Актуальность темы исследования обусловлена тем, что последние годы «негативно отразились на состоянии туристической отрасли, как в мировом, так и национальном масштабах. Массовые ограничения передвижения, закрытие границ, повышенные требования к санитарно-эпидемиологическим нормам, ухудшение платежеспособности потребителей – все это привело к невозможности граждан путешествовать, а предприятия индустрии гостеприимства были вынуждены кардинально пересмотреть правила и методы работы» [1]. «В отчете Всемирного совета по туризму и путешествиям 2021 г. отмечается, что, если замедление мировой экономики составило всего 3,7 %, то вклад туризма в мировой ВВП сократился вдвое. Ограничения сильнее ударили по международному туризму – расходы туристов в зарубежных поездках сократились на 70 %, в то время как на путешествия внутри своих стран – на 45 %. Согласно расчетам Ростуризма, из-за резкого снижения спроса на туристские услуги, а также реализации карантинных мероприятий и ограничения деятельности организаций индустрии туризма падение оборота в сфере туризма достигло 95–100 %‚ а объем недополученных доходов превысил 1,5 трлн руб.» [1].
В условиях влияния на туризм экономических, политических и санитарно-эпидемиологических ограничений в России происходит активная переориентация выездного туризма на въездной и внутренний.
Цель исследования – анализ ресурсной базы и оценка туристского потенциала Свердловской области как туристической дестинации, рассмотрение реализованных проектов по развитию внутреннего туризма и выявление перспективных направлений развития туризма на территории региона.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования послужили программные документы федерального и регионального уровня по развитию туризма в Российской Федерации, данные Центра развития туризма в Свердловской области.
Результаты исследования и их обсуждение
По данным Ростуризма, по итогам 2020 г. в структуре туризма в целом по Российской Федерации преобладали виды туризма, приведенные на рис. 1. По данным, приведенным на рисунке, видно, что преобладает пляжный туризм (32 %).
По природно-климатическим условиям Свердловская область не имеет возможности предлагать подобные туры на своей территории. Лечебно-оздоровительный туризм (11 %), атмосферный городской и деловой туризм (по 8 % в структуре спроса) подходят к нашему региону и успешно реализуются и в Екатеринбурге, и на территории Свердловской области.
Для повышения конкурентоспособности Уральского региона на рынке внутреннего и межрегионального туризма, рассмотрим существующие недостатки (проблемные аспекты) и определим ресурсные возможности развития тех видов туризма, которые наиболее подходят под природно-климатические и культурно-исторические условия Свердловской области.
Инфраструктурные проблемы. Основные средства размещения в Свердловской области сосредоточены в Екатеринбурге. Малые города имеют небольшой номерной фонд, который зачастую не соответствует современным запросам путешественников. По плотности автомобильных дорог «регион занимает 55-е место в Российской Федерации», «что делает труднодоступными туристские ресурсы, находящиеся в северной и восточной частях области» [1].
Основной кадровой проблемой является наличие квалифицированного персонала, как управленческого, так и линейного. Особенно нехватка квалифицированных кадров ощущается так же в малых городах, удаленных от Екатеринбурга. Хотя в Екатеринбурге 7 вузов и колледжей ведут подготовку кадров по направлению «Туризм и гостиничное дело», молодые специалисты стараются остаться в крупных городах. Также и екатеринбургские отели ощущают недостаток работников нижнего звена: горничных, администраторов, портье и т.д. – из-за невысокого уровня оплаты труда.
Информационные проблемы: в Свердловской области до сих пор не разработан и недостаточно активно продвигается уникальный и привлекательный туристский имидж в масштабах России и мира. До сих пор не закончена работа по формированию как бренда Екатеринбурга, так и региона в целом.
Социально-психологические проблемы: «к внутреннему туризму, как к экономически привлекательной сфере деятельности, наблюдается отсутствие заинтересованности и невнимательное отношение и среди местных потребителей, и в муниципальных образованиях» [2]. Современный турист, побывав в различных странах мира, формирует видение качества предоставляемых услуг, и, к сожалению, местная инфраструктура транспорта, сферы гостеприимства, культурно-досуговой деятельности не соответствует ни по качеству, ни по стоимости запросам туристов. Это относится как к организованным турам, так и к самостоятельным поездкам.
Рис. 1. Распределение наиболее популярных видов туризма по направлениям в России в 2020 г. [1]
Рис. 2. Виды туристско-рекреационных ресурсов Свердловской области
Экономические проблемы: «дороговизна транспортных расходов на поездки в силу значительной удаленности многих объектов показа от Екатеринбурга» [3], большой территориальный разброс и площади, отсекающие часть внутреннего турпотока при снижении платежеспособности потребителей. Неэффективно соотношение «цена – качество» на продукты внутреннего туризма, недостаточные инвестиции в объекты инфраструктуры [3].
На рис. 2 приведена классификация туристских ресурсов Свердловской области, наглядно показывающая высокий туристско-рекреационный потенциал региона.
Туризм, как быстроразвивающаяся отрасль экономики, активно поддерживается региональными властями Свердловской области. Существует множество программ, направленных на развитие внутреннего туризма в Свердловской области, в том числе и «Стратегия развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области на период до 2035 года» [2].
Инвестиционные проекты региона касаются развития природного, промышленного, познавательного и активного туризма. «Проработан кластерный подход формирования туристских дестинаций» [3]. С учетом зонирования территорий на основе природно-ландшафтного и рекреационного потенциала, наличия объектов культурно-исторического наследия, определены зоны с приоритетными видами развития туризма.
