Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

TRENDS IN SOCIO-ECONOMIC INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE SUBJECTS OF THE URAL FEDERAL DISTRICT IN THE CONTEXT OF GLOBAL CHALLENGES OF OUR TIME

Pogrebtsova E.A. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Omsk State Agrarian University
The modern production structure of the Ural Federal District has a pronounced industrial and raw materials orientation, since more than half of the gross product in the structure of the economy is accounted for by industries. Orientation to an extensive type of growth, due to the use of raw materials, is a hindering factor of innovative transformation. An effective regional policy, in turn, promotes the influx of new resources and nanotechnology, increases the regional competitiveness of enterprises. In the context of global challenges, it is necessary to clearly take into account the scenarios of innovative development in order to solve import substitution and identify problems in each territory of the Ural Federal District. Therefore, innovation issues at the regional level are relevant and key to ensuring dynamic socio-economic growth. This article analyzes macroeconomic indicators, the development of education and digital technologies in the Ural Federal District. A further cluster direction of development is proposed within the framework of socio-economic stabilization programs, which allows concentrating resources and steadily introducing innovations. The observation made it possible to identify problems, assess the current state and outline ways of innovative development of each subject of the district under consideration. The article may be useful to researchers, state and municipal employees, as well as all interested persons.
subject
innovation activity
Ural Federal District
opportunity
indicator
indicator
socio-economic situation

В последние годы социально-экономическое изменение субъектов Уральских федеральных центров закладывает необходимость сохранения устойчивости экономики, обеспечения безопасности, создания социальных мер поддержки населения. Данный округ обладает уникальными природными ресурсами и промышленным потенциалом. Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономный округа являются стратегическими регионами Российской Федерации, имеющими нефтегазовую промышленность («Газпром нефть», «Новатэк» и «Роснефть») и добывающую (уголь, руда, древесина). Уральский федеральный округ имеет развитую инфраструктуру, мощные транспортные и энергетические системы, высокую долю экспорта продукции и высококвалифицированные трудовые ресурсы. Таким образом, социально-экономическое развитие федеральных центров в контексте глобальных вызовов современности является сложным и многогранным процессом, способствующим устойчивому экономическому росту на основе инновационных преобразований.

Целью исследования является определение тенденций социально-экономического инновационного развития Уральских федеральных центров в контексте глобальных вызовов современности.

Материал и методы исследования

В работе использовались методологические подходы исследования российских ученых, данные статистики, законодательные акты. В работах представлен вопрос выявления тенденций социально-экономического развития с учетом инновационной трансформации федеральных центров: В. Басаргин, Н. Хрилина (2004 г.) [1]; О.С. Буторина (2015 г.) [2]; О. Кожевина [3], С.Г. Пьянкова, О.Т. Ергунова [4], А.О. Славиковский [5] (2018 г.); И.А. Коршунов, Н.Н. Ширкова, Е.С. Сжёнов [6], В.В. Камнева, Д.А. Баева [7], В.Л. Абашкин, Г.И. Абдрахманова, С.В. Бредихин [8] (2021 г.); А.С. Воронов [9], Т.Е. Гварлиани, Н.В. Фролова [10], В.В. Леушкина [11] (2022) и другие.

В деятельности субъектов выявлены социально-экономические особенности инновационного развития. Однако в условиях меняющейся окружающей среды необходимо проводить постоянный мониторинг и изучение таких исследований. Анализ основан на принципах системного подхода. Сравнение и обобщение результатов позволяет получить цельную картину исследуемого явления.

