Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

PROMISING DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC TOURISM IN THE SVERDLOVSK REGION

Ogurtsova Yu.N. 1
1 Ural State University of Economics
In the context of increasing the closure of the borders starting from 2020, the possibilities of tourist trips of both inbound and outbound destinations are sharply limited. Tourism as an industry that, in addition to direct income, also has a good multiplier effect, receives significant support from government agencies. Tourism development programs have been approved at both the federal and regional levels, and a significant update of the legislative framework in the field of tourism and the hospitality industry is planned. The work is carried out in the direction of the development of citizens’ travel within the country, in the field of domestic and inbound tourism, which requires an assessment and increase in the availability and attractiveness of natural and recreational and attractive resources in the regions. This article discusses the main problems and prospects for the development of domestic tourism in the Sverdlovsk region in line with the emerging modern economic and political situation. The main infrastructure, socio-psychological, information problems hindering the active development of various types of tourism in Yekaterinburg, as well as other large cities and municipalities of the Sverdlovsk region, were considered. The types of tourism promising for implementation have been identified and substantiated, the development of which will contribute to the full development of tourism in this region.
tourism
types of tourism
domestic tourism
prospects
natural and recreational potential

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что последние годы «негативно отразились на состоянии туристической отрасли, как в мировом, так и национальном масштабах. Массовые ограничения передвижения, закрытие границ, повышенные требования к санитарно-эпидемиологическим нормам, ухудшение платежеспособности потребителей – все это привело к невозможности граждан путешествовать, а предприятия индустрии гостеприимства были вынуждены кардинально пересмотреть правила и методы работы» [1]. «В отчете Всемирного совета по туризму и путешествиям 2021 г. отмечается, что, если замедление мировой экономики составило всего 3,7 %, то вклад туризма в мировой ВВП сократился вдвое. Ограничения сильнее ударили по международному туризму – расходы туристов в зарубежных поездках сократились на 70 %, в то время как на путешествия внутри своих стран – на 45 %. Согласно расчетам Ростуризма, из-за резкого снижения спроса на туристские услуги, а также реализации карантинных мероприятий и ограничения деятельности организаций индустрии туризма падение оборота в сфере туризма достигло 95–100 %‚ а объем недополученных доходов превысил 1,5 трлн руб.» [1].

В условиях влияния на туризм экономических, политических и санитарно-эпидемиологических ограничений в России происходит активная переориентация выездного туризма на въездной и внутренний.

Цель исследования – анализ ресурсной базы и оценка туристского потенциала Свердловской области как туристической дестинации, рассмотрение реализованных проектов по развитию внутреннего туризма и выявление перспективных направлений развития туризма на территории региона.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования послужили программные документы федерального и регионального уровня по развитию туризма в Российской Федерации, данные Центра развития туризма в Свердловской области.

Результаты исследования и их обсуждение

По данным Ростуризма, по итогам 2020 г. в структуре туризма в целом по Российской Федерации преобладали виды туризма, приведенные на рис. 1. По данным, приведенным на рисунке, видно, что преобладает пляжный туризм (32 %).

По природно-климатическим условиям Свердловская область не имеет возможности предлагать подобные туры на своей территории. Лечебно-оздоровительный туризм (11 %), атмосферный городской и деловой туризм (по 8 % в структуре спроса) подходят к нашему региону и успешно реализуются и в Екатеринбурге, и на территории Свердловской области.

Для повышения конкурентоспособности Уральского региона на рынке внутреннего и межрегионального туризма, рассмотрим существующие недостатки (проблемные аспекты) и определим ресурсные возможности развития тех видов туризма, которые наиболее подходят под природно-климатические и культурно-исторические условия Свердловской области.

Инфраструктурные проблемы. Основные средства размещения в Свердловской области сосредоточены в Екатеринбурге. Малые города имеют небольшой номерной фонд, который зачастую не соответствует современным запросам путешественников. По плотности автомобильных дорог «регион занимает 55-е место в Российской Федерации», «что делает труднодоступными туристские ресурсы, находящиеся в северной и восточной частях области» [1].