Активно развивается событийный туризм в регионе. Инвестиционные проекты Свердловской области направлены на развитие природного туризма. Планируется создание туристского комплекса – индустриально-ландшафтного парка «Демидов-парк» в Нижнем Тагиле. Еще один проект предусматривает формирование туристского комплекса «Ирбит: колесо истории». Запланировано создание визит-центра по приему туристов на территории природного парка «Оленьи ручьи». В программе намечены к осуществлению такие проекты, как создание туристского комплекса на базе уникальной и единственной в стране Алапаевской узкоколейной железной дороги, воссоздание геолого-минералогического маршрута «Самоцветная полоса Урала», культурно-исторического, туристско-рекреационного парка «Каменные ворота».
На основании анализа программных документов по развитию внутреннего туризма и анализа природно-культурного потенциала региона нами были выявлены приоритетные для Свердловской области виды туризма:
1. Событийный туризм – активно развивается и продвигается. Правительство Свердловской области поддерживают муниципальные образования и предпринимателей, которые получают грантовую поддержку на реализацию особо значимых и качественно продуманных проектов [4].
2. Детский туризм. Данный вид туризма получил активное развитие на федеральном уровне. Создан Координационный совет по развитию детского туризма в Российской Федерации, принята Национальная программа детского туризма «Моя Россия». В Свердловской области разработаны детские экскурсионные маршруты для общеобразовательных учреждений проектов «Урал для школы» и «Единая промышленная карта» [4], имеющие непосредственную привязку к образовательным программам для различных возрастов.
3. Образовательный и научный туризм. В регионе обучается большое количество российских и иностранных студентов, проводятся крупные научные и деловые мероприятия в сфере образования [5]. Необходимо отметить, что после ужесточения требований федерального законодательства к работе гидов-экскурсоводов, в Екатеринбурге в 2022 г. вузами активно реализуются программы переподготовки и повышения квалификации по программам «Экскурсоведение», что дает возможность слушателям в дальнейшем проходить аккредитацию и получать разрешение на работу экскурсоводом в Свердловской области. Такая же работа проводится и с другими регионами.
4. Экологический туризм. Имеется разнообразие флоры и фауны, наличие уникальных возможностей для развития экологического туризма, который набирает популярность в Свердловской области и Российской Федерации. Уникальная уральская природа, объекты, имеющие статус особо охраняемых природных территорий, позволяют достойно представлять регион на рынке туристических услуг и формировать разнообразные туристические маршруты для различных категорий туристов – от школьников до туристов «серебряного возраста».
5. Сельский туризм. Данное направление будет востребованным, исходя из проявленного интереса с 2020 г. и в постпандемийный период к загородному отдыху. «Тем более что сельский туризм официально введен в отраслевое законодательство» [1]. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р утверждает одноименную стратегию, в которой впервые на федеральном уровне закреплено понятие «сельский туризм» [6, 7].
6. Инклюзивный туризм. В соответствии с Федеральной программой «Доступная среда» проводится работа по оборудованию средств размещения, наличию специального транспорта, благоустройству территорий вблизи наиболее популярных туристических и экскурсионных объектов показа. На территории Свердловской области были разработаны и апробированы маршруты с участием представителей общественных организаций людей с ограниченными возможностями здоровья.
7. Этнографический туризм. В Свердловской области существует значительный потенциал для развития этнографического туризма. На территории Среднего Урала (по данным информационного портала Свердловской области) проживает около 160 народностей, есть возможность представить традиции, культуру, кухню и быт во множестве вариантов. Уже на рынке представлены кросс-региональные маршруты, которые представляют культуру и быт малых северных народов Урала. Функционируют этнопарки.
8. Гастрономический туризм. Это один из самых перспективных и востребованных видов туризма во всем мире. В настоящее время активно реализуются экскурсии на фермы, где местные производители проводят дегустацию своей фермерской продукции и мастер-классы по сыроварению, предлагается посещение рыбных ферм и уральских пивоваренных заводов. Бренд уральской кухни активно продвигается рядом рестораторов, и многие предприятия общественного питания в Екатеринбурге включают в меню блюда, позиционируемые как исконно уральские.
9. Лечебно-оздоровительный туризм: поездки в санатории и на источники, что обусловлено в том числе ростом спроса на реабилитационные программы для переболевших COVID-19. В 2019 г. в Свердловской области действовало 40 санаториев, в 2020–2022 гг. идет расширение санаторно-курортной базы за счет развития и благоустройства термальных источников, открытия СПА-комплексов, также оказывающих оздоровительные услуги.
10. Индустриальный (промышленный) туризм. «На территории Свердловской области находится большое количество строений промышленного назначения разных исторических периодов, которые могут быть использованы и уже используются для туристических целей» [8]. Проводится реконструкция старых заводских цехов в Сысерти, в экскурсионные программы включены старые металлургические постройки Нижнего Тагила, Режа, Алапаевска и других уральских городов.
Кроме того, развивается промышленный туризм на действующие предприятия и в 2022 г. 10 уральских предприятий официально заявили о готовности принимать туристические группы и проводить экскурсии. Агентство стратегических инициатив активно работает в данной сфере и «старт экскурсий на ключевые предприятия Свердловской области – это результат работы команды региона во всероссийском акселераторе по промышленному туризму. Совместно с экспертами АСИ сформированы и протестированы тематические маршруты, связанные с историей российских железных дорог и трансформацией металлургии» [8].
Заключение
Вышеуказанные тренды в областном туризме соответствуют концепции федеральных проектов по внутреннему туризму и являются реальным механизмом повышения конкурентоспособности регионов на внутреннем рынке туристских услуг, с последующим усилением инвестиционной привлекательности для формирования качественной туристической инфраструктуры. Это позволит уральским туроператорам формировать новые востребованные местные и кросс-региональные маршруты, создавая турпродукт в соответствии с уровнем запросов различных сегментов российских потребителей.