Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITY OF REGIONS BY TAX POLICY

Kosoi N.S. 1 Agafonova M.S. 1 Polovinkin I.S. 1
1 Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering
Tax policy is a classic governance tool to enhance the development of the economy. Tax policy is established and takes place at the federal, regional and local levels. We identify the main goals, objectives, as well as the most important indicators of regional tax policy. After analyzing the investment activity, revealed a regional grouping depending on the nature of the investment. Investment activity in the present, the main point of multiplying the economic potential of the country and its regions, creating the conditions for growth in gross domestic product and its derivatives and is favorable to improve the economic growth quality characteristics. The main task of the state of the economy is to increase effective regional tax policy, which ensures stable growth of the national economy and some of its subsystems.
investment activity
the regional tax policy
clusters
the national economy
efficiency.

Актуальность темы, рассмотренной в данной статье, обусловлена совокупностью взаимосвязанных факторов, которые определили необходимость научно-методического подтверждения управления инвестиционной активностью инструментами налоговой политики.

Одной из фундаментальных задач в результате осуществления экономической реформы на мезоэкономическом этапе является повышение эффективной региональной налоговой политики, которая обеспечивает стабильное возрастание национальной экономики и ее некоторых подсистем.

Методы налоговой политики кардинально влияют на показатели экономического развития регионов – объем ВРП, уравновешенность системы доходов субъектов, данные инвестиционной активности и, в результате, на степень инновационного развития.

Актуальность данной проблемы, увеличивающаяся потребность ее практического решения, что и определило выбор темы, преследуя определенные цели и задачи статьи.

Цель статьи состоит в формировании теоретических утверждений, научно-практических мер и способов разработки механизмов налоговой политики в управлении инвестиционной активности.

В России, как и во множестве стран мира, налоговая политика представляет собой классический инструмент государственного управления, позволяющий активизировать развитие экономики в данном русле.[1] Налоговая политика учреждается и совершается на федеральном, региональном и местном уровнях.

Региональная налоговая политика осуществляется на мезоэкономическом уровне как множество экономических и управленческих отношений, стремящихся реализовать функции и решение задач органов власти и регулирования в ходе социально-экономического развития субъектов РФ.

Региональная налоговая политика является основной частью социально-экономической политики субъектов РФ, стремящейся решить экономические и социальные проблемы.

Основные задачи налоговой политики в регионе:

1. Снабжение региона финансовыми средствами;

2. Увеличение собираемости налогов;

3. Создание среды для экономического роста;

4. Привлечение инвестиции в экономику региона;

5. Гарантирование надежности и устойчивости регионального экономического аппарата;

6. Осуществление социально-экономических проектов;

7. Стремление сбалансировать различия в уровнях дохода населения;

Роль налоговой политики в экономике региона:

• Часть налоговых доходов в валовом региональном продукте;

• Градирование налоговых притоков по различным ступеням бюджетного актива региона (региональный, местный);

• Система налогообложения по видам налогов;

• Денежные обязательства по налогам в бюджет;

• Точки акцизного бремени, возникшие на данной территории.

Взяв за основу экономические, социальные, институциональные показатели региона, как микросистемы страны, в статье описаны важнейшие действующие показатели региональной налоговой политики [2]:

- региональная налоговая политика – основная часть региональной экономической политики, осуществляющаяся на уровне регионального правления согласно принятой стратегии социально-экономического формирования на среднесрочный и длительный срок в соответствии с ресурсами экономики и других аспектов, а также целей, которые на данном периоде развития являются основополагающими;

- региональная налоговая политика осуществляется посредством системы, представляющей собой группу организационных и институциональных приборов влияния на региональное развитие;

- региональная налоговая политика оказывает большое влияние на изменение социально-экономических данных региона в разных направлениях: прямо – на зачисление акцизов и пошлин на счет региона, налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты и ее распространение по видам деятельности; косвенно – на объем ВРП, вклады в главный капитал, количество малых предприятий, расходы и доходы на душу населения, уровень безработицы и др.;

- стратегическими целями региональной налоговой политики [2] являются: увеличение собственного кредитно-денежного и производственного резерва за счет возрастания региональных доходов при сохранении и/или наращивании темпов экономического приращения; активизирование вкладов в развитие региона;

- налоговая политика выполняет управляющую функцию, которая стремится обеспечить уравновешивание прибыльности хозяйствующих субъектов;

- обеспечивает активацию региональной налоговой политики, то есть поддерживает наиважнейшие области экономики.

Основные ориентации улучшения налоговой политики должны быть устремлены на возрастание инвестиционной деятельности.

С точки зрения побуждения инвестиционной деятельности можно предоставить следующие цели налоговой политики:

- создание акцизной заинтересованности для вовлечения инвесторов в экономику регионов и обеспечение подходящего экономического климата для их активности;

- образование необходимой атмосферы для повышения значимости заемных инвестиционных активов;

- преумножение некоторого количества частных средств предприятий, нацеленных на вложения;

- возрастание отчислений в бюджеты регионов как источника государственных инвестиций.

