Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

BUSINESS ACTIVITY MONITORING OF INDUSTRIAL ORGANIZATION: METHODOLOGY, MODELING PROCESSES

Spitsina A.E. 1 Agafonova M.S. 1
1 Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering
It was found that for the study of general methodological framework is needed: the dialectical method, method of scientific abstraction, the method of unity of the historical and logical approaches, unified approach, the unity of the qualitative and quantitative method of analysis. It was revealed that the predominant place in the formation of the idea of business activity monitoring industrial society takes cybernetic access implemented in the instrument of acceptance of administrative decisions in real time. For general scientific results are applied in addition the following methods: economic and mathematical modeling, empirical styling, expert estimations, probability theory, functional and structural studies, situational and scenario prototyping and others.
business monitoring
structure
method
activity
organization.

Актуальность темы

Деятельность промышленных обществ в условиях глобализации и вызванного ею мирового кризиса квалифицируется усложнением положений, в которых должны приниматься координационные решения. Новые трудноразрешимые задачи, добавляясь к уже поднакопленным отечественной общехозяйственной практикой, недостаточно уступают разрешению традиционными спецтехнологиями и инструментами регулирования. Свидетельством тому служит наблюдаемое в посткризисных условиях снижение темпов подъема и доходности деятельности промышленных организаций, а также неполнота происходящих в них высококачественных изменений.

Руководство качеством процессов, риск-менеджмент являются сегодня неотъемлемыми элементами систем управления промышленных обществ. В условиях широкомасштабности все большой смысл придается сертификации и унификации, в том числе и средств управления. Движение к общемировому уровню качества менеджмента немыслимо без его текущих технологий, к которым теперь относится бизнес-мониторинг работы промышленных организаций, еще плохо проверенный отечественной наукой. Эта его абстрактная не проработанность приводит к массовым трудностям при попытках применения процедур бизнес-мониторинга в подсистемах управления организаций.

Актуальность темы макро исследования вытекает из необходимости спекулятивного обоснования перехода к новейшему качеству менеджмента на основании создания концептуальных и методических положений и имитации процессов бизнес-мониторинга действий промышленных организаций, приспособленный к российским условиям.

Общеметодологической базой исследования оказались: диалектический метод, способ научной абстракции, метод единства исторического и логического подходов, единый подход, метод единства квалитативного и количественного анализа. Преимущественное место в формировании идеи бизнес-мониторинга деятельности промышленного общества занимает кибернетический доступ, реализованный в инструментах акцепта управленческих решений в действительном времени. Для получения общенаучных результатов применялись вдобавок следующие методы: экономико-математического моделирования, эмпирической стилизации, экспертных оценок, теории вероятностей, функционально-структурного исследования, ситуационного и сценарного макетирования и др.

Измерительно-информационную основу исследования составили законодательство РФ в отрасли продовольственной безопасности и Стратегия пролификации промышленности и общественной сферы Воронежской области; формальные данные Федеральной службы правительственной статистики и ее территориальных органов; материалы общеотраслевых научно-исследовательских организаций; эмпирические условия финансовой, управленческой, производственной документации промышленных организаций области производства микросферы Воронежской области.

Научное новшество выполненного исследования состоит в решении значимой научной проблемы создания концептуальных и методологических принципов, методического и информационно-алгоритмического обеспечения и моделей главных процессов бизнес-мониторинга практики промышленных организаций, разбираемого как перспективная тенденция развития систем управления в промышленности.

Во введении аргументирована актуальность темы работы, проверена степень ее разработанности, разжата научная новизна, теоретико-методологическая и справочная база исследования, его абстрактная и практическая значимость, предложены основные результаты анализа. В «Концепции бизнес-мониторинга деятельности промышленной организации» назначено место оценки в современной системе руководства промышленной организации, выявлена его сущность, скомплектовано методологическое обеспечение бизнес-мониторинга действий промышленной организации. В «Технологии бизнес-мониторинга деятельности промышленной организации» выявлена практика бизнес-мониторинга в системе контроллинга промышленной организации, осуществлена структуризация микромодульной системы бизнес-мониторинга, обдуманно методическое сопровождение кординационных изменений при внедрении технологии бизнес-мониторинга. В «Моделировании процессов целеполагания в бизнес-мониторинге» сформирована система предметов с учетом уровня руководства и особенностей пищевых изготовителей, разработан сценарно-параметрический тип целеполагания в бизнес-мониторинге, спроектирована часть целей бизнес-мониторинга деятельности организации. В «Моделировании процессов управления рисками деятельности промышленной организации» исследован инструментарий стресс-тестирования в модуле координации рисками бизнес-мониторинга. Определены процессы мониторинга рисков, вызываемых изменениями во внешних условиях, спроектирован модуль координирования рисками. В «Генерации вариантов управленческих решений в бизнес-мониторинге пищевых производств» разработаны инфологические планы генерации разновидностей решений на фундаменте сценарно-параметрического доступа, спроектирован модуль поддержания в реальном времени допускаемых менеджментом решений в системе бизнес-мониторинга, представлена реализация модели REDIS в процессах рождении вариантов решений системы деятельности промышленных обществ.