Результаты исследования и их обсуждение

В последнее время государство, бизнес, население и общества уделяют большое внимание науке, инновациям и новым технологиям. Существуют три основные стратегии развития экономики, которые модно представить в контексте инновационной модели. Первая, известная как ресурсно-экспертная, основывается на экспорте первичных, необработанных ресурсов. Эта модель ориентирована на максимальное использование природных ресурсов страны. Вторая стратегия, называемая экспортно-наукоемкой, предполагает увеличение экспорта продукции, основанной на научно-техническом прогрессе и инновациях. Она позволяет стране диверсифицировать экономику и уменьшить зависимость от экспорта первичных ресурсов. Развитие наукоемкой промышленности и инновационного сектора способствует повышению конкурентоспособности на мировом рынке. Третья стратегия, известная как ресурсно-инновационная, предполагает совмещение отечественного ресурсного потенциала страны с инновационными разработками, чтобы создать длинные технологические цепочки [12].

В результате исследования инновационного компонента основными экономическими показателями были приняты показатели, представленные в табл. 1 [8; 13; 14].

Объем промышленного производства Уральского центра составил в 2019 году более 13 миллиардов рублей, из которых примерно половина приходится на добычу ископаемых. Производство обрабатывающей промышленности занимает лишь 40% от общего объема поставляемой продукции. Наилучшие показатели по валовому внутреннему продукту показывают автономные округа Ямало-Ненецкий (0,908) и Ханты-Мансийский – Югра (0,678). Экспорт Ханты-Мансийского округа – Югры составляет около 70% от общего объема экспорта России, тогда как Ямало-Ненецкий округ отправляет на экспорт около 17% от общей суммы.

Таблица 1

Макроэкономические показатели Уральского федерального центра в разрезе субъектов

Субъект

Валовой региональный продукт, млрд руб./ на 1 занятого

Обновление основных фондов, %

Доля занятых в высокотехнологичной отрасли, %

Доля занятых в наукоемкой отрасли, %

Курганская область

0,154

2,8

70,2

36,9

Свердловская область

0,299

12,2

51,9

17,2

Тюменская область

0,436

27,1

17,4

24,1

Челябинская область

0,244

23,8

63,7

19,9

Ханты-Мансийский округ

0,678

21,0

3,6

9,1

Ямало-Ненецкий округ

0,908

49,2

1,6

9,3

Примечание: составлено автором на основе [8, 13, 14].

Наибольшая динамика была отмечена в отраслях, связанных с военно-промышленным комплексом и выполнением государственного заказа. Этому способствовало создание Научно-технологического центра «ЮНИТИ Парк». Финансирование проекта составляет более 25 миллиардов рублей, а срок его реализации – до 2027 года.

Ямало-Ненецкий автономный округ занимает первое место по обновлению основных фондов – коэффициент 49,2% и внутреннему региональному продукту – 0,908 млн руб. на 1 занятого. По последнему показателю регион в десять раз превосходит среднероссийский показатель.

Валовой региональный продукт Челябинской области в 2021 году достиг 1,9 трлн рублей и составил 1911,2 млрд руб. (на душу населения – 556,1 тыс. руб.), что является самым высоким показателем за последние 13 лет. Этот рост на 6,7% превышает уровень 2020 года. Около 30 крупных предприятий занимаются производством железа, стали высокого качества, изготовлением различных материалов и изделий.

Курганская область лидирует по показателю доли занятых в высокотехнологичных отраслях (70,2%), на втором месте – Челябинская (63,7%), на третьем – Свердловская (51,9%). Доля занятых в наукоемких отраслях в Курганской области составляет 36,9%, в Тюменской – 24,1%, Челябинской – 19,9%. Субъекты характеризуются высоким уровнем научного потенциала, квалифицированным инженерным персоналом и дешёвой рабочей силой с её относительно низким уровнем оплаты труда. Например, с 2014 года в Челябинской области действуют 36 высших учебных заведений, среди которых 27 государственных и 1 национальный исследовательский университет. Область также имеет два инновационных парка: ЗАО «Челябинский завод технологической оснастки» и ООО «Технопарк Новатор» [2].

Важным показателем инновационного развития является выявление образовательного потенциала населения. Славиковский А.О., говоря о развитии инновационного потенциала регионов, подчеркнул: «Инновационные регионы зависят от состояния научных комплексов» [5]. Образовательный потенциал населения отражает определенные показатели (табл. 2) [8; 13; 14].

