Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF REGIONAL INVESTMENT ATTRACTIVENESS

Sinichenko O.A. 1
1 Taganrog Institute of Management and Economics
Regional investment attractiveness is one of the key indicators characterizing the level of development of the subject of the Russian Federation. Not all regions are equally attractive from the point of view of investment, and therefore, the research that will be conducted in this article is quite relevant. Regional authorities are constantly developing and implementing various projects that will help increase the inflow of investments. The regional investment attractiveness of a particular entity should correspond to the current socio-economic priorities and needs of the country. It should be noted that the inflow of investments can be provided by both external and internal sources. Within the framework of this study, the conceptual apparatus of «regional investment attractiveness» and «regional investment climate» will be considered; the factors determining it will be given; the main methods of its assessment will be analyzed; the statistical indicators of the country’s subjects, the current investment ratings of the regions are given, which will allow identifying the most attractive regions of Russia. The higher the level of regional investment attractiveness, the more active the process of stimulating the attraction of capital and labor, the more actively the production and material bases of enterprises are updated, the R&D and infrastructure of the region are developing faster.
regional investment attractiveness
regional investment climate
regional development
investment ratings
investment attraction
regional economy

В настоящее время региональная инвестиционная привлекательность является очень важным структурным показателем эффективного функционирования каждого субъекта страны. Обострение межстрановых конфликтов, активная санкционная политика западных стран и США, ослабление курса рубля, инфляционные риски, нестабильные цены на нефть и газ на мировых рынках – все эти факторы отрицательно влияют на инвестиционную привлекательность как региона, так и страны в целом. Снижение уровня инвестиций обостряет конкуренцию среди регионов за привлечение в них финансовых ресурсов, что становится одной из первостепенных задач руководства субъекта РФ. Региональные инвестиции создают не только дополнительную налогооблагаемую базу, но и дополнительные рабочие места, которые образуются при расширении производства или создания нового бизнеса.

В современных реалиях сталкиваются два субъекта. Первый – это бизнес, который нуждается в финансировании своей деятельности для реализации различных целей. Это может быть и спасение своей компании от разорения, а может быть, наоборот, желание ее расширить. Второй субъект – инвесторы, которые, обладая даже в сложные экономические времена большим запасом финансов, хотят выкупить «подешевле» компании, которые находятся на грани банкротства, или, наоборот, вложиться в перспективные с точки зрения прогнозируемой прибыли организации. Каждый регион с точки зрения своей инвестиционной привлекательности неоднороден, вследствие чего была сформулирована цель исследования, которая состоит в рассмотрении теоретических аспектов понятия региональной инвестиционной привлекательности, а также в анализе методик ее оценки, что позволит сделать вывод о наиболее привлекательных с точки зрения вливания финансовых ресурсов субъектов РФ.

Понятие региональной инвестиционной привлекательности очень многогранно и, по сути, представляет собой набор положительных качественных характеристик субъекта страны, которые позволят привлечь в него капитал. К таким благоприятным характеристикам можно отнести обширные производственные мощности, развитую социально-экономическую сферу, наличие полезных ископаемых, плодородную почву для реализации проектов АПК, стабильную экономическую обстановку и т.д.

В целом региональная инвестиционная привлекательность региона находится под влиянием следующих групп факторов [1]:

1. Факторы занятости населения. Данная группа позволяет оценить, насколько тот или иной регион обеспечен трудовыми ресурсами в различных проявлениях. В данной группе факторов нужно оценить уровень занятости и безработицы, процент экономически активного населения, уровень его образовательной подготовки, миграционные показатели, а также число иностранных работников в регионе.

2. Экономические факторы. Данная группа позволяет оценить, насколько тот или иной регион финансово может сам себя обеспечивать. Доходы региона зависят в том числе от налогооблагаемой базы, прибыли предприятий, уровня доходов жителей субъекта РФ. В данной группе факторов нужно оценить размеры задолженности предприятий региона, число банков на душу населения, объем текущих инвестиций, прибыль предприятий и их обороты, а также общие доходы и расходы бюджета субъекта РФ.

