По мере окончания военной фазы сирийского конфликта и перехода к политическому урегулированию в Сирийской Арабской Республике всё большую актуальность приобретают вопросы восстановления её экономики. Без этого невозможно обеспечить удовлетворительный уровень жизни сирийцев и достичь политической стабильности в стране [1]. Энергетический сектор является стратегическим для Сирии сектором, медленный процесс восстановления которого представляет собой серьезное препятствие для восстановления экономики в целом. Согласно правительственным данным, этот сектор является одним из наиболее пострадавших во время войны, которая стала причиной огромных разрушений в местах добычи, инфраструктуры, транспортных систем и наибольшей части очистных сооружений. Потери достигли, согласно государственной статистике, 65 млрд долл. США, а в области минеральных ресурсов и в отношении производства электроэнергии достигли 2 млрд долл. США.
Важную роль в таких условиях приобретает вопрос об энергетической самодостаточности сирийской экономики [2]. В настоящее время ситуация в Сирийской Арабской Республике движется к стабильности, а уровень военных операций и насилия постепенно снижается, но восстановление контроля правительства над значительными участками районов Сирии идет медленно, обостряя проблему восстановления и строительства энергетической инфраструктуры, необходимые инвестиции в которую оцениваются на уровне 35–40 млрд долл. США. При этом Сирия имеет хороший потенциал для освоения традиционных энергетических ресурсов (нефти и газа). Потенциальные районы в Сирии со стабильным промышленным потенциалом для добычи нефти и газа составляют северо-восточный угол Месопотамского бассейна [3]. Сирия не считается одной из крупнейших стран – производителей газа и нефти, но у нее есть большие запасы, которые позволяют ей занимать лидирующие позиции при правильном инвестировании в эти ресурсы, особенно в области природного газа. По данным BP, извлекаемые запасы нефти в Сирии составляют 350 млн м3, а извлекаемые запасы газа – 250 млрд м3.
Сирийская Арабская Республика является важнейшим партнером Российской Федерации в ближневосточном регионе с точки зрения геополитики, а также с точки зрения экономических и коммерческих интересов. Эти отношения и взаимное сотрудничество сформировались в период Советского Союза, после которого Российская Федерация их унаследовала [4]. Энергетический сектор считается одним из наиболее важных направлений сотрудничества между двумя странами, из-за его многообещающих перспектив развития, будь то в области производства, переработки или транспортировки. В области потенциального сотрудничества был принят план сотрудничества между Сирией и Россией (2019–2021 гг.), включающий участие России в инвестиционных и экономических проектах в различных областях экономики, включающий 30 проектов в области промышленности, профессионального обучения, исследований и развития технологий, а также 16 проектов, связанных с водными ресурсами. В транспортном секторе стороны будут работать над тремя проектами (polpred.com). Один из них фокусируется на восстановлении и расширении железных дорог от фосфатных рудников до порта Тартус, а другой предполагает строительство аэропорта Тартус.
Целью исследования является обоснование перспективы развития энергетического сектора Сирийской Арабской Республики на основе сотрудничества с Российской Федерацией.
Материалы и методы исследования
Материалами для исследования послужили данные официальной статистики РФ, а также отчетов международных и российских информационных агентств в области сотрудничества РФ и Сирийской Арабской Республики в сфере восстановления и строительства инфраструктуры энергетического сектора Сирии, а также геологоразведочных работ с целью расширения сырьевой базы энергетического сырья.
В исследовании применялись методы анализа и синтеза, систематизации и обобщения, статистического анализа количественных данных.
