Актуальность. Стратегический менеджмент банка, как деятельность руководства по контролю организацией в конкурентной рыночной среде, характеризующейся своеобразием.
В условиях регулярно повторяющихся кризисов, грозивших устойчивостью всей банковской отрасли, создание адаптивной системы стратегического менеджмента является необходимым условием выживания организации. Поэтому при образовании концепции стратегического управления организацией следует рассматривать её как систему, то есть комплекс элементов внутренней и внешней среды, деятельность которых имеет точную цель. Последний не может быть сведен к простой сумме влияния отдельных элементов и при успешном управлении может создать эффект синергии.
Главной целью, на результат которой направлены воздействия управляющей подсистемы организации, является достижение устойчивого долгосрочного роста стоимости компании при сбережении её финансовой устойчивости и соблюдении законодательных требований и ограничений. При этом данные процессы управления активами и пассивами многих российских организаций нуждаются в совершенствовании, а накопленный опыт в систематизации и оценки. Поэтому выбранная мной тема исследования очень актуальна.
Цель состоит в совершенствовании методов разработки и реализации адаптивной стратегии управления организациями на основе комплексных социально-экономических показателей, адекватной современным условиям.
В данной статье рассмотрено сочетание кредитно-финансовой системы и проблем стратегического менеджмента, изучение состояния банковской системы РФ в настоящее время и зарубежные теории стратегического менеджмента в деятельности банка.
Проблемы стратегического управления деятельностью банка можно объединить следующим образом:
- проблемы определения целевых элементов и объектов системы;
- проблемы развития координационных элементов системы стратегического управления деятельностью банка;
- проблемы развития функциональных элементов системы стратегического управления деятельностью банка;
- проблемы развития методических элементов.
Это очень актуально для российской банковской системы из-за обострения соперничества на рынке банковских услуг и процессов глобализации. Систематически иностранные банки увеличивают свое присутствие на российском рынке
Научные достижения постиндустриальной эпохи оказывают негативное воздействие на систему рыночных отношений. Поэтому организации должны будут действовать в кризисных ситуациях, продолжающиеся в современной российской экономике.
Следует заметить, что системы стратегического менеджмента современных российских банков формируются под воздействием комплекса факторов:
- научно-технического прогресса;
- резкого преобразования способностей социальных субъектов к взаимосвязи;
- увеличение конкуренции из-за процессов глобализации, влекущих к экспансии международных кредитных учреждений;
- растущая нестабильность, приводящая к проявлению кризисных явлений в финансах;
- влияние регулятора на обеспечение стабильности;
- отраслевой специфики, желающий особого внимания к операциям управления активами и пассивами кредитной организации.
Рассматривая зарубежный опыт осуществления стратегии деятельности банка, можно сделать вывод, что в международной банковской сфере, например, в США за последние десять лет случились существенные изменения, которые показывают развитие модернизации, их структуры и изменение процесса. Так, в последние годы, инвестиционные банки США представляет активные показатели развития, благодаря гибкой и разветвленной структуре, организованных внешних и внутренних связей, обдуманной системы стимулирования инициатив сотрудников и действенной системы внутреннего контроля.
В Европе осуществляется политика, которая возобновляет конкурентоспособность и экономический рост, где ВВП мало растет. Постоянство китайских банков по большей части определяет депозитная база. Это гарантирует дешевое и надежное финансирование. Дешевое фондирование предоставляет китайским банкам само государство. Из-за того, что депозитная ставка по вкладам предписывается регулятором, и держит ее искусственно низкой, для банков создаются хорошие условия.
Исследуя роль и место социально-экономических показателей в стратегическом менеджменте, складываются критерии их отбора и нормирования для обнаружения организационных аспектов и использования в системе стратегического менеджмента. Из-за того, что обычный банк не может действовать на уровень рыночных цен, больше всего он зависит от производительности управления издержками.
Сегодня такой подход в методике совокупных социально-экономических показателей в стратегическом управлении работой банка отсутствует. Главная идея, являющаяся основой этого подхода, состоит в выявлении комплексных социально-экономических показателей, раскрывающих стратегию деятельностью банка.
Результатом применения данной системы является анализ уровня развития регионального кредитного рынка с учетом своеобразии территории, которая допускает принимать решения о целесообразности характера развития деятельности кредитных организаций. Оценка показателей осуществляется на основе алгоритма, представленного на рисунке 1.
С помощью этой методики можно раскрыть регионы с высоким или низким уровнем развития кредитного.
Использование социально-экономических показателей в системе стратегического менеджмента уже функционирующего в регионе банка нужно начинать с оценки их влияния на его конкурентоспособность (рис. 2).
Рис. 1. Алгоритм определения уровня развития кредитного рынка Региона (Pi колич – количественные социально-экономические показатели развития кредитного рынка; Pi качест – качественные социально-экономические показатели развития кредитного рынка; Pi – совокупность количественных и качественных социально-экономических показателей развития кредитного рынка)
Рис. 2. Алгоритм внедрения комплексных социально-экономических показателей в систему стратегического управления и оценка их влияния на конкурентоспособность банка
Вывод
Мы рассмотрели кредитно-финансовую систему и проблемы стратегического менеджмента в ней.
Разобрались в состоянии банковской системы в России и за рубежом.
Провели анализ стратегического менеджмента, функционирование банков и формирования адаптивной системы менеджмента. Исследовали социально-экономические показатели с целью выявления наиболее привлекательных сегментов в обслуживании населения, для такого анализа используются следующие показатели: численность проживающего и работающего населения; уровень доходов населения в зоне непосредственного влияния банка; потенциальная величина сбережений на одного жителя (текущие денежные доходы – текущие расходы) на конец месяца; число обслуживаемых розничных клиентов.