Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

SOCIALLY RESPONSIBLE EMLOYER AND ITS ROLE IN THE FORMATION OF MODERN SOCIAL POLICY IN RUSSIA

Goncharova A.V. 1 Agafonova M.S. 1
1 Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering
Spend employers social responsibility analysis and its role in social policy development. Problems of social responsibility of employers displayed in two research directions. The first is the scientific approaches that are considered in the study of social and labor relations. Theoretical and practical aspects of social and labor relations, employment and labor market, social partnership and social dialogue, education, employment promotion, including its share of the social, the formation of social insurance concepts. Second, it menedzherialistskie approaches related to the theory of corporate social responsibility, or CSR. The basic principles of these approaches can be used for the development and implementation of the strategy of social development of Russia and increasing the productivity of consumption of resources provided by society for social purposes.
social responsibility
social policy
labor relations
resources.

Актуальность этой работы состоит в том, что преобразования в социально-экономической ситуации в мире и обусловленные этим новоявленные вызовы требуют теоретического толкования их последствий для усовершенствования социальной сферы. В этих условиях особую важность обретают методы и уровень удовлетворения социальных нужд граждан и механизмы социальной политики. Это касается и к России, где на сегодняшний день главной задачей является усовершенствование системы социальной защиты, механизмов регулирования социальных конфликтов и согласования интересов, соответствующих современным ситуациям. Долговечная социальная политика, которая соответствует социально-экономическим нуждам развития страны, выступает одним из важнейших условий достижения ее экономического и политического развития.

Цель данной статьи заключается в теоретико-методологических обоснованиях причин, направлений и возможностей развития и усовершенствования социальной ответственности работодателей и ее важности для формирования и реализации современной социальной политики в России.

На протяжении долгого времени решение социальных проблем связывали с государством. Но в последнее время развитые страны претерпевают значительные изменения, и речь идет о кризисе государства благосостояния, взаимосвязанном с его ограниченными возможностями рационального перераспределения ресурсов. Это акцентирует повышенное внимание на других источниках социального благополучия в обществе, в том числе работодателей, то есть происходит упорядочение социальных прав и обязанностей. Разделение социальной ответственности между социальными институтами на сегодняшний день рассматривается как один из способов решения социальных задач современного общества.

Актуализация понятия социальной ответственности определена социально-экономическими процессами, которые протекают в обществе, и в свою очередь оказывают воздействие на цели и функции социальной политики и государства благосостояния.

Роль государства изменяется, в том числе в сосредоточенности на поддержки других субъектах социальной ответственности. При этом предполагается, что разделение социальной ответственности не снизит общий уровень социальной поддержки в обществе, а наоборот, приведет к более адекватному удовлетворению потребностей на основе придания другим субъектам большего динамизма. Социальная ответственность в работе рассматривается в узком смысле – предполагает обязательство тех или иных общественных сил и институтов содействовать в разрешении социальных проблем населения, обеспечивая базу функционирования современного общества.

На сегодняшний день следует отметить рост ряда факторов, которые содействуют повышению значимости социальной ответственности для работодателей: К первому фактору можно отнести повышение важности кадрового обеспечения. Эффективная система кадрового обеспечения призвана создавать условия для мотивации, более высокой производительности труда и удовлетворенности работой. Она, также, позволяет руководителю получить необходимую информацию о работниках (квалификационная, половозрастная, национальная структура, и т.п.) с целью улучшения продуктивности их труда.

Происходит изменение подходов к конкурентоспособности и развитию Экономический рост современной экономики во все большей степени обусловлен увеличением продуктивности через инновации, существенным вкладом в образование, науку и своих работников. Снижение расходов на труд как фактор конкурентоспособности не гарантирует в долговременном периоде конкурентного преобладания по сравнению с низкозарплатными странами. Оно достигается за счет других факторов, таких как внедрение новых технологий, качество услуг и товаров. Идея развития давно используется для анализа экономических процессов, происходящих в современной экономике. Идею развития необходимо рассматривать не только в экономических положениях, но учитывать социальные стороны жизни общества. К которым можно отнести: снижение бедности, сокращение неравенства доходов и улучшение ситуации с занятостью, усовершенствование образования и медицинского обслуживания, поддержание качества жизни и продолжения рода, сохранение благоприятной окружающей среды. Таким образом, модернизация экономики и совершенствование человека в развитии взаимосвязаны.

Существенным фактором является и репутационный аспект СОР. Во многих развивающихся странах гражданское общество призывает к выполнению компаний их социально-трудовых норм, чтобы цели компаний соответствовали ожиданиям общества, в положении активизации различных групп интересов, преимущественно это относится к ТНК и их операциям заграницей. СОР становится одним из способов найти свою роль в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке труда.

В современный период активно развивается движение социально ответственных потребителей которые акцентируют внимание не только на стоимости и качестве товара, но даже учитывают, каким образом он был произведен, включая популярность фирмы, определяющее число доверия к ней потребителей данного товара. При этом специальные социальные маркеры позволяют потребителям рассмотреть при покупке товара насколько производители обеспечивают осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Отношение государства к СОР основывается под воздействием модели социального государства, целей, функций, задач социальной политики, масштаба и устройства социальных расходов. Стоит обратить внимание на то, что государство при организации социальной политики главной целью для себя ставит удовлетворение нужд работодателей, в результате координирование занятости и рынка труда в целом оказывается неотъемлемой частью социальной политики.

