Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ENERGY IN THE SYRIAN ARAB REPUBLIC, TAKING INTO ACCOUNT THE ECONOMIC INTERESTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Vasilenko N.V. 1 Khassan Bashar 1
1 St. Petersburg State Mining University
The article substantiates the interests of the Russian Federation in the Syrian Arab Republic from an economic point of view and the scope of commercial cooperation between the two countries. The importance of the geographical location of the Syrian Arab Republic for Russia to maintain its competitive position and protect its interests in the European markets is shown. Russian companies operating in the Syrian energy sector have been identified. The possibilities for the development of the Syrian oil and gas sector are identified and proposals are made for its restoration after years of war, as well as proposals for the development of this sector in order to achieve energy efficiency in the Syrian Arab Republic as a whole. The proposals include a three-stage plan, starting at the first stage with the re-commissioning of the fields and refineries, and then at the second stage of their rehabilitation to reach pre-war production levels. The third stage involves the development of the energy sector with all its sub-sectors in order to achieve the self-sufficiency of the Syrian Arab Republic in the energy sector and the transformation of Syria from an importing country to an exporting country. The article shows the importance of restoring the infrastructure of the energy sector for the transportation of oil and gas and the construction of new transport lines for the reunification of fields, as well as the activation and development of oil transportation from Iraq, as it was before the war. Proposals are given for the development of the electric power industry and the restoration of the connection project that existed between Syria and Russia in the pre-war period.
oil and gas
energy sector
Syrian Arab Republic
energy cooperation
energy infrastructure

По мере окончания военной фазы сирийского конфликта и перехода к политическому урегулированию в Сирийской Арабской Республике всё большую актуальность приобретают вопросы восстановления её экономики. Без этого невозможно обеспечить удовлетворительный уровень жизни сирийцев и достичь политической стабильности в стране [1]. Энергетический сектор является стратегическим для Сирии сектором, медленный процесс восстановления которого представляет собой серьезное препятствие для восстановления экономики в целом. Согласно правительственным данным, этот сектор является одним из наиболее пострадавших во время войны, которая стала причиной огромных разрушений в местах добычи, инфраструктуры, транспортных систем и наибольшей части очистных сооружений. Потери достигли, согласно государственной статистике, 65 млрд долл. США, а в области минеральных ресурсов и в отношении производства электроэнергии достигли 2 млрд долл. США.

Важную роль в таких условиях приобретает вопрос об энергетической самодостаточности сирийской экономики [2]. В настоящее время ситуация в Сирийской Арабской Республике движется к стабильности, а уровень военных операций и насилия постепенно снижается, но восстановление контроля правительства над значительными участками районов Сирии идет медленно, обостряя проблему восстановления и строительства энергетической инфраструктуры, необходимые инвестиции в которую оцениваются на уровне 35–40 млрд долл. США. При этом Сирия имеет хороший потенциал для освоения традиционных энергетических ресурсов (нефти и газа). Потенциальные районы в Сирии со стабильным промышленным потенциалом для добычи нефти и газа составляют северо-восточный угол Месопотамского бассейна [3]. Сирия не считается одной из крупнейших стран – производителей газа и нефти, но у нее есть большие запасы, которые позволяют ей занимать лидирующие позиции при правильном инвестировании в эти ресурсы, особенно в области природного газа. По данным BP, извлекаемые запасы нефти в Сирии составляют 350 млн м3, а извлекаемые запасы газа – 250 млрд м3.

Сирийская Арабская Республика является важнейшим партнером Российской Федерации в ближневосточном регионе с точки зрения геополитики, а также с точки зрения экономических и коммерческих интересов. Эти отношения и взаимное сотрудничество сформировались в период Советского Союза, после которого Российская Федерация их унаследовала [4]. Энергетический сектор считается одним из наиболее важных направлений сотрудничества между двумя странами, из-за его многообещающих перспектив развития, будь то в области производства, переработки или транспортировки. В области потенциального сотрудничества был принят план сотрудничества между Сирией и Россией (2019–2021 гг.), включающий участие России в инвестиционных и экономических проектах в различных областях экономики, включающий 30 проектов в области промышленности, профессионального обучения, исследований и развития технологий, а также 16 проектов, связанных с водными ресурсами. В транспортном секторе стороны будут работать над тремя проектами (polpred.com). Один из них фокусируется на восстановлении и расширении железных дорог от фосфатных рудников до порта Тартус, а другой предполагает строительство аэропорта Тартус.

