Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

SOCIAL RESPONSIBILITY BUSINESS CLUSTER AS A FACTOR OF STABLE ECONOMIC GROWTH REGION

Trebunskih A.Yu. 1 Agafonova M.S. 1
1 Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering
The article considers the social responsibility of a business cluster as a factor of stable economic growth. It is shown that the implementation of clustering mechanism for the sustainable growth of the regional economy. We consider the impact of socially responsible business policy clusters on the steady growth of the regional economy. It presents the basic stages of formation of regional social-responsible business cluster. The sequence of work for the sustainable development of integrated business cluster in the region. Cluster form of business and government interaction provides a wide spread of socially-oriented projects within strategic sectors, which are the basis of growth and stable socio-economic development of the economy, to attract government and business clusters in joint development projects. It allows you to fill in the resource limitations under the niche of the economic system, which, because of institutional defects that were not fully covered by a single strategy or lost their social efficiency.
economic growth
social responsibility
business cluster
region.

Актуальность темы. Современные условия высокой непропорциональности социально-экономического развития регионов РФ привели к увеличению роли задач по определению возможных резервов стимулирования их экономического роста. Всё чаще органами государственной власти в основу региональных стратегий развития закладываются кластерные технологии, которые позволяют стимулировать экономический рост, повышать ВРП территории путем создания структурированных отраслевых объединений компаний, органов государственной власти, науки и некоммерческих организаций, называемых «бизнес-кластерами».

Определяя задачи экономического и социального развития, необходимо учитывать необходимость формирования устойчивости региональной экономики как системы, ее способность сопротивляться возмущениям, деградации и деструкции, обеспечивать ее существование в условиях изменяющейся окружающей среды. Именно региональный отраслевой бизнес-кластер, представляющий собой сконцентрированную на ограниченной территории группу взаимосвязанных предприятий и организаций, определяет вектор устойчивого развития совокупности всех институтов данной территории, системно взаимосвязанных между собой.

Цель работы. Основываясь на результатах концептуально-теоретического анализа развития регионального корпоративного сектора, показать приоритетность формирования механизма реализации конструктивного взаимодействия социально-ответственных бизнес-кластеров, органов власти и общества, интенсифицирующих стабильное и устойчивое развитие региональной экономики.

В современном периоде наблюдается прекращение экономического роста на первом этапе, нерациональный рост использования ресурсов окружающей среды и формирование новой фазы развития перехода к «информационному обществу» ? экономике нематериальных потоков финансов, информации, изображений, сообщений, интеллектуальной собственности, которые приводят к так называемой «дематериализации» хозяйственной деятельности. Уже сейчас объемы финансовых сделок превышают объемы торговли материальными товарами в 7 раз. Новая региональная экономика складывается под воздействием дефицита природных, материальных ресурсов и в условиях, ведущих к снижению удельной энергоемкости хозяйственной деятельности на фоне сохранения тенденций роста общего энергопотребления.

Условия стабильного подъёма региона как социально-экономической системы определяют основополагающие направления развития экономики территории (рис. 1).

Doc35.pdf

Рис. 1. Реализация механизма кластеризации в целях стабильного роста экономики региона [2]

Интенсификация экономического роста реальна при условии продуктивного использования социально-экономических возможностей как самого региона, так и потенциала бизнес-кластера, осуществляющих свою деятельность на его территории [1].

Экономический потенциал региона рассматривается как развивающаяся система из взаимообусловленных структурных составляющих, которая определяется основными ресурсными возможностями территории и региона. Результат и эффект использования этого потенциала зависит от характера взаимодействия модели «общество-государство-бизнес». Управление социально-экономическим развитием большинства регионов нуждается в поиске и реализации резервов для «толчка», который бы позволил сконцентрировать существующие ресурсы в некоторых более значимых разносторонних проектах, обладающих мультипликативным эффектом. Региональное развитие непрерывно связано с взаимодействиями регионов и разным уровнем социально-экономического развития, а также наличием базовых мероприятий, предпринимаемых органами государственной власти:

- сбалансированный план финансирования сфер экономики, которые обладают мультипликативным эффектом и влияют на формирование благоприятной среды, способствующей развитию социально-ответственного предпринимательства;

- формирование благоприятных институциональных условий развития человеческого потенциала территории, как основного предварительного условия экономического роста.

