Статистика таможенных платежей является одной из наиболее важных частей всей дисциплины специальной таможенной статистики. Внешнеэкономическая деятельность для Российской Федерации является одним из эффективных способов пополнения доходов федерального бюджета страны. А значит, предметом изучения статистики таможенных платежей выступает работа органов таможни по формированию доходов бюджета государства. В федеральный бюджет Российской Федерации поступают таможенные пошлины, сборы и налоги, перемещаемые через границу государства.
Цель исследования – изучить теоретические аспекты таможенных платежей, проанализировать их структуру и динамику, выявить основную тенденцию и сделать прогноз объёма перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет РФ.
Материалы и методы исследования
Таможенные платежи – это денежные средства, которые взимаются таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную территорию (границу) РФ. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, к налоговым доходам федерального бюджета следует отнести: таможенные пошлины, таможенные сборы, в том числе и иные таможенные платежи. Основным документом, являющимся правовой основой для таможенных платежей, является Таможенный кодекс РФ [1]; сопутствующими правовыми актами выступают: Налоговый кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе», а также законодательство РФ о мерах защиты экономических интересов Российской Федерации при внешней торговле.
Среди основных функций таможенных органов, таких как стимулирующая, правоохранительная, протекционистская, контрольная, информационная, одной из важнейших является фискальная функция, суть которой состоит в пополнении федерального бюджета путем взимания таможенных платежей с физических и юридических лиц при провозе товаров через границу.
Цель ведения статистики таможенных платежей – обеспечение руководства Федеральной таможенной службы, Министерства финансов информацией о выполнении фискальных и других важных функций таможенными органами.
В соответствии с целью можно выделить следующие основные задачи таможенной статистики:
− сбор и анализ информации о внешнеэкономических операциях страны – экспорте и импорте;
− формирование четкого и всестороннего учета данных о внешнеторговых потоках;
− в целях налогового и валютного контроля – предоставление органам государственной власти и международным организациям информации таможенной статистики о внешней торговле;
− помощь в расширении внешнеторговых и международных отношений и связей, а также в развитии внешнеэкономической деятельности;
− расчет показателей внешней торговли: физического объема внешней торговли и индексов цен.
После определения цели и задач необходимо выяснить, что же является объектом изучения статистики таможенных платежей, а объектом являются все пошлины, налоги и сборы, взимание которых возложено на таможенные органы (рис. 1).
Рис. 1. Виды таможенных платежей [2]
Рис. 2. Система показателей статистики таможенных платежей
Следующим шагом в статистике таможенных платежей является выбор ряда показателей, которые и образуют систему статистических показателей, представленных на рис. 2.
Опираясь на 50 статью Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, можно сделать вывод о том, что основную обязанность по оплате таможенных платежей несет декларант. Но также выплата таможенных платежей может быть возложена на тех лиц, у которых существует обязанность по оплате таможенных пошлин, сборов или налогов.
Стоит отметить, что таможенные платежи производятся в отношении:
1. Сопровождаемого и несопровождаемого багажа.
2. Легковых транспортных средств.
3. Международных почтовых отправлений [3].
Для анализа таможенных платежей используются данные ФТС России и применяются графический, сравнительный методы и метод экстраполяции, а также аналитические показатели анализа рядов динамики и аналитического выравнивания [4].
Результаты исследования и их обсуждение
Рассмотрим структуру таможенных платежей за 2021 г. в млрд руб. (рис. 3).
Из этих данных мы можем говорить о том, что большую часть в структуре таможенных платежей за 2021 г. занимают такие составляющие, как:
− вывозные таможенные пошлины;
− ввозные таможенные пошлины;
− НДС.
Динамику перечислений таможенных платежей в федеральный бюджет РФ за 2017–2021 гг. рассмотрим на рис. 4.
Из имеющихся данных за последние 5 лет (2017–2021 гг.) мы можем отследить динамику перечислений таможенных платежей в бюджет РФ:
1. С 2017 по 2018 г. прослеживается динамика роста на 1487,48 млрд руб. перечисленных таможенных платежей в бюджет.
2. С 2018 по 2019 г. можем заметить спад перечисленных таможенных платежей на 334,22 млрд руб., что на 32,5 % превышает показатели прошлого года.
3. С 2019 по 2020 г. также происходит спад перечисленных таможенных платежей на 977,16 млрд руб.
4. С 2020 по 2021 г. прослеживается динамика значительного роста перечисленных таможенных платежей в бюджет РФ на 2424,2 млрд руб., что на 51 % выше показателей прошлого года [5].
Проанализировав рис. 4, мы можем сделать вывод, что за весь исследуемый период (то есть 5 лет) наблюдались как динамика роста, так и спада перечисленных таможенных платежей в бюджет Российской Федерации. Но в целом можно отметить с 2017 по 2021 г. динамику увеличения перечисленных таможенных платежей.
Возможно, сокращения, которые происходили в течение рассматриваемого периода, связаны со следующими причинами:
1) изменения валютных курсов, которые существенно влияют на экспортные и импортные операции;
2) принятие Российской Федерацией определенных специальных экономических мер с целью обеспечить безопасность страны;
3) снижение ставок импортных пошлин.
Далее проанализируем в динамике данные о перечислениях таможенных платежей в бюджет РФ за 2017–2021 гг., результаты расчетов представим в табл. 1.
Рис. 3. Структура таможенных платежей в 2021 г. в млрд руб.
Рис. 4. Динамика перечислений таможенных платежей в бюджет РФ за 2017–2021 гг.
Таблица 1
Динамика перечисления таможенных платежей в бюджет РФ за 2017–2021 гг.
