Региональное развитие в частности и общенациональное развитие в целом тесно связаны с использованием потенциальных возможностей системы высшего образования за счет эффективной организации многогранного взаимодействия и взаимовлияния между всеми участниками этого процесса. Данное взаимодействие не представляет собой единовременные контакты, а должно быть организовано как долгосрочное и многогранное сотрудничество на всех уровнях. Результатом такого взаимодействия должен стать максимальный вклад университетов в территориальное развитие.
Устойчивое развитие региона является предметом различных исследований уже достаточно давно. Начало берется с доклада «Наше будущее» (1987 г.) комиссией ООН «Брундтланд», где были представлены концептуальные основы решений, принятых в рамках конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. в Рио-де Жанейро. Под устойчивым развитием понималось развитие, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей ныне живущих людей и для будущих поколений сохраняется возможность удовлетворить его потребности [1]. В Российской Федерации данное понятие получает свое развитие после указа Президента РФ № 236 от 04.02.1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и указа № 440 от 01.04.1996 г. «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», согласно которым переход к устойчивому развитию должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей [1].
Устойчивое развитие региона, таким образом, выступает актуальной проблемой современной как мировой, так и российской экономики. Также актуальным представляется исследование влияния системы образования на устойчивость регионального развития. Это объясняется тем, что именно региональная система образования учитывает специфику окружающей экономической и социальной системы, ее уникальность, неповторимость, с одной стороны, а с другой стороны, включена в общую систему образования и может учитывать опыт других региональных образовательных систем. Поэтому целью исследования становится определение аспектов влияния региональной системы образования на устойчивость развития региона.
Если анализировать данное понятие «устойчивое развитие» («sustainable development») у различных авторов, таких как Г.В. Гутман, А.А. Мироедов, С.В. Федин, Т.В. Ускова, А.А. Пиковский, И.А. Орлова, то можно отметить следующие тенденции: оптимизация экономических и социальных благ, долгосрочное и сбалансированное развитие всех общественных сфер, снижение экономической нагрузки на биосферу, повышение качества жизни человека и т.д. [2–4].
При анализе повестки ООН «Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года», которая содержала, как известно, 17 глобальных целей устойчивого развития (https://sdgs.un.org/ru/goals), то четвертая цель звучит следующим образом: «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможностей обучения на протяжении всей жизни для всех». Поэтому предметом нашего исследования и стала роль системы образования в устойчивости развития региона.
Rabiul Islam, Siwar Chamhuri в своем исследовании указывают, что образовательный процесс, выполняемый на протяжении всей жизни, несомненно, выступает в качестве одного из факторов устойчивости регионального развития [5].
В данном исследовании предполагается рассмотреть влияние, которое оказывает система высшего образования на устойчивость развития региона. Под региональной системой высшего образования предлагается рассматривать совокупность всех учреждений высшего образования (университетов, институтов, академий и т.д.), находящихся на территории региона, которые предлагают широкий спектр образовательных, научно-исследовательских и инновационных и других услуг.
В данном аспекте вуз оказывает свое влияние на регион по следующим направлениям:
− Вуз представляет собой банк интеллектуальных ресурсов.
− Вуз готовит будущих специалистов, которые способны повлиять на устойчивое развитие своего региона и всей страны в целом.
− Вуз – центр академического и инновационного предпринимательства.
− Вуз – источник междисциплинарных знаний, обеспечивающих комплексный подход: экономический, социальный, экологический – к развитию региона.
В работе О.В. Перфильевой [6] рассматриваются три модели взаимодействия вузов с регионами: закрытая модель взаимодействия вуза с регионом; модель влияния национальной политики на процесс взаимодействия вуза с регионом; модель многофункционального и многоуровневого участия вузов в региональном развитии в контексте потребностей региона. Также автор делает вывод, что для обеспечения положительного влияния высшего образования на устойчивое развитие региона предпочтительной является третья модель многофункционального и многоуровневого участия вузов.
Далее в исследовании предлагается определить показатели, критерии оценки вклада вуза в устойчивое развитие региона.
О.В. Лешуков, Д.Г. Евсеева, А.Д. Громов, Д.П. Платонова [7] предлагают обзор подходов к оценке вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов:
− традиционный подход к оценке экономического влияния (“economicbased” approach);
− навыко-ориентированныи? подход (“skill-based” approach);
− оценка вклада университета как фасилитатора инновационной деятельности региона.
В качестве оптимального решения авторы предлагают оценивать следующие блоки:
− Вклад в экономическое развитие региона.
− Вклад в развитие человеческого капитала региона.
− Вклад в инновационное развитие региона.
Е.В. Огурцова, О.В. Перфильева, А.А. Фирсова в ряде своих исследований отмечают отсутствие системы оценки вклада вузов в регион. Авторы предлагают свою классификацию возможных показателей Inputs и Outputs, используемых для измерения и оценки вклада университета в инновационное развитие региона [8].
Материалы и методы исследования
В нашем исследовании была поставлена задача выявить связь между различными параметрами и устойчивостью развития региона на примере Пензенской области. В качестве методов исследования выбраны анализ литературы, методы сравнительного анализа, статистический метод – корреляционный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
Для определения влияния системы образования в целом на устойчивость развития региона с учетом специфики российского высшего образования нами были выделены следующие параметры:
− Для определения устойчивости развития региона был выбран показатель «отношение валового регионального продукта к численности трудоспособного населения».
