Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

ANALYSIS OF THE MARKET BUSINESS TRAVEL IN PRIMORSKY KRAI

Naruta Y.S. Vasiliev A.S. 1 1
1 FGBOU branch in “the Vladivostok State University of Economics and Service” in Nakhodka
This article discusses the features of the organization of business tourism in the Primorsky Territory. Under the business tourism understand the scope of the tourism industry, which provides the processes of the organization and management of business trips of employees of enterprises, institutions, organizations. It substantiates the idea that the development of business tourism in the Primorsky region can be a major lever for economic development in the region, as the determining factors can be considered as the presence of favorable geographical location, rich history of the development of the region, a variety of natural and cultural landscapes. Business in the Primorsky region is directly dependent on the development of domestic tourism, so the regional authorities should be interested in its development. In addition, in connection with the withdrawal of Russian business to the high market niches are increasingly it is necessary to business, cultural and scientific relations. It is therefore necessary to focus on the need to develop the necessary infrastructure for that tourist.
hotel
hospitality
tourism
business tourism
domestic tourism
inbound tourism
tourist infrastructure
restaurants
catering business
Primorsky Krai

Под деловым туризмом понимают сферу туристской индустрии, которая обеспечивает процессы организации и управления служебными командировками сотрудников предприятий, учреждений организаций.

Сфера делового туризма рассматривается как принадлежащая к самым высокодоходным и перспективным видам туризма, которые характеризует стабильный рост и устойчивость к экономическим, социальным, климатическим, политическим и другим воздействиям [5 , с.12].

Однако деловой туризм можно считать недостаточно известным среди собственников и менеджеров туристических компаний, занимающихся традиционным массовым туризмом.

Однако, сфера делового туризма может иметь достаточно высокий уровень востребованности у клиентуры, обеспечивать достаточный объем денежных потоков.

Хотя деловой туризм требует особой организации продаж турпродуктов, но он является одним из самых рентабельных видов туризма.

Сфера делового туризма заняла ведущие места в государственных планах и программах экономического развития во многих странах и часто рассматривается как элемент в комплексном социально-экономическом развитии стран и регионов наряду с образованием, промышленностью, сельским хозяйством, здравоохранением и т.д. [6, с.23].

По данным Приморсккрайстата в 2014 году число иностранных граждан, которые въехали в регион с деловой целью, составило 25 тысяч человек. Наибольшие туристические потоки въехавших в Приморский край с деловой целью от общего потока, составляют граждане следующих стран: Китай (68%), Япония (12 %), Южная Корея (8 %), США (2%). Дать точную оценку процентной доли делового и неделового туризма весьма затруднительно, поскольку часто иностранные деловые туристы приезжают в Приморский край по туристической, а не по деловой визе. При этом количество командировок граждан Российской Федерации из других регионов в Приморский край по факту не отслеживается [2].

Количество коллективных средств размещения туристов в Приморье по данным, на конец 2015 года, насчитывало около 480 хозяйствующих субъектов, включая базы отдыха. Гостиничная индустрия Приморья насчитывала около 198 хозяйствующих субъектов, объем номерного фонда около 5,5 тысяч мест [2].

Общая численность занятых в отрасли гостеприимства Приморья составила более 7 тысяч человек. По информации Росстата, Приморье заняло первое место в Дальневосточном федеральном округе по показателю количества предприятий коллективных средств размещения.

Приморский край обладает достаточно развитой транспортной инфраструктурой. Через него проходит Транссибирская железная дорога, имеющая широтные ответвления в направлении государственной границы и морского побережья. По данной причине можно рассматривать регион как опорный пункт для транзитных поездок через территорию Приморского края зарубежных и российских туристов, что делает возможным оказывать им целый комплекс туристических услуг. Столица Приморского края связана прямым авиасообщением с городами таких стран, как: Япония (столица Токио), Республика Корея (как столица Сеул, так и крупнейший город страны Пусан), Китай (как столица Пекин, так и крупнейшие города северного Китая Харбин, Далянь, Гонконг), КНДР (столица страны Пхеньян), Таиланд (столица страны Бангкок) и Вьетнам (как столица страны Ханой, так и Хошимин). В Приморском крае действуют 18 зарубежных консульств [1].

