Заработная плата является важнейшим элементом системы поощрения труда работников и в соответствии с современными представлениями социально-экономического развития рассматривается как инструмент влияния на уровень эффективности (результативности) деятельности сотрудников [1]. Размер оплаты труда находится в прямой зависимости от уровня мотивации работника занимать ту или иную должность. Заработная плата имеет дуальную природу. С одной стороны, это поощрение за проделанную работу, с другой, мотивационный инструмент, побуждающий к выполнению тех или иных функций [2]. В современном государственном управлении вопрос мотивации сотрудников приобретает наибольшую актуальность. Мотивация к той или иной деятельности, к занятию той или иной должности, к расширению компетенций и многое другое имеет непосредственное отношения к эффективности труда и ее конечным результатам [3]. Заработная плата – это основной источник дохода для большинства работников в нашей стране. Она является основой для роста производительности труда. Это объясняется тем, что зарплата – это цена, которую платит работодатель за выполненный объём работы. Более того, в Российской Федерации (далее – РФ) заработная плата является социально значимым индикатором качества жизни населения, так как в большинстве случаев является единственным источником дохода [4]. Отсюда понимание того, что уровень зарплаты фактически означает уровень жизни населения, это средство существования и инструмент прямого влияния на профессиональную мотивацию наших граждан. Производительность труда – это фактор роста заработной платы, а заработная плата может быть фактором роста производительности. На разных этапах роль того или иного компонента различна [5, 6].
Рассматривая роль заработной платы в здравоохранении, можно с высокой долей вероятности говорить о ее ключевой роли в профессиональной мотивации медицинского персонала занимать те или иные должности [7–9]. Регулирование ее уровня – это механизм государственного управления в сфере кадрового обеспечения отрасли. Поэтому, с точки зрения верхнего управленческого уровня, рост заработной платы неминуемо должен повлиять на повышение притока кадров в отрасль [10]. Повышение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе медицинских работников, отражено в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ Президента РФ № 597). Согласно положениям Указа Президента РФ № 597, к 2018 г. увеличение заработной платы в бюджетной сфере (педагоги, медицинские работники, научные сотрудники и др.) должно существенно повысить уровень жизни данной категории работников и повысить престиж этих профессий [11]. В соответствии с положениями Указа Президента РФ № 597 Правительству РФ предписывалось разработать ряд мер по достижению целевых показателей. Предусмотрено «привязать» размер заработной платы медицинского персонала к среднему уровню оплаты труда наемных работников в соответствующем субъекте РФ [12]. Авторами нормативно-правового акта предполагалось к 2018 г. довести размер зарплаты врачебного персонала до 200 %, среднего медицинского персонала до 100 % от средней оплаты труда (наемных работников) по соответствующему региону [13].
Отношение к повышению уровня заработной платы и привязка ее к средней оплате труда наемных работников по соответствующему региону была оценена неоднозначно со стороны экспертов [14]. Стоит заметить, что уровень оплаты труда необходимо рассматривать в контексте уровня стоимости жизни в соответствующем региона. При дисбалансе данных показателей увеличение заработной платы без учета стоимости жизни может лишь ухудшить кадровый дефицит медицинского персонала. Варианты реализации майских указов, которые связаны с бюджетным процессом, могли привести к негативным результатам в здравоохранении. По мнению В.И. Стародубова, если выполнить «майские» указы, то 90–95 % всех расходов в отрасли уйдет на заработную плату и сопутствующие расходы. Более того, он заявил, что «если ассигнования на остальные статьи бюджета не будут адекватно повышены, в системе останется мизерное количество денег, что приведет к тому, что обеспечение медикаментами, расходными материалами, медицинской техникой будет очень сильно страдать» [15, 16]. В связи с вышеизложенным представляется актуальным исследование уровня заработной платы медицинских работников и стоимости жизни в различных субъектах РФ.
Целью исследования явилось изучение динамики изменений средней заработной платы врачей (включая работников с высшим образованием, предоставляющих медицинские услуги) и индекса стоимости жизни в Российской Федерации в 2013–2019 гг.
В исследовании использовались данные, взятые из отчетных форм по заработной плате и индексу стоимости жизни Федеральной службы государственной статистики РФ (далее – Росстат) [17, 18]. Методом дескриптивной статистики проанализированы изменения средней заработной платы врачей и работников с высшим образованием, предоставляющих медицинские услуги, в Российской Федерации в период 2013–2019 гг. Был произведен расчет среднего значения и показателя наглядности заработной платы в различных ФО РФ.
