В сложных условиях, обусловленных возрастающей конкуренцией, отрасли, оказывающие ключевое влияние на экономику должны постоянно развивать наиболее существенные факторы, позволяющие повышать конкурентоспособность предприятий. При этом наиболее важным моментом является не только возможность наследования таких факторов, но в первую очередь способность предприятия своевременно и эффективно создавать и обновлять их.
В настоящее время предприятия вынуждены функционировать в среде, характеризующейся высокой степенью неопределенности и непредсказуемости, поэтому факторы, оказывающие влияние на деятельность предприятия, но не зависящие от управленческих решений, оказывают крайне важное влияние на конкурентоспособность предприятия.
Оказываемое на конкурентоспособность предприятия влияние может быть как положительным, так и отрицательным, причем ключевым моментом часто является не просто наличие того или иного фактора, а его эффективное и своевременное использование.
С целью выявления факторов, оказывающих наибольшее влияние на деятельность российских машиностроительных предприятий, автором было проведено исследование, проводимое путем анкетирования представителей машиностроительных предприятий, а также предприятий, непосредственно связанных с деятельностью машиностроительного комплекса.
Исследование осуществлялось согласно следующему алгоритму, разработанному автором (рис. 1).
Рис. 1. Алгоритм определения факторов, оказывающих наибольшее влияние на деятельность российских машиностроительных предприятий (авторская разработка)
Целью данного исследования было определение степени влияния ряда факторов на конкурентоспособность машиностроительных предприятий. Для достижения поставленной цели необходимо было определить ряд внутренних и внешних факторов, оказывающих положительное и отрицательное влияние на машиностроительную отрасль, а также выбрать ряд респондентов из числа специалистов данной отрасли.
Анкеты, используемые в процессе проведения опроса, были составлены с учетом наиболее актуальных факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность по мнению автора, сформированному путем изучения данных о текущем состоянии машиностроительной отрасли и ее основных проблемах. В основу составления анкет был положен метод балльных экспертных оценок, эффективный при проведении подобного рода исследований. В основу составления анкет был положен метод балльных экспертных оценок. Респондентам предлагалось присвоить каждому из перечисленных в анкете факторов балльную оценку от 1 до 10, в зависимости от степени влияния данного фактора на конкурентоспособность предприятия. Максимальная оценка, которую может получить какой-либо фактор, находится в зависимости от количества участников опроса, и в данном случае равна 50 баллам. Факторы, набравшие 5–15 балла, оказывают слабое влияние на конкурентоспособность предприятия, 20–35 – среднее, 40–50 – наиболее сильное.
Анкетирование проводили двумя способами. Первый, это путем пересылки анкет по электронной почте непосредственное респондентам, а затем принимали личное участие, в разъяснении целей исследования и подведении предварительных итогов. В анкетировании участвовали руководители следующих предприятий отрасли машиностроения, функционирующих на территории Кабардино-Балкарской Республики. Это такие предприятия как: ОАО «Телеавтоматика», ОАО «Телемеханика», ОАО «Севкавэлектроприбор», ОАО «Техноприбор», ОАО «Севкаврентген».
Немаловажным фактором проведения анкетирования являлась профессиональная компетентность респондентов, т.к. точность подобных исследований и их объективность во многом зависит от этого.
Результаты данного анкетирования были занесены в сводные таблицы, систематизированные по предметам исследования и позволяющие суммировать баллы, набранные в ходе анкетирования каждым из рассматриваемых факторов
В таблице представлены обобщенные данные, оказывающие влияние на повышение конкурентоспособности предприятий машиностроения. Факторы, оказывающие влияние на повышение понижения уровня конкурентоспособности были предложены автором, но предварительно согласованы с руководителями организации и предприятий. В следствии этого, были сформулированные основные из них, с учетом их важности для отраслей предприятий машиностроения в целом.