Результаты исследования и их обсуждение
Интерес России к Сирии связан с тем, что Сирия является своеобразными воротами для входа в страны Средиземноморского бассейна благодаря своему географическому положению, которое предоставляет единственный выход для нефтегазодобывающих стран региона Ближнего Востока, чтобы вступить в прямую конкуренцию с Российской Федерацией на европейском рынке углеводородов. Россия заинтересована в том, чтобы Сирия заблокировала возможное увеличение поставок нефти в Европу из Саудовской Аравии и Катара по более низким ценам. Заинтересованность России в сотрудничестве с Сирией продиктована желанием России оставаться главным поставщиком газа в Европу, сохранить энергетические рычаги на Ближнем Востоке над странами Персидского залива и построить средиземноморско-черноморский транспортный коридор. Геостратегия России в Сирии направлена на то, чтобы сохранить влияние на потенциальный нефтегазовый узел в регионе Леванта, в отношении предполагаемых проектов транзита газа и обнаружения нефти и газа в Средиземном море [5].
Сотрудничество между двумя странами в энергетическом секторе продолжалось, несмотря на войну в Сирии, поскольку многие российские компании продолжают на ее территории свою работу и инвестиции в инфраструктуру, а также заключают новые контракты с новыми компаниями для выхода на сирийский рынок и содействия восстановлению этого сектора. Следует отметить деятельность компании «Стройтрансгаз», с 2000 г. осуществляющей проекты строительства газоперерабатывающих комплексов (ГПЗ-1 в 2009 г. и ГПЗ-2 в 2013 г.) и газовых магистралей, а также ремонт транспортной инфраструктуры, в том числе главного сирийского трубопровода Киркук – Баниас, а также «Истмедгруп», с 2014 г. занимающейся «разведкой и добычей нефти в сирийских территориальных водах вблизи г. Тартуса» и инвестировавшей в эту деятельность в период до 2019 г. около 90 млн долл. США (neftegaz.ru).
Министерство нефти и минеральных ресурсов Сирии подписало контракт с российской компанией «Союзнефтегаз» на проведение изысканий и разведки нефти и газа на морском блоке 2 общей площадью около 2190 км2 в территориальных водах Сирии между городами Тартус и Банияс (около 30 км вдоль побережья и 70 км вглубь от береговой линии) с объемом инвестиций в проведение геологоразведочных работ и пробного бурения около 90 млн долл. США (oilcapital.ru). В 2017 г. «Стройтрансгаз» подписала контракты на разведку нефти и газа на берегах Тартуса и Банияса, а также на месторождение Кара в сельской местности Хомса.
В 2018 г. российские компании «СТГ-Инжиниринг», «Зарубежнефть», «Зарубежгеология», «Технопромэкспорт» начали геологоразведочные работы, а также работы на тепловых сирийских электростанциях (ria.ru).
Помимо восстановления инфраструктуры добычи энергетического сырья Сирия получает помощь России в восстановлении инфраструктуры сирийской нефтепереработки. Так, в 2018 г. начались восстановление и реконструкция нефтеперерабатывающего завода в г. Хомс при участии российских специалистов, а также поставках из России различных реагентов, в том числе катализаторов гидроочистки, благодаря чему Сирия впервые за 7 лет начала обеспечивать себя нефтепродуктами (neftegaz.ru).
В 2018 г. Россия и Сирия подписали Дорожную карту сотрудничества в энергетике и электроэнергетике, где приоритетом для сирийской стороны является организация бесперебойного энергоснабжения городов и крупных населенных пунктов. Документ предусматривает восстановление, модернизацию и строительство новых энергообъектов в Сирии (finance.rambler.ru).
В настоящее время можно говорить не о развитии энергетического сектора Сирийской Арабской Республики, а о восстановлении контроля над энергоресурсами, их восстановлении и вводе в производство. Абстрагируясь от политического и военного влияния на этот сектор, предполагая полный контроль правительства над всеми источниками энергетических ресурсов и отменяя введенные международные санкции, с экономической точки зрения процесс развития энергетического сектора Сирийской Арабской Республики следует разделить на три этапа:
– первый этап – включение в производственный процесс имеющихся месторождений углеводородов;
– второй этап – восстановление и реконструкция инфраструктуры для возврата к довоенному уровню добычи и производства нефтепродуктов [6];
– третий этап – развитие и наращивание объемов производства энергетического сектора.