Согласно статистическим данным, средний уровень средней заработной платы врачей и работников с высшим образованием, предоставляющих медицинские услуги, в государственной системе здравоохранения в Центральном федеральном округе Российской Федерации с 2013 по 2019 г. увеличился на 88,8 % и достиг к концу исследуемого периода 64,6 тыс. руб. Наибольший уровень зарплаты в 2019 г. зарегистрирован в Москве (147,6 тыс. руб.) и Московской области (98,6 тыс. руб.). Наименьшие зарплаты были зафиксированы в Ивановской (48,3 тыс. руб.), Брянской (51,1 тыс. руб.), Орловской (51,1 тыс. руб.) и Тамбовской (51,7 тыс. руб.) областях. В 2019 г. разница в уровне заработной платы в ЦФО РФ достигла более чем трех раз, в то время как индекс стоимости жизни в административных центрах составил 1,29 (г. Москва) и 0,99 раза (г. Иваново).
Средний уровень средней заработной платы врачей и работников с высшим образованием, предоставляющих медицинские услуги, в государственной системе здравоохранения в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации с 2013 по 2019 г. увеличился на 80,6 % и достиг к концу исследуемого периода 87,8 тыс. руб. Наибольший уровень зарплаты в 2019 г. зарегистрирован в Ненецком АО (167,1 тыс. руб.). Наименьшие зарплаты были зафиксированы в Псковской (54,2 тыс. руб.) и Новгородской (57,3 тыс. руб.) областях. В 2019 г. разница в уровне заработной платы в СЗФО РФ достигла трех раз, индекс стоимости жизни в административных центрах составил 1,41 (г. Нарьян-Мар) и 1,00 раза (г. Псков).
Средний уровень средней заработной платы врачей и работников с высшим образованием, предоставляющих медицинские услуги, в государственной системе здравоохранения в Южном федеральном округе Российской Федерации с 2013 по 2019 г. увеличился на 90,5 % и достиг к концу исследуемого периода 56,6 тыс. руб. Наибольший уровень зарплаты в 2019 г. зарегистрирован в Краснодарском крае (62,2 тыс. руб.), Архангельской области (60,7 тыс. руб.) и Севастополе (60,4 тыс. руб.). Наименьшая зарплата была зафиксирована в Республике Калмыкия (46,6 тыс. руб.). Разница в уровне заработной платы в ЮФО РФ достигла в 2019 г. 1,3 раза, индекс стоимости жизни в административных центрах составил 0,98 (г. Краснодар) и 0,92 раза (г. Элиста).
Средний уровень средней заработной платы врачей и работников с высшим образованием, предоставляющих медицинские услуги, в государственной системе здравоохранения в Северо-Кавказском федеральном округе Российской Федерации с 2013 по 2019 г. увеличился на 79,5 % и достиг к концу исследуемого периода 47,4 тыс. руб.. Наибольший уровень зарплаты в 2019 г. зарегистрирован в Ставропольском крае (54,0 тыс. руб.). Наименьшая зарплата была зафиксирована в Республике Ингушетия (44,6 тыс. руб.). Разница в уровне заработной платы в СКФО РФ достигла в 2019 г. 1,2 раза, индекс стоимости жизни в административных центрах составил 0,96 (г. Ставрополь) и 0,78 раза (г. Магас).
Средний уровень средней заработной платы врачей и работников с высшим образованием, предоставляющих медицинские услуги, в государственной системе здравоохранения в Приволжском федеральном округе Российской Федерации с 2013 по 2019 г. увеличился на 83,9 % и достиг к концу исследуемого периода 58,3 тыс. руб.. Наибольший уровень зарплаты в 2019 г. зарегистрирован в Республиках Татарстан (67,1 тыс. руб.) и Башкортостан (65,4 тыс. руб.). Наименьшая зарплата была зафиксирована в Республике Мордовия (49,5 тыс. руб.) и Ульяновской области (50,3 тыс. руб.). Разница в уровне заработной платы в ПФО РФ достигла в 2019 г. 1,3 раза, индекс стоимости жизни в административных центрах составил 0,90 (г. Казань) и 0,86 раза (г. Ижевск).
Средний уровень средней заработной платы врачей и работников с высшим образованием, предоставляющих медицинские услуги, в государственной системе здравоохранения в Уральском федеральном округе Российской Федерации с 2013 по 2019 г. увеличился на 74,0 % и достиг к концу исследуемого периода 103,4 тыс. руб.. Наибольший уровень зарплаты в 2019 г. зарегистрирован в Ямало-Ненецком АО (186,1 тыс. руб.). Наименьшая зарплата была зафиксирована в Курганской области (64,7 тыс. руб.). Разница в уровне заработной платы в УФО РФ достигла в 2019 г. 2,8 раза, индекс стоимости жизни в административных центрах составил 1,32 (г. Салехард) и 0,98 раза (г. Курган).
Средний уровень средней заработной платы врачей и работников с высшим образованием, предоставляющих медицинские услуги, в государственной системе здравоохранения в Сибирском федеральном округе Российской Федерации с 2013 по 2019 г. увеличился на 74,5 % и достиг к концу исследуемого периода 68,6 тыс. руб.. Наибольший уровень зарплаты в 2019 г. зарегистрирован в Красноярском крае (83,7 тыс. руб.). Наименьшая зарплата была зафиксирована в Республике Алтай (53,6 тыс. руб.). Разница в уровне заработной платы в СФО РФ достигла в 2019 г. 1,4 раза, индекс стоимости жизни в административных центрах составил 1,00 (г. Красноярск) и 1,04 раза (г. Горно-Алтайск).