В Уральском федеральном округе находится более 5 тысяч образовательных учреждений, включая 360 начальных и 232 средних профессиональных учебных заведения, а также 75 высших учебных заведений, где учатся более полутора миллионов человек [1]. Наибольшее количество взрослого населения, имеющего высшее образование, сосредоточено в Ямало-Ненецком (82,5%) и Ханты-Мансийском – Югре (51,7%) автономных округах; Челябинской (35,6%) и Тюменской (32,6%) областях. По количеству студентов в вузе на 10 тыс. чел. преобладают Тюменская (0,658), Свердловская (0,496), Челябинская (0,475), Курганская (0,355) области. Такие показатели обусловлены большим разнообразием образовательных учреждений в данных областях. Многие студенты выбирают обучение по модульному принципу в Ямало-Ненецком автономном округе (95,4%) и Тюменской области (54,3%), Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (40,7%). Одним из ключевых показателей, отражающих образовательный потенциал населения, является охват занятого населения непрерывным образованием [6]. Это связано с расширением инвестиционных процессов, открытием новых производственных мощностей, общим ростом объемов производства в регионе. В 2019 году на территории Уральского центра было зарегистрировано 255 научных организаций, которые находились в Свердловской (47,5%) и Челябинской (24%) областях.

В современных условиях инновационная деятельность невозможна без цифровизации экономики [11]. Автор согласен с Кожевиной О.В., что сетевая готовность региона показывает степень готовности к использованию цифровых технологий [3]. Таким образом, структура цифрового потенциала должна включать несколько составляющих (табл. 3) [8; 13; 14].

Самый высокий спрос на быстрый интернет со скоростью 100 Мбит/с среди организаций зафиксирован в Челябинской (54,4%); Тюменской (45,1%) и Свердловской (44,4%) областях. При этом доля активных пользователей зафиксирована в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском – Югре автономных округах. По Тюменской, Свердловской и Челябинской областям этот показатель составил 57,0%, 52,4% и 42,2% соответственно. Значительное влияние оказали национальные государственные программы в области цифровизации.

К сожалению, остается достаточно низким процент организаций, которые готовы обучать своих сотрудников необходимым цифровым данным. Так, Ямало-Ненецкий автономный округ является лидером по данному показателю (49,5%), далее идут Свердловская (46,0%) и Тюменская (37,7%) области. В Уральском федеральном центре обучали около 14 тысяч преподавателей. На каждого студента приходилось примерно 50 преподавателей.

Таблица 2

Образовательный потенциал населения субъектов Уральского округа

Субъект

Доля

Численность студентов по программам образования,

на 10 тыс. чел.

Охват занятых в сфере непрерывного образования, %

взрослого населения,

имеющего высшее об

студентов программ

высшего модульного образования

и медицины

студентов по

программам среднего звена

высшего

среднего

Курганская область

8,4

25,8

57,8

0,355

0,609

23,7

Свердловская область

27,8

37,1

67,8

0,496

0,853

74,5

Тюменская область

32,6

54,3

69,8

0,658

0,536

65,2

Челябинская область

35,6

30,2

72,6

0,475

0,664

75,9

Ханты-Мансийский округ

51,7

40,7

86,2

0,254

0,338

100,0

Ямало-Ненецкий округ

82,5

95,4

73,5

0,025

0,386

69,9

Примечание: составлено автором на основе [8, 13, 14].

Таблица 3

Цифровизация Уральского федерального центра в разрезе субъектов

Субъект

Доля организаций, %

Доля пользователей Интернета среди взрослого населения, %

применяющих ШПД выше 100 Мбит/с

обучающих персонал цифровым компетенциям

Курганская область

27,0

12,8

38,2

Свердловская область

44,4

46,0

52,4

Тюменская область

45,1

36,5

57,0

Челябинская область

54,4

37,7

42,2

Ханты-Мансийский округ

39,8

34,1

91,9

Ямало-Ненецкий округ

29,9

49,5

100,0

Примечание: составлено автором на основе [8, 13, 14].

