Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

REGULATORY AND LEGAL SUPPORT OF FINANCIAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE OMSK REGION

Baetova D.R. 1
1 Omsk State Agrarian University
Small businesses provide a significant share of the country’s GDP, jobs, innovation and investment processes, carrying out their activities in almost all types of activities. At the same time, the essential features of small businesses make it difficult for them to access sources of debt financing, and their own capital is usually small. The article examines the regulatory and legal documents of the federal and regional level on the example of the Omsk region, which create a legal basis for the development of tools, mechanisms of financial support for small businesses. As a policy document regulating the use of financial instruments to support small businesses, the Strategy for the Development of Small and medium-sized businesses is presented in the work. The continuity of state measures is implemented through the compliance of regional regulatory legal acts on the support of small and medium-sized businesses and the regional program for the development of economic potential. The infrastructural component of the financial mechanism for supporting small businesses in the region is considered. Non-refundable forms (direct financial support) still prevail in the structure of the actual support provided to small businesses in terms of the forms of financial support provided. The conducted research has shown a variety of forms and mechanisms of financial support for small businesses, which are systematized only by the organizations responsible for their provision.
small business
financial support
subsidies
microfinance
region

Малое предпринимательство является частью экономики страны, оказывающей влияние на различные аспекты, в том числе рост конкурентоспособности отраслей, усиление мер по внедрению инновационных процессов, создание новых рабочих мест и обеспечение большого количества людей страны доходами, предоставление социальной защиты и улучшения благосостояния населения страны [1]. Важность оказания финансовой поддержки малого бизнеса для обеспечения его выживаемости и развития обуславливается его особенностями, которые затрудняют доступность заемных источников финансирования малого бизнеса. Во-первых, спецификой для малого предпринимательства является отсутствие производственных активов. В большинстве случаев предприятия микро- и малого бизнеса формируют личные активы, а активы бизнеса в основном появляются у среднего и крупного бизнеса. Во-вторых, существенная зависимость от изменения конъюнктуры рынка, политических влияний, изменения законодательных норм – всё это приводит к высоким рискам, низкой устойчивости, низкой рентабельности бизнеса и его последующему закрытию (к примеру – пандемия COVID-19 привела к сокращению предприятий малого и среднего предпринимательства с 5,9 млн в 2019 г. до 5,6 млн в 2020 г., основное сокращение произошло в сегменте микропредприятий) [2]. В-третьих, довольно часто встречается недостаточно качественный финансовый и бухгалтерский учет и анализ у предприятий микро- и малого бизнеса. Последнее обусловлено не только недостаточной квалификацией собственников, но и наличием специальных систем налогообложения, которые не предполагают ведение счетов бухгалтерского учета, составление форм бухгалтерской отчетности.

Целью исследования является изучение нормативно-правового обеспечения региональной государственной финансовой поддержки развития малого бизнеса на примере Омской области.

Материал и методы исследования

Информационной базой являются нормативные документы, публикации исследователей, данные отчетности министерства экономики Омской области, а также сведения о государственной финансовой поддержке, размещенные на портале «Мой бизнес». В работе используется описательный метод, вертикальный и горизонтальный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

На федеральном уровне финансовая поддержка субъектов малого бизнеса развивается на основе ряда государственных программных документов:

• «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г.» [3];

• Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» [4];

• Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [5].

Цель «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства» заключается в развитии сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости. Базовыми индикаторами достижения указанной цели в секторе малого и среднего предпринимательства в 2030 году выступают увеличение в 2,5 раза оборота, увеличение показателей производительности труда, увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства до 20% и увеличение доли занятого населения в секторе до 35%.

Необходимым условием реализации «Стратегии…» и достижения её целей является обеспечение доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий. На федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки, предполагающая использование как возвратных, так и невозвратных инструментов финансирования. Для увеличения кредитования и эффекта финансового рычага малого бизнеса гарантийная поддержка реализуется в трехуровневой модели совместно с уполномоченными банками, которая должна включать и мероприятия по продвижению гарантийных механизмов. Для увеличения охвата субъектов малого бизнеса происходит внедрение поточных технологий.

Национальная гарантийная система как механизм финансовой поддержки малого бизнеса объединяет региональные гарантийные организации и Корпорацию МСП, а также способствует:

- улучшению условий кредитования малого бизнеса (предоставление обеспечения по кредитным продуктам, снижение процентной ставки);

- увеличению объемов долгосрочного кредитования малого бизнеса;

- адаптации банковских продуктов под потребности малого бизнеса.

Механизм заключается в том, что разные виды гарантий предоставляются разными субъектами инфраструктуры: прямые поручительства/гарантии предоставляются Региональным гарантийным агентством, а федеральными структурами предоставляются более сложные синдицированные гарантии и контргарантии.

Отдельным направлением деятельности гарантийных агентств необходимо выделить создание возможности секьюритизации пулов кредитов малого бизнеса, обеспеченных гарантийной поддержкой. Этот механизм хеджирования кредитных рисков малого бизнеса позволит привлечь ресурсы институциональных инвесторов в развитие и удешевление кредитования малого бизнеса, что позволит повысить ликвидность соответствующих активов для банков и снизить кредитные риски.