Для увеличения уровня инвестиционной деятельности[3] регионов через инструменты налоговой политики рекомендованы следующие ориентации развития налоговой политики в регионах:

На федеральном уровне:

- дает возможность отсрочки от налогов на определенный срок по разнообразным видам акцизов, существенным для их инвестиционной деятельности, предприятиям, вводящие научные инновационные технологии, машины, оборудование, реализующие ультрасовременные проекты на срок (3-5 лет) [3];

- разрастание сферы использования инвестиционного налогового кредита, а также увеличение сроков его эксплуатации;

- значимое увеличение налоговых прав и должностных обязанностей региональных и местных органов власти с целью создания на определенной местности подходящего инвестиционного климата (внедрение резервных налоговых привилегий в целях вовлечения вложений в экономику регионов).

На региональном уровне:

- увеличение влияния стимула налоговой политики за границы специальных экономических отделов, продвижения их на местности региона, имеющие потребность в развитии инвестиционного процесса;

- наращивание практики обеспечения привилегий и отстранение от уплаты по налогам и сборам в части, перечисляемой в прибыль регионов, для организаций, выполняющих активную инвестиционную политику;

- создание в региональном бюджете вспомогательных фондов защиты малого предпринимательства и активизирование вложений в действительный сектор экономики, реальных зачислений в региональный бюджет;

- обеспечение налоговых преимуществ предприятиям, которые вкладывают капитал в осуществление основных региональных программ развития (в регионах ЦФО: сельское хозяйство, вложение инвестиций, ультрасовременные проекты, малое предпринимательство), а также организация особых экономических зон местного значения.

Фундаментальным условием осуществления инструментов налоговой политики[2] должно стать применение хозяйствующим субъектом доли высвободившихся средств на инвестиционные цели.

Рациональными для подведения итогов влияния налоговой политики на совокупность практических действий по реализации инвестиций являются методы на основе данных экономического состояния регионов, которые имеют небольшую возможность погрешностей, высокую точность результатов и характеризуют направления ее воздействие на экономику административно-территориальных образований.

Инструментальную базу регулирования деятельности по вложению денежных средств целесообразно создавать для групп регионов, схожих по уровню общего экономического и инвестиционного развития. Для аргументирования требуемого и достаточного состава результатов, описывающих некоторые группы, использован метод кластерного анализа, осуществляемый с употреблением различного количества значений.

В результате проведенного анализа были составлены следующие выводы:

- регионы первого кластера характеризуются развернутым типом воспроизводства, активной инвестиционной деятельностью и акцизного потенциала, подходящими условиями для деятельности инвестиционной системы;

- регионы второго кластера являются небезрезультатными со стабильной инвестиционной активностью, характеризуются системной трансформацией воспроизводства, активной экономической политикой, устремленной на усовершенствование экономики и достижение стабильного экономического роста;

- регионы третьего кластера характеризуются спадом производства и главных фондов, слабо проявляющейся склонностью формирования новых производств, низким налоговым и инновационным потенциалом, возникающие акцизные ресурсы несущественны и, как правило, из-за слабой активности циркуляции вкладов

Инвестиционная активность в настоящее время основной пункт преумножения экономического потенциала страны и ее регионов, создающая условия роста валового национального продукта и его производных и благоприятствующая улучшению характеристик качества экономического роста.

В процессе рассмотрения проектов об инвестировании [2] в регион вкладчики сравнивают интегральные характеристики его инвестиционной активности. Чем выше уровень инвестиционной активности, тем больше инвестиционная деятельность и удачнее инвестиционный климат. Это требует создание методики, правильно отражающей состояние условий и факторов инвестиционной активности.

Инвестиционная активность включает три основных компонента:

- инвестиционная активность как степень интенсивности протекания инвестиционных процессов;

- инвестиционная активность как действительное инвестиционное развитие в данном периоде времени;

- инвестиционная активность как итог инвестиционной привлекательности региона.

Анализ теоретических подходов к оценке инвестиционной активности позволил представить их совокупность следующим образом:

- наиболее преобладающий и простой подход к оценке инвестиционной активности регионов составлен на анализе динамики инвестиций в основной капитал;

- уровень инвестиционной активности измеряется с использованием двух частных показателей: объема инвестиций на душу населения и темпа роста инвестиций в регионе;

- оценка инвестиционной активности происходит на основе инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков региона, объединенных ключевой категорией «инвестиционный климат»;

- «суженный подход» – оценка инвестиционной активности проводится в рамках оценки инвестиционного потенциала по ограниченному набору экономических показателей, иногда даже по одному – «инвестиционному риску»;

- «расширенный подход» основывается на множестве показателей, характеризующих экономическое развитие региона, которые объединяются в координируемый индекс, определяющий ранг региона по уровню инвестиционной привлекательности.

Необходимо отслеживать показатели инвестиционной активности с применением четырех основных показателей: «вложения в главный капитал», «налоговый потенциал», «валовой региональный продукт», «индекс инвестиционной активности».

Исходя из этой статьи можно сделать вывод, что региональная налоговая политика – главная часть региональной экономической политики, которая функционирует на уровне регионального управления. Осуществляющейся согласно стратегии социально- экономического развития на среднесрочный и долговременные периоды. Это осуществляется согласно состоянию экономики, а также целей, которые на данном этапе развития являются главенствующими. Российские регионы были сгруппированы по уровню и характеру инвестиционного развития при помощи методов кластерного анализа и экономико-статистического моделирования, что способствует определению перспективных направлений для модернизации налоговой политики.