходимые связи с содержанием предстоящих занятий, предложить ряд вопросов, которые необходимо решать в течение будущих экскурсий, произвести распределение заданий по сбору материалов между участниками экскурсии.

В случае, когда экскурсии выходят за пределы школьных музеев, педагоги должны произвести предварительное ознакомление школьников с предстоящими экскурсионными маршрутами, чтобы обеспечить лучшую ориентацию на местности.

Педагогам следует ясно поставить перед школьниками цель проводимой экскурсии.

Не следует проводить экскурсии по неизвестным педагогу маршрутам. За пару дней до срока проведения экскурсий рекомендуется посещение мест экскурсий, планирование объектов для показа, выбор мест остановки, более интересных моментов и экспонатов музеев и других объектов.

Предварительное знакомство помогает педагогам в выборе методов показа экскурсионных объектов, построения рассказа об изучаемом производственном и природном процессе.

При этом педагоги должны изучать литературные источники по выбранным темам, что бы быть осведомленными в затрагиваемом вопросе. Предварительное ознакомление с экскурсионными объектами помогает проведению экскурсий на высоком учебно-воспитательном уровне и согласно намеченного плана.

План по подготовке тематической экскурсии должен включать следующие этапы:

Этап определение тематики для экскурсии.

При этом рекомендуется тщательное обдумывание и обоснование темы для экскурсии. Ведь тема экскурсии представляет собой её основу, на которой будут строиться процессы показа и рассказа. Темы экскурсий так же выступают ориентирами для того, чтобы строить всю структуру экскурсии.

В качестве темы для экскурсий можно выбрать: архитектуру населенных пунктов; вопросы творчества местного литератора; биографию знаменитого земляка; историю города, села, улицы; экологию данной местности; проблемы экономического развития региона и т.д.

Темы, которые будут раскрыты в ходе экскурсионных занятий, должны быть актуальными и соответствующими учебным планам, который должен помочь учащимся комплексно усвоить учебный предмет.

Этап определения цели экскурсии.

При этом следует учесть, что для школьной тематической экскурсии это должна быть цель углубленного изучения учебной программы.

В качестве цели тематических экскурсий можно поставить такие духовно-нравственные категории, как: проведение в ее ходе патриотического воспитания; интернационального воспитания; трудового воспитания; эстетического воспитания; экологического воспитания; проведение показа достижений региона, города, села, экономической жизни России; может быть изучена историческая роль города, села; изучение особенностей природы родного края; общее расширение культурного кругозора.

Этап определение экскурсионного объекта, рассматриваемого в процессе проведения тематической экскурсии и несущего в себе основные смысловые нагрузки.

Учитель должен произвести ориентацию учащихся направив их внимание на выбранный им конкретный объект показа в ходе тематической экспозиции.

Под экскурсионными объектами понимают предметы или исторические (природные, механические) явления, несущие информационные функции.

Экскурсионные объекты должны иметь яркие, выразительные, интересные для школьников характеристики. [4,с.37]

Нужно понимать, что объект в экскурсии – это не только внешняя сторона, но и конкретное помещение, где происходили исторические события, действовали реальные лица.

Объект показа это в первую очередь знак, символ невербальной коммуникации, которая проходит между различными культурами и социальными слоями общества.

Определим, что же может являться объектами экскурсии: памятные места; здания и сооружения; природные объекты; производственные и промышленные объекты; экспозиции государственных музеев, картинных галерей, постоянные и временные выставки; памятники археологии – городища, временные стоянки, места поселения, курганы с захоронениями и т.д.

В экскурсионном деле существует определенная классификация объектов экскурсии:

- по содержанию: одноплановые (произведение живописи, река, дом) и многоплановые (площадь, улица, архитектурный ансамбль);

- по функциональности: основные (служат для раскрытия темы) и дополнительные;

- по степени сохранности: полностью сохранившиеся; дошедшие до наших дней со значительными изменениями; частично сохранившиеся; утраченные.

Важно помнить, что экскурсия составленная педагогом не должна быть перегружена объектами показа, один академический час экскурсии должен содержать в себе не более 10 главных объектов показа.

После определения темы, задачи и объектов экскурсии переходим к составлению текста экскурсии. Для правильного написания экскурсионного текста следует придерживаться определенного плана, который включает в себя: введение, основную часть, заключение.

Экскурсию следует начинать с введения, оформленного в проблему в форме рассказа либо беседы.

Затем поясняется цель экскурсии, и обозначаются её основные моменты, для большей заинтересованности слушателей. Введение должно занимать 3-5 минут.

Переходя к самой экскурсии, следует следить, чтобы она не перешла в обыденный урок либо не приняла лекционный характер, это все является другим направлением учебной деятельности.

В ходе экскурсии следует показать объект либо объекты, которые были запланированы для показа, воссоздать зрительную картину исторического события, которое происходило вблизи этих объектов либо действия исторических лиц, связанных с выбранными объектами. Можно прибегнуть к приему исследования, он заключается в выполнении учениками простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом[5,с.28].

После изложения основной части экскурсии, переходим к заключению. В заключении делается обобщение новых сведений, которые узнали ученики, педагог формирует главные положения, собирает задания (если они были даны).

Важно, что показ в экскурсии должен преобладать над рассказом.

Таким образом, показ экскурсионных объектов не является простой демонстрацией, это максимально наглядный анализ зрительной информации, получаемый экскурсантами.

Особенностью показа является возможность обнаружить те качества объекта, которые незаметны при первом взгляде на предмет.

Желательно начинать описание объекта с внешних особенностей, а затем постепенно переходить к анализу его внутреннего содержания.

На действенность экскурсии влияет ряд факторов: содержание; методика и техника ведения; знания педагога; подготовленность участников к освоению экскурсионного материала; условия проведения экскурсии.

При использовании экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные, так и психологические особенности учащихся, подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала.

Исходя из всего вышесказанного, следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.