Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF MANAGEMENT CONTROL

Machneva E.I. 1 Agafonova M.S. 1
1 Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering
In the article the authors reviewed and analyzed issues concerning the problems of the definition, role and place of the control functions in the general functions of modern management system, and now the relationship and interpenetration of control and management functions such as planning, accounting, analysis, organization, coordination and coordination. The approaches in determining the efficiency of management, content management process and a quantitative relationship between subject and object management. As a result of analysis, it was revealed the concept of “management function”, the classification of management functions from the perspective of different authors and revealed a connection and contrast control from other control functions. Revealed the proportion between “management” and “control” of their interdependence and interaction in modern conditions of managing.
control function
management
classification
enterprise
approaches
principles

Актуальность: Происхождение управления как определенного процесса связано с возникновением поведенческой деятельности людей. Само существование конкретной организации предполагает управление ее организационными процессами. Впрочем, возникновение поведенческой деятельности не отрицает факта, что появление контроля как самостоятельного процесса, возникает по объективным причинам, одновременно с управлением и не зависит от него.

Как объект науки контроль прошел определенный путь исторического развития. Вначале представление о контроле было как о способе определения правдивости и достоверности документов, сообщений и пр. В дальнейшем контроль стал определяться как проверка соблюдения и выполнения нормативных документов, соответствия действий поставленным целям, планам и решениям. То есть контроль представлял собой постоянный надзор за правильностью проверки деятельности предприятия. Данное определение показывает функциональное назначение контроля, его возникновение на конкретной стадии процесса управления. Контроль определяется как функция управления совместно с другими функциями (планирование, организация, мотивация, регулирование). Именно поэтому любой руководитель, независимо от ранга, должен рассматривать контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей.

Целью работы является определение роли и места функции контроля в системе общих функций управления современным предприятием.

Чтобы понять, что такое контроль как функция управления, нужно разобраться с самим понятием «функция».

В теории управления пока нет единого мнения по вопросу определения «функции управления».

Определение такого сложного понятия, как управление, может не содержать его точной характеристики. Однако оно должно характеризовать сущностные явления.

Исследователи рассматривают функции управления как деятельность, различающуюся по целям, видам работ, информационному обеспечению. Определение функции управления как деятельности, неизбежно отожествляет функцию управления с самим процессом управления, работой управляющих органов субъекта управления. Впрочем, само понятие «функция» употребляется и как «назначение, роль». Как раз такой подход и предлагается использовать, рассматривая суть функций управления.

Определение конкретных функций принимает вид чётко структурированной системы, если во главе содержания функций управления ставится их роль или же назначение, Если в метод именно такого рассмотрения функции управления взять за основу понимания явлений, происходящих в конкретной сфере, то управление можно будет представить не только как «воздействие, регулирование», но и как достижение итоговой цели такого воздействия. [2]

Описанный выше подход предполагает обязательность определения эффективности управления, подводит к необходимости выявления пропорций между категориями «управление» и «контроль», их взаимообусловленности и взаимодействия в современных критериях хозяйствования.

Хоть функции управления неодинаковы по содержанию и целям, все равно они важны для осуществления управленческой деятельности, находятся во взаимосвязи, диалектическом взаимодействии и образуют единый процесс управления. Сама по себе отдельная функция управления не может дать конкретного представления о содержании управленческого процесса, отсутствие одной из функций управления делает невозможным осуществление управления как целостного процесса. [1]

Выявление функций, их классификация считается начальной позицией при становлении экономической системы, определении количества уровней управления и контроля, их специализации, при разработке более совершенных форм экономического взаимодействия. Это дает возможность понять суть механизма управления и контроля, определить главные направления их рационализации, исключить лишние звенья, повысить эффективность деятельности организационных структур, обеспечить быстроту принятия решений и спрогнозировать отрицательные моменты в деятельности организации.

В настоящее время попытки систематизировать функции управления не привели к разработке единой позиции.

