Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

THE QUALITY CIRCLE AS A TOOL FOR INCREASING THE COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE IN MODERN CONDITIONS

Pogrebtsova E.A. 1
1 Omsk State Agrarian University
Annotation. The key factor for the success of any branch of the economy in the modern world is the quality of products or services. Today, companies compete for customers. In this context, product quality plays a very important role. However, this area is not considered as an independent element of the management system. Management decision makers are forced to look for tools themselves to improve the competitiveness of their organizations. One of the most relevant quality management tools in the enterprise are quality circles. Many mechanisms are used to achieve high performance, and one of the most effective is the introduction of quality circles at domestic enterprises. They allow you to create a pleasant working atmosphere, strengthen interpersonal relationships, and encourage employees to innovate and develop in the workplace. Thus, they contribute to the comprehensive development of personnel, which leads to an increase in the competitiveness of the enterprise as a whole. The article presents the concept of a «quality circle», identifies the stages of their formation, analyzes the main features of the functioning of circles in the enterprise. The conducted research made it possible to identify scientific concepts of quality management, aspects of success and principles of organizing quality circles at the enterprise. The research may be useful for business leaders who want to create «quality circles» on the basis of the enterprise.
management
quality
quality circle
stages
competitiveness
enterprise

В современных условиях механизмам управления качеством продукции на российских предприятиях уделяется недостаточно внимания. Однако для того, чтобы предприятия добились успеха, им необходимо повысить свою конкурентоспособность. В новых реалиях глобального развития японская система менеджмента качества выделяется своей важностью и признанием на международном уровне. Применение кружка качества является одним из ведущих и успешных методов контроля качества, гарантирующим достижение ожидаемых результатов [1, 2]. Успех развития любой организации, как отмечают А.С. Корякина и И.С. Щетинина, напрямую зависит от эффективности работы ее сотрудников. Если персонал обладает высокими квалификацией и компетенцией, чувствует удовлетворенность от условий и оплаты труда, результатом является высокая производительность [3]. Таким образом, отмечается исключительная важность кружков качества в повышении конкурентоспособности продукции и предприятия.

Целью исследования является определение элементов кружков качества как инструмента повышения конкурентоспособности предприятий в условиях современного мира.

Материал и методы исследования

Проблематике японского менеджмента качества посвящены работы таких ученых и практиков, как: А.Г. Ваничева, Э.В. Сычева [4] (2016 г.); А.С. Карякина, И.С. Щетинина [3], М.А. Бельский, А.В. Щанович [5], А.А. Усолова [6] (2018 г.); С.В. Петров, В.С. Паншина [7] (2019 г.); Б.Ш. Мусаев (2021 г.) [1]; В.Ю. Злыгостев (2022 г.) [8] и др. Основой для анализа служат принципы системного подхода, а сравнение и обобщение результатов позволяют получить полное представление о сущности кружков качества.

Результаты исследования и их обсуждение

Для успешного регулирования качества товара в организациях используются кружки качества. Эти организованные группы являются мощным стимулом для развития заинтересованности персонала в высоком качестве продукции, создавая благоприятный психологический климат внутри фирмы. В научной литературе можно встретить разные варианты подходов к управлению качеством на предприятии (табл. 1) [7, 9].

Таблица 1

Научные концепции управления качеством

Концепция

Характеристика

Европейская

Подразумевает комплексную систему самооценки продукции, производимой компаниями, и основана на разработке системы сертификации продукции и услуг

Японская

Основана на постоянном обучении сотрудников на всех уровнях организации, включая топ-менеджеров и генеральных директоров

Японский подход к управлению качеством строится на стремлении предпринимателей привить своим сотрудникам не только технические навыки, но и морально-этические ценности. Эта система включает в себя несколько аспектов, в том числе определение основных потребностей клиентов компании, прогнозирование потенциального спроса на конкурентную продукцию и расчет производственных затрат для достижения требуемого уровня качества. Главными принципами японского подхода к управлению качеством являются следующие:

− исключение вероятности появления дефектов в производстве товаров;

− вычисление необходимого количества возможных корректирующих мероприятий в процессе производства товаров;

− достижение наивысшего уровня качества при производстве товаров;

− приобретение возможности устранения необходимости в дополнительных проверках качества предоставляемых услуг [4].

