Торговые отношения в современной экономике являются связующим звеном международных отношений. В рамках Евразийского экономического союза торговля имеет особое значение, она обеспечивает развитие экономических отношений и экономик государств – членов ЕАЭС. Пандемия COVID-19 значительно повлияла на динамику роста и развития взаимной торговли между странами ЕАЭС. Сегодня усилия всех стран – членов ЕАЭС направлены на реабилитацию экономики и восстановление темпов роста ВВП и взаимной торговли рамках ЕАЭС.
Цель исследования: отследить динамику изменения взаимной торговли между странами ЕАЭС в период пандемии
COVID-19 и спрогнозировать дальнейшие перспективы развития.
Материалы и методы исследования
В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение, а также качественный анализ нормативных документов.
Евразийский экономический союз является международным региональным инте-
грационным объединением, которое обладает свойственной для него правосубъектностью и учреждённой «Договором о Евразийском экономическом союзе» [1]. Главная специфическая особенность ЕАЭС заключается в том, что между государствами – членами таможенного союза обеспечивается свобода движения различных товаров, капитала, услуг, а также рабочей силы. В рамках ЕАЭС проводятся различные процессы взаимного сотрудничества между государствами, которые являются членами союза. Работа ведётся в проведении скоординированной, согласованной или единой политики в различных отраслях экономики, которые являются одной из базисных основ торгово-экономических отношений.
Членами Евразийского экономического союза являются следующие государства: Кыргызская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация (рисунок).
Карта государств – членов ЕАЭС
ЕАЭС изначально был создан с целью всесторонней модернизации экономики, а также для кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик государств-членов, чтобы создать устойчивые условия стабильного роста и повышения социально-экономических показателей жизни населения государств – членов союза.
Стоит отметить тот фактор, что в естественных современных условиях мировой экономической ситуации уровень непосредственного экономического развития напрямую взаимосвязан с его внешнеторговым оборотом, который характеризуется суммой экспорта и импорта, а также показателями мировой торговли: экспортной квотой, импортной квотой, внешнеторговой квотой. Естественно, что интенсивному торгово-экономическому прогрессу способствуют различные международные интеграционные объединения. В связи с этим весьма актуальным и практичным становится любое экономическое интеграционное объединение государств, которое подразумевает создание общих границ торгового рынка, чтобы пошагово стимулировать экономический рост стран, входящих в интеграционное объединение.
Экв = *100 % (формула нахождения экспортной квоты),
Икв = *100 % (формула нахождения импортной квоты)
ВТкв = *100 % (формула нахождения внешнеторговой квоты),
Внешнеторговый оборот = Экспорт + Импорт.
Учитывая все экономические и правовые особенности всех государств – членов ЕАЭС, было разработано прикладное наднациональное законодательство, которое регламентирует свободное движение товаров, услуг, рабочей силы в единой экономической зоне. В этой связи была проведена работа по разработке специализированного таможенного кодекса ЕАЭС [2], который является унифицированной нормативно-правовой базой в области таможенного регулирования Евразийского экономического союза. В соответствии со статьёй 1 ТК ЕАЭС на территории рассматриваемого таможенного союза устанавливается и осуществляется единое таможенное регулирование, обладающее рядом специфических правил и правовыми нормами.
Торгово-экономическая деятельность в рамках ЕАЭС направлена на поступательную и интенсивную организацию экономической устойчивости макроэкономических показателей национальных экономик государств-членов. Важную роль в экономико-торговых отношениях играют внешние инвестиции, которые способствуют увеличению оборота капитала, а также значительно увеличивают состояние платёжного баланса рассматриваемого таможенного союза.
BP = NX + CF,
где BP – cальдо торгового баланса,
NX – чистый экспорт, который выражается как баланс текущих операций,
CF – сальдо баланса движения капитала.