В Приморье официально зарегистрированы 248 туристских предприятий, 121 из них внесено в федеральный единый реестр туроператоров. Так же, на территории региона действуют филиалы, представительства и иные формы обособленных подразделений хозяйствующих субъектов из городов: Москвы, Хабаровска, Новосибирска и Петропавловска-Камчатского [1].

По данным Федерального агентства по туризму, Приморский край занимает первое место в Дальневосточном Федеральном округе по численности работников турфирм.

Рассматривая Приморский край как регион Российской Федерации, можно отметить наличие у него большого туристического потенциала, в том числе и в сфере делового туризма. Но при этом состояние материально-технической базы, туристической инфраструктуры требуют существенной модернизации. Аналогично, региональная политика в области туризма в Приморском крае нуждается в изменении.

Если в ходе анализа перспективы развития традиционных видов массового туризма в Приморском крае определяющим можно считать факторы наличия выгодного географического положения, богатой истории освоения региона, разнообразных природных и культурных ландшафтов, то развитие делового туризма требует в первую очередь наличия современной туристической инфраструктуры, куда в входят средства размещения и питания. Но можно сказать, что уровень развития туристической инфраструктуры никогда не составлял сильную сторону в туристическом потенциале Приморского края, это должно создавать существенное затруднение для формирования туристического имиджа Приморья.

Так, в Приморском крае ряд районов не оснащен современными комфортабельными средствами размещения туристов, при этом в равной степени как для внутрироссийского, так и въездного (иностранного) туризма. Те средства размещения и питания туристов, что имеются, не могут соответствовать как международному уровню сервиса, так и российским стандартам в целом.

Если рассмотреть область общественного питания, то до сих пор в Приморье недостаточное количество предприятий ресторанного бизнеса, которые были бы способны к обслуживанию зарубежных бизнесменов.

Место расположения лучших ресторанов и кафе – это города Владивосток, Находка, Уссурийск, Лучегорск и Арсеньев. Такие предприятия общественного питания края обладают высоким уровнем сервиса, имеют в наличии меню на иностранных языках, могут приготовить блюда, ориентированные на вкус иностранных гостей, так же в наличие имеются достаточно интересные развлекательные программы с участием артистов и музыкантов [7 ,с.14].

Однако основная часть предприятий ресторанного бизнеса в Приморском крае не могут быть признаны соответствующими стандартам обслуживания иностранных бизнесменов.

В процессе выбора предприятия ресторанного бизнеса зарубежные бизнесмены в первую очередь рассматривают уровень качества предоставляемого обслуживания, качество сервиса, вопрос соотношения качества и цены. Так же, в большинстве предприятий ресторанного бизнеса Приморского края существует неоправданно высокий уровень цен на продукцию собственного приготовления при узком ассортименте кулинарных блюд и низком качестве сервиса.

При этом от продемонстрированного уровня обслуживания, который зарубежные бизнесмены получили при посещении предприятий ресторанного бизнеса, существенно зависит общее впечатление от всей деловой поездки.

В Приморском крае существует достаточно распространенное мнение, что создание регионального турпродукта для разных категорий туристов может являться возможными средствами строительства транспортных, научно-образовательных, культурных, гостиничных инфраструктурных объектов, реализация прочих проектов в Приморье. Но также следует учитывать, что пятизвездочные отели, игорная зона и прочие проекты туристической индустрии имеют целевую аудиторию, а также достаточно узкий сегмент туристического рынка и не смогут сыграть определяющую роль в развитии делового туризма в Приморском крае.

В результате зарубежные бизнесмены продолжает воспринимать Приморский край как местность, которая неблагоприятна для деловой поездки. Зарубежных бизнесменов не удовлетворяет как ситуация с безопасностью и санитарией в Приморском крае, уровень комфорта, цены и уровень качества предоставляемого обслуживания, а так же затянутый порядок прохождения таможенных процедур.