Аутсайдером по цифровым показателям является Курганская область. Однако в области были созданы основные организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, включая инновационную инфраструктуру: областной технопарк, бизнес-инкубатор, центры кластерного развития, поддержки предпринимательства, поддержки экспорта, молодёжного инновационного творчества, фонд микрофинансирования и гарантийный фонд малого предпринимательства. Камнева В.В. и Баева Д.А. отмечают, что связано это с отраслевой спецификой [7].

Гварлиани Т.Е. и Фролова Н.В. подчёркивают, что в современных экономических условиях создание кластерной системы стало необходимостью в связи с акцентированным вниманием на развитии различных отраслей. Эта система предполагает обмен результатами работы между определенными сферами производства, способствуя тем самым поддержанию отношений с несколькими хозяйствами и внедрению инновационных технологий на практике. Кластерная система является проявлением соседних цивилизованных отраслей, которые поддерживают работу кластера, сотрудничества между коллективами, участвующими в данной инициативе, а также наличие различных организаций на общей территории [10; 15]. Тем более, что в Уральском федеральном центре около 80% валового регионального продукта создается именно крупными предприятиями. Для успешного развития энергетической и транспортной системы Приполярного Урала необходимо выделить пять югорских кластеров. Также развитие горнодобывающей, лесной, нефтегазовой, химической и рыбной отраслей взяли на вооружение такие направления, как высокие технологии, наука в обрабатывающей промышленности, производство и сокращение доли сырьевой экономики.

Для обеспечения долгосрочного стабильного инновационного роста в Уральском федеральном округе требуется активное создание условия для развития интеллектуального потенциала, научных исследований и разработок, а также стимулирование активности через реализацию специальных программа поддержки и материального поощрения инновационных инициатив. Важно создавать образовательные и консультационные программы для потенциальных инноваторов и обеспечить им необходимую поддержку. Одним из ключевых аспектов создания благоприятной инновационной среды является привлечение инвестиций, через создание специальных инвестиционных фондов, предоставление налоговых льгот, проведение презентаций, создание благоприятного инновационного климата. Это поможет улучшить экономическую ситуацию в субъектах-аутсайдерах и повысить конкурентоспособность региона.

Таким образом, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский – Югра автономные округа являются лидерами, в которых разработаны программные документы, ориентированные на инновации.

Средние показатели имеют Свердловская и Челябинская области. Например, в Свердловской области сформировался достаточный уровень инновационно-предпринимательской активности. Следовательно, он может служить катализатором устойчивых инноваций в регионе для усиления цифровой трансформации социальных, экономических и производственных процессов [9]. Замыкают рейтинг по уровню социально-экономических условий в рамках инновационной активности Тюменская и Курганская области. Инновационный потенциал аутсайдеров можно охарактеризовать как недостаток в таких ключевых аспектах, как интеллектуальные, человеческие ресурсы, информационные технологии и нормативный потенциал, из-за неадекватного развития и использования. Таким образом, современное состояние инновационного развития Уральского федерального округа является неравномерным. Объем имеющихся ресурсов определяет региональные особенности социально-экономического развития.

Заключение

Уральский федеральный округ – это стратегический регион России, который богат минеральными ресурсами и представляет собой уникальное природное наследие. Устойчивое социально-экономическое развитие данного округа невозможно без развития инновационной составляющей. Инновационные технологии способствуют преобразованиям технологического способа производства и экономии ресурсов, появлению качественной продукции. Для обеспечения эффективной реализации инновационной политики, развития инфраструктуры, накопления ресурсов и сокращения инновационного разрыва первичные регионы также должны принять меры. Эффективное продвижение инноваций требует активного привлечения проектов, которые могут повысить различные показатели инновационного развития и оказать положительное влияние на множество ключевых показателей.