Основной кадровой проблемой является наличие квалифицированного персонала, как управленческого, так и линейного. Особенно нехватка квалифицированных кадров ощущается так же в малых городах, удаленных от Екатеринбурга. Хотя в Екатеринбурге 7 вузов и колледжей ведут подготовку кадров по направлению «Туризм и гостиничное дело», молодые специалисты стараются остаться в крупных городах. Также и екатеринбургские отели ощущают недостаток работников нижнего звена: горничных, администраторов, портье и т.д. – из-за невысокого уровня оплаты труда.

Информационные проблемы: в Свердловской области до сих пор не разработан и недостаточно активно продвигается уникальный и привлекательный туристский имидж в масштабах России и мира. До сих пор не закончена работа по формированию как бренда Екатеринбурга, так и региона в целом.

Социально-психологические проблемы: «к внутреннему туризму, как к экономически привлекательной сфере деятельности, наблюдается отсутствие заинтересованности и невнимательное отношение и среди местных потребителей, и в муниципальных образованиях» [2]. Современный турист, побывав в различных странах мира, формирует видение качества предоставляемых услуг, и, к сожалению, местная инфраструктура транспорта, сферы гостеприимства, культурно-досуговой деятельности не соответствует ни по качеству, ни по стоимости запросам туристов. Это относится как к организованным турам, так и к самостоятельным поездкам.

missing image file

Рис. 1. Распределение наиболее популярных видов туризма по направлениям в России в 2020 г. [1]

missing image file

Рис. 2. Виды туристско-рекреационных ресурсов Свердловской области

Экономические проблемы: «дороговизна транспортных расходов на поездки в силу значительной удаленности многих объектов показа от Екатеринбурга» [3], большой территориальный разброс и площади, отсекающие часть внутреннего турпотока при снижении платежеспособности потребителей. Неэффективно соотношение «цена – качество» на продукты внутреннего туризма, недостаточные инвестиции в объекты инфраструктуры [3].

На рис. 2 приведена классификация туристских ресурсов Свердловской области, наглядно показывающая высокий туристско-рекреационный потенциал региона.

Туризм, как быстроразвивающаяся отрасль экономики, активно поддерживается региональными властями Свердловской области. Существует множество программ, направленных на развитие внутреннего туризма в Свердловской области, в том числе и «Стратегия развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области на период до 2035 года» [2].

Инвестиционные проекты региона касаются развития природного, промышленного, познавательного и активного туризма. «Проработан кластерный подход формирования туристских дестинаций» [3]. С учетом зонирования территорий на основе природно-ландшафтного и рекреационного потенциала, наличия объектов культурно-исторического наследия, определены зоны с приоритетными видами развития туризма.

Активно развивается событийный туризм в регионе. Инвестиционные проекты Свердловской области направлены на развитие природного туризма. Планируется создание туристского комплекса – индустриально-ландшафтного парка «Демидов-парк» в Нижнем Тагиле. Еще один проект предусматривает формирование туристского комплекса «Ирбит: колесо истории». Запланировано создание визит-центра по приему туристов на территории природного парка «Оленьи ручьи». В программе намечены к осуществлению такие проекты, как создание туристского комплекса на базе уникальной и единственной в стране Алапаевской узкоколейной железной дороги, воссоздание геолого-минералогического маршрута «Самоцветная полоса Урала», культурно-исторического, туристско-рекреационного парка «Каменные ворота».

На основании анализа программных документов по развитию внутреннего туризма и анализа природно-культурного потенциала региона нами были выявлены приоритетные для Свердловской области виды туризма:

1. Событийный туризм – активно развивается и продвигается. Правительство Свердловской области поддерживают муниципальные образования и предпринимателей, которые получают грантовую поддержку на реализацию особо значимых и качественно продуманных проектов [4].

2. Детский туризм. Данный вид туризма получил активное развитие на федеральном уровне. Создан Координационный совет по развитию детского туризма в Российской Федерации, принята Национальная программа детского туризма «Моя Россия». В Свердловской области разработаны детские экскурсионные маршруты для общеобразовательных учреждений проектов «Урал для школы» и «Единая промышленная карта» [4], имеющие непосредственную привязку к образовательным программам для различных возрастов.