Средний уровень средней заработной платы врачей и работников с высшим образованием, предоставляющих медицинские услуги, в государственной системе здравоохранения в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации с 2013 по 2019 г. увеличился на 90,5 % и достиг к концу исследуемого периода 112,6 тыс. руб.. Наибольший уровень зарплаты в 2019 г. зарегистрирован в Чукотском АО (191,4 тыс. руб.). Наименьшая зарплата была зафиксирована в Республике Бурятия (66,4 тыс. руб.) и Забайкальском крае (69,1 тыс. руб.). Разница в уровне заработной платы в ДФО РФ достигла в 2019 г. 2,8 раза, индекс стоимости жизни в административных центрах составил 1,62 (г. Анадырь) и 0,98 раза (г. Улан-Удэ).
Согласно официальным данным, средняя зарплата медицинского персонала в РФ на текущий момент достигла целевых показателей, обозначенных в Указе Президента РФ № 597 (в 2019 г. составила 202,2,0 % от среднемесячной заработной платы наемных работников для врачей). Согласно результатам исследования в Центральном, Северо-Западном, Уральском и Дальневосточном ФО разница между минимальным и максимальным значением средней заработной платы среди субъектов РФ составляет более чем 2,8 раза. В то время как в остальных ФО (Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Сибирский) различия между минимальным и максимальным значениями средней заработной платы колеблются от 1,2 до 1,4 раза. К 2019 г. разница между средними заработными платами наемных работников среди субъектов РФ составила более чем 4 раза. При этом в 2019 г. индекс стоимости жизни (в среднем за год, в разах) в административных центрах субъектов РФ с максимальным (Чукотский АО – 191,4 тыс. руб.) и с минимальным (Республика Ингушетия – 44,6 тыс. руб.) уровнем средней заработной платы составляет 1,62 (г. Анадырь) и 0,78 (г. Магас) раза соответственно. Данный тренд характерен для всего изучаемого периода для большинства ФО (2013–2019 гг.). В 2019 г. в СФО уровень заработной платы и индекс стоимости жизни обратно пропорциональны (индекс стоимости жизни в административном центре субъекта РФ с наименьшей средней заработной платой выше, чем аналогичный показатель в субъекте РФ с наибольшей средней заработной платой), что говорит о «критическом» дисбалансе между доходами населения и уровнем жизни в данном регионе.
Заключение
Уровень средней заработной платы является одним из показателей экономического развития региона. Исходя из этого, можно констатировать, что в настоящее время существует значительный разрыв в уровне жизни среди различных субъектов РФ. При этом индекс стоимости жизни, который является одним из показателей, расширяющих информационный и аналитический состав показателей статистики потребительских цен, не демонстрирует синхронные различия. Данный факт говорит о диспропорциях в социально-экономическом уровне развития среди субъектов РФ. Диссонанс усиливается и тем фактом, что согласно действующему законодательству медицинская помощь на всех публичных уровнях власти (федеральном, региональном и муниципальном) является бесплатной и равнодоступной, но социально-экономические условия (стоимость жизни и оплата труда) диспропорциональны между собой и неравномерны в целом по РФ. Таким образом, текущие экономические условия не способствуют равнодоступному распределению врачебных кадров по регионам.
Привязка средней заработной платы медицинских работников к средней оплате труда по соответствующему субъекту (региону) приведет к усилению кадровых диспропорций в целом по РФ. Так, в 2018 г. в рамках VI международной конференции и выставке «Оргздрав-2018. Эффективное управление медицинской организацией», В.И. Стародубов подчеркнул в своем выступлении, что выполнение «майских указов» (в том числе Указ Президента РФ № 597) «привело к кадровому диссонансу в здравоохранении». Разница между зарплатами врачей из разных субъектов РФ увеличилась в два раза, что приведет к «необоснованным кадровым перетокам». Безусловно, повышение уровня жизни медицинского персонала, а вместе с ним и престижа (имиджа) профессии через увеличение уровня заработной платы имеет положительную тенденцию.
Привязка зарплаты медицинских работников к средней заработной плате наемных работников в соответствующем регионе может привезти в диспропорциям в кадровом обеспечении среди субъектов РФ. Данный фактор неминуемо окажет влияние в долгосрочной перспективе на доступность и качество медицинской помощи через снижение показателей кадрового обеспечения и «оттока» конкурентоспособных специалистов в регионах с низким уровнем жизни. Необходимо разработать и внедрить «региональный коэффициент» для балансировки уровня оплаты труда медицинских работников. Данный инструмент должен привести, в первую очередь, к повышение оплаты труда медицинских работников в «депрессивных» регионах тем самым снизить «переток» кадров между субъектами РФ.