Таким образом, на современном этапе основная проблема как внутреннего, так и иностранного делового туризма в Приморском крае – это неразвитый рынок специализированных туристических услуг. Частично или полностью отсутствует необходимая инфраструктура для обслуживания деловых туристов, которая тормозит работу региональных туристических фирм в данной сфере, а также создает сложности для взаимодействия, как с международными, так и с российскими структурами и создает трудности для организации деловых поездок.

В процессе создания туристической инфраструктуры для делового въездного туризма в Приморском крае в 2012-2015 годы наблюдался определенный прогресс. В городе Владивостоке был открыт целый ряд конгрессных и конвеншн-бюро, выставочных организаций, были построены современные бизнес-центры и бизнес-отели, расширился календарь проведения таких мероприятий, как выставки, семинары, симпозиумы и прочие мероприятия.

Примерно половина приезжих из-за рубежа во Владивостоке пришлось на деловые поездки бизнесменов. Международные контакты, связывающие Приморский край с зарубежными, растут с каждым годом. По этой причине приоритетное направление гостиничной индустрии в Приморском крае - это возведение бизнес-отелей, сочетающих в себе комфорт для постояльцев и удобное месторасположение. При этом производилась модернизация устаревших отелей с учетом потребностей российских и зарубежных бизнесменов.

Несколько в худшем положении находится туристическая инфраструктура за пределами Владивостока. Практически полностью пришла в негодность туристская инфраструктура в отдаленных районах Приморского края, в малых городах развиваются только специфические виды въездного туризма, основанные на «русской экзотике». Уровень тарифов на транспортные услуги в Приморском крае также не составляет конкуренцию другим странам. В области связи и информационных коммуникаций Приморской край находится не в лучшей ситуации: в процессе проведения деловых мероприятий в малых городах Приморского края возможно столкнуться со многими проблемами, основные из них отсутствие компьютерной техники, недоступность интернет-связи и мобильной связи, отсутствие подходящих залов для деловых мероприятий.

Важная проблема в области делового туризма в регионе – это небольшое количество российских предприятий, которые могут осуществлять дорогие частые корпоративные выезды, потому обычно сотрудник проводит разовую деловую поездку для одновременного решения вопросов с разными партнерами.

Деловой туризм в Приморском крае напрямую зависит от развития внутреннего туризма, поэтому региональные власти должны быть заинтересованы в его развитии. Кроме того, в связи с выходом российского бизнеса на высокие рыночные ниши все чаще возникает необходимость деловых, культурных и научных связей.

Поэтому деловой туризм, как одна из ведущих отраслей экономики Приморского края должен быть направлен на расширение сферы деловых контактов, развитие экономического потенциала региона [9 ,с.232].

Как и в любой другой отрасли экономики, инфраструктура туризма представляет собой систему объектов и организаций, экономическое предназначение которых – способствовать производству туристических продуктов и услуг, а также их продвижению от производителей к потребителям. Она обеспечивает доступность туристского ресурса и комфортность его использования. Низкий уровень развития инфраструктуры туризма является основным препятствием на пути становления Приморского края в качестве не только международного, но и регионального туристического центра.

Еще одной проблемой динамичного развития отрасли являются ограниченные инвестиционные возможности малого и среднего бизнеса и органов региональной власти.

Таким образом, Приморский край обладает огромным потенциалом развития как внутреннего, так и въездного делового туризма, однако есть определенные слабые стороны и угрозы, которые необходимо искоренить. Чтобы поднять деловой туризм в Приморье на новый, более высокий уровень, необходимо создать благоприятные экономические условия для совместных действий всех структур, задействованных в туристическом комплексе с целью значительного наращивания сети туристических объектов, существенного развития туристической инфраструктуры, вести планомерную и целенаправленную подготовку квалифицированных специалистов.