В экономической литературе принято подразделять функции на основные (общие) и конкретные (особенные). Это разделение условно, так как общие функции являются и специализированными, так как они представляют собой те или иные определенные, сравнительно узко целенаправленные виды управленческой деятельности.

По суждению А. Файоля, «управлять - значит обеспечивать правильный ход шести основных функций». [6] Главной из них является администрирование, имеющееся на любом уровне организации. Состав и содержание процесса управления рассматриваются Файолем именно в рамках администрирования; а ведущими стадиями процесса управления считаются предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль.

Г.Х. Попов считает, что при анализе признаков классификации функций управления основная причина трудностей состоит в попытке построить одноразмерную, линейную классификацию (на основе одного признака), тогда как на практике выделение функций происходит под воздействием разных причин, и различные функции по-разному пересекаются друг с другом. [5]

Как правило, функции управления у разных исследователей основываются на составе работ, которые выполняются на предприятиях должностными лицами и структурными подразделениями.

Как отдельная функция управления у многих экономистов выделяется функция контроля. Нужно отметить, что состав функций прогнозирования, планирования, организации, анализа и учета, координации довольно полно отражен в научной литературе, в то время как функция контроля отражена как сопутствующая и детальному разбору у многих экономистов не подлежит, но контроль является полноценной и объективно необходимой функцией управления. [3].

Определим роль контрольной функции управления главными задачами:

- обеспечение подлинной, абсолютной, взаимоувязанной информации о состоянии объекта контроля;

- определение состояния объекта в данный момент времени;

- сравнение настоящего состояния объекта с желаемым;

- прогнозирование состояния и поведения объекта или его части на данный момент времени;

- заблаговременное определение места и обстоятельств отклонения значений характеристик объекта от заданных параметров;

- изменение состояния и поведения объекта таким образом, чтобы при изменении в разрешимых пределах внешних условий были необходимые условия для функционирования объекта;

- обеспечение устойчивого состояния объекта при наступлении максимальных значений характеристик объекта.

Функцию контроля невозможно рассмотреть с позиций иерархичности, обязательности ее последовательного выполнения. Контроль может быть как первой стадией управления, так и проявиться на всех или отдельных стадиях, или лишь на последней.

Функция контроля обладает особенными характеристиками. Если другие функции обладают особенными свойствами, которые выражаются в своих задачах, то контроль обладает свойством универсальности, затрагивает все части и элементы процесса управления, вследствие чего контроль специфичен по отношению ко всем другим функциям управления.

Контроль как независимая функция занимает главную роль в системе управления. Не отрицается факт взаимосвязи и взаимопроникновения контроля и функций управления, таких как планирование, прогнозирование, организация, согласование, координация, учет и анализ. Существует также связь контроля с другими функциями управления. [4]

На практике давно используется понятие «management by objectives» («управление по целям»). Установление определенных производственных значений в прошлом (планирование) разрешает оценить фактические итоги работы, в ходе сравнения их с установленными контрольными показателями. Данный метод управления соединяет планирование и контроль в области человеческих ресурсов и дает провести оценку кадрового потенциала на базе определенных критериев.

Субъект хозяйствования в ходе планирования основывается на оценке необходимостей и сдерживающих факторов внешней среды, описывает цели организации и каким образом они будут реализованы. Иными словами, планирование - это один из методов, с помощью которого начальство обеспечивает единое направление усилий всех подчиненных к достижению общих целей. [1]

Планирование, как и контроль, это не отдельное разовое событие. Оно осуществляется постоянно в силу различных объективных обстоятельств. Одним из главных является расширение организации после достижения целей планирования и контроля. В результате определяются новые цели. Таким образом, продолжается процесс планирования, а совместно с ним и процесс контроля выполнения планов.

Следующей причиной непрерывности планирования и контроля является неизвестность будущего.

В процессе выполнения плана контроль позволяет заранее обнаруживать отклонения фактических итогов хозяйственной деятельности. Контроль стимулирует корректировку плановых задач на эффективное использование резервов и ресурсов, достижение хороших итогов работы, а также является важным условием сбалансированности и качества планов.