Факторы, оказывающие влияние на повышение конкурентоспособности предприятий машиностроения
Предприятия отраслей машиностроительного комплекса |
ОАО «Телеавтоматика» |
ОАО «Телемеханика» |
ОАО «Севкавэлектроприбор» |
ОАО «Техноприбор» |
ОАО «Севкаврентген» |
Итого |
Внутренние факторы, влияющие на повышение конкурентоспособности |
||||||
Стабильность финансовой сфере |
9 |
5 |
8 |
9 |
8 |
39 |
Наличие системы стратегического планирования |
8 |
10 |
9 |
9 |
10 |
46 |
Применение инноваций |
8 |
9 |
8 |
8 |
9 |
42 |
Наличие системы управления качеством |
7 |
5 |
7 |
8 |
9 |
37 |
Кадровый менеджмент |
3 |
2 |
4 |
3 |
5 |
17 |
Наличие методов управления издержками |
3 |
4 |
2 |
5 |
4 |
18 |
Товарный ассортимент |
5 |
4 |
6 |
4 |
6 |
20 |
Наличие в структуре отдела НИОКР |
2 |
6 |
5 |
3 |
5 |
21 |
Внешние факторы, влияющие на повышение конкурентоспособности |
||||||
Господдержка предприятия |
8 |
7 |
5 |
6 |
4 |
30 |
Стабильная политическая обстановка |
9 |
5 |
5 |
4 |
3 |
26 |
Валютный курс |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
9 |
Высокий уровень конкуренции отрасли |
5 |
7 |
6 |
3 |
2 |
23 |
Привлечение квалифицированных сотрудников |
8 |
9 |
8 |
9 |
10 |
44 |
Доступность сырья (дешевого) |
5 |
5 |
4 |
2 |
3 |
19 |
Развитая транспортная инфраструктура |
4 |
2 |
3 |
1 |
2 |
12 |
Развитая сеть дилеров |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
12 |
Примечание. Составлено на основании проведенных авторских исследований.
Результаты данного анкетирования были занесены в сводные таблицы, систематизированные по предметам исследования и позволяющие суммировать баллы, набранные в ходе анкетирования каждым из рассматриваемых факторов.
Для наглядного отображения результатов исследования были составлены графики, демонстрирующие общее количество баллов, а, следовательно, и значимость каждого фактора по мнению экспертов.
Данные, полученные в результате ответов участников на вопросы, были проанализированы автором. Каждый вопрос сопровождается развернутым комментарием и рекомендациями, способствующими, по нашему мнению, наиболее эффективному использованию действенных факторов.
На рис. 2 представлены в графическом виде, распределение ответом респондентов на вопрос, о том, какие внутренние факторы влияют в большей степени на повышение показателей конкурентоспособности предприятия.
Рис. 2. Внутренние факторы, влияющие на повышение конкурентоспособности
Максимальное количество баллов, согласно результатам анкетирования, набрал фактор «Применение стратегического планирования» (46 баллов из 50 возможных). Это свидетельствует о понимании специалистов в области машиностроения необходимости внедрения систем стратегического планирования, направленных на повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия. В настоящее время уровень стратегического планирования отечественных машиностроительных предприятий оставляет желать лучшего. Это во многом объясняется неустойчивым финансовым положением предприятий отрасли, нежеланием руководства отказываться от текущих прибылей в пользу долгосрочного развития предприятия, а также отсутствием возможности вложения средств в разработку стратегического планирования.
Фактор «Инновации» (применение инновационных технологий) набрал 42 балла. Необходимо отметить существенную разницу в рейтинге между внедрением инноваций в технологические и управление персоналом (кадровый менеджмент). Очевидно, что большинству респондентов повышение системы управления персоналом не кажется актуальным фактором повышения конкурентоспособности предприятия. Во многом это объясняется сильным влиянием механизации производства, связанным со спецификой выпускаемой продукции, однако нельзя не отметить, что совершенствование системы менеджмента на предприятии должно быть неотъемлемой частью инновационной политики наряду с совершенствованием технологий производства, т.к. это приводит к улучшению качества сервиса, оптимизации использования человеческих ресурсов в производстве, и, соответственно, улучшает результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Высокое место среди факторов занимает «Стабильное финансовое состояние» (39 баллов). Впрочем, оценки данного фактора были весьма противоречивы и варьировались от наивысших 10 баллов до скромных 2. Вероятно, это объясняется различным пониманием термина «Устойчивое финансовое положение» специалистами: кто-то вкладывает в него прибыльность предприятия, а кто-то – способность вовремя расплатиться по своим обязательствам. Кроме того, возможную роль могло сыграть различное отношение специалистов к кредитной политике предприятия.
