Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

INVESTMENT CLIMATE OF THE FAR EAST: THE CURRENT STATE AND FEATURES OF THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT

Tsutsieva O.T. 1 Gokonaeva A.R. 1
1 North-Ossetian state University named after K.L. Khetagurov
This article is devoted to the study and analysis of the investment climate of the Far East Federal District, its modern state and features of investment attractiveness of the Far East. Today, there is an increased interest in the state of the investment climate of the Far East, since the President of Russia has set the task that by 2020 the regions of the Far East Federal District should enter the top 30 regions in the National Rating of Investment Attractiveness. Such competitive advantages of the Far East as proximity to the large, rapidly growing market of the Asia-Pacific region, the presence of global transport corridors that pass on its territory, as well as the wealth of natural resources and clean ecology, can lead not only to the accelerated development of the Far East Federal District, but also to stable growth of the economy of the whole country. However, it is worth noting that for the Far East, the problems are the underdeveloped social and linking infrastructure, the high cost of living, the significant differences in the income of the population, as well as the poor quality of the urban environment, which is more due to the significant distances and the more severe climate. In this regard, there has been an outflow of the population in the Far Eastern regions for many years.
Far East Federal District
investments
investment climate
territory of priority development
Free port of Vladivostok

Новая государственная политика Дальнего Востока направлена на формирование глобально конкурентоспособных условий для ведения бизнеса и привлечения частных инвестиций в регион, которые необходимы для обеспечения его опережающего развития. Данные условия могут также привести к созданию новых рабочих мест для населения, к новому качеству социальной сферы, а также к улучшению условий для жизни людей.

Цель исследования: проанализировать инвестиционный климат Дальнего Востока, его современное состояние и особенности инвестиционной привлекательности Дальневосточного федерального округа (ДФО).

Материалы и методы исследования

В целях раскрытия обозначенной темы научной статьи предполагается использование комплекса мер научного познания, среди которых анализ, дедукция, индукция, аналитический и статистический методы, метод сравнения и прогнозирования.

Информационную базу исследования составили материалы официального сайта Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, информационно-аналитические отчеты и сборники. В должной мере информационную базу составили материалы специальной периодической печати и ресурсы сети Интернет в контексте исследуемой проблематики.

Результаты исследования и их обсуждение

Для достижения конкурентоспособных условий для привлечения инвестиций и улучшения ведения бизнеса на Дальнем Востоке было принято 45 федеральных законов и 215 нормативных актов, а также разработаны и запущены такие механизмы, как территории опережающего развития (ТОР), адресная инфраструктурная поддержка инвесторов, свободный порт Владивосток (СПВ) и т.д., которые начали запускаться поэтапно с 2015 г. и уже приносят свои первые результаты [1, с. 4].

Так, согласно Национальному рейтингу состояния инвестиционного климата в регионах России за 2018 год все субъекты ДФО, кроме Приморского края и Еврейской автономной области, значительно улучшили свои позиции. При этом Хабаровский край вошел в топ-20 по совокупным результатам рейтинга. Основные показатели всех регионов ДФО представлены в таблице.

Показатели субъектов РФ, входящих в состав ДФО, в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в 2018 г. [2, с. 5]

Субъект ДФО

Место в 2017 г.

Место в 2018 г.

Изменение места

Индекс в 2017 г.

Индекс в 2018 г.

Изменение индекса

Республика Саха (Якутия)

58

52

↑6

222,2

242,6

↑20,4

Амурская область

47

35

↑12

228,7

252,6

↑23,9

Хабаровский край

40

18

↑22

230,1

259,2

↑29,1

Еврейская автономная область

50

65

↓15

226,2

234,6

↑8,4

Камчатский край

68

32

↑36

215,0

253,9

↑39,0

Сахалинская область

79

37

↑42

207,4

250,8

↑43,4

Чукотский автономный округ

84

82

↑2

197,2

215,2

↑18,1

Магаданская область

57

44

↑13

222,9

247,0

↑24,1

Приморский край

71

76

↓5

213,1

225,6

↑12,5

Кроме того, стоит отметить довольно важное значение интегрального индекса, определяющего отношение состояния инвестиционного климата текущего года к предыдущему в том же регионе. Так, интегральный индекс всех субъектов ДФО вырос в 1,5 раза больше, чем в среднем по России, а 3 субъекта ДФО оказались в топ-10 лидеров роста: Сахалинская область, Камчатский край, Хабаровский край.

Объем поступивших прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в ДФО за 2018 год составил 5,503 млрд долл. США. При этом основной интерес иностранных инвесторов связан с разработкой проектов по добыче полезных ископаемых, особенно топливно-энергетических (более 90 % ПИИ). Кроме того, помимо полезных ископаемых, привлекательными видами деятельности для иностранных инвесторов являются пищевая промышленность, обрабатывающие производства, транспортировка и хранение.

Приток капитала в ДФО главным образом происходит благодаря инвестициям в нефтегазовые проекты Сахалинской области, которые обеспечивают топливными и энергетическими ресурсами Китай, Республику Корея, Японию, и другие страны. ДФО – относительно новый, а также динамично развивающийся нефте- и газодобывающий регион страны, где основной интерес среди инвесторов направлен на Охотоморскую нефтегазоносную провинцию, которая состоит из 9 нефтегазоносных областей, находящихся на острове Сахалин, шельфовой и морской зоне Охотского моря. В связи с этим доля Сахалинской области в общих накопленных прямых иностранных инвестициях ДФО самая высокая.