Регионализация экономики России обуславливает необходимость возникновения и развития особых форм экономических отношений. Специфика их проявления в условиях пространственно организованных региональных экономических систем, неизменной составляющей которых является исследование их ресурсного обеспечения как условия функционирования данной формы общественной организации производства. Потенциал крупных региональных корпораций выступает в качестве одного из важнейших элементов обеспечения территории, реализующих программы социальной ответственности бизнеса перед местным сообществом.

Преимущества нацеленности корпоративной социальной политики бизнес-структур на цели региона объясняются следующим:

1) Региону выгодно, чтобы действующие на его территории компании полно использовали ресурсы региона и поддерживали общую ориентацию региона в соответствии с межрегиональным разделением труда, решая все его социально-экономические проблемы.

2) При соблюдении этой политики корпоративная структура может рассчитывать на получение от властных региональных структур определенной поддержки и льгот.

Кластерная форма взаимодействия бизнеса и государства позволяет получить широкое распространение социально-ориентированных проектов в области стратегических отраслей, выступающих основой стабильного социально-экономического развития и роста экономики. При помощи этой формы взаимодействие бизнеса и государства позволяет, в условиях ограниченности ресурсов заполнить все ниши хозяйственной системы, которые не были полностью соединены единой стратегией или теряли свою социальную эффективность. Этот подход наиболее эффективен в сферах, где возможно получить ускоренную отдачу от реформирования, а также в сфере высоких наукоемких технологий [2].

В условиях современного экономического развития, при разработке стратегий регионального развития, в качестве базы используются кластерные технологии, позволяющие стимулировать экономический рост, увеличить ВРП за счет формирования отраслевых объединений компаний и органов государственной власти.

Формирование в пределах региона социально-ответственной конъюнктуры предпринимательства наделено мультипликативным эффектом в решении проблем стабильного роста региональной экономики. Данное влияние может проявляться на четырех уровнях (рис. 2) [2]:

1) первый уровень, ориентирован на потребителей. Социальное влияние на нем проявляется в гарантиях обеспечения экологических требований производства товаров, работ и услуг в пределах региона;

2) второй уровень влияния на предприятия сферы платных услуг и работ, на котором социальное влияние проявляется в насыщенности рынка, увеличении гарантий занятости и появлении дополнительных рабочих мест;

Doc36.pdf

Рис. 2. Воздействие социально-ответственной политики бизнес-кластеров региона на стабильный рост экономики региона [2]

3) третий уровень оказывает влияние на смежные сферы, определяет укрепление межотраслевых связей между организациями при реализации совместных программ социальной ответственности за счет реализуемой политики по развитию партнерских отношений, на котором социальное влияние проявляется в решении более важных социально-экономических проблем региона;

4) четвертый уровень влияния – региональный. Социальное влияние на нем характеризуется повышением уровня рабочих мест в регионе, улучшением сфер образования и культуры, а также решением проблем инфраструктуры муниципальных районов и округов региона.

Для создания условий интенсификации социальной ответственности бизнес-кластеров региона нужно создать точную концепцию института социальной ответственности бизнеса региона как социально-экономической системы.

Образование социальной ответственности региона представляет собой последовательность действий, которые направлены на: разработку концепции социальной ответственности корпоративного сектора экономики региона; выбор оптимальных механизмов и инструментов регулирования данной сферы; создание многоуровневой системы оценки социальной ответственности, на корпоративном и территориальном уровне; создание системы контроля ответственности на уровне стейкхолдеров, некоммерческих организаций и государственных органов [1].

При образовании институциональной модели корпоративной социальной ответственности, необходимо учитывать важные особенности:

1. Требования, которые формируются гражданским обществом, некоммерческими организациями и стейкхолдерами к их экономической, экологической и социальной сферам, представляют институциональный механизм корпоративной социальной ответственности.

2. Действие системы корпоративной социальной ответственности следует рассматривать сквозь ее взаимодействия с акционерами, а также остальными физическими лицами или организациями, имеющими права, долю, требования или интересы относительно системы или её свойств, удовлетворяющих их потребностям и ожиданиям.

3. Риски корпораций частую принимают на себя именно стейкхолдеры.