Целью исследования является обоснование перспективы развития энергетического сектора Сирийской Арабской Республики на основе сотрудничества с Российской Федерацией.

Материалы и методы исследования

Материалами для исследования послужили данные официальной статистики РФ, а также отчетов международных и российских информационных агентств в области сотрудничества РФ и Сирийской Арабской Республики в сфере восстановления и строительства инфраструктуры энергетического сектора Сирии, а также геологоразведочных работ с целью расширения сырьевой базы энергетического сырья.

В исследовании применялись методы анализа и синтеза, систематизации и обобщения, статистического анализа количественных данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Интерес России к Сирии связан с тем, что Сирия является своеобразными воротами для входа в страны Средиземноморского бассейна благодаря своему географическому положению, которое предоставляет единственный выход для нефтегазодобывающих стран региона Ближнего Востока, чтобы вступить в прямую конкуренцию с Российской Федерацией на европейском рынке углеводородов. Россия заинтересована в том, чтобы Сирия заблокировала возможное увеличение поставок нефти в Европу из Саудовской Аравии и Катара по более низким ценам. Заинтересованность России в сотрудничестве с Сирией продиктована желанием России оставаться главным поставщиком газа в Европу, сохранить энергетические рычаги на Ближнем Востоке над странами Персидского залива и построить средиземноморско-черноморский транспортный коридор. Геостратегия России в Сирии направлена на то, чтобы сохранить влияние на потенциальный нефтегазовый узел в регионе Леванта, в отношении предполагаемых проектов транзита газа и обнаружения нефти и газа в Средиземном море [5].

Сотрудничество между двумя странами в энергетическом секторе продолжалось, несмотря на войну в Сирии, поскольку многие российские компании продолжают на ее территории свою работу и инвестиции в инфраструктуру, а также заключают новые контракты с новыми компаниями для выхода на сирийский рынок и содействия восстановлению этого сектора. Следует отметить деятельность компании «Стройтрансгаз», с 2000 г. осуществляющей проекты строительства газоперерабатывающих комплексов (ГПЗ-1 в 2009 г. и ГПЗ-2 в 2013 г.) и газовых магистралей, а также ремонт транспортной инфраструктуры, в том числе главного сирийского трубопровода Киркук – Баниас, а также «Истмедгруп», с 2014 г. занимающейся «разведкой и добычей нефти в сирийских территориальных водах вблизи г. Тартуса» и инвестировавшей в эту деятельность в период до 2019 г. около 90 млн долл. США (neftegaz.ru).

Министерство нефти и минеральных ресурсов Сирии подписало контракт с российской компанией «Союзнефтегаз» на проведение изысканий и разведки нефти и газа на морском блоке 2 общей площадью около 2190 км2 в территориальных водах Сирии между городами Тартус и Банияс (около 30 км вдоль побережья и 70 км вглубь от береговой линии) с объемом инвестиций в проведение геологоразведочных работ и пробного бурения около 90 млн долл. США (oilcapital.ru). В 2017 г. «Стройтрансгаз» подписала контракты на разведку нефти и газа на берегах Тартуса и Банияса, а также на месторождение Кара в сельской местности Хомса.

В 2018 г. российские компании «СТГ-Инжиниринг», «Зарубежнефть», «Зарубежгеология», «Технопромэкспорт» начали геологоразведочные работы, а также работы на тепловых сирийских электростанциях (ria.ru).

Помимо восстановления инфраструктуры добычи энергетического сырья Сирия получает помощь России в восстановлении инфраструктуры сирийской нефтепереработки. Так, в 2018 г. начались восстановление и реконструкция нефтеперерабатывающего завода в г. Хомс при участии российских специалистов, а также поставках из России различных реагентов, в том числе катализаторов гидроочистки, благодаря чему Сирия впервые за 7 лет начала обеспечивать себя нефтепродуктами (neftegaz.ru).

В 2018 г. Россия и Сирия подписали Дорожную карту сотрудничества в энергетике и электроэнергетике, где приоритетом для сирийской стороны является организация бесперебойного энергоснабжения городов и крупных населенных пунктов. Документ предусматривает восстановление, модернизацию и строительство новых энергообъектов в Сирии (finance.rambler.ru).