Эти три этапа должны осуществляться применительно ко всем составляющим энергетического сектора, включая нефть, газ и электричество, независимо от того, находятся ли они на стадии добычи, переработки или потребления.
Восстановление контроля над всеми нефтяными и газовыми источниками в стране означает возвращение под контроль сирийского правительства более 17 нефтегазовых месторождений, в том числе крупнейших сирийских месторождений, которые составляли основную часть добычи в довоенный период. При этом следует учесть, что возвращение нефтегазоносных полей в управление не означает возврата объемов производства, потому что производственные мощности, рассчитанные ранее на 400 тыс. баррелей нефти и 8 млн м3 газа в сутки, уничтожены частично или полностью.
На первом этапе предлагается повторное включение месторождений в производственный процесс после возобновления контроля над ними. Ожидается, что добыча нефти вырастет с текущего уровня 25–30 тыс. баррелей в сутки до 70 тыс. баррелей после ввода в эксплуатацию нефтяных месторождений в районе Дейр-эз-Зор и до 100–120 тыс. баррелей после ввода месторождений в районе Хасака. Поэтому ожидаемым результатом этого этапа является утроение текущего объема добычи.
Текущие возможности Сирийской нефтяной компании позволят ей лишь частично перезапустить и поддерживать имеющиеся в Сирии месторождения углеводородов. Но понесенные в период войны потери и недостаток опыта в новых технологиях вызывают необходимость привлечения иностранных инвестиций и специалистов для восстановления нефтяных и газовых месторождений. Важную роль здесь будут продолжать играть российские компании, выражающие готовность к продолжению и расширению сотрудничества в энергетической области. Так, например, российские специалисты провели обследования месторождений Ал-Тайм и Аль-Вард в г. Дейр-эз-Зор, чтобы увеличить их производственные мощности до 7500 баррелей ресурса в сутки.
Второй этап предлагаемого плана будет зависеть от опыта российских компаний-инвесторов, который поможет обновить оборудование и технологии, используемые при добыче, и восстановить объем добычи до уровня, считавшегося нормой на довоенном этапе, т.е. 400 тыс. баррелей нефти и 8 млн м3 газа в сутки.
На третьем этапе плана разработки разведка запасов углеводородов будет расширена на неинвестированных ранее территориях, площадь которых оценивается в 85000 км2 территории Сирии, и инвестировать в доказанные запасы углеводородов, расположенные в региональных водах. По данным Геологической службы США сирийские запасы газа в море оцениваются в 700 млрд м3, а по данным Центра исследований Феррелла в Германии, запасы газа – 28 500 млрд м3, что позволяет Сирии стать третьей по величине газодобывающей страной после России и Ирана в случае экономически эффективного распоряжения этим резервом. По некоторым оценкам, запасов трех газовых месторождений к северу от Пальмиры достаточно для обеспечения Сирии полной электроэнергией 24 часа в сутки в течение 19 лет. Для сравнения запасы газа в Израиле эквиваленты всего 11 % запасов Сирии, в Ливане и Египте – 8 % и 31 % соответственно.
Производственная мощность двух нефтеперерабатывающих заводов, действующих в Сирии, составляет всего лишь 240 тыс. баррелей в день. Если они будут восстановлены, после проведения операций по техническому обслуживанию оборудования, они смогут вернуться к работе на своей фактической мощности. Стоит отметить, что, когда фактическая переработка меньше фактического объема производства, в состоянии отсутствия развития, излишки добытых углеводородов могут пойти на экспорт. Однако во время войны произведенных нефтепродуктов было, как правило, недостаточно для внутреннего потребления, и возникала потребность в импорте. Система работы, которая применялась с 2011 г., поддерживала дефицит в нефтяном балансе, и этот разрыв будет восполняться за счет импорта.
