Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

FORMATION OF THE INNOVATIVE ENVIRONMENT OF ECONOMIC ENTITIES IN CONSTRUCTION BRANCH

Hryachkova M.Yu. 1 Agafonova M.S. 1 Putintseva E.V. 1
1 Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering
In article the concept of the innovative environment from the point of view of impact on construction branch is considered. The construction branch is considered the most conservative in the field of introduction of new technologies. Around the world they can be counted on fingers. Approximately on a third of these technologies in Russia there is a scientific reserve, that basis which the domestic construction science could create. On closer examination, it turns out that the construction science was engaged in it in the 70-80th years. All variety of these factors of activity of an economic entity unites in the innovative construction environment. To make innovative activity in the enterprise, it is necessary to set this mode in the most managing the subject. Systematization of the general external factors of innovative activity of the organization is offered to be made by the principle of extent of influence, namely, allocating factors: state influence, factors of regional influence, branch factors.
innovations
construction branch
innovative construction environment
economic entities.

Актуальность работы состоит в том, что на данный момент, существует много строительных предприятий, идущих по пути инновационного развития, которые для эффективного решения производственных и управленческих задач, достижения высоких финансовых показателей, развивают свою деятельность в специальных внешних и внутренних условиях среды. И чтобы помочь им необходимо поставить целью – разработать методику определения рейтинга инновационного потенциала хозяйствующего субъекта.

Внешнюю микросреду предприятия можно характеризовать наличием субъектов хозяйственной деятельности организации и взаимоотношений между ними, к которым можно отнести: посредников, клиентов, конкурентов, контактные аудитории и некоторые другие. Внутренняя микросреда – это совокупность элементов деятельности предприятия, включающая финансовое состояние, организационно-управленческую систему, структура функциональных обязанностей, логистику, производственный уровень развития, структура обмена услугами, кадровый состав, информационная структура, ресурсно-технологическая структура, структура трудовых ресурсов и др., позволяющие реализовывать инновационную деятельность хозяйствующего субъекта.

В рамках поэтапного планирования своей инновационной деятельности, предприятия реализуют свои инновационные стратегии, которые подчинены общей стратегии предприятия. Она задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств. Чтобы эффективно применять инновационные стратегии, данным хозяйствующим субъектам нужно осуществлять инновационный процесс в строго разработанном режиме. Под режимом предприятия понимают специальные, узконаправленные условия его хозяйственной деятельности. В литературе по экономике, а также по организации и технике встречается большое количество определений инноваций, причем часто значительно отличающихся друг от друга. Почти все авторы единодушны только в том, что инновации связаны с прогрессом.

Термин «инновация» ввел в экономическую науку австрийский экономист-ученый И. Шумпетер в своей работе «Теория экономического развития». Еще в 1911 году он разработал концепцию нововведения как категории предпринимательской деятельности. Но, в это время речь не шла об инновациях, а говорилось о «новых комбинациях», которые создают изменения в развитии производства и рынка. Позднее в 30-е годы Шумпетер уже ввел понятие инновация, трактуя его как «…непостоянный процесс внедрения комбинаций» в таких случаях: введение нового товара, т.е. любого товара, не знакомого потребителям; внедрение нового метода создания продукции, т.е. метода, который еще практически не применялся в данной отрасли промышленности; открытие нового рынка, на котором данная отрасль промышленности данной страны ранее не была представлена (при этом неважно, существовал ли рынок ранее или нет); завоевание нового источника сырья или полуфабрикатов, также без учета более раннего существования этого источника; внедрение новой организационной структуры в какой-либо промышленности, например, оседание монополистической ситуации или наоборот – ее ликвидация» [1].

Выдающийся знаток инновационной проблематики Ла Пьерре говорил, что «инновация – это идея, указывающая на пути достижения общественных целей новым способом или достижения новых общественных целей».

В настоящее время под инновационным режимом (ИР) понимают такую деятельность, которая направлена на использование результатов научных исследований и разработок для обновления базы организации и совершенствование качества выпускаемой продукции, улучшение технологии ее изготовления. Необходимость инновационного развития любой организации очевидна и предъявляет новые требования к задачам, содержанию и методам управленческой деятельности в этой организации.

Для того, чтобы конкретизировать что же такое «инновационный режим», предлагается выделить четыре уровня инновационных режимов на предприятиях строительного комплекса.