В настоящее время можно говорить не о развитии энергетического сектора Сирийской Арабской Республики, а о восстановлении контроля над энергоресурсами, их восстановлении и вводе в производство. Абстрагируясь от политического и военного влияния на этот сектор, предполагая полный контроль правительства над всеми источниками энергетических ресурсов и отменяя введенные международные санкции, с экономической точки зрения процесс развития энергетического сектора Сирийской Арабской Республики следует разделить на три этапа:

– первый этап – включение в производственный процесс имеющихся месторождений углеводородов;

– второй этап – восстановление и реконструкция инфраструктуры для возврата к довоенному уровню добычи и производства нефтепродуктов [6];

– третий этап – развитие и наращивание объемов производства энергетического сектора.

Эти три этапа должны осуществляться применительно ко всем составляющим энергетического сектора, включая нефть, газ и электричество, независимо от того, находятся ли они на стадии добычи, переработки или потребления.

Восстановление контроля над всеми нефтяными и газовыми источниками в стране означает возвращение под контроль сирийского правительства более 17 нефтегазовых месторождений, в том числе крупнейших сирийских месторождений, которые составляли основную часть добычи в довоенный период. При этом следует учесть, что возвращение нефтегазоносных полей в управление не означает возврата объемов производства, потому что производственные мощности, рассчитанные ранее на 400 тыс. баррелей нефти и 8 млн м3 газа в сутки, уничтожены частично или полностью.

На первом этапе предлагается повторное включение месторождений в производственный процесс после возобновления контроля над ними. Ожидается, что добыча нефти вырастет с текущего уровня 25–30 тыс. баррелей в сутки до 70 тыс. баррелей после ввода в эксплуатацию нефтяных месторождений в районе Дейр-эз-Зор и до 100–120 тыс. баррелей после ввода месторождений в районе Хасака. Поэтому ожидаемым результатом этого этапа является утроение текущего объема добычи.

Текущие возможности Сирийской нефтяной компании позволят ей лишь частично перезапустить и поддерживать имеющиеся в Сирии месторождения углеводородов. Но понесенные в период войны потери и недостаток опыта в новых технологиях вызывают необходимость привлечения иностранных инвестиций и специалистов для восстановления нефтяных и газовых месторождений. Важную роль здесь будут продолжать играть российские компании, выражающие готовность к продолжению и расширению сотрудничества в энергетической области. Так, например, российские специалисты провели обследования месторождений Ал-Тайм и Аль-Вард в г. Дейр-эз-Зор, чтобы увеличить их производственные мощности до 7500 баррелей ресурса в сутки.

Второй этап предлагаемого плана будет зависеть от опыта российских компаний-инвесторов, который поможет обновить оборудование и технологии, используемые при добыче, и восстановить объем добычи до уровня, считавшегося нормой на довоенном этапе, т.е. 400 тыс. баррелей нефти и 8 млн м3 газа в сутки.

На третьем этапе плана разработки разведка запасов углеводородов будет расширена на неинвестированных ранее территориях, площадь которых оценивается в 85000 км2 территории Сирии, и инвестировать в доказанные запасы углеводородов, расположенные в региональных водах. По данным Геологической службы США сирийские запасы газа в море оцениваются в 700 млрд м3, а по данным Центра исследований Феррелла в Германии, запасы газа – 28 500 млрд м3, что позволяет Сирии стать третьей по величине газодобывающей страной после России и Ирана в случае экономически эффективного распоряжения этим резервом. По некоторым оценкам, запасов трех газовых месторождений к северу от Пальмиры достаточно для обеспечения Сирии полной электроэнергией 24 часа в сутки в течение 19 лет. Для сравнения запасы газа в Израиле эквиваленты всего 11 % запасов Сирии, в Ливане и Египте – 8 % и 31 % соответственно.

Производственная мощность двух нефтеперерабатывающих заводов, действующих в Сирии, составляет всего лишь 240 тыс. баррелей в день. Если они будут восстановлены, после проведения операций по техническому обслуживанию оборудования, они смогут вернуться к работе на своей фактической мощности. Стоит отметить, что, когда фактическая переработка меньше фактического объема производства, в состоянии отсутствия развития, излишки добытых углеводородов могут пойти на экспорт. Однако во время войны произведенных нефтепродуктов было, как правило, недостаточно для внутреннего потребления, и возникала потребность в импорте. Система работы, которая применялась с 2011 г., поддерживала дефицит в нефтяном балансе, и этот разрыв будет восполняться за счет импорта.