4. Компания несет ответственность за уровень негативного и позитивного воздействия своих действий на окружающее социальное пространство и природную среду и зависит от управления самой корпорации.

Стабильное развитие регионального бизнес-кластера в экономике России связано с взаимодействием региональных и федеральных органов государственной власти по созданию политики стабильного развития при помощи реализации проектов в сфере формирования социальной и транспортной инфраструктуры, обладающих высоким мультипликативным эффектом и влияющим на смежные отрасли экономики территории. Региональные власти координируют разработку региональных и федеральных программ развития и создают эффективную систему объединенного финансирования проектов региональных кластеров со стороны заинтересованных регионов и федеральных властей.

Мягкая инфраструктура кластера основывается на сетевых связях с центрами профессионального обучения, научно-исследовательскими и прикладными институтами, финансовым сектором и центрами поддержки предпринимательства.

Твёрдая инфраструктура кластера – это производственные помещения, инженерная, коммунальная, и транспортная инфраструктура.

Базовые этапы формирования регионального социально-ответственного бизнес-кластера:

I Этап

Инициирование создание кластера. Характеризуется формированием группы заинтересованных лиц – представителей кластера и привлечением новых заинтересованных лиц.

II Этап

Диагностика условий для формирования кластера. Характеризуется определением типа участников предполагаемой группы.

III Этап

Формирование стратегии развития кластера. Создание стратегии развития кластера, разработка плана реализации этой стратегии.

IV Этап

Формализация развития кластера. Формированием эффективной организационной структуры кластера, разработка проекта в пределах развития кластера.

V Этап

Оценка и мониторинг развития кластера. Корректировка планов развития и оценка эффективности реализации стратегии кластера.

Последовательность работ по стабильному развитию интегрированного кластера региона:

1. Разработка модели бизнес-кластера региона, а также финансового обоснования ожидаемого экономического и социального эффекта и внесение необходимых поправок в программу стабильного развития региона.

2. Анализ уровня социально-экономического развития региона, оценка масштаба финансовых и институциональных проблем для бизнес-структур в областях возможного формирования и развития бизнес-кластера.

3. Формирование программы стабильного подъема региональной экономики локации бизнес-кластера, первоначальные операции определения этапов проведения реформирования более значимых сфер экономики и оценка ожидаемых результатов управленческого воздействия.

Реализация данной последовательности работ приводит к инвестиционно-привлекательной экономике региона, имеющей точную программу функционирования и стабильного развития:

1) разработка количественных показателей и изменений экономического состояния кластера, которые выражены в системе мониторинга;

2) разработка основных принципов и стратегических целей обеспечения интересов участников процесса;

3) установление факторов внутренней и внешней среды, обладающих негативным характером воздействия на кластер, его экономические интересы и приоритеты;

4) разработка программы стабильного развития интегрированного бизнес-кластера региона.

Эффективная системы управления корпоративной социальной ответственности региона должна быть основана на понимании его социально-экономической системы. В социально-экономической системе необходимо наличие благоприятных условий для развития инициативы компаний по реализации программ социальной ответственности.

Система межрегионального взаимодействия приобретает особое значение и обладает колоссальным экономическим потенциалом в пределах снижения ассиметрии социально-экономического положения регионов. Межрегиональное взаимодействие интегрированных территориальных бизнес-кластеров нужно рассматривать в пределах образования крепких связей, которые основаны на согласовании интересов хозяйствующих субъектов экономики и являются базой эффективного функционирования планируемого механизма управления.

На основе исследования существующих подходов к формированию политики социальной ответственности интегрированного бизнес-кластера региона весь процесс можно разбить на ключевые блоки: создание политики социальной ответственности, выделение основных направлений – объектов политики социальной ответственности, исследование состояния политики социальной ответственности интегрированного бизнес-кластера.

Необходимость развития и формирования межрегионального взаимодействия интегрированных бизнес-кластеров обусловлена факторами внешнего и внутреннего характера, которые оказывают влияние на институциональную инфраструктуру этого процесса. Отраслевые комплексы других регионов в этих условиях также нуждаются в применении качественного нового инструмента, который используется при формировании механизма развития политики социальной ответственности корпоративного сектора экономики [2].