Концепция бизнес-мониторинга деятельности промышленной организации

Исследование показывает доминирование в системах менеджмента отечественных промышленных организаций иерархических моделей получения решений, когда задачи управления решаются по схеме «сверху – вниз», то есть в порядке ограничения возможностей по расположению к нижерасположенным системам и субъектам регулирования и доминирования таких видов, как регламентация и проверка исполнения. Таким подходам присущи: преобладание умственных процедур принятия решений, необходимость их пролегания по уровням иерархии системы уруководства, нивелировка большинства допускаемых решений, реагирование на неточность параметров бизнес-процессов от намеченных значений. Системы менеджмента с такими характеристиками являются активными и не обеспечивают требуемого качества решений в условиях повышающейся динамичности и неопределенности среды. Создание авторской концепции инновационной технологии управления, обеспечивающей стабильно высокое качество управленческих выводов, опирается на идеи Д. Клоузинга о структурированной функции качества.

Инструментарий методологического обеспечения бизнес-мониторинга

Бизнес-мониторинг, как инновационная технология руководства, использует свойственные ему методы и индивидуальный инструментарий. Своеобразность данной технологии состоит в особенностях ее входов, методов изменения информации при осуществлении наблюдения. Любой из указанных элементов, составляющих инструментально-технологическую сторону бизнес-мониторинга, с одной стороны, подчинен правилам, диктуемым родовой принадлежностью к той или иной системе менеджмента, размещаемый свой оборотный инструментарий, с другой – сведен с другими элементами в рамках многоуровневой системы целеполагания организации. В маркетинге вынесен ряд основных норм выстраивания методологии: 1) реализация взаимосвязей частей в «целом» и соответствия частей с охватом «целого»; 2) обеспечение объективности в подходах, рассуждениях, процессах и последствиях управления; 3) поддержка в режиме важности рационального соотношения между альтернативностью целей и методами их достижения с диагностированием, распознаванием, аутентификацией и своевременным отсечением рисков.

Глобальное осмысление необходимости, содержания и возможности бизнес-мониторинга в системе регулирования промышленной организацией проявилось в основных теоретических аспектах его методологии, основывающейся на: руководстве «по целям»; положениях кибернетики, теории процессов и теории информации; восприятии изменений, базирующемуся на законы теории усовершенствования, системе циклов и мотивировании. Управление «по целям» осуществляет функцию равновесия в подсистемах показателей: стратегического, тактического, оперативного и реального времени. При этом общесистемный аспект заключается в рассмотрении бизнес-мониторинга как симбиоза, координирования в целом частей, обусловливающих задачи и результаты друг друга в границах достижения конечной цели составляемого целого, а также в распределении активной, главной части управления (субъекта) и неактивной, ведомой (объекта управления).

Управление «по целям» складывается с кибернетической теорией управления, образуя предпосылки алгоритмизации и автоматизирования технологических операций бизнес-мониторинга. Кибернетика предусматривает отвлечение от функционального содержания разбираемого процесса и концентрацию на его особенностях, имеющих универсальный вид, описываемых в аналогии с законами кибернетики.

Информационно-кибернетическое основание технологии управления предоставляет новые возможности для автоматизирования ментальных процедур одобрения управленческих решений и определяет новое восприятие преобразований как целевых ориентиров управления совершенствованием организации.

Характерностью методологической основы бизнес-мониторинга деятельности промышленного общества является объединение нескольких основополагающих подходов к менеджменту: структурно-иерархического, процессного, функционального, а также тайм-менеджмента. При этом структурно-иерархический подход, базированный на теории систем и констатировании структурных связей, расценивает менеджмент организации как сложную, потенциальную систему, состоящую из подсистем с особыми целями деятельности и кибернетической особенностью их объединения для выработки и результативности общей цели. Достижение общей цели зависимо от закона необходимого разнообразия и кибернетического принципа структуризации управляющей и управляемой систем.