При расширении добычи нефти возникает необходимость развития деятельности нефтеперерабатывающих заводов или создания новых нефтеперерабатывающих заводов, чтобы соответствовать объему производства, ожидаемому после восстановления старых, а также открытия и вовлечения в хозяйственный оборот новых месторождений. Мощности нефтеперерабатывающих заводов должны быть также в состоянии покрыть внутреннее потребление.
В этом случае можно говорить о трех возможных сценариях: увеличение перерабатывающих мощностей существующих НПЗ без создания новых; строительство нового НПЗ без увеличения перерабатывающих мощностей существующих НПЗ; объединение двух предыдущих вариантов. Развитие существующих нефтеперерабатывающих заводов и строительство новых даст возможность перерабатывать всю внутреннюю добычу нефти, то есть обеспечивать внутреннее потребление во всех секторах, и достигать излишка продуктов нефтепереработки, который экспортируется. Предлагаемая переработка превратится в производные нефтепродукты, которые принесут в государственный бюджет Сирии гораздо большие доходы, чем экспорт сырой нефти.
Перспективы развития процесса транспортировки нефти можно оценить в основном по нескольким проектам, которые были включены в предыдущие планы Министерства энергетики Сирии, но не были реализованы из-за недостатка инвестиций, а именно:
– строительство нефтепровода для транспортировки «легкой» нефти от иракской границы до нефтеперерабатывающего завода Баниас, потери в трубопроводе Киркук – Баниас, пропускной способностью 1,5 млн баррелей в сутки;
– строительство нового нефтепровода для транспортировки «тяжелой» нефти от Тала Адаса до терминала Хомс протяженностью 650 км;
– cтроительство новых резервуаров для увеличения емкости хранения нефти;
– замена морально устаревших насосных станций на современные.
В области транспортировки газа план развития должен включать модернизацию старых трубопроводных линий, завершение строительства и эксплуатацию арабского газопровода, который обеспечивает транспортировку египетского газа в Иорданию, Сирию, Ливан и до границы с Турцией, а также проект строительства центральной газовой магистрали для транспортировки газа из Ирака к потребителю по газопроводу Араби с ожидаемым объемом до 30 млн м3 в сутки.
Достигнув точки баланса между производством и потреблением углеводородов и продуктов нефтепереработки, можно вернуться к экспорту, как это было в довоенный период.
Развитие в электроэнергетическом секторе должно быть сосредоточено на технической модернизации турбин, а также расширении использования природного газа для работы электростанций вместо нефти из-за его доступности в больших количествах. Для повышения эффективности необходимо найти механизм привлечения частного сектора и иностранных инвестиций в производство и распределение электроэнергии.
Заключение
В плане развития энергетического сектора в Сирии есть потребность в экспертных знаниях и большом финансировании, а это недоступно сирийским национальным компаниям, работающим в этой области, и здесь необходимо извлечь выгоду из российского опыта, поскольку большие и малые российские компании имеют большой опыт в этой сфере.
Предлагаемый план развития энергетического сектора в Сирийской Арабской Республике включает развитие и модернизацию существующих источников нефти и газа; достижение их оптимального использования, а также расширение геологоразведочных и инвестиционных операций в новых источниках, что будет способствовать увеличению внутреннего продукта добычи и переработки углеводородов и достижение излишка производства сырой нефти, газа, а также продуктов нефтепереработки.
Развитие и расширение операций по добыче и переработке углеводородов за счет модернизации и строительства существующих нефтеперерабатывающих заводов будет способствовать увеличению их производственных мощностей и, таким образом, местная сырая нефть будет перерабатываться через местные нефтеперерабатывающие заводы, что позволит полностью покрывать внутренний спрос и преобразует Сирию из страны-импортера в страну – экспортера энергоресурсов. При этом экспорт будет сосредоточен на производных нефтепродуктах больше, чем на сырой нефти, что принесет правительству и инвесторам более высокий доход, чем экспорт сырой нефти.