I. Классификация по глубине внедрения инновационного процесса в строительной организации:

1) Локальный (точечный) инновационный режим предприятия – это организационный режим, распространяющий свое влияние на отдельные процессы, явления, структурные единицы в организации. Точечные инновации – совершенствование отдельных локальных элементов, например, в продукции, оборудовании. Пример точечных инноваций, ставших системными, – новаторские труды Томаса Эдисона, в результате которых найдены такие инженерно-технические решения, каждое из которых в дальнейшем перевернуло многие отрасли промышленности. Это и создание «системных продуктов» – товаров и услуг «под ключ», интегрированных в системы заказчика. Например, предложение клиентам не просто оборудования, а системных бизнес решений по его эксплуатации, получению благодаря ему прибыли либо иных производственно-экономических эффектов.

2) Всеобщий инновационный режим предприятия – это организационный режим функционирования предприятия, позиционирующий внедрение инновационной составляющей во все сферы деятельности и структурные подразделения хозяйствующего субъекта; это деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок для обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии ее изготовления.

II. В зависимости от степени вовлеченности трудовых ресурсов хозяйствующего субъекта:

1) Инновационный режим с частичным привлечением трудовых ресурсов;

2) Инновационный режим с полным привлечением трудовых ресурсов.

III. В зависимости от долгосрочности функционирования хозяйствующего субъекта в инновационном режиме:

1) краткосрочный инновационный режим предполагает сосредоточение своей деятельности сроком до 5 лет;

2) долгосрочный инновационный режим призван сосредоточить деятельность предприятия в сторону длительных инновационных процессов сроком более 5 лет.

IV. В зависимости от источников финансирования инновационной деятельности:

1) инновационный режим, финансируемый за счет внутренних инвестиций;

2) инновационный режим, финансируемый путем привлечения внешних инвестиций.

На развитие инновационного процесса со стороны предприятия оказывают влияние не только внешние, но и внутренние факторы его инновационной среды. Все эти факторы в общей совокупности образуют целостную систему, которая оказывает воздействие на принятие предприятием решений об инновационном пути развития их дальнейшей деятельности. В таком нелёгком процессе разработки и утверждения инновационной стратегии организации определяются подходы, методы и средства достижения поставленных перед ней целей и задач [1].

Существуют различные мнения по вопросу о классификации факторов строительной отрасли, которые оказывают влияние на инновационную деятельность. В данном процессе исследования были выявлены и проанализированы такие факторы как: стимулы и ограничители продвижения инновационной деятельности на предприятиях, задействованных в строительной области. Факторы-стимулы внедрения инноваций в строительной отрасли, возникающие как во внешней, так и во внутренней среде, прежде всего, способствуют развитию инновационной деятельности организации. Факторы-ограничители инновационной деятельности организации, обосновываются негативными воздействиями с внешних и внутренних сторон среды, которые тормозят процесс инновационного развития предприятия. Систематизирование общих внешних факторов инновационной деятельности организации предлагается производить по принципу степени влияния, а именно, выделяя факторы: государственного влияния, факторы регионального воздействия, отраслевые факторы [3].

Факторы внутренней среды рационально разделять по их назначению в деятельности предприятия: факторы производственно-экономического значения, технологические факторы, организационно-управленческие факторы, социально-направленные факторы.

Классификация причин, оказывающих влияние на прогрессивную деятельность строительных предприятий, представлена в таблице.

Факторы, оказывающие влияние на прогрессивную (инновационную) деятельность предприятий в строительной отрасли

Факторы-стимулы продвижения инновационной деятельности

1

Внешние факторы.

1.1

Факторы государственного влияния:

1.1.1

государственная поддержка развития инновационной деятельности в стройиндустрии; государственное пропагандированное инновационной модели развития общества

1.2

Факторы регионального воздействия:

1.2.1

положительное социально-экономическое развитие региона

1.3

Отраслевые факторы:

1.3.1

благоприятная экономическая ситуация в строительной отрасли

2

Внутренние факторы.

2.1

Производственно-экономического факторы:

2.1.1

наличие резерва источников возникновения инноваций – финансовые, материальные,

2.2

Технологические факторы:

2.2.1

высокий уровень автоматизации строительных процессов

2.3.