Связь бизнес-мониторинга и системы контроллинга промышленной организации

Закон цикличного развития, являясь выражением и продолжением наиважнейших законов диалектики и наблюдающий за циклами как за факторами упорядочивания того или иного объекта, проявляется в сравнительной повторяемости и поступательности развития каждой системы, в том числе и технологии менеджмента. Текущий этап ее развития представлен контроллингом, оборот которого начинался с комплекса миссий управленческого учета производственных издержек, постепенно достраиваемого операциями поддержки других функций, что наложило отпечаток неполноты на сформированную интегрированную работу. Применительно к бизнес-мониторингу, концепция изменений раскрыта с точки зрения зарождения и становления последних технологий в ответ на выявившиеся ограничения контроллинга, ступившего в стадию зрелости. К числу таких ограничений относится: информационная поддержка менеджмента посредством абстракции и анализа данных о результатах уже свершившихся событий бизнес; урезанный потенциал управления по целям на основании сопоставлений факт/план и или факт/показатель после завершения во времени текущего цикла бизнес-процесса; эпизодичность и фрагментарность анализа и оценки последствий уже наступивших рисков на место опережающего их раскрытия и тактической адаптации, принимаемых координационных решений; нивелировка управленческих решений по индивидуальным событиям в массивах обобщенной информации о бизнес-процессах; преимущественно умственные процедуры принятия решений при фиксировании контроллинга на их справочной поддержке, расширение которой частно приводит к информационной перегрузке лиц, утверждающих решения, и, в итоге, к снижению качества решений. Стилизация опыта развития технологий управления позволило выявить логичность: каждый последующий период вбирает в себя главные методические, организационные и информационно-логические решения предшествующих, развивая, восполняя и углубляя их по мере возникновения новых методических заключений, технических и программно-информационных инструментов. Активной компонентой при возникновении и развитии новой технологии управления выступают общетехнические и программно-информационные средства, обладающие новейшими, в сравнении с предыдущими их поколениями, потенциалом выполнения процедур. При этом периодически количественные изменения переходят в качественные, формируя новые технологии управления. Именно такого рода переход, по мнению автора, произошел, когда на базе систем контроллинга стали формироваться системы бизнес-мониторинга бизнес-процессов. В генезисе бизнес-мониторинга, вырастающего из контроллинга и функционирующего в неразрывном взаимодействии с ним, проявлены как преемственность, так и специфичность этой технологии менеджмента. Преемственность наблюдается в каждом из структурных компонентов системы бизнес-мониторинга: методическом, организационном, информационном и программно-техническом.

Сосуществование бизнес-мониторинга и контроллинга, поддерживаемое системой управления по целям, в соответствии с законами синергии, гарантирует устойчивое качество менеджмента промышленной организации, обеспечивая его инструментами обнаружения угроз и «реагирования» на происходящие изменения в реальном времени, адаптируя варианты управленческих реакций к условиям деятельности в рамках миссии, установленных целей и политики организации.

Модульная структура процессно-функциональных подсистем бизнесмониторинга. Сформулированная в исследовании теоретическая концепция инновационной технологии менеджмента с применением процедур бизнесмониторинга позволила автору обосновать ожидаемые свойства процесса и выводимые из них требования к его проектированию, которые нашли выражение в структуре бизнес-мониторинга как целостной системы.

В условиях глобализации и порожденной ею транснациональной унификации внутренних бизнес-процедур, промышленная организация, применяющая систему бизнес-мониторинга, должна быть готовой в дальнейшем сертифицировать ее в соответствии со стандартами менеджмента качества. Нужные предпосылки для этого заложены в проектируемой технологии в виде подходов процессного менеджмента, составляющих основу многих внедряемых в настоящее время в Росси стандартов менеджмента качества, а также учета особенностей последних версий стандартов, заключающихся в усилении внимания к менеджменту качества. С учетом концепции разрабатываемой перспективной системы менеджмента промышленной организации, необходимости реализации принципов TQM, а также процессов риск-менеджмента, в исследовании предопределены следующие основные составляющие бизнес-мониторинга: модуль целей, предназначенный для формирования общеорганизационных целей и их многоуровневой структуризации вплоть до параметров эталонов событий бизнес-процессов; модуль генерации вариантов и оценки качества решений, обеспечивающий анализ в реальном времени текущих параметров транзакций на входах процессов, их сопоставление с эталонными значениями и формирование, и оценку качества разновидности управленческих решений на выходах процессов; модуль мониторинга рисков, включающий стресс-тестирование вариантов решений на соответствие целевым критериям с учетом вероятных изменений внутренних и внешних условий деятельности, а также отслеживание этих изменений и оценку сопряженных с ними рисков.

Управление по целям, как одна из ключевых концепций инновационной технологии менеджмента, реализуется в бизнес-мониторинге инструментами целеполагания в составе модуля целей. Модуль целей гарантирует сосуществование бизнес-мониторинга и контроллинга как подсистем менеджмента, связанность ориентиров субъектов разных уровней управления, вырабатывает эталоны событий бизнес-процессов для генерации и оценки качества вариантов решений. Изучение современных теоретических и практических подходов к целеполаганию, как в российских, так и в зарубежных промышленных организациях, дало возможность заключить, что большая их часть построена на рейтинговых и экспертных методах, а также многофакторных эконометрических моделях. В имеющихся подходах к построению многофакторных моделей, при видимых отличиях, автором выделена общая основа, которая, в конечном счете, определяет границы их возможностей.

Модели собраны из различных комбинаций финансовых коэффициентов, интегрируемых в комплексный показатель с применением экспертных оценок или весов, полученных расчетным путем на ретроспективных данных. При этом вопрос адекватности такого рода моделей в каждом конкретном случае остается открытым.