Таким образом, японские кружки качества – это форма организации, при которой непосредственные исполнители на производстве добровольно и совместно ищут решения производственных проблем, включая улучшение качества. Члены этой организации добровольно организуют собрания с целью выявления факторов, которые снижают производительность и влияют на качество продукции, а также для разработки мер по их устранению или минимизации отрицательных факторов.

Большой успех кружков качества при решении проблем обусловлен взаимодействием трех важнейших компонентов (рис. 1) [8, 10].

Некоторые ученые определяют кружок качества как небольшую группу работников одного отдела, выполняющих задачи управления качеством в рамках отдела или подразделения. Другие рассматривают его как японский подход к повышению степени участия работников в решении проблем управления качеством продукции на предприятии. Третьи представляют кружок качества как группу сотрудников организации (всех уровней), которые в свободное от работы время ищут пути улучшения и повышения качества продукции, при этом менеджеры должны проанализировать результат работы персонала и его отношение к работе, поощряя сотрудников и устраняя препятствия (табл. 2) [2, 3, 11].

missing image file

Рис. 1. Аспекты успеха кружков качества на предприятии

Таблица 2

Основные особенности функционирования кружков качества на предприятиях в современных условиях

Элементы

Характеристика

Черта

Обучение и познавательная деятельность способствуют участию рабочих во всех мероприятиях, связанных с их повседневной работой, что создает основу для эффективного сотрудничества

Цель

Добровольное объединение работников для определения факторов, влияющих на производственную эффективность и качество продукции, а также для подготовки предложений по их устранению

Задачи

Расширение контроля качества и поиск способов повышения производительности, улучшения условий труда и снижения производительности затрат, а также внедрение инноваций и совершенствование предприятия; создание здоровой, творческой и дружественной атмосферы на рабочем месте, развитие способностей сотрудников и массовое обучение

Возможности

Сформированные руководящие указания регулярно доводятся до сотрудников; создаются благоприятные возможности для креативного подхода к работе; на предприятии формируется позитивная рабочая атмосфера и усовершенствуются взаимоотношения между различными подразделениями; оптимизируется обратная связь между руководством и сотрудниками, что повышает эффективность трудовых процессов и эффективность управления

Таблица 3

Принципы организации кружков качества на предприятии

Принцип

Характеристика

Применение статистических методов управления качеством

Активный сбор и использование информации способствуют повышению производства и качественных характеристик продукции. Кружки качества производят статистическое регулирование качества процессов

Добровольности

и волонтерство

Должны проходить на добровольной основе, а не по приказу сверху

Групповая деятельность

Организационная коллективная работа позволяет достичь высоких результатов каждому участнику

Саморазвитие

Участники должны стремиться расширить свои знания и сотрудничать с членами других групп

Деловая активность

и непрерывность

функционирования

Необходимо постоянно определять основные проблемы и активно работать над их устранением

Атмосфера новаторства

Изучая ошибки других и сделав определенные выводы, члены кружка стремятся внедрять новые подходы

Всеобщее участие

в конечном итоге

Конечной целью групп является полноценное участие всех работников в управлении качеством продукции

Заседания кружков качества обеспечивают передачу информации и позволяют вовлечь всех работников в этот процесс. Деятельность кружков качества экономит денежные средства для компаний, которые их используют. Основная идея этого предложения заключается в том, что узкие места и проблемы должны быть выявлены и решены там, где они возникают. Предоставление возможности работникам участвовать в принятии решений обусловлено несколькими причинами:

− работники обладают глубоким пониманием проблем, поскольку каждый день сталкиваются с разнообразными трудностями на рабочем месте;

− многие обладают необходимым потенциалом для поиска решений;

− в проблемных областях накапливаются затраты и ошибки, которые ведут к неудовлетворенности работников [5].