− Для определения влияния системы образования были выбраны следующие параметры: 1) организации, выполнявшие научные исследования и разработки; 2) численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками; 3) внутренние затраты на научные исследования и разработки; 4) разработанные передовые производственные технологии; 5) используемые передовые производственные технологии.
По результатам статистических исследований, предоставленных Федеральной службой государственной статистики в открытых источниках [9], была составлена табл. 1.
Таблица 1
Показатели
Годы |
Y |
X1 |
X2 |
X3 |
X4 |
X5 |
2011 |
309,7259797 |
26 |
6413 |
3730,7 |
4 |
|
2012 |
341,3406828 |
24 |
5927 |
3987 |
24 |
1206 |
2013 |
383,0549575 |
23 |
5583 |
4539,5 |
36 |
1393 |
2014 |
415,2443038 |
23 |
5684 |
3518,5 |
34 |
1452 |
2015 |
489,0720798 |
29 |
5790 |
3645,2 |
11 |
1694 |
2016 |
375,6561354 |
28 |
4690 |
3793,6 |
2 |
1613 |
2017 |
418,0827637 |
27 |
4817 |
5461 |
2 |
1727 |
2018 |
452,9032117 |
26 |
5792 |
5115,9 |
10 |
1857 |
2019 |
521,7233232 |
30 |
5686 |
4364,8 |
5 |
2002 |
2020 |
770,4596875 |
30 |
5575 |
3729,1 |
17 |
1929 |
Примечание. Годы – годы исследования (были выбраны данные за последние 10 лет с 2011 по 2020 г.), Y – отношение ВРП к численности трудоспособного населения, Х1 – организации, выполнявшие научные исследования и разработки, Х2 – численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, Х3 – внутренние затраты на научные исследования и разработки, Х4 – разработанные передовые производственные технологии, Х5 – используемые передовые производственные технологии.
Как временной отрезок были выбраны 10 последних лет – с 2011 по 2020 г. Это объясняется тем, что именно в этот период начинается новое развитие системы российского образования, которое обусловлено переходом на двухуровневую систему высшего образования, увеличением финансирования всех сфер образования, учетом вклада системы образования в научно-исследовательскую деятельность.
Обработку данных решено было выполнить в программной среде R-Studio.
В качестве ограничений методики можно отметить такие факторы, как затруднение в сборе данных именно по высшим учебным заведениям Пензенской области, так как Росстат предоставляет данные по всем организациям, выполняющим научную деятельность.
Результаты расчетов коэффициентов корреляции представлены ниже (табл. 2).
Таблица 2
Результаты расчетов
Исследуемая зависимость |
Коэффициент корреляции |
X1, Y |
0,650253 |
X2, Y |
-0,08883 |
X3, Y |
-0,10035 |
X4, Y |
-0,02509 |
X5, Y |
0,698969 |
Рис. 1. Результат вычисления в R-Studio p-value = 0,03616 < 0,1 – коэффициент корреляции значим на уровне значимости 0,1
Рис. 2. Построение графика зависимости Х5 и Y
Рис. 3. Результат вычисления в R-Studio p-value = 0,04179 – коэффициент корреляции значим на уровне значимости 0,1
Анализ результатов показал следующее: наибольший коэффициент корреляции выявлен между переменными Х5 и Y (0,698969), то есть наибольшая связь установлена между переменной «Используемые передовые производственные технологии» и отношением ВРП к численности трудоспособного населения.
Исследуем данную зависимость более подробно, проверим значимость коэффициентов корреляции. Воспользуемся функцией cor.test. Получены следующие результаты. На рис. 1 представлены скриншоты расчетов в R-Studio:
Также выполним построение графика зависимости в MS Excel (рис. 2), добавим линию тренда.
Также установлена связь между переменными X1 и Y («Организации, выполнявшие научные исследования и разработки» и отношение ВРП к численности трудоспособного населения) – коэффициент корреляции равен 0,650253. Также исследуем данную зависимость. На рис. 3 представлены скриншоты расчетов в R-Studio.
Таким образом, можно сделать выводы, что наибольшее влияние на устойчивость развития региона оказывают уровень использования передовых производственных технологий и количество организаций, выполнявшие научные исследования и разработки. Подтверждение сделанных нами выводов можно найти в работах различных авторов, таких как А.А. Фирсова, Е.В. Огурцова, О. Лешуков, А. Громов, Д. Платонова, Д. Евсеева и т.д. В своем исследовании Г.Ю. Гагарина, Л.Н. Чайникова, Л.С. Архипова в качестве ключевого показателя устойчивости развития региона предлагают рассматривать величину «ВРП на душу населения» [10].
Выводы
1. В последние годы отмечается возрастающая роль системы образования в повышении названной устойчивости. Стоит выделить такие объективные показатели, как опережающее университетское образование, глобализация университетского образования, активная подготовка кадров, говорящие о том, что российские вузы играют важную роль в формировании устойчивости регионов.
2. На примере Пензенского региона была выявлена связь между различными параметрами и устойчивостью развития региона. В качестве временного отрезка взяты 10 последних лет – с 2011 по 2020 г. В результате проведенных расчетов коэффициентов корреляции были сделаны выводы, что наибольшее влияние на устойчивость развития региона оказывают уровень использования передовых производственных технологий (коэффициент корреляции 0,698969) и количество организаций, выполнявших научные исследования и разработки (коэффициент корреляции 0,650253).
Практическая значимость исследования заключается в выявлении основных аспектов влияния системы образования Пензенского региона на его устойчивое развитие, что в дальнейшем позволит интенсифицировать деятельность ведущих вузов в указанных направлениях.