Нами предлагается рассмотреть особенности развития взаимной торговли в ЕАЭС за период с января по декабрь 2020 г. В данной таблице представлены показатели, характеризующие динамику взаимной торговли, а именно темпы роста взаимной торговли государств – членов ЕАЭС. Темпы роста взаимной торговли, которые представлены в табл. 1, выражаются в виде отношения двух сравниваемых уровней – текущего периода к базисному и умноженному на 100 %.
На основании полученных результатов, представленных в табл. 1, видно, что за период февраль – апрель темпы роста взаимной торговли значительно снизились до значения 85,83 %, однако с мая по декабрь показатели взаимной торговли, выраженные в долл. США, постепенно начали набирать тенденцию к плавному росту. Стоить отметить, что такие показатели в начале первого квартала обусловлены тем, что государства – члены ЕАЭС были не готовы принять такой непредсказуемый вызов от пандемии COVID-19, который повлёк за собой ограничения в виде закрытия границ, ограничения передвижения товаров и транспортных средств, людей, авиасообщения и введение карантина. Но ближе к лету странам удалось стабилизировать ситуацию, направив все возможные меры для реабилитации товарно-торговых и экономических взаимоотношений между странами – членами ЕАЭС. Такого результата удалось достичь за счёт повышения уровня государственной поддержки и субсидирования торговли [3], а также при помощи оперативных и согласованных действий каждого государства – члена ЕАЭС в условиях пандемии COVID-19.
Таблица 1
Объемы и темпы роста взаимной торговли за 2020 г. государств – членов ЕАЭС
ЕАЭС |
||
Месяц |
Долл. США |
Темпы роста в % |
Январь |
4 056 792 423 |
– |
Февраль |
4 415 387 493 |
108,83 |
Март |
4 307 942 107 |
106,19 |
Апрель |
3 482 189 066 |
85,83 |
Май |
3 919 708 730 |
96,62 |
Июнь |
4 659 753 222 |
114,86 |
Июль |
4 754 218 003 |
117,19 |
Август |
4 598 693 532 |
113,35 |
Сентябрь |
4 907 823 604 |
120,97 |
Октябрь |
5 144 293 533 |
126,80 |
Ноябрь |
5 110 749 642 |
125,98 |
Декабрь |
5 503 520 304 |
135,66 |
Итого |
54 861 071 659 |
– |
Таблица 2
Динамика суммарного объема взаимной торговли товарами между государствами – членами ЕАЭС за апрель 2018–2020 гг.
|
Апрель |
Апрель |
Апрель |
В % |
В % |
2018, млн долл. |
2019, млн долл. |
2020, млн долл. |
к апрелю 2018 |
к апрелю 2019 |
|
ЕАЭС |
5004,9 |
5336,8 |
3182,7 |
63,59 |
59,64 |
В том числе: |
– |
– |
– |
– |
– |
Армения |
48,3 |
59,4 |
37,7 |
78,054 |
63,5 |
Беларусь |
1131,3 |
1227,9 |
900,4 |
79,59 |
73,3 |
Казахстан |
529,5 |
539,4 |
378,9 |
71,558 |
70,2 |
Кыргызстан |
56,1 |
55,8 |
22,8 |
40,642 |
40,9 |
Россия |
3239,8 |
3454,4 |
1842,9 |
56,883 |
53,3 |
Тотальный экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, стал самым проблемным и за последние 20 лет в мировой экономике, в том числе и за историю существования ЕАЭС.
Для полного и наглядного понимания динамики взаимной торговли стран – членов ЕАЭС будем использовать статистические данные динамики торговли между странами в ЕАЭС, которые представлены в табл. 2.
Если же сравнить показатели объёма взаимной торговли за несколько лет, а именно с 2018–2019 гг., можно заметить значительную тенденцию к снижению объёмов взаимной торговли между странами ЕАЭС. Это свидетельствует о том, что пандемия COVID-19 замедлила показатели взаимной торговли между странами ЕАЭС и снизила показатели объёма взаимной торговли за 2018–2019 гг. Необходимо отметить, что экономика РФ пострадала в большей степени по сравнению с другими странами. Это обусловлено тем, что в суммарной взаимной торговле экономика РФ имеет наибольший удельный вес.
