Малое предпринимательство является частью экономики страны, оказывающей влияние на различные аспекты, в том числе рост конкурентоспособности отраслей, усиление мер по внедрению инновационных процессов, создание новых рабочих мест и обеспечение большого количества людей страны доходами, предоставление социальной защиты и улучшения благосостояния населения страны [1]. Важность оказания финансовой поддержки малого бизнеса для обеспечения его выживаемости и развития обуславливается его особенностями, которые затрудняют доступность заемных источников финансирования малого бизнеса. Во-первых, спецификой для малого предпринимательства является отсутствие производственных активов. В большинстве случаев предприятия микро- и малого бизнеса формируют личные активы, а активы бизнеса в основном появляются у среднего и крупного бизнеса. Во-вторых, существенная зависимость от изменения конъюнктуры рынка, политических влияний, изменения законодательных норм – всё это приводит к высоким рискам, низкой устойчивости, низкой рентабельности бизнеса и его последующему закрытию (к примеру – пандемия COVID-19 привела к сокращению предприятий малого и среднего предпринимательства с 5,9 млн в 2019 г. до 5,6 млн в 2020 г., основное сокращение произошло в сегменте микропредприятий) [2]. В-третьих, довольно часто встречается недостаточно качественный финансовый и бухгалтерский учет и анализ у предприятий микро- и малого бизнеса. Последнее обусловлено не только недостаточной квалификацией собственников, но и наличием специальных систем налогообложения, которые не предполагают ведение счетов бухгалтерского учета, составление форм бухгалтерской отчетности.
Целью исследования является изучение нормативно-правового обеспечения региональной государственной финансовой поддержки развития малого бизнеса на примере Омской области.
Материал и методы исследования
Информационной базой являются нормативные документы, публикации исследователей, данные отчетности министерства экономики Омской области, а также сведения о государственной финансовой поддержке, размещенные на портале «Мой бизнес». В работе используется описательный метод, вертикальный и горизонтальный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
На федеральном уровне финансовая поддержка субъектов малого бизнеса развивается на основе ряда государственных программных документов:
• «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г.» [3];
• Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» [4];
• Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [5].
Цель «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства» заключается в развитии сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости. Базовыми индикаторами достижения указанной цели в секторе малого и среднего предпринимательства в 2030 году выступают увеличение в 2,5 раза оборота, увеличение показателей производительности труда, увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства до 20% и увеличение доли занятого населения в секторе до 35%.
Необходимым условием реализации «Стратегии…» и достижения её целей является обеспечение доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий. На федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки, предполагающая использование как возвратных, так и невозвратных инструментов финансирования. Для увеличения кредитования и эффекта финансового рычага малого бизнеса гарантийная поддержка реализуется в трехуровневой модели совместно с уполномоченными банками, которая должна включать и мероприятия по продвижению гарантийных механизмов. Для увеличения охвата субъектов малого бизнеса происходит внедрение поточных технологий.
Национальная гарантийная система как механизм финансовой поддержки малого бизнеса объединяет региональные гарантийные организации и Корпорацию МСП, а также способствует:
- улучшению условий кредитования малого бизнеса (предоставление обеспечения по кредитным продуктам, снижение процентной ставки);
- увеличению объемов долгосрочного кредитования малого бизнеса;
- адаптации банковских продуктов под потребности малого бизнеса.
Механизм заключается в том, что разные виды гарантий предоставляются разными субъектами инфраструктуры: прямые поручительства/гарантии предоставляются Региональным гарантийным агентством, а федеральными структурами предоставляются более сложные синдицированные гарантии и контргарантии.
Отдельным направлением деятельности гарантийных агентств необходимо выделить создание возможности секьюритизации пулов кредитов малого бизнеса, обеспеченных гарантийной поддержкой. Этот механизм хеджирования кредитных рисков малого бизнеса позволит привлечь ресурсы институциональных инвесторов в развитие и удешевление кредитования малого бизнеса, что позволит повысить ликвидность соответствующих активов для банков и снизить кредитные риски.
Недостаток собственного капитала и ограниченная доступность традиционных кредитных источников финансирования для малого бизнеса обуславливают необходимость использования лизинга. Государственные меры финансовой поддержки в сфере лизинга направлены на стимулирование кредитования лизинговых компаний, которые работают с малым бизнесом. В контексте лизинговых операций также предоставляется гарантийная поддержка и реструктуризация кредитов лизинговых компаний. Последнее осуществляется совместно с Банком России.
