Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

COMPETITIVENESS OF ENTERPRISE STRUCTURES AS AN IMPORTANT ASPECT OF PRODUCTION PROFITABILITY

Berezutskaya Yu.A. 1 Agafonova M.S. 1 Bekirova O.N. 1
1 Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering
Clarified the concept of “business structure”, revealed features that characterize the business structure, analyzed in particular the assessment of its competitiveness. A system of criteria for assessing the competitiveness of enterprise structures on the basis of allocation of groups of basic, general and specific indicators that have the greatest impact on the competitiveness of the business structure. It developed an integrated indicator of the level of competitiveness of enterprise structure, which allows you to organize the results of evaluation on the set of indicators and adapted to the management of competitiveness of enterprise structures. Revealed technique of an estimation of competitiveness of enterprise structure, which allows to take into account the influence of internal and external factors, as well as the economic interests of the major market participants. A control mechanism competitiveness of enterprise structure on the basis of the proposed method.
business structure
competitiveness
diversification
integrated indicator of profitability.

Актуальность

В современном обществе как никогда актуальна тема оценки и управления конкурентоспособностью предпринимательской структуры. В свете событий последнего периода, введение санкций против России и создание импортозамещения, ужесточаются условия на рынке сбыта, а это в свою очередь обуславливает необходимость создания соответствующей системы управления предпринимательской структурой.

Цель

Статья нацелена на анализ оценки и управления конкурентоспособностью предпринимательской организации и отражение основных проблем и возможностей практической оценки конкурентоспособности организации, охватывающих внутренние и внешние факторы, влияющие на предпринимательскую структуру, а также финансово-экономическую заинтересованность основных игроков рыночных отношений.

Показателем конкурентоспособности организации будет коэффициент эффективности эксплуатации его финансового, промышленного, научно-технического и трудового потенциала. Оценка конкурентоспособности предприятия представляет собой комплекс таких позиций, как конкурентоспособность товаров (услуг) и второе – кадровый потенциал предприятия.

В основе воплощения конкурентного потенциала должна находиться систематическая оценка функций предприятий, отражающая существующие статистические данные, хорошо знакомые аналитикам и экономистам. Анализ конкурентоспособности предприятия выявляет не только существующие позиции хозяйствующего субъекта на рынке, но и способность предопределять перспективы его роста, закладываемые стратегическим планированием.

Важным моментом в оценке конкурентоспособности предприятий является то, что данная оценка обязана обладать широкой областью применения и иметь определенную степень универсальности.

Под выражением «предпринимательская структура» подразумевается предпринимательская организация как единый экономический субъект рыночных отношен6ий, являющий собой комплекс всех его структурных звеньев, производящий свою деятельность автономно, но в плотном контакте с другими участниками рынка, основными признаками которого состоит внедрение научно-технического прогресса, инноватики производства, процессов, освоение финансовой базы, реализация товаров, услуг, функций.

Термин «предпринимательская структура» (далее ПС) в современном мире часто используется в экономической литературе; это обусловлено возрастанием внимания к малому и среднему предпринимательству. Однако определение понятия ПС не заключается только границами производства. Отличительными признаками ПС являются: существование тесных связей среди всех составляющих структуры, наличие особенностей диверсификации; лояльность и умение быстро адаптироваться к изменившейся внутренней и внешней ситуации, освоение новаторства и инновационности продуктов, технологических процессов, маркетинговых ходов, управленческих решений и т.п.

Для ПС присущи следующие признаки (по мере важности): первостепенные (диверсификация, существование единой цели – получение прибыли, самоокупаемость, новаторство, инновационность, умение рисковать); второстепенные (инициатива, ответственность, гибкость и приспосабливаемость к ситуации, самостоятельность и личная независимость, исполнение хозяйственной деятельности на регулярной основе, стабильность (возможность собственного воспроизводства), закрепление к региональной территории).

Совокупность показателей оценки конкурентоспособности предпринимательской структуры состоит из группы основополагающих показателей, отражающих первостепенно особенности региональной экономической стратегии, непосредственно влияющей на предпринимательскую структуру; группу общих показателей, отображающих плодотворность деятельности самой ПС; группы частных показателей, выявляющих степень диверсифицированности деятельности и продукции ПС и интегральный показатель конкурентоспособности ПС. Данные показатели наиболее четко отражают все жизненно важные направления работы ПС.

Здесь существует тесная взаимосвязь на региональном уровне, затем продвижение своей продукции на рынок, задействуя использование коэффициентов, которые учитывают диверсифицированность ПС.

