Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

ESTIMATION OF THE DYNAMICS OF TAX PAYMENT DEBTS AND CHARGES TO THE CONSOLIDATED BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

Vrabie A.G. 1 Yastrebova V.A. 1 Dobrodomova T.N. 1
1 Belgorod State University
The receipt of revenues in the consolidated budget of the Russian Federation is an important condition for the development of the country’s economy, of course, there are a number of different reasons for a sharp decline in revenues, for example, at the moment, this is a drop in tax revenues, primarily related to the production and sale of oil and oil products, as well as a drop in the receipts of insurance premiums for compulsory insurance. This crisis is associated with the spread of the coronavirus infection COVID-19. In this regard, the debts to the consolidated budget of the Russian Federation are growing, and this, as we understand it, has a negative effect on the Russian economy. In this article, tax arrears to the consolidated budget of the Russian Federation are considered as one of the destructive factors of the Russian economy, and such significant amounts of debts on taxes and fees remain an urgent problem that limit the amount of financial resources. The authors assessed the dynamics of tax payments and levies arrears to the consolidated budget of the Russian Federation. An analytical alignment was carried out in a straight line, and a forecast of indicators for 2022 was identified, with the determination of confidence intervals for forecasting arrears of tax payments and fees to the consolidated budget of the Russian Federation.
consolidated budget; tax debt; analytical alignment in a straight line; forecast of indicators for 2022 with the definition of confidence intervals

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы нашей страны, по сути, он состоит из федерального и консолидированного бюджетов субъектов Федерации.

Консолидированный бюджет – в том числе: по федеральным налоговым сборам, из которых: налог на добавленную стоимость; на товары (работы, услуги); налог на прибыль организаций; подакцизные товары (то есть спиртосодержащие продукты, имеющие в своём составе более 9%, табачные изделия, автомобили, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей и другие товары), произведенные на территории Российской Федерации; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами по местным и региональным налоговым сборам; налог со специальным налоговым режимом, а также налог по страховым взносам [1].

Налоговая задолженность представляет собой общую сумму выявленных и подтверждённых недоуплаченных налоговых поступлений, т. е. – это установленные законом налоги, начисленные штрафы и пени, в отношении которых применяются решения для их уменьшения.

Цель исследования – оценить динамику налоговых задолженностей в консолидированный бюджет России.

Материал и методы исследования

В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение.

Одним из показателей эффективности и результативности налоговой системы является взимание налогов [2].

В настоящее время одним из негативно влияющих факторов развития экономики России является образование долгов по налоговым сборам. Такое образование долгов по налогам, как и упоминалось выше, ограничивает в финансовых ресурсах и является препятствием для реализации различных государственных программ [3].

Рассмотрим динамику налоговых задолженностей в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2009-2018 годы [4], представленную в таблице 1.

Согласно данным таблицы, в 2018 г. по сравнению с 2009 г. задолженность увеличилась на 522,6 млрд руб., или в 1,934 раза, таким образом, увеличение составило 93,4%.

В 2018 г. по сравнению с 2017 г. долг по налоговым платежам в консолидированный бюджет Российской Федерации увеличился на 50 млрд руб., в 1,048 раза, т. е. увеличение составило 4,8%. При изменении задолженности на 1% он изменился на 10,317 млрд руб.

Аналитическое выравнивание по прямой – суть этого метода заключается в определении основной тенденции развития ряда с использованием математических функций [5], данный метод представлен в таблице 2.

Таблица 1

Динамика налоговых задолженностей в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2009-2018 годы (млрд руб.)

Показатели

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Задолженность по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет

559,1

675,4

703,4

675,3

728,1

770,3

802,7

827,5

1031,7

1081,7

Doc1.pdf

-

116,3

114,3

116,2

169

211,2

243,6

268,4

472,6

522,6

Doc1.pdf

-

116,3

28

-28,1

52,8

42,2

32,4

24,8

204,2

50

К роста (б)

-

1,208

1,258

1,207

1,302

1,377

1,435

1,480

1,845

1,934

К роста (ц)

-

1,208

1,041

0,960

1,078

1,057

1,042

1,030

1,246

1,048

Темп роста (б)

-

120,8

125,8

120,7

130,2

137,7

143,5

148,0

184,5

193,4

Темп роста (ц)

-

120,8

104,1

96,0

107,8

105,7

104,2

103,0

124,6

104,8

Темп прироста (б)

-

20,8

25,8

20,7

30,2

37,7

43,5

48,0

84,5

93,4

Темп прироста (ц)

-

20,8

4,1

-4

7,8

5,7

4,2

3,0

24,6

4,8

Абсолютное знач. (1%)