Показатели: |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Перечисления таможенных платежей в бюджет РФ за 2017–2021гг. (млрд руб.) |
4575,7 |
6063,15 |
5728,96 |
4751,8 |
7156 |
?у, базисный |
1487,45 |
1153,26 |
176,1 |
2580,3 |
|
?у, цепной |
1487,45 |
-334,19 |
-977,16 |
2404,2 |
|
Темп роста, базисный |
132,5 |
125,2 |
103,8 |
156,4 |
|
Темп роста, цепной |
132,5 |
94,5 |
82,9 |
150,6 |
|
Темп прироста, базисный |
32,5 |
25,2 |
3,8 |
56,4 |
|
Темп прироста, цепной |
32,5 |
-5,5 |
-17,1 |
50,6 |
|
А: |
45,757 |
60,6315 |
57,2896 |
47,518 |
В 2021 г. по сравнению с 2017 г. перечисления таможенных платежей в бюджет РФ увеличились на 2580,3 млрд руб., или в 1,564 раз, таким образом, увеличение составило 56,4 %. А по сравнению с 2021 г. перечисления таможенных платежей в бюджет РФ увеличились на 2404,2 млрд руб., или в 1,506 раз, таким образом, увеличение составило 50,6 %. При изменении перечислений таможенных платежей в бюджет РФ на 1 % они изменяются на 47,518 млрд руб.
В 2020 г. по сравнению с 2017 г. перечисления таможенных платежей в бюджет РФ увеличились на 176,1 млрд руб., или в 1,038 раз, таким образом, увеличение составило 3,8 %. А по сравнению с 2019 г. перечисления таможенных платежей в бюджет РФ в 2020 г. уменьшились на 977,16 млрд руб., или в 0,829 раз, таким образом, уменьшение составило 17,1 %.
Средний объем перечислений таможенных платежей в бюджет РФ за 2017–2021 гг. определим по формуле средней арифметической простой, получаем, что в среднем за год перечисления таможенных платежей в бюджет РФ составляет 28275,61 млрд руб.
Выявим основную тенденцию перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет РФ методом аналитического выравнивания по прямой и расчеты представим в табл. 2.
Далее рассчитаем параметры уравнения прямой, используя систему нормальных уравнений:
5а0 = 28275,64;
10а1 = 3849,22,
отсюда:
а0 = 5655,1 и а1 = 384,9.
Тогда уравнение прямой имеет вид
yt = 5655,1+384,9*t,
и далее определяем теоретические значения анализируемых показателей.
Результаты данных табл. 2 изобразим графически на рис. 5.
В результате аналитического выравнивания по прямой, перечисления таможенных платежей в бюджет РФ за 2017–2021 гг., наблюдается основная тенденция к увеличению.
Таблица 2
Данные для проведения аналитического выравнивания
Годы |
Перечисление таможенных платежей в бюджет РФ, млрд руб. |
Условное время, t |
t2 |
t * y |
yt |
y – yt |
(y – yt)2 |
2017 |
4575,7 |
-2 |
4 |
-9151,4 |
4885,3 |
-309,6 |
95852,16 |
2018 |
6063,18 |
-1 |
1 |
-6063,16 |
5270,2 |
792,98 |
628817,3 |
2019 |
5728,96 |
0 |
0 |
0 |
5655,1 |
73,86 |
5455,3 |
2020 |
4751,8 |
1 |
1 |
4751,8 |
6040 |
-1288,2 |
1659459,24 |
2021 |
7156 |
2 |
4 |
14312 |
6424,9 |
731,1 |
534507,21 |
Итого: |
28275,64 |
0 |
10 |
3849,22 |
28275,5 |
0,14 |
2924091,21 |
Рис. 5. Эмпирические и теоретические значения перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет РФ
Далее сделаем точечный прогноз показателей на 2022 г.:
y2022 = 5655,1+384,9*4 = 7194,8 млрд руб.
Поскольку прогноз носит вероятностный характер, то прогноз можно определить в виде доверительных интервалов:
.
Определим стандартной ошибкой среднего:
.
Далее определяем доверительные интервалы прогноза на 2022 г.:
,
тогда
.
Итак, с вероятностью 0,95 мы можем утверждать, что в 2022 г. объём перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет РФ будет находиться в пределах от 4761,2 до 9628,5 млрд руб.
Выводы
Исходя из материалов и анализа в нашем исследовании, которые были рассмотрены и изучены в ходе исследования, можно сделать определенные выводы, а также внести соответствующие предложения и пути совершенствования:
1. Меры, связанные с надзором за таможенными платежами, должны реализовываться на всех уровнях экономической сферы таможенного дела и внешнеэкономической деятельности.
2. Целью применения таких мер является: увеличение доходности бюджета благодаря усилению основных функций таможенных органов, формирование комфортных и благоприятных условий торговли для всех субъектов таможенных отношений, с помощью применения различных льгот и преференций.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что статистика таможенных платежей, несомненно, занимает важное место в разделе специальной таможенной статистики. Значение данного раздела обусловлено тем, что различные таможенные платежи, а также сборы и налоги являются значимой составляющей пополнения федерального бюджета нашей страны, контролем которых как раз занимается статистика таможенных платежей.
Также она выступает основой для разработки и реализации внешнеторговой политики Российской Федерации и служит основой для возможных резервов пополнения бюджета государства. Помимо этого, статистика таможенных платежей выполняет очень важные функции для экономического развития страны в целом. Стоит отметить, что инструментом, регулирующим товарные потоки, затрудняя или облегчая ввоз или вывоз в страну различных групп товаров, являются таможенные платежи.