Наличие системы управления качеством занимает 4 место (37 балла). Это означает, что респонденты отмечают необходимость неценовой конкуренции, особенно с учетов проникновения на внутренний рынок зарубежных предприятий, и осознают первоочередную необходимость повышения качества как производимой продукции, так и технологических процессов на предприятии.
На пятом и шестом местах в рейтинге занимают наличие собственной службы НИОКР (21 баллов) и товарный ассортимент (20 баллов). По мнению большинства респондентов эти факторы не являются значимыми при оценке конкурентоспособности предприятия. Возможно, столь низкая позиция по тоаврному ассортименту объясняется тем, что данные предприятия имеют разнообразную номенклатуру выпускаемой продукции, а также специфика некоторых из них, не предусматривает наличие разнообразных видов продукции. Этим можно все же объяснить столь низкую позицию по данному фактору.
На седьмом месте (18 баллов) находится фактор эффективного подхода к управлению издержками. Очевидно, что, по мнению респондентов, данный фактор тесно связан с предыдущим. Стоит отметить, что оценка эффективности управления реальными переменными издержками затрудняется отсутствием современных нормативов подсчетов прямых и косвенных издержек.
На последнем месте, набрав 8 балов, стоит кадровый менеджмент. Руководители считают, что дополнительная мотивация сотрудников в настоящее время не является определяющей в повышении конкурентоспособности предприятия. Мотивацией в данный период времени является сохранение ими своих рабочих мест, как отмечают многие руководители.
Таким образом, большинство опрошенных нами руководителей указанных предприятий осознают значимость стратегического планирования, финансовой устойчивости предприятия для конкурентоспособности предприятия.
Таким образом, можно отметить следующее: недостаточное знание потребностей рынка и возможностей конкурентов делает невозможным стратегическое планирование на предприятии, что имеет прямое влияние на его конкурентоспособность. В настоящее время, когда предприятия вынуждены функционировать на «рынках покупателей», исследования внутренней и внешней среды предприятия в процессе проведения стратегического планирования являются неотъемлемой частью стратегии роста конкурентоспособности предприятия. Однако, на наш взгляд, результаты исследования показывают недостаточную заинтересованность респондентов в изучении рынка и неполное понимание важности оценки рыночной ситуации для успешного функционирования предприятия. Кроме того, низкий рейтинг данного фактора по сравнению с фактором обновления ассортимента отражает отсутствие у респондентов представления о стратегических исследованиях как о необходимых мероприятиях при планировании внедрения новых видов продукции. В перспективе это, как правило, приводит к несвоевременному появлению неконкурентоспособных товаров, спрос на которые является более низким, т.к. товар не обладает требуемыми потребительскими свойствами.
Как отмечалось, на конкурентоспособность предприятий влияют также внешние факторы. На рис. 3 представлены в графическом виде, распределение ответом респондентов на вопрос, о том, какие внешние факторы влияют в большей степени на повышение показателей конкурентоспособности предприятия. Самое большее количество балов было получено на такой фактор как привлечение высококвалифицированных сотрудников (44 бала из 50 возможных). Данный показатель вполне объективно отражает современное состояние отрасли, которой крайне не хватает профессиональных кадров. Несмотря на то что, в большинстве своем, процесс производства автоматизирован, нехватка кадров существенна. Многие сотрудники, как отмечали респонденты, ушли в период простоя, когда не было государственного заказа, и в основном ушли в иные сферы деятельности, где они не используют свои богатый потенциал и накопленный опыт. Образовалась ниша, которая не была заполнена молодыми людьми, в виду непрестижности данного направления, низким уровнем заработной платы и другими причинами. Теперь же наблюдается острый дефицит в данных кадрах.