Выработана стратегия показателей оценки конкурентоспособности. В нее входят основополагающие, общие и частные группы показателей и сформированная из результатов экономической активности региона (коэффициент Джини, процент безработицы, стремление организаций к инновациям, показатель прироста производств и др.); процент рентабельности работы самой ПС (коэффициент текущей ликвидности, индекс производительности труда, коэффициент конкурентности, показатель оплаты труда и др.) и показателей выявляющих степень диверсифицированности ПС (коэффициент диверсификации, коэффициент региональной дисперсии); дающая возможность более объективно анализировать достигнутый уровень конкурентоспособности ПС.

Изучая последовательность конкурентоспособности «товар – предприятие (хозяйствующий субъект) – отрасль – регион – государство», отмечаем, что источником конкурентоспособности является именно ПС, все другие объекты- производные от него. Вследствие этого представляется главным пристальное обращение внимания на конкурентоспособности ПС, ее анализе и количественной оценке. Совокупность показателей будет отличаться, это будет зависеть от объекта оценки и субъекта, производящего оценку, значит для воспроизведения общего метода мониторинга конкурентоспособности того или иного объекта необходимо брать во внимание цели и условия каждого из субъектов оценки.

Особенности мониторинга конкурентоспособности ПС представляют собой разграничение показателей, составляющих базу для оценки, на структурные звенья, включающие в себя 3 группы показателей: основообразующие, общие, частные. В систему итогов мониторинга конкурентоспособности ПС входит группа основообразующих показателей, обличающих конкурентоспособность региона, на территории которого расположена структура, так как обязательно учитывать влияние региональной экономической политики на развитие и процветание ПС. Другая группа показателей – общие, они непосредственно отражают рентабельность деятельности самой ПС.

Следующая группа показателей – частные, выявляющая уровень диверсифицированности ПС. Исходные данные для показателей первой группы варьируются в зависимости от региона, где располагается территории ПС; для показателей другой группы отображают результаты деятельности ПС и приобретают различную направленность. Исходные данные исследований третьей группы, как и второй, относятся к ПС, но показывают степень ее диверсифицированности и также имеют разноплановую ориентацию. Второе ориентирование анализа – по видам деятельности (финансовая, производственная, маркетинговая, кадровая), что дает возможность при сравнительном анализе изобличить приоритетные направления роста конкурентоспособности. Главным показателем конкурентоспособности ПС является интегральный показатель, который отражает объективный мониторинг конкурентоспособности ПС.

Основной ступенью рейтинга конкурентоспособности ПС является построение и балл значения интегрального показателя конкурентоспособности ПС берущего во внимание и приводящего к единой системе итоги мониторинга конкурентоспособности ПС по монолитности основополагающих, общих и частных показателей. Интегральный показатель вычисляется как средневзвешенное значение, его расчет и величина должны учитывать соответствующие показатели в сравнении с предприятиями-конкурентами и по оцениваемому субъекту в динамике [1].

Главным критерием конкурентоспособности ПС считается интегральный показатель, в большей мере отображающий комплексное влияние всех факторов и выявляет итоги ее деятельности по приорететным направлениям.

Первая группа – это показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности:

1. Общая рентабельность предприятия (общая прибыль к активам).

2. Чистая рентабельность предприятия (чистая прибыль к активам).

3. Рентабельность собственного капитала (чистая прибыль к собственному капиталу).

4. Общая рентабельность производственных фондов (общая прибыль к средней величине основных производственных фондов и оборотных средств).

Вторая группа – это показатели опенки эффективности управления:

1. Чистая прибыль к объему реализации продукции.

2. Общая прибыль к объему реализации продукции.

Третья группа – это показатели оценки деловой активности:

1. Отдача от активов (выручка от реализации продукции к активам).

2. Отдача основных фондов (выручка от реализации продукции к основным фондам).

3. Оборачиваемость оборотных фондов (выручка от реализации продукции к оборотным средствам).

4. Оборачиваемость дебиторской задолженности (выручка от реализации продукции к дебиторской задолженности).

5. Оборачиваемость банковских активов (выручка от реализации продукции к банковским активам).

6. Отдача собственного капитала (выручка от реализации продукции к собственному капиталу).

Четвертая группа – это показатели оценки ликвидности:

1. Текущий коэффициент ликвидности (оборотные средства к срочным обязательствам).

2. Прочие активы к срочным обязательствам.

3. Индекс постоянного актива (основные фонды и прочие необоротные активы к собственным средствам).

4. Коэффициент автономии (собственные средства к валюте баланса).

5. Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами (собственные оборотные средства к запасам).