3. Образовательный и научный туризм. В регионе обучается большое количество российских и иностранных студентов, проводятся крупные научные и деловые мероприятия в сфере образования [5]. Необходимо отметить, что после ужесточения требований федерального законодательства к работе гидов-экскурсоводов, в Екатеринбурге в 2022 г. вузами активно реализуются программы переподготовки и повышения квалификации по программам «Экскурсоведение», что дает возможность слушателям в дальнейшем проходить аккредитацию и получать разрешение на работу экскурсоводом в Свердловской области. Такая же работа проводится и с другими регионами.

4. Экологический туризм. Имеется разнообразие флоры и фауны, наличие уникальных возможностей для развития экологического туризма, который набирает популярность в Свердловской области и Российской Федерации. Уникальная уральская природа, объекты, имеющие статус особо охраняемых природных территорий, позволяют достойно представлять регион на рынке туристических услуг и формировать разнообразные туристические маршруты для различных категорий туристов – от школьников до туристов «серебряного возраста».

5. Сельский туризм. Данное направление будет востребованным, исходя из проявленного интереса с 2020 г. и в постпандемийный период к загородному отдыху. «Тем более что сельский туризм официально введен в отраслевое законодательство» [1]. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р утверждает одноименную стратегию, в которой впервые на федеральном уровне закреплено понятие «сельский туризм» [6, 7].

6. Инклюзивный туризм. В соответствии с Федеральной программой «Доступная среда» проводится работа по оборудованию средств размещения, наличию специального транспорта, благоустройству территорий вблизи наиболее популярных туристических и экскурсионных объектов показа. На территории Свердловской области были разработаны и апробированы маршруты с участием представителей общественных организаций людей с ограниченными возможностями здоровья.

7. Этнографический туризм. В Свердловской области существует значительный потенциал для развития этнографического туризма. На территории Среднего Урала (по данным информационного портала Свердловской области) проживает около 160 народностей, есть возможность представить традиции, культуру, кухню и быт во множестве вариантов. Уже на рынке представлены кросс-региональные маршруты, которые представляют культуру и быт малых северных народов Урала. Функционируют этнопарки.

8. Гастрономический туризм. Это один из самых перспективных и востребованных видов туризма во всем мире. В настоящее время активно реализуются экскурсии на фермы, где местные производители проводят дегустацию своей фермерской продукции и мастер-классы по сыроварению, предлагается посещение рыбных ферм и уральских пивоваренных заводов. Бренд уральской кухни активно продвигается рядом рестораторов, и многие предприятия общественного питания в Екатеринбурге включают в меню блюда, позиционируемые как исконно уральские.

9. Лечебно-оздоровительный туризм: поездки в санатории и на источники, что обусловлено в том числе ростом спроса на реабилитационные программы для переболевших COVID-19. В 2019 г. в Свердловской области действовало 40 санаториев, в 2020–2022 гг. идет расширение санаторно-курортной базы за счет развития и благоустройства термальных источников, открытия СПА-комплексов, также оказывающих оздоровительные услуги.

10. Индустриальный (промышленный) туризм. «На территории Свердловской области находится большое количество строений промышленного назначения разных исторических периодов, которые могут быть использованы и уже используются для туристических целей» [8]. Проводится реконструкция старых заводских цехов в Сысерти, в экскурсионные программы включены старые металлургические постройки Нижнего Тагила, Режа, Алапаевска и других уральских городов.

Кроме того, развивается промышленный туризм на действующие предприятия и в 2022 г. 10 уральских предприятий официально заявили о готовности принимать туристические группы и проводить экскурсии. Агентство стратегических инициатив активно работает в данной сфере и «старт экскурсий на ключевые предприятия Свердловской области – это результат работы команды региона во всероссийском акселераторе по промышленному туризму. Совместно с экспертами АСИ сформированы и протестированы тематические маршруты, связанные с историей российских железных дорог и трансформацией металлургии» [8].

Заключение

Вышеуказанные тренды в областном туризме соответствуют концепции федеральных проектов по внутреннему туризму и являются реальным механизмом повышения конкурентоспособности регионов на внутреннем рынке туристских услуг, с последующим усилением инвестиционной привлекательности для формирования качественной туристической инфраструктуры. Это позволит уральским туроператорам формировать новые востребованные местные и кросс-региональные маршруты, создавая турпродукт в соответствии с уровнем запросов различных сегментов российских потребителей.