-

5,591

6,754

7,034

6,753

7,281

7,703

8,027

8,275

10,317

Таблица 2

Аналитическое выравнивание динамики долгов по налоговым сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2009-2018 годы (млрд руб.) по прямой

Годы

Задолженность ….

t

t2

y · t

yt

y – yt

(y – yt)2

2009

559,1

-5

25

-2795,5

571,545

-12,445

154,878025

2010

675,4

-4

16

-2701,6

614,34

61,06

3728,3236

2011

703,4

-3

9

-2110,2

657,135

46,265

2140,45023

2012

675,3

-2

4

-1350,6

699,93

-24,63

606,6369

2013

728,1

-1

1

-728,1

742,725

-14,625

213,890625

2014

770,3

1

1

770,3

828,315

-58,015

3365,74023

2015

802,7

2

4

1605,4

871,11

-68,41

4679,9281

2016

827,5

3

9

2482,5

913,905

-86,405

7465,82403

2017

1031,7

4

16

4126,8

956,7

75

5625

2018

1081,7

5

25

5408,5

999,495

82,205

6757,66203

Итого

7855,2

0

110

4707,5

7855,2

-

34738,3338

Самым простым способом аналитического выравнивания является выравнивание по формуле времени:

yt = a0 + a1 · t

Графиком данной функции является прямая, где a0 и a1 – параметры уравнения прямой.

Для того чтобы рассчитать yt , необходимо построить уравнение прямой, для которого находятся параметры уравнения с помощью системы нормальных уравнений:

1. Vr01.wmf

2. Vr02.wmf

Решим систему неравных уравнений, найдём параметры уравнения прямой и заполним колонку yt

Vr03.wmf

Vr04.wmf

Vr05.wmf

Vr06.wmf

Подставим наши значения в уравнения и заполним таблицу:

Vr07.wmf

Vr08.wmf

Vr09.wmf

Vr10.wmf

Vr11.wmf

Vr12.wmf

Vr13.wmf

Vr14.wmf

Vr15.wmf

Vr16.wmf

Мы провели аналитическое выравнивание по прямой и для наглядности представили результат на графике (рисунок).

В результате аналитического выравнивания по прямой наблюдается основная тенденция к увеличению задолженности в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2009-2018 годы.

Далее рассмотрим прогноз показателей на 2022 год с определением доверительных интервалов прогноза налоговых долгов в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Прогнозирование уровней ряда представляет собой процесс продления основной тенденции на будущее и определение перспективных уровней ряда в будущем.

vr1.tif

Эмпирические и теоретические значения задолженности по налоговым поступлениям в консолидированный бюджет РФ 2009-2018 гг.

Прогнозирование рядов динамики обычно осуществляется на основе следующих показателей:

1. На основе среднего абсолютного прироста:

Vr17.wmf

2. На основе среднего темпа роста:

Vr18.wmf

3. На основе среднего темпа прироста:

Vr19.wmf

4. На основе аналитического выравнивания:

Vr20.wmf

На данный момент нас интересует прогнозирование под номером 4, поэтому рассмотрим прогнозирование на основе аналитического выравнивания:

Vr21.wmf

Подставляем в это уравнение значение в 2022 г., и у нас t2022 = 9, т. к. мы начинали с t2009, тогда:

Vr22.wmf

Поскольку прогнозирование имеет вероятностный характер, то значения прогноза имеют некоторую ошибку, поэтому при проведении прогноза в рядах динамики рассчитывают не просто точное значение прогноза, но и определяют интервалы, в которых будут находиться прогнозные значения исследуемого показателя с учётом стандартной ошибки и вероятности.

Следовательно, следующее наше действие заключается в определении интервального прогноза. Доверительные интервалы прогноза определяются по формуле:

yi + t – ta · sy ≤ yi + t ≤ yi + t + ta · sy,

где tα – значение при заданной вероятности и числе степеней свободы;

sy – стандартная ошибка.

Vr24.wmf

Vr25.wmf

tα определяем по таблице t-критерия Стьюдента:

tα = 2.3060

Vr26.wmf

Vr27.wmf

Из расчетов, с вероятностью 0,95, мы можем утверждать, что задолженность в 2022 году будет в пределах от 1018,719 до 1322,613 млрд руб.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что уровень задолженности налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации с каждым годом становится всё масштабней и масштабней, поэтому следует задуматься о том, чтобы использовать новые резервы и повысить результативность регулирования задолженностей, проводить проверки с целью получения информации об уклонении от уплаты налогов и в соответствии с этим производить дальнейшее наказание недобросовестных налогоплательщиков [6].