Недостаток собственного капитала и ограниченная доступность традиционных кредитных источников финансирования для малого бизнеса обуславливают необходимость использования лизинга. Государственные меры финансовой поддержки в сфере лизинга направлены на стимулирование кредитования лизинговых компаний, которые работают с малым бизнесом. В контексте лизинговых операций также предоставляется гарантийная поддержка и реструктуризация кредитов лизинговых компаний. Последнее осуществляется совместно с Банком России.

Регрессный факторинг как форма торгового финансирования при недостатке залогового обеспечения обеспечивает малому бизнесу финансовую составляющую и снижает издержки малого бизнеса, одновременно нивелируя риски банка. Государственные мероприятия по развитию использования факторинга малым бизнесом:

- развитие системы и унификация стандартов факторинга, а также оценки кредитного риска;

- использование факторинга при исполнении государственных контрактов;

- использование факторинга на электронных площадках.

Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для бизнеса является финансово-кредитная поддержка (субсидирование). Приоритетом в развитии финансовой поддержки малых предприятий является снижение доли субсидии в общем объеме средств в пользу рыночных инструментов поддержки. По прямой финансовой поддержке приоритет отдается:

- субъектам малого бизнеса из высокотехнологичных секторов экономики;

- субъектам малого бизнеса в монопрофильных муниципальных образованиях;

- субъектам малого бизнеса – участникам производственных цепочек крупных предприятий;

- субъектам малого бизнеса в сфере сельского хозяйства;

- субъектам малого бизнеса в сфере социального предпринимательства, молодежного предпринимательства для компенсации затрат на стартап.

Основным проводником государственной политики по развитию финансовой поддержки субъектов малого бизнеса является Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Организация сотрудничает со 125 банками-партнерами, 85 региональными гарантийными организациями, 6 лизинговыми компаниями, 59 российскими и международными институтами развития. С участием корпорации было заключено 28,6 тыс. договоров гарантий на общую сумму 580 млрд руб., обеспечив получение МСП 0,8 трлн руб. Поддержка финансирования малого бизнеса через корпорацию осуществляется с использованием следующих механизмов:

- «зонтичные» поручительства;

- независимая гарантия корпорации;

- стимулирование кредитования;

- субсидирование процентной ставки;

- льготный лизинг оборудования;

- инвестиционный лифт.

На территории Омской области предоставление финансовой поддержки происходит в подавляющем количестве случаев на безвозвратной основе (таблица).

Развитие мер поддержки финансирования малого бизнеса в Омском регионе происходит в рамках нормативно-правовой базы (рисунок):

- реализация Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [7];

- принятие Закона Омской области «Об отдельных вопросах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Омской области» [8];

- утверждение Государственной программы Омской области «Развитие экономического потенциала Омской области» [9];

- создание Межведомственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства.

Финансирование в рамках программы «Развитие малого и среднего предпринимательства» предусматривает 3 млрд руб., а финансирование по подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области» составляет 1,5 млрд руб.

Созданная правительством Омской области некоммерческая организация «Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства» призвана содействовать развитию малого бизнеса Омской области посредством:

− оказания содействия в продвижении производимых товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынки России и зарубежные рынки;

− обеспечения доступа субъектов МСП Омской области, организаций, образующих инфраструктуру поддержки МСП Омской области, к кредитным и иным финансовым ресурсам;

− координации мер поддержки субъектов МСП Омской области и мер поддержки по иным программам;

− развития системы гарантий и поручительств по обязательствам МСП Омской области [10].

На территории Омской области предоставляются следующие меры государственной финансовой поддержки:

− микрофинансирование – шесть региональных микрофинансовых программ по привлечению заемных средств (до 5 миллионов рублей предоставляются на срок до 3 лет);

− инвестиционные займы – от 5 до 20 млн рублей под 5% предоставляются на период до 7 лет;

Формы оказанной поддержки по Омской области по получателям, ед. [6]

Форма/вид оказанной поддержки

Количество

%

Гарантии и поручительства

1 026

5,58

Финансирование на возвратной основе

2 774

15,1

Субсидии и гранты

16 498

89,8

missing image file

Система нормативно-правового обеспечения финансовой поддержки малого бизнеса в Омской области

− займы для производства высокотехнологичной продукции, импортозамещение, лизинг производственного оборудования, станкостроительные проекты, цифровизация действующих производств, производство предприятиями ОПК высокотехнологичной продукции гражданского или двойного назначения [11].

Заключение

На территории Омской области разработана соответствующая нормативно-правовая база, регулирующая предоставление финансовой поддержки с использованием государственных механизмов субъектам малого бизнеса, создана инфраструктура, обеспечивающая рабочий механизм данного вида поддержки. Государственная финансовая поддержка предоставляется региональным фондом микрофинансирования по программам микрофинансирования, инвестиционных займов и займов промышленности, а также министерством экономики Омской области в форме предоставления субсидий и грантов в части компенсации произведенных или планируемых затрат в большинстве по социально значимым видам деятельности. Ежегодно увеличивается как объем предоставляемой государственной финансовой поддержки, так и количество получателей данного вида поддержки.