В связи с этим необходимо рассмотреть деление всех регионов на две категории: регионы-доноры и регионы-реципиенты. Сегодня Россия состоит из 89 регионов [2]. Если регион зарабатывает условно больше, чем тратит, и не получает дотаций от государства, то его принято называть регион-донор, таких регионов в нашей стране мало, но при этом в данных субъектах РФ наблюдаются самые большие средние заработные платы и объемы собираемых налогов. По данным на начало 2023 г. их 23: Татарстан, Красноярский край, Белгородская, Вологодская, Иркутская, Калужская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Мурманская, Нижегородская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тульская, Тюменская, Челябинская и Ярославская области, Москва и Санкт-Петербург, а также Ненецкий, Ханты-Мансийский (Югра) и Ямало-Ненецкий автономные округа [2]. Деньги, полученные от вышеуказанных регионов, затем перераспределяются в регионы-реципиенты. Если рассмотреть основные причины, по которым данные регионы заработали большие объемы финансовых ресурсов, то среди них можно выделить наличие природных ресурсов, устойчивый климат, удачное географическое расположение, выход к морю или реке.

Если регион зарабатывает меньше, чем тратит, то его принято называть регион-реципиент, он не может обеспечить себя самостоятельно, и поэтому он снабжается дополнительными денежными средствами в форме дотаций из бюджета страны. По данным Росстата на начало 2023 г. таких регионов в нашей стране 62 [2]. Стоит отметить, что статистика по новым регионам не ведется (их 4: ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области) по причине продолжающейся там до сих пор специальной военной операции. Однако условно данные регионы, ввиду огромных разрушений и необходимости массово восстанавливать их инфраструктуру, выплачивать там пенсии и социальные пособия, можно причислить к регионам-реципиентам. Так как таких регионов достаточно много, выделим те, которые получают из бюджета самые крупные дотации. Самыми затратными для страны являются Дагестан, Якутия, Камчатка, Чечня, Алтай, Ставрополье, Крым, Бурятия, Башкирия и Тыва. Дотации в эти субъекты составляют от 20 до 85 млрд руб. в год. Республика Дагестан получает больше всего средств из бюджета. В 2023 г. сумма вливаний в регион составила 85,91 млрд руб. (70 % вливаний в регион – субсидии и дотации из федерального бюджета) [2]. Многие эксперты отмечают, что толчком развития региона может стать развитие транспортной инфраструктуры и туризма.

3. Факторы покупательской способности. Фактически позволяют оценить покупательский спрос населения, который можно охарактеризовать следующими показателями: уровень прожиточного минимума для разных категорий граждан, уровень их доходов и расходов, уровень потребления различных продуктов (например, молочных, мясных, рыбных и т.д.) и др.

4. Факторы развития инфраструктуры региона. Немаловажную роль в данной группе факторов играет географическое положение региона. В данную группу входят следующие показатели: качество и протяженность автомобильных дорог, уровень обеспеченности населения общественным транспортом, школами, детскими садами, поликлиниками, число вузов и колледжей и др.

5. Промышленно-производственные факторы. Наличие крупных предприятий в субъекте страны делает его более привлекательным с инвестиционной точки зрения. В данной группе анализируются следующие показатели: количество промышленных предприятий по отраслям, виды экономической деятельности в регионе и др.

6. Факторы наличия ресурсов. Данная группа факторов характеризует потенциал региона с точки зрения обеспеченности его природными ресурсами и полезными ископаемыми. В рамках данной категории оцениваются следующие показатели: объемы посевных площадей, объемы леса и потенциальные запасы древесины по различным породам деревьев, объемы растениеводства и животноводства и др.

7. Факторы развития туризма. Для некоторых регионов нашей страны, особенно после введения санкций и увеличения активности внутреннего туризма, данное направление будет очень актуально и востребовано как со стороны клиентов, так и потенциальных инвесторов. В рамках данной группы факторов оцениваются наличие мест для размещения отдыхающих, мест для посещения, достопримечательностей, экскурсионных программ и др.

8. Факторы развития рыночной экономики. Данные факторы в целом характеризуют институциональный потенциал страны. Оцениваются следующие показатели: прибыльность предприятий, степень монополизации рынка в различных сферах деятельности, уровень конкуренции в различных сферах деятельности, показатели рынка труда и финансового рынка и др.

9. Инновационные факторы. Характеризуют уровень развития инноваций в регионе, уровень научно-технического прогресса. Оцениваются следующие показатели: число НИИ, объемы затрат на НИР, показатели внедрения инноваций, регистрация патентов и др.

Региональная инвестиционная привлекательность неразрывно связана с понятием «региональный инвестиционный климат», которое можно охарактеризовать как совокупность законодательных, социально-экономических, территориальных и культурных условий формирования инвестиционного рынка субъекта страны. На региональный инвестиционный климат влияют различные факторы: уровень бедности, преступности, развитость инфраструктуры, квалификация рабочей силы, национальная безопасность, политическая обстановка, налоговые режимы, законодательная база, имущественные права и др. [2].