Исходя из мнения основателя и теоретика управления Исикава Каору, руководители должны учитывать принципы при организации рабочих групп (табл. 3) [6, 10].

Кружки качества должны формироваться из 8–10 человек. Участники действуют по четкому плану работы.

missing image file

Рис. 2. Основные условия организации кружков качества

Перед началом обсуждений каждая тема распределяется между участниками с целью подготовки к обсуждению повестки дня. Международный опыт показывает, что для того, чтобы кружки качества были максимально эффективными, необходимы меры поддержки.

Участники кружков качества проводят собрание на добровольной основе с целью выявить факторы, которые могут снижать эффективность производства и общее качество продукции. Их главная задача состоит в предложении конкретных мер, направленных на устранение или минимизацию этих факторов. При организации кружков качества необходимо соблюдать несколько основных условий (рис. 2) [3, 7, 8].

Создание кружка качества происходит постепенно. Первый этап – подготовительный. На этом этапе создается структура для внедрения кружков качества, тема доводится до сведения сотрудников компании и определяется, кто будет участвовать. Затем формируется комитет кружков качества, в который входят высшее руководство, руководители среднего звена, технический и инженерно-технический персонал и представители профсоюза. Комитет занимается определением целей программы, разработкой общей политики ее осуществления, подготовкой соответствующей документации, обеспечением необходимых ресурсов, а также предоставлением рекомендаций по дальнейшему развитию программ и решению любых возникающих проблем, связанных с качеством [5]. На данном этапе руководители изучают статистические методы контроля, овладевают навыками использования контрольных списков и анализа проблем с целью их последующего решения. Это обучение можно проводить собственными силами или пригласить внешних экспертов. Также применяются социально-психологические методы: правила общения, дискуссии, как развивать креативность и мотивировать людей к работе. Подготовительный этап проводится тогда, когда есть организационная и финансовая поддержка программы.

Второй этап заключается во внедрении. В течение первых 4–6 месяцев члены кружка работают с наставником. Особое внимание уделяется изучению основ статистических методов и решению проблем. Затем они обсуждают вопросы качества работы и представляют свои выводы руководству для принятия решения [8].

Третий этап заключается в постоянной и непрерывной работе. На этом этапе ежемесячно составляется план работы на год. Количество проблем, решаемых одновременно, составляет от трех до пяти. Все участники получают индивидуальные задания с определенным сроком выполнения [10]. Например, кружки качества могут решать следующие задачи:

− устранение причин недостатков качества продукции и улучшение качества продукции;

− усовершенствование процесса предотвращения поломок, внедрение механизации и инноваций для оптимизации размещения оборудования и последовательности работ;

− минимизация затрат, эффективное использование рабочего времени, ускорение времени обработки, экономия сырья и энергии; сокращение себестоимости производства на одну единицу продукции;

− увеличение производительности труда, рост объема производства, сокращение времени простоя оборудования;

− применение методов и мер стандартизации, улучшение организации труда, уточнение «контрольных точек» в производственных процессах, требующих постоянного внимания;

− соблюдение техники безопасности, организация рабочего места и улучшение условий труда [11].

На этом этапе организаторы оказывают помощь в выявлении, анализе и решении проблем. В работе кружка обычно используется метод мозгового штурма, который позволяет перечислить существующие проблемы и расставить приоритеты. Вначале следует собрать и проанализировать информацию, затем идентифицировать корни проблемы. Далее проводится мозговой штурм для решения наиболее важных проблем [6]. Все решения документируются. Руководитель кружка представляет отчет, оценивается работа кружка и награждаются его лучшие участники.

Заключение

На сегодняшний день наиболее популярным и эффективным методом улучшения качества продукции является японский подход. Кружки качества выступают как инструмент обучения и мотивации сотрудников, они также гарантируют, что их интересы отражены во всей организации. Члены этих групп используют простые статистические инструменты для обсуждения, анализа и решения различных проблем. Деятельность кружков качества поддерживается руководством компании посредством оказания помощи в разработке правил, оказания финансовой поддержки и координации деятельности кружков в рамках всей компании.