Основной проблемой связи СОР и социальной политики государства выступает то, что СОР независима и ее развитие протекает неравномерно, а также она во многом взаимосвязана с позицией работодателей, что создает различность в удовлетворении социальных нужд. С общественной точки зрения для того, чтобы быть результативной она должна быть многофункциональной. Это значимо в условиях стремления к повышению роли СОР в состоянии небезграничности возможностей перераспределения и реорганизации предназначения государства в смешанной экономике благосостояния при необходимости социального гарантирования для общества. Урегулирование этой проблемы в рамках социальной политики лежит на пути институционализации СОР, как на национальном, так и наднациональном уровне, которая предполагает, что СОР вынуждена стать общей деятельностью для всех работодателей. Для работодателей будут организованы равные условия, что повлияет на реализацию положительных условий социальной ответственности без вреда для экономической деятельности предприятия.

Механизмы этой институционализации разнообразны. Мы выделим 6 важнейших механизмов, к которым относятся: обязательные, стимулирующие (регулирующие), поощрительные, переговорные, добровольные и рамочные. Данные механизмы представлены в таблице.

В каждой стране применяется определенный набор, сочетание отдельных механизмов, но их взаимосвязь слабо проявляется. Основная грань проходит между прямым государственным влиянием, т.е. обязательными механизмами, и добровольностью СОР. Очевидная тенденция в социальной политике состоит в стимулировании работодателей к тому, чтобы те добровольно принимали большую, чем это определено обязательными правилами, ответственность за социальную обеспеченность своих сотрудников. Разнообразность институциональных механизмов СОР ставит задачу обеспечения связи между ними в интересах преемственности, чтобы избежать как дублирования, так и выпадения тех или иных вопросов из регулирования.

Важную роль в распространении разносторонних принципов социальной ответственности работодателей, играет работа международных организаций (ООН, ВОЗ, МОТ, ЕС, ОЭСР) и утверждаемые ими документы. В этом отношении необходимо выделить как общие нормы социальной защиты сотрудников, так и специальные нормы.

Несомненно важным аспектом в обеспечении социальной защиты работников является Международная организация труда (МОТ). В основу которой входит конвенция № 102 по основным социальным гарантиям. Принятая в 1998 году Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда включает в себя обязательства правительств и организаций работодателей и трудящихся сохранять основные человеческие ценности – ценности, которые имеют важную значимость для социальной и экономической жизни.

Классификация механизмов институционализации СОР

Тип механизма

Субъекты

Меры

Основание

обязательные

государство

социальное страхование, нормы социально-трудовых отношений (трудовой кодекс)

закон

стимулирующие/

регулирующие

государство

налоговые льготы, социальная обусловленность экономических решений (инвестиций)

закон

поощрительные

государство

премии, конкурсы, распространение передовых практик

образцы поведения

переговорные

работник/профсоюз, возможно государство

социальное партнерство, коллективные соглашения, индивидуальные контракты

баланс интересов на основе компромисса

добровольные

работодатели и их

ассоциации

кодексы поведения, специальные соглашения, социальная отчетность

социальное обязательство, экономическая рациональность

рамочные

международные организации, многосторонние соглашения

конвенции, рекомендации,

кодексы, инструкции

моральное обязательство, ориентир

Документы международных организаций отражают общие социально-трудовые основы, к которым относятся: минимальная заработная плата, продолжительность рабочего дня, охрана труда и безопасность на работе. Основные правила по СОР в мировой экономике представлены в Трехсторонней декларации о принципах, касающихся транснациональных предприятий и социальной политики, которая была принята МОТ в 1976 г. В последующем ее структура изменялась в 2000 и 2006 гг. Задачей является направление поведения ТНК на реализацию потенциальных выгод глобализации, преимущественно в четырех сферах отношений: занятость, трудовые отношения, профессиональная подготовка кандидатов, условия труда и быта. Ввиду своеобразности МОТ как организации, где представлен круг интересов трех сторон трудовых отношений, данное заявление гарантирует понимание и выполнение работодателями своей ответственности. Ввиду специфики МОТ как организации, где представлен круг интересов трех сторон трудовых отношений, данная декларация обеспечивает встраивание и понимание работодателями своей ответственности в общий социальный контекст развития тех стран, где они работают.

В России принято использовать все известные механизмы институционализации СОР, при использовании сохраняется их историческая преемственность, и образуются другие механизмы с учетом зарубежного опыта и новых социально-экономических явлений. Особенности институционального контекста состоят в следующем.

Во-первых, работодатели всегда выступали активными деятелями в обеспечении социальных потребностей работников. Во-вторых, межнациональная деятельность в условиях глобализации оказала существенное влияние на развитие социальной ответственности работодателей в современной России. В-третьих, в период социально-экономических реформ и формирования новых отношений в обществе, социальные обязательства перед сотрудниками стали основным фактором легитимизации российского бизнеса. В-четвертых, в некоторых российских городах градообразующие предприятия предназначены для обеспечения граждан социальными услугами. Их закрытие отразится на удовлетворении общественных потребностях и трудящихся, и местного населения. В-пятых, в России весьма широко распространена неофициальная занятость, которая играет важную роль в формировании социально-трудовых отношений. В-шестых, рост числа крупных предприятий и сосредоточение на них все большей части средств производства создает широкие возможности для социальной поддержки своих работников. В-седьмых, государство обычно активно регулирует работу других элементов социальной ответственности, играет значительную роль в социальной сфере общества. Поэтому при установлении механизмов институционализации СОР в России требуется осмысление иностранного опыта с учетом реальных социально-экономических положений и особенностей ее развития.

Социальная политика на сегодняшний день содействует усилению СОР. Изменение значимости государства в условиях формирования свободной модели социальной политики способствует изменению основных ее факторов – повышение значимости рынка в удовлетворении социальных нужд населения, преодоление централизованного распределения социальных услуг, выравнивание негативных социальных последствий рыночных отношений путем создания системы безопасности и т.д.