Материалы и методы исследования

Вопросам анализа региональной инвестиционной привлекательности посвящено много научных трудов и исследований. В частности, в своих трудах докт. экон. наук О.А. Булавко указывает, что необходимо использовать индивидуальный подход к оценке инвестиционной привлекательности региона [3]; авторы канд. экон. наук А.А. Цвырко и канд. экон. наук Н.В. Сухорукова отмечают необходимость того, чтобы методика оценки региональной инвестиционной привлекательности основывалась на официальных данных, таких, например, как статистические показатели Федеральной службы государственной статистики [4]; докт. экон. наук М.М. Авезова, докт. экон. наук А.А. Урунов и канд. экон. наук М.А. Насимова подчеркивают, что ключевым показателем инвестиционной привлекательности как на уровне отрасли, так и на уровне региона развития является рентабельность производства, которая характеризует прибыльность операций и эффективность действия [5].

В целом оценка региональной привлекательности региона состоит в системном анализе совокупности факторов, определяющих текущий инвестиционный климат, инвестиционный потенциал и уровень рисков при инвестировании в данный конкретный регион. Этапы оценки региональной инвестиционной привлекательности:

1. Оценка экономических показателей развития региона.

2. Оценка инвестиционной инфраструктуры региона.

3. Оценка демографической ситуации в регионе.

4. Оценка степени развития рыночно-финансовых отношений и коммерческой инфраструктуры на региональном уровне.

5. Оценка уровня инвестиционной безопасности региона [6].

Далее рассмотрим основные методы оценки региональной инвестиционной привлекательности. Один из таких методов – это описательный метод, который основывается на исследовании абсолютных показателей социально-экономического развития региона, их структуры и динамики. Этот метод позволяет получить общую картину развития региона и выявить его сильные и слабые стороны. Еще одним методом является рейтинговый подход, который основывается на оценке аналитических показателей, объединенных в синтетические показатели по группам. Эти группы могут включать различные аспекты развития региона, такие как экономический рост, инфраструктура, доступность ресурсов и т.д. На основе этих синтетических показателей формируется интегральный показатель, который определяет рейтинг региона. Однако помимо указанных методов существуют и другие подходы к оценке инвестиционной привлекательности региона. Например, можно использовать сравнительный анализ, сопоставляя различные регионы и выявляя их конкурентные преимущества. Также можно применять экспертные оценки, опрашивая специалистов и инвесторов, чтобы получить их мнение о привлекательности региона для инвестиций. Кроме того, важно учитывать и другие факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность региона. Например, политическая стабильность, правовая система, наличие инвестиционных программ и льгот для инвесторов, а также качество жизни и уровень образования населения. Все эти факторы могут оказывать значительное влияние на решение инвесторов о вложении средств в определенный регион. Таким образом, оценка инвестиционной привлекательности региона является сложным и многогранным процессом, требующим комплексного подхода и учета различных факторов. Использование различных методов и подходов позволяет получить более полную картину и принять обоснованные решения в сфере инвестиций [7].

Рассмотрим наиболее актуальные методики оценки региональной инвестиционной привлекательности, применяемые в России:

1. Методика «РА Эксперт». Определяет ключевые составляющие инвестиционной привлекательности регионов. Это инвестиционный риск и инвестиционный потенциал. Масштабы последнего определяются значением девяти частных региональных потенциалов: инновационного, природно-ресурсного, производственного, финансового, трудового, институционального, инфраструктурного, туристического и потребительского. Каждая из составляющих характеризуется комплексом индикаторов. Ранг каждого региона определяется количественной оценкой его потенциала, как части в суммарном потенциале всех регионов государства. Инвестиционный риск, по методике, объединяет семь частных видов рисков: экономический, экологический, финансовый, социальный, управленческий, криминальный и законодательный. Ранг региона при этом характеризуется величиной индекса инвестиционного риска – относительным отклонением от среднероссийского уровня риска [8].

2. Методика Агентства стратегических инициатив. Оценка уровня ИПР осуществляется по четырем направлениям: регуляторная среда, институты для бизнеса, доступность ресурсов и качество инфраструктуры для бизнеса, поддержка малого и среднего предпринимательства. Каждое направление включает в себя в среднем три показателя, по которым проводится оценка. Кроме того, к описанным факторам добавляется двадцать показателей вне рейтинга, также участвующих в оценке. На последнем этапе значения показателей суммируются в интегральный индекс инвестиционной привлекательности [9].