Эти показатели, на основании сказанного, дают возможность проанализировать позиции каждого звена (фундаментального, общего, частного), которые влияют на ПС [2].

Прогрессирующая роль предпринимательской структуры в экономике страны нуждается в глубоком исследовании проблем связанных с обеспечением конкурентоспособности, применение объектно-субъектного подхода в оценке, рассмотрение имеющихся в исследовании новых методических подходов к оценке и управлению конкурентоспособных ПС. Исходя из вышесказанного, методическое обеспечение оценки и управления конкурентоспособностью предпринимательской структуры это актуальная тема, представляющая собой и теоретическую, и практическую значимость.

Методика оценки конкурентоспособности ПС – является важнейшей частью методического обеспечения оценки и управления конкурентоспособностью ПС. При помощи нее нужно осуществлять измерения приобретенного уровня конкурентоспособности и правильно определить ведущие действия по управлению повышением и сохранением конкурентоспособности предпринимательской структуры. В методическое обеспечение конкурентоспособности ПС входит механизм управления конкурентоспособностью, основанный на методике оценки конкурентоспособности предпринимательской структуры. Способ управления конкурентоспособностью содержит в себе объекты, субъекты, цели, задачи, принципы, функции, методы и средства достижения целей, методы воздействия. При эксплуатации эффективного механизма управления возможно создать объективные, обоснованные и целевые указания и шаги по предоставлению и подъему конкурентоспособности ПС.

Объекты, которые обладают признаками конкурентоспособности представляют: товар, организацию, направление организации, регион и страна. На месте субъектов оценки выступают разные участники рынка: потребители, конкуренты, инвесторы, государство. Отсюда следует, что во время оценки конкурентоспособности с точки зрения объектно-субъектного подхода важно учесть множество разных показателей с позиции определенных субъектов оценки по отношению к разным объектам, которые подлежат оценке.

Выработана методика оценки конкурентоспособности ПС, принимающая во внимание воздействие внешних и внутренних факторов и в которую входят такие ступени, как: выявление необходимости (актуальности), задач; определение целей оценки и управления конкурентоспособностью ПС; анализ ПС, формирование и выделение ключевых направлений оценки конкурентоспособности; сбор данных, информации о результатах деятельности ПС, о состоянии внешней среды; оценка конкурентоспособности ПС; оценка результатов проведения оценки конкурентоспособности ПС и подготовка конечного заключения; разработка и внедрение процедур по повышению (сохранению) конкурентоспособности ПС.

Главнейшая задача методического обеспечения и управления конкурентоспособностью предпринимательской активности- это предоставление наиболее действенной работы фирмы или функционирования индивидуального предпринимателя, что предусматривает нацеливание на инновацию и создание нано-технологий, а также на умение привлечь и правильно распорядиться ресурсами из различных источников для урегулирования выбранных задач.

Выявлен механизм управления конкурентоспособностью предпринимательской структуры, включающий в себя: анализ текущего состояния предпринимательской структуры, моделирование, исследование основных факторов; мониторинг оценки конкурентоспособности предпринимательской структуры по всем группа факторов; сравнение результатов оценки; создание и осуществление всех действий или анализ эффекта и исследование факторов, способствующих увеличению конкурентоспособности ПС и показывающий собой динамическую группу связанных между собой процессов реализации, урегулирование с целью сохранить и увеличить уровень конкурентоспособности предпринимательской структуры в перспективе на долгое время. На базисе проверки метода мониторинга конкурентоспособности ПС составлен механизм управления конкурентоспособности предпринимательской структуры, представляющий собой цепочку воплощение заданных действий [3].

Вывод

Конкурентоспособность организации – это процесс созидания, выпуска и сбыта товаров и услуг, имеющих спрос на рынке сбыта. Степень конкурентоспособности организации – это процент эффективности освоения его не только финансового потенциала, но и рабочего, промышленного, научно-технического. Не стоит забывать, что степень конкурентоспособности ПС всегда меняющаяся величина. Отсюда следует, как только будет достигнут определенный уровень конкурентоспособности, его невозможно будет сохранить без усилий. Из сказанного делаем вывод: процесс роста и стабилизации уровня конкурентоспособности организации – это процесс, требующий грамотного управления.

Всякий показатель, касающийся промышленной и рыночной части хозяйствующего субъекта в некоторой мере имеет воздействие на его конкурентоспособность. Неточности, допущенные при оценке конкурентоспособности организации могут обернуться ошибками в управлении конкурентоспособностью и, следовательно, может произойти ухудшение рыночных позиций предприятия.