При расширении добычи нефти возникает необходимость развития деятельности нефтеперерабатывающих заводов или создания новых нефтеперерабатывающих заводов, чтобы соответствовать объему производства, ожидаемому после восстановления старых, а также открытия и вовлечения в хозяйственный оборот новых месторождений. Мощности нефтеперерабатывающих заводов должны быть также в состоянии покрыть внутреннее потребление.

В этом случае можно говорить о трех возможных сценариях: увеличение перерабатывающих мощностей существующих НПЗ без создания новых; строительство нового НПЗ без увеличения перерабатывающих мощностей существующих НПЗ; объединение двух предыдущих вариантов. Развитие существующих нефтеперерабатывающих заводов и строительство новых даст возможность перерабатывать всю внутреннюю добычу нефти, то есть обеспечивать внутреннее потребление во всех секторах, и достигать излишка продуктов нефтепереработки, который экспортируется. Предлагаемая переработка превратится в производные нефтепродукты, которые принесут в государственный бюджет Сирии гораздо большие доходы, чем экспорт сырой нефти.

Перспективы развития процесса транспортировки нефти можно оценить в основном по нескольким проектам, которые были включены в предыдущие планы Министерства энергетики Сирии, но не были реализованы из-за недостатка инвестиций, а именно:

– строительство нефтепровода для транспортировки «легкой» нефти от иракской границы до нефтеперерабатывающего завода Баниас, потери в трубопроводе Киркук – Баниас, пропускной способностью 1,5 млн баррелей в сутки;

– строительство нового нефтепровода для транспортировки «тяжелой» нефти от Тала Адаса до терминала Хомс протяженностью 650 км;

– cтроительство новых резервуаров для увеличения емкости хранения нефти;

– замена морально устаревших насосных станций на современные.

В области транспортировки газа план развития должен включать модернизацию старых трубопроводных линий, завершение строительства и эксплуатацию арабского газопровода, который обеспечивает транспортировку египетского газа в Иорданию, Сирию, Ливан и до границы с Турцией, а также проект строительства центральной газовой магистрали для транспортировки газа из Ирака к потребителю по газопроводу Араби с ожидаемым объемом до 30 млн м3 в сутки.

Достигнув точки баланса между производством и потреблением углеводородов и продуктов нефтепереработки, можно вернуться к экспорту, как это было в довоенный период.

Развитие в электроэнергетическом секторе должно быть сосредоточено на технической модернизации турбин, а также расширении использования природного газа для работы электростанций вместо нефти из-за его доступности в больших количествах. Для повышения эффективности необходимо найти механизм привлечения частного сектора и иностранных инвестиций в производство и распределение электроэнергии.

Заключение

В плане развития энергетического сектора в Сирии есть потребность в экспертных знаниях и большом финансировании, а это недоступно сирийским национальным компаниям, работающим в этой области, и здесь необходимо извлечь выгоду из российского опыта, поскольку большие и малые российские компании имеют большой опыт в этой сфере.

Предлагаемый план развития энергетического сектора в Сирийской Арабской Республике включает развитие и модернизацию существующих источников нефти и газа; достижение их оптимального использования, а также расширение геологоразведочных и инвестиционных операций в новых источниках, что будет способствовать увеличению внутреннего продукта добычи и переработки углеводородов и достижение излишка производства сырой нефти, газа, а также продуктов нефтепереработки.

Развитие и расширение операций по добыче и переработке углеводородов за счет модернизации и строительства существующих нефтеперерабатывающих заводов будет способствовать увеличению их производственных мощностей и, таким образом, местная сырая нефть будет перерабатываться через местные нефтеперерабатывающие заводы, что позволит полностью покрывать внутренний спрос и преобразует Сирию из страны-импортера в страну – экспортера энергоресурсов. При этом экспорт будет сосредоточен на производных нефтепродуктах больше, чем на сырой нефти, что принесет правительству и инвесторам более высокий доход, чем экспорт сырой нефти.