3. Методика Национального рейтингового агентства. Оценивание ИПР осуществляется по 52 показателям, которые формируют 7 групп факторов: наличие природных ресурсов и качество окружающей среды в регионе; трудовые ресурсы региона; инфраструктура региона; внутренний рынок региона; производственный потенциал региональной экономики; институциональная среда и социально-политическая стабильность; финансовая устойчивость бюджета и предприятий региона. Значения показателей преобразуются в расчетные индикаторы, которые затем используются для определения весов каждого фактора. После этого производится расчет агрегированных оценок по каждому из факторов и их интегрального индекса. Наконец, определяется пороговое значение интегрального индекса ИПР [10].

Результаты исследования и их обсуждение

Как было описано выше, все три методики имеют разные оцениваемые показатели и способы их расчета. Проведем сравнительный анализ результатов (ТОП-5 регионов с наивысшими показателями региональной инвестиционной привлекательности) полученных всеми тремя методиками по итогам 2022 г. в таблице.

Несмотря на различие показателей и методов расчета, можно сделать вывод о схожести рассматриваемых методик. По всем трем методикам одним из лидеров является Москва, отмечается высокий уровень эффективности экономики, инфраструктурного развития, качества институтов и финансовой устойчивости.

Сравнительный анализ методик оценки региональной инвестиционной привлекательности по итогам 2022 года

Методика «РА Эксперт»

Методика Агентства стратегических инициатив

Методика Национального рейтингового агентства

1. Архангельская область

1. Москва

1. Москва

2. Москва

2. Татарстан

2. Ямало-Ненецкий автономный округ

3. Краснодарский край

3. Московская область

Нижегородская область

Тюменская область

3. Санкт-Петербург

4. Республика Татарстан

4. Республика Башкортостан

Тульская область

Сахалинская область

4. Московская область

5. Ямало-Ненецкий автономный округ

5. Новгородская область

Краснодарский край

5. Татарстан

Необходимо отметить среди лидеров Республику Татарстан. Инновационное развитие и поддержка инноваций со стороны руководства Республики: создание технопарков и бизнес-инкубаторов; венчурные ярмарки, конкурсы идей, создание научно-исследовательских центров федерального уровня инфраструктура для развития инноваций. Ряд производств в регионе уже являются инновационными для своей отрасли: полимеры, фармацевтика, АСУ. Ямало-Ненецкий автономный округ также привлекателен с точки зрения инвестиций, в округе повышается доступность инфраструктуры, работают институты поддержки бизнеса, что позволяет создавать и развивать новые производства.

Для достижения успеха необходимо эффективно использовать передовые технологии, новые знания, идеи, навыки, и информационно-технологические ресурсы. В этом контексте изучение методик оценки инвестиционной привлекательности и их анализ имеют большое значение. Это позволяет инвесторам вложить свои ресурсы в безопасные проекты с ожидаемыми результатами и помогает предпринимателям и государственным органам привлекать ресурсы для реализации собственных проектов. Оценка инвестиционной привлекательности может быть полезна для принятия решений об инвестициях на уровне страны или региона.

Заключение

Рейтинги инвестиционной привлекательности помогают определить преимущества и недостатки конкретного рынка, а также привлечь иностранные инвестиции. Это может способствовать экономическому росту, созданию новых рабочих мест и улучшению жизни населения. Важно отметить, что оценка инвестиционной привлекательности является динамическим процессом. В условиях постоянных изменений в экономике и бизнес-среде, рейтинги должны периодически обновляться и корректироваться. Это позволяет отслеживать изменения в условиях инвестирования и принимать актуальные решения.

Рейтинги инвестиционной привлекательности играют важную роль в оценке условий, в которых инвесторы могут осуществить свои проекты. Они помогают определить, насколько эти условия соответствуют поставленным целям инвестирования, и предоставляют информацию о возможностях развития и расширения существующего потенциала. Кроме того, рейтинги также помогают оценить риски и доходность конкретных инвестиционных проектов. В современной экономической системе оценка инвестиционной привлекательности должна проводиться комплексно, с учетом динамических исследований на разных уровнях. Это включает макроэкономическую, мезоэкономическую и микроэкономическую оценку, а также анализ мегаэкономики и наноэкономики. Такой подход позволяет учесть различные факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность, и принять во внимание широкий спектр данных. Инвестиционная деятельность выходит за рамки финансовой сферы и играет важную роль в интенсивном развитии экономики.