Рис. 3. Внешние факторы, влияющие на повышение конкурентоспособности
Государственная поддержка предприятий была отмечена как наиважнейший фактор, и занимает второе место в общей доле показателей, однако в сумме набрала только 30 баллов. Возможно, данная двоякость результатов объясняется тем, что государственная поддержка не всегда бывает своевременной и продуманной. Возможно наши руководители не ждут государственных заказов на свою продукции, и поэтому не особо рассчитывают на государственное финансирование в том числе, однако помнят времена, когда практически все машиностроительные предприятия работали на оборонную промышленность и функционировали только о за счет государственной поддержки.
Третье место среди факторов, обеспечивающих конкурентоспособность занимает стабильная политическая обстановка.
Во многом значимость этого фактора объясняется тем, что большинство машиностроительных предприятий были построены еще в СССР, с прекращением существования которого во время переходного периода экономики многие предприятия были вынуждены прекратить свою деятельность, или, в лучшем случае, значительно снизить масштабы производства. Политическая ситуация в России в настоящее время достаточно стабильна, однако это не позволяет предпринимателям забывать о возможных колебаниях политического курса и их значении для предприятия.
Четвертое место занимает фактор «Уровень конкуренции в отрасли». Возможно, это объясняется различиями взглядов респондентов на влияние данного фактора. Действительно, с одной стороны, конкуренция является дополнительным стимулом для развития предприятия, позволяет улучшать качественных характеристики товара и следить за тенденциями рынка, с другой стороны – наличие сильных конкурентов затрудняет вход на рынок, создает дополнительные барьеры для развития производственной деятельности.
Наличие дешевого сырья (19 баллов) отметили как фактор, повышающий конкурентоспособность предприятия, многие респонденты. Однако необходимо отметить, что данная тенденция свидетельствует о предпочтении производителей дешевого сырья качественному, и, соответственно, о стремлении производителей повышать конкурентоспособность за счет установления низких цен, а не повышения качества продукции. С учетом возрастающей конкуренции со стороны иностранных производителей подобный подход не сможет обеспечить стабильного положения отечественных предприятий не только на мировом, но и на внутреннем рынке.
Следующее место в рейтинге занимает наличие транспортной инфраструктуры и наличия сети дилеров. (12 баллов). Действительно, без развития транспортной системы, принятия мер по своевременному усовершенствованию транспортно-логистических связей, а также использования современных транспортных средств невозможно представить экономическое развитие хозяйствующих субъектов, позволяющее в полной мере реализовать их конкурентные преимущества.
Развитая сеть дистрибуции, на наш взгляд, довольно низкий показатель для столь важного фактора. Многие отечественные предприятия предпочитают самостоятельно выполнять функции производителей и продавцов, не прибегая к услугам посредников. Однако опыт зарубежных промышленных предприятий, использующих многоканальную систему дистрибуции, позволяет рассматривать этот фактор как весьма сильно влияющий на конкурентоспособность предприятия.
Таким образом, внешними факторами, оказывающими наиболее сильное положительное влияние на конкурентоспособность отечественных промышленных предприятий, были признаны возможность привлечения квалифицированных кадров, стабильная политическая обстановка. Хотелось бы отметить, что проблема фактор квалификации кадров был неслучайно сформулирован именно таким образом и отнесен автором к внешним факторам конкурентоспособности. Это отражает одну из серьезнейших проблем современного машиностроения – невозможность привлечения квалифицированных кадров на предприятия. Причин возникновения данной проблемы несколько – это и невысокая заработная плата, и недостаточная престижность профессии, и стремление талантливых молодых специалистов уехать из России, чтобы работать на зарубежных предприятиях, и отсутствие профессиональных связей между вузами и промышленными предприятиями. Для решения данной проблемы необходимо создание долгосрочного сотрудничества между предприятиями и учебными заведениями, осуществляющими подготовку технических специалистов, с внедрением программ стажировок, прохождений практик, экскурсий на предприятия и т.д.