Деятельность любого предприятия, в условиях современной рыночной экономики, невозможна без использования информации.
На предприятиях промышленной сферы деятельности непрерывно растут затраты, связанные с информатизацией, в соответствии с необходимостью реагирования на постоянное появление, в условиях рынка, новых, наиболее качественных предложений, а существенные эффекты от внедрения и применения информационно-коммуникационных технологий не обладают очевидным стоимостным выражением.
Для предприятия промышленной сферы деятельности в условиях неопределенности внешней среды и необходимости функционирования при нескончаемом росте конкуренции, одним из самых главных вопросов предстает оценивание эффективности информационно-коммуникационных технологий. Это необходимо для выявления недостатков при их использовании и сосредоточении финансовых ресурсов предприятия на значительно более необходимых элементах информационно-коммуникационных технологий.
Цель данной статьи – разработать методику оценки эффективности применения, на предприятиях промышленной сферы деятельности, информационно-коммуникационных технологий.
Основные эффекты, получаемые от внедрения информационно-коммуникационных технологий, обычно, проявляются не сразу и не обладают прямым стоимостным выражением.
Невозможно получить оперативную информацию о деятельности предприятия без использования информационных систем, которые объединяют все ресурсы предприятия (табл. 1). Немаловажной характеристикой применения информационно-коммуникационных технологий предстает существование информационных систем разного назначения.
Информационные системы промышленных предприятий, в настоящее время, представляют набор интегрированных приложений, которые позволяют создать единую среду для учета, планирования, анализа и контроля важнейших бизнес-процессов [1].
Информационно-коммуникационные технологии отличаются значительным многообразием, потому что используются не только в процессах производства. Они дают возможность поддерживать полный цикл управления предприятием промышленной сферы деятельности. Таким образом, разработка методических основ при проведении оценки эффективности применения информационно-коммуникационных технологий на предприятии затрудняется малым числом методик, которые используются в практической деятельности (табл. 2) [1].
Таблица 1
Группировка информационных систем, применяемых на предприятиях промышленной сферы деятельности (фрагмент)
Виды информационных систем |
Предназначение информационных систем |
Достоинства и недостатки |
Системы интеграции корпоративных приложений |
Объединение старых и новых программных комплексов, систем от разных поставщиков и личных решений, информационных систем, которые выполнены на различных платформах |
Достоинства: – снижаются затраты на поддержание информационно-коммуникационных технологий предприятия; – экономится время программистов; – предоставляется возможность использования старых программ, не заботясь об их моральном и физическом старении. |
Недостатки: – используются на больших предприятиях; – необходимость пересмотра принципов управления организацией при внедрении подобных систем. |
||
Системы планирования ресурсов предприятия |
Интегрированные системы, которые обеспечивают решение задач контроля, учета и планирования ресурсов предприятия промышленной сферы деятельности |
Достоинства: – системы управления ресурсами предприятия дают надежные инструменты управления производственно-хозяйственной деятельностью, в общем; – системы позволяют управлять коллективной деятельностью с поставщиками, партнерами и клиентами; – происходит увеличение производительности; – идет уменьшение запасов на складе; – системы содействуют уменьшению сроков выполнения заказов. |
Недостатки: – потребуется время для того, чтобы получить экономический эффект от внедрения систем управления ресурсами предприятия; – происходит изменение бизнес-процессов на предприятии. |
Таблица 2
Методы оценки эффективности информационно-коммуникационных технологий
Методы |
Модели |
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
Традиционные финансовые методы |
Return on Investment, Economic Value Added, Total Cost of Ownership, Total Economic Impact, Rapid Economic Justification |
1) Данные методы основаны на классическом финансовом анализе и оперируют понятиями «рентабельность», «чистая текущая стоимость», «внутренняя норма прибыли». 2) Оценка эффекта от использования информационных технологий производится в денежном эквиваленте. |
1) Базируются на соотнесении доходов и расходов, поэтому крайне важно оценить как исходящий денежный поток (затраты), так и входящий (прибыль). 2) Они дают возможность оценить затратную часть, величину входящего денежного потока установить почти невозможно. |
Качественные методы |
Balanced Scorecard, Information Economics, Portfolio Management, IT Scorecard |
Данные методы предоставляют возможность оценить вероятность возникновения риска и появления новых возможностей при содействии статистических и математических моделей. |
Невозможно четко спрогнозировать изменение технико-экономических показателей работы предприятия в современных экономических условиях. |
Вероятностные методы |
Real Options Valuation, Applied Information Economics |
1) Делают возможной увязку оценки эффективности информационно-коммуникационных технологий с корпоративной стратегией предприятия. 2) Выбор факторов, характеризующих эффективность информационно-коммуникационных технологий, остается за специалистами, что, в свою очередь, позволяет учесть специфику предприятия. |
1) Субъективное мнение специалистов, при самостоятельной разработке системы показателей эффективности, оказывает довольно существенное влияние. 2) Отсутствуют фундаментальные принципы расстановки приоритетов главных показателей. |
• Традиционные финансовые методы несут в своей основе расчеты при учете особой специфики информационно-коммуникационных технологий, потребности и необходимости в оценке риска.
• Качественные (эвристические) методы в своей основе служат дополнением количественным расчетам субъективными и качественными оценками, которые позволяют определить, насколько ценны сотрудники или процессы.