Организационная функция представляет собой создание или улучшение структуры объекта и субъекта управления. В ходе формирования организационной структуры формируются производственные связи, определяются функции и состав аппарата управления, методика его действия на управляемую подсистему. Процесс организации структурирует работу и сформировывает подразделения исходя из объемов организации, ее целей, задач, обеспечения персоналом. [3]

Связь функции контроля с функцией организации происходит через функционирование субъектов контроля. Чтобы воздействовать на объект управления и контроля, субъект контроля должен иметь соответствующий кадровый состав, определенный порядок взаимодействия между частями системы управления и методы контроля.

В процессе контроля нужно найти нормальное количественное соответствие между субъектом и объектом управления. Громоздкость или, наоборот, недостаточность частей системы контроля делает практически невозможным получение хороших результатов, понижается инициатива работников и эффективность производства. Организационная структура обязана соответствовать планам организации, обеспечивать эффективное взаимодействие частей организационной структуры и достижение планируемых целей контроля. Оптимальная организация деятельности субъектов контроля позволяет не только выявить суть нарушения и их расположение, но и повысить эффективность контроля и производительность труда. [2]

Контроль нельзя связывать только лишь с выявлением недостатков и ошибок. Эффективность контроля существенно усиливается, когда он тесно взаимосвязан с функцией положительной мотивации труда. Наличие процесса контроля и контролирующих органов положительно влияет на работников. При достижении конкретных результатов они получают дополнительную мотивацию к наиболее производительному труду, при этом оказывают воздействие как выявленные нарушения, так и их отсутствие. Отсутствие нареканий, отклонений и ошибок позволяет работникам аппарата управления стимулировать деятельность производственных звеньев моральными или экономическими методами, а при их наличии – добиваться тех же целей только административным воздействием.

В экономике очень часто можно встретить мнения, что одной из функций управления является учет и контроль, как части одного целого. Учет и контроль - это самостоятельные функции управления, которые тесно взаимодействуют между собой. Контроль и учет неразрывно связаны между собой, и рассматривать их как отдельные функции управления нельзя. Ставить цели на будущее невозможно без учета прошлого и настоящего. Причем понятие «контроль» значительно шире, чем понятие «учет». [2]

Учет является отражением финансово-хозяйственной работы. Он определяет состояние хозяйственных средств и источников их образования, получает промежуточные и итоговые данные о них. Учет - это система исследования, измерения, регистрации и передачи информации для системы управления.

Именно в процессе контроля и учета можно выявить существенное различие между ними. Как функция управления, учет констатирует присутствие определенных факторов в деятельности объекта, таких как имущество, денежные средства, кадры, фонды, выручка. В ходе учета отражаются количественные показатели, их формирование и использование. Контроль же, основываясь на данных учета, подразумевает приобретение не только количественной, но и качественной информации, в том числе обнаружение отклонений и нарушений в учетной информации. [4]

С другой стороны, учет является средством, способом и формой контроля. Он позволяет контролировать производственно-хозяйственную деятельность объекта управления. В данном противоречии выявляется суть контроля: с одной стороны, контроль считается отдельной полноценной функцией управления, а с другой - является одним из методов остальных функций управления.

В то же время отличием контроля от остальных функций управления является постоянное и тесное взаимоотношение между объектом и субъектом управления. Именно такое взаимоотношение дает субъекту управления эффективно осуществлять остальные функции управления. При помощи функции контроля и осуществляется взаимодействие функций управления. В основе этих отношений лежит принцип обратных связей, который осуществляется с помощью функции контроля.

Контроль как процесс выражается в тех же функциях, что и управление, но имеет свою специфику. [3]

Подводя итоги, можно сказать, что рассматривать контроль лишь как составную часть той или иной функции управления нельзя. Анализ частей управленческого цикла, которым требуется контроль для своего собственного осуществления в управленческом цикле, разрешает рассматривать контроль в управлении производством как отдельную функцию управления, как вид управленческой деятельности, выделившейся из целостной системы управления, и как отдельную объективную экономическую категорию, существующую наравне с категорией управления.