Говоря о прогнозировании перспектив развития взаимной торговли государств – членов ЕАЭС [4], необходимо учитывать последствия кризиса пандемии COVID-19 не только в рамках Евразийского экономического союза, но и во всём мире в целом. В связи с сокращением производственной активности по всему миру, цена на нефть значительно снизилась. Это нанесло весомый удар по РФ и Республике Казахстан, но значение такого фактора постепенно будет снижаться по мере роста экономической активности в мире и снижения количества добываемой нефти в рамках соглашения ОПЕК+ [5].
Мы считаем нужным отметить тот факт, что в связи с неблагоприятными изменениями во взаимной торговле государств – членов ЕАЭС, страны – участницы таможенного союза вели активную работу по нахождению путей решений выхода из кризисной ситуации. В этой связи 18.06.2020 Советом Евразийской экономической комиссии был рассмотрен ряд вопросов, связанных с внутренней торговлей в рамках Евразийского экономического союза. По итогам работы было отмечено, что необходимо искать новые методы решения ситуации, которые бы способствовали улучшению ситуации торговли в ЕАЭС.
В результате был подготовлен проект стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. [6]. В данном документе прописаны все нужные меры и механизмы, которые способствуют росту эффективности торговой деятельности на товарных рынках ЕАЭС, а также модернизация регулирования торговли таможенными органами, с учётом обеспечения гарантий качества оказания таможенных услуг, обеспечивая достаточно высокий уровень безопасности защиты прав потребителей. Разработанная стратегия до 2025 г. направлена, прежде всего, на рост тенденции в области повышения конкурентоспособности продукции Союза, обеспечивая значительный рост экономик государств – членов ЕАЭС. Рассматриваемый документ содержит специальные действия, направленные на завершение формирования общих рынков, которые смогут осуществлять функционирование без каких-либо барьеров. Необходимо заметить, что в новой стратегии до 2025 г. присутствуют определённые пути направления развития по созданию совместного производства продукции, обладающей высокой конкурентоспособностью, что непременно станет вектором развития экономики ЕАЭС на основе технологического уклада. Предпринятые меры нацелены на увеличение доли ЕАЭС в мировой торговле, что является положительным моментом для всех стран – участниц Союза.
Сегодня можно предположить, что существуют основания, которые способствуют дальнейшему интеграционному сближению в области торговли между странами – членами ЕАЭС. В настоящее время политика зарубежных стран направлена на ограничение и блокирование тенденций развития ЕАЭС при помощи различного рода ограничений и санкционного давления. В этой связи странам ЕАЭС стоит с большей степенью серьёзности и щепетильности подходить к вопросу взаимной торговли. Необходимо развивать не только торговые отношения, но и дополнительные сферы международных отношений и взаимодействия, которые направлены на всестороннее развитие в области науки, инновационной деятельности, национальной безопасности, туризма и т.д.
Таким образом, проведённое исследование демонстрирует, что с приходом мирового кризиса пандемии COVID-19 динамика взаимной торговли между странами, входящими в состав ЕАЭС, значительно снизила темпы своего развития вследствие введённых мер ограничения распространения пандемии COVID-19. Темпы роста динамики взаимной торговли в начале 2020 г. снизились, но в последующем страны – члены ЕАЭС смогли приспособиться к торговле в условиях ограничений и темпы роста смогли достичь прежних показателей. Если говорить о динамике суммарного объема взаимной торговли товарами между государствами – членами ЕАЭС за 2018–2020 гг., то можно сказать, что рост объёма взаимной торговли за 2020 г. по сравнению с предыдущими годами снизился. Учитывая все факторы, которые влияют на взаимную торговлю между странами ЕАЭС, сейчас существуют все возможные предпосылки развития и роста взаимной торговли между государствами – членами ЕАЭС.