Организационно-управленческие факторы:

2.3.1

креативное мышление управленческого состава строительной организации

2.4

Социально-направленные факторы:

2.4.1

высокий уровень вовлеченности сотрудников в продвижение инновационного

Влияние факторов внешней среды на хозяйственную деятельность организаций строительной области, как обычно, приводит к изменению основных стоимостных, временных и производственных параметров, что находит отражение в ее прогрессивной деятельности. Отклонения во внутренней среде предупреждают наличие и наступление различных производственно-хозяйственных проблем в деятельности строительных компаний, каждая из которых имеет свои отличительные черты. Наиболее правильным способом оценки инновационного потенциала организации, является оценка с помощью обобщающего показателя инновационной деятельности данного хозяйствующего субъекта путем рейтинговой оценки. Рейтинг – это бальная система оценки инновационного потенциала организации. Выявление рейтинга инновационного потенциала организаций строительной отрасли можно презентовать следующими этапами: выбор показателей внешней и внутренней среды предприятий, фирм, по которым производится выстраивание; выбор хозяйствующих субъектов для распределения; стандартизация показателей системы внешней и внутренней среды; выявление отклонений показателей внешней и внутренней среды хозяйствующих субъектов; расчет квадрата отклонения показателей внешней и внутренней среды предприятий; расчет суммы квадратов отклонений показателей внешней и внутренней среды хозяйствующих субъектов; расчет рейтинга отклонений показателей внешней и внутренней среды; ранжирование (распределение) [4].

Показатель конкурентоспособности подразумевает борьбу хозяйствующих субъектов, предприятий, фирм, при котором обособленными действиями каждого из них является либо исключение, либо ограничение возможности в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Наиболее важным оценочным показателем конкурентоспособности строительного предприятия является отношение числа выигранных заявок (тендеров) к общему числу случаев участия предприятия с учетом объемов тендеров. Показатель спроса на готовую продукцию включает маркетинговые исследования и отражает предпочтения потребителя конечного (готового) продукта.

Показатель предпринимательской уверенности в строительной отрасли определяется через индекс предпринимательской уверенности в строительстве. Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в строительстве во II квартале 2015 г. снизился по сравнению с I кварталом на 2 п.п., составив (10%). Текущее значение ИПУ на 2 п.п. хуже, чем зафиксированное в соответствующем периоде прошлого года. Падение индекса было обусловлено негативной динамикой обоих его компонентов – уровня портфеля заказов и прогноза численности занятых – при этом предпринимательские оценки ожидаемых в следующем квартале изменений численности занятых в строительных организациях были наихудшими за последние пять лет наблюдений. В совокупности факторов, лимитирующих строительную деятельность, основной проблемой являлась ограниченность финансовых ресурсов. Во II квартале 2015 г. наибольшее беспокойство предпринимателей вызывали «высокий уровень налогов» (36%), «неплатежеспособность заказчиков» (31%), «высокая стоимость материалов, конструкций и изделий» и «недостаток финансирования» (30%).

Показатель экономической ситуации в целом по строительной отрасли отражает её основные развития и перспективы. Значения всех показателей внешней среды, кроме показателя конкурентоспособности при определении рейтинга инновационного потенциала организации, принимается на основании статистической информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики. Показатели внутренней среды наиболее полно отражают состояние фирмы, предприятия и его производственной деятельности; рассчитываются на основании бухгалтерских и статистических данных хозяйствующих субъектов. Считается, чем выше значение этих показателей, тем более совершенны технологические и организационные процессы отрасли, и значит, что характеризует высокий уровень инновационного потенциала хозяйствующего субъекта.

В заключении можно сказать, что ресурсная обеспеченность предприятия не в полной мере определяет инновационный потенциал, так как необходимым условием является наличие в организации «инновационной мысли», т.е. стремление хозяйствующего субъекта идти по пути внедрения инноваций; формирование инновационной стратегии развития предприятий в строительной отрасли предполагает комплексный подход к созданию условий, обеспечивающих вовлечение всех функциональных подразделений в инновационный процесс; хозяйствующими субъектами, в том числе в строительстве, используются в основном технологические инновации, не уделяя должного внимания организационным, маркетинговым и др. инновациям. В тоже время отмечается, что максимальный эффект в результативности инновационной деятельности хозяйствующих субъектов возможен при наличии соответствующей инновационной среды и оптимальном сочетании всех видов инноваций; внутренняя среда организации зачастую не готова к внедрению разработанных инноваций, поэтому даже при наличии качественно-слаженной внешней среды внедрение инновации не дает положительного результата. Для решения этой проблемы в данной статье была разработана методика определения рейтинга инновационного потенциала хозяйствующего субъекта.