Регрессный факторинг как форма торгового финансирования при недостатке залогового обеспечения обеспечивает малому бизнесу финансовую составляющую и снижает издержки малого бизнеса, одновременно нивелируя риски банка. Государственные мероприятия по развитию использования факторинга малым бизнесом:
- развитие системы и унификация стандартов факторинга, а также оценки кредитного риска;
- использование факторинга при исполнении государственных контрактов;
- использование факторинга на электронных площадках.
Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для бизнеса является финансово-кредитная поддержка (субсидирование). Приоритетом в развитии финансовой поддержки малых предприятий является снижение доли субсидии в общем объеме средств в пользу рыночных инструментов поддержки. По прямой финансовой поддержке приоритет отдается:
- субъектам малого бизнеса из высокотехнологичных секторов экономики;
- субъектам малого бизнеса в монопрофильных муниципальных образованиях;
- субъектам малого бизнеса – участникам производственных цепочек крупных предприятий;
- субъектам малого бизнеса в сфере сельского хозяйства;
- субъектам малого бизнеса в сфере социального предпринимательства, молодежного предпринимательства для компенсации затрат на стартап.
Основным проводником государственной политики по развитию финансовой поддержки субъектов малого бизнеса является Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Организация сотрудничает со 125 банками-партнерами, 85 региональными гарантийными организациями, 6 лизинговыми компаниями, 59 российскими и международными институтами развития. С участием корпорации было заключено 28,6 тыс. договоров гарантий на общую сумму 580 млрд руб., обеспечив получение МСП 0,8 трлн руб. Поддержка финансирования малого бизнеса через корпорацию осуществляется с использованием следующих механизмов:
- «зонтичные» поручительства;
- независимая гарантия корпорации;
- стимулирование кредитования;
- субсидирование процентной ставки;
- льготный лизинг оборудования;
- инвестиционный лифт.
На территории Омской области предоставление финансовой поддержки происходит в подавляющем количестве случаев на безвозвратной основе (таблица).
Развитие мер поддержки финансирования малого бизнеса в Омском регионе происходит в рамках нормативно-правовой базы (рисунок):
- реализация Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [7];
- принятие Закона Омской области «Об отдельных вопросах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Омской области» [8];
- утверждение Государственной программы Омской области «Развитие экономического потенциала Омской области» [9];
- создание Межведомственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства.
Финансирование в рамках программы «Развитие малого и среднего предпринимательства» предусматривает 3 млрд руб., а финансирование по подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области» составляет 1,5 млрд руб.
Созданная правительством Омской области некоммерческая организация «Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства» призвана содействовать развитию малого бизнеса Омской области посредством:
− оказания содействия в продвижении производимых товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынки России и зарубежные рынки;
− обеспечения доступа субъектов МСП Омской области, организаций, образующих инфраструктуру поддержки МСП Омской области, к кредитным и иным финансовым ресурсам;
− координации мер поддержки субъектов МСП Омской области и мер поддержки по иным программам;
− развития системы гарантий и поручительств по обязательствам МСП Омской области [10].
На территории Омской области предоставляются следующие меры государственной финансовой поддержки:
− микрофинансирование – шесть региональных микрофинансовых программ по привлечению заемных средств (до 5 миллионов рублей предоставляются на срок до 3 лет);
− инвестиционные займы – от 5 до 20 млн рублей под 5% предоставляются на период до 7 лет;
Формы оказанной поддержки по Омской области по получателям, ед. [6]
Форма/вид оказанной поддержки |
Количество |
% |
Гарантии и поручительства |
1 026 |
5,58 |
Финансирование на возвратной основе |
2 774 |
15,1 |
Субсидии и гранты |
16 498 |
89,8 |
Система нормативно-правового обеспечения финансовой поддержки малого бизнеса в Омской области
− займы для производства высокотехнологичной продукции, импортозамещение, лизинг производственного оборудования, станкостроительные проекты, цифровизация действующих производств, производство предприятиями ОПК высокотехнологичной продукции гражданского или двойного назначения [11].
Заключение
На территории Омской области разработана соответствующая нормативно-правовая база, регулирующая предоставление финансовой поддержки с использованием государственных механизмов субъектам малого бизнеса, создана инфраструктура, обеспечивающая рабочий механизм данного вида поддержки. Государственная финансовая поддержка предоставляется региональным фондом микрофинансирования по программам микрофинансирования, инвестиционных займов и займов промышленности, а также министерством экономики Омской области в форме предоставления субсидий и грантов в части компенсации произведенных или планируемых затрат в большинстве по социально значимым видам деятельности. Ежегодно увеличивается как объем предоставляемой государственной финансовой поддержки, так и количество получателей данного вида поддержки.