• Вероятностные методы дают возможность оценить вероятность возникновения риска, и строятся на использовании математических и статистических моделей.
Применение одного метода, при оценке эффективности информационно-коммуникационных технологий, является недостаточным. Внедрение информационно-коммуникационных технологий неминуемо приводит к кардинальным изменениям в структурных, функциональных и кадровых характеристиках экономических объектов на всех уровнях. Оценивание эффективности таких преобразований должно основываться на подходах, которые учитывают не количественные финансовые результаты, а следствия качественного характера [4].
Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий на предприятиях промышленной сферы деятельности опирается на оценку уровня развития информационного обеспечения. Оно предстает немаловажным компонентом информационных систем и технологий, а также служит основанием для принятия управленческих решений [3].
Необходимо учитывать три группы показателей (табл. 3), при оценке эффективности применения информационно-коммуникационных технологий на предприятиях промышленной сферы деятельности:
Таблица 3
Показатели, определяющие эффективность использования информационно-коммуникационных технологий на предприятиях промышленной сферы деятельности (фрагмент)
№ п/п |
Показатели |
Условные обозначения |
Формула расчета |
1 |
Показатели степени использования программного обеспечения |
||
1.1 |
Коэффициент использования имеющегося в наличии программного обеспечения |
Кналичного ПО |
Кналичного ПО = Чд.ПО / Чн.ПО Чд.ПО – число действующих программных продуктов, Чн.ПО – число наличного программного обеспечения. Кналичного ПО = 1 характеризует эффективность использования программного обеспечения, имеющегося в наличии. |
2 |
Показатели степени использования технического обеспечения |
||
2.1 |
Обеспеченность персональными компьютерами на 100 сотрудников |
Кпк |
?100, шт. ССЧ – число сотрудников на предприятии. Кпк > 17 – отраслевое значение показателя. |
3 |
Показатели степени использования организационного обеспечения |
||
3.1 |
Количество компьютеров, приходящихся на 1 сотрудника ИТ-подразделения |
Кпкит |
, шт. ССЧИТО – число сотрудников ИТ-подразделения. Кпкит = 20 – среднеотраслевое значение показателя. |
1) степени развития программного обеспечения (коэффициент использования имеющегося в наличии программного обеспечения, коэффициент использования установленного программного обеспечения, коэффициент использования машинного времени, коэффициент обновления программного обеспечения);
2) степени развития технического обеспечения (коэффициент оснащенности подразделений и отделов предприятия средствами информационно-коммуникационных технологий, количество обеспеченных рабочих мест средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспеченность персональными компьютерами на 100 сотрудников, ИТ-вооруженность, коэффициент обновления технического обеспечения);
3) степени развития организационного обеспечения (количество сотрудников в сфере обработки информации в общей численности работников предприятия, количество сотрудников ИТ-подразделения в общей численности сотрудников предприятия, число компьютеров, приходящихся на 1 сотрудника ИТ-подразделения) [2].
На первом этапе методики совершается сбор и расчет показателей за несколько отчетных периодов, что позволяет объективно и исчерпывающе оценить степень развития информационного обеспечения предприятия.
На втором этапе производится расчет весовых коэффициентов.
На третьем этапе вычисляются интегральные обобщающие показатели при учете определенных коэффициентов весомости, которые характеризуют достигнутую степень в развитии предприятия.
На четвертом этапе, при помощи графического способа, производится построение трехмерной модели достигнутой, на предприятии промышленной сферы деятельности, степени эффективности информационно-коммуникационных технологий.
В рамках заключительного этапа определяется средний интегральный обобщающий показатель оценки эффективности использования информационно-коммуникационных технологий.
Таблица 4
Перечень показателей, которые используются при оценке эффективности работы системных администраторов и специалистов службы технической поддержки
№ п/п |
Наименование группы |
Обозначение и формула расчета |
Характеристика показателя |
1 |
Индивидуальные |
Кu1 |
Число заявок, которые специалист обслужил за месяц |
Доля заявок, которую специалист обслужил, от общего числа заявок |
|||
Кu3 |
Количество проблем, которые не были решены в заданный период времени |
||
Кu4 |
Суммарное время обслуживания заявок специалистом, в часах |
||
Доля рабочего времени, которое было потрачено на обслуживание заявок, в % |
|||
Тср.сотр |
Среднее время обслуживания, в минутах |
||
2 |
Общие |
Суммарная численность заявок, обслуженных за месяц |
На основании полученных значений формируется вывод об эффективности использования информационно-коммуникационных технологий на предприятиях промышленной сферы деятельности.
Эта методика позволяет:
– во-первых, оценить эффективность применения информационно-коммуникационных технологий в рамках единственного предприятия,
– во-вторых, дает возможность определения и сравнения эффективности определенных показателей информационного обеспечения предприятий промышленной сферы деятельности,
– в-третьих, делает возможным проведение сравнительного анализа эффективности использования информационно-коммуникационных технологий некоторого количества предприятий [4].
Одним из важнейших процессов является установление эффективности работы ИТ-подразделения.
Система показателей позволяет сделать выводы о том, насколько эффективна работа ИТ-подразделения, а также дает возможность сравнения результатов специалистов с нормами и между собой. Разработанная методика оценки эффективности ИТ-подразделения позволяет предприятиям промышленной сферы деятельности, в полной мере, оценивать работу всего подразделения в целом, а также его отдельных сотрудников (табл. 4) [2].