Основными источниками ПИИ в Дальневосточный регион 10–15 лет назад были Нидерланды и Япония, однако сейчас это специально созданные компании на офшорных территориях, что объясняется в первую очередь сохранением способов финансирования крупных нефтегазовых проектов при помощи удобных офшорных юрисдикций. Так, источником почти 90 % поступивших прямых иностранных инвестиций в ДФО являются такие офшоры, как Бермуды, Багамы, Кипр и другие [3, с. 164].

Стоит отметить также интерес индийских инвесторов к добыче угля на Дальнем Востоке. Так, на сегодняшний день в Камчатском крае реализуется проект по созданию индийским холдингом ТАТА Group угольного добывающего предприятия в Крутогорском месторождении угля. Компания планирует добывать уголь для последующего его экспорта, а также для того, чтобы обеспечить топливом собственные активы. Однако это не единственный проект индийского инвестирования в ДФО, поскольку крупнейший индийский холдинг KGK планирует запустить алмазогранильное предприятие во Владивостоке (Приморский край).

Сотрудничество с японскими инвесторами развивается не менее динамично, чем с индийскими. Так, каждый третий из инвестиционных проектов, которые были подписаны в декабре 2018 г. во время официального визита В.В. Путина в Японию, территориально относится к Дальнему Востоку, что в общей сложности составляет 27 проектов, где 10 проектов направлены на добычу ресурсов, 15 проектов – на развитие промышленности, 1 проект – на здравоохранение и 1 проект – на градостроительство. При этом многие проекты промышленной отрасли будут ориентированы на экспорт в государства АТР.

Постепенно к Дальнему Востоку проявляется интерес и у корейских инвесторов, в основном в рыбопромышленной сфере. Например, Korea Traiding and Industries Company вложила более 7 млн долл. США в проекты по созданию рыбоперерабатывающего завода в Камчатском крае, мощность которого составит 10 тысяч тонн продукции. В общей сложности на сегодняшний день корейские инвесторы реализуют 6 проектов на территории ДФО [3, с. 164–165].

Несомненно, главной причиной успеха многих инвестиционных проектов являются механизмы реализации инвестиционных проектов, таких как ТОР, СПВ, адресная инфраструктурная поддержка инвесторов и т.д. Подробнее остановимся на каждом механизме.

Территории опережающего развития – это определенные производственные территории, где государство на собственные средства формирует необходимые льготные условия для увеличения инвестиционной привлекательности региона, т.е. предоставляет резидентам в упрощенной форме необходимые государственные услуги и налоговые льготы. Вместе с тем создание ТОР возможно только при наличии обоснованного спроса со стороны иностранных или отечественных инвесторов на строительство новых производств в Дальневосточном регионе. При этом создание любого ТОРа всегда представляет собой индивидуальную адресную работу с инвесторами-резидентами [4, с. 11].

Так, на конец 2018 г. в ДФО было создано 18 ТОР в 8 субъектах ДФО (кроме Магаданской области), где запланирована реализация 267 проектов, на которых предусмотрены инвестиции объемом 2 267 млрд руб., что приведет к формированию 49 тысяч новых рабочих мест для региона. В 2019 г., в связи с включением Республики Бурятия и Забайкальского края в состав ДФО, было создано ещё два ТОРа: ТОР «Бурятия» и ТОР «Забайкалье», общий объем инвестиций которых превысит 200 млрд рублей и создаст около 10 тыс. новых рабочих мест [1, с. 30–32].

Сегодня в рамках режима ТОР уже построено 36 объектов, направленных на улучшение инфраструктуры региона, и начаты работы по созданию ещё 141 объекта (из них уже спроектированы 30 объектов, приступили к проектированию 63 объектов, а на 48 объектах уже начались строительно-монтажные работы).

Для формирования глобально конкурентоспособных условий развития морских портов в ДФО 13 июля 2015 г. был принят Федеральный закон № 212-ФЗ «О Свободном порте Владивосток» (СПВ), в соответствии с которым инвесторам, которые являются резидентами СПВ, предоставляются такие же административные преференции и налоговые льготы, как и инвесторам в рамках ТОР. Кроме того, резиденты СПВ имеют возможность без осуществления публичных торгов арендовать участки земли на территории СПВ. Однако стоит отметить, что режим СПВ не направлен на формирование за бюджетные средства государства инфраструктуры для иностранных или отечественных инвесторов [5].

При этом в рамках режима СПВ представляются резидентам такие преференции, как режим «одного окна», круглосуточной работы пропускных пунктов через границу государства, укороченные сроки оформления грузов на таможне, а также их электронное декларирование, упрощенная система виз для въезда иностранных граждан (электронная виза на 8 дней), режим «Free port», который предназначен для хранения предметов роскоши, антиквариата и произведений искусства.

На сегодняшний день режим СПВ действует на территории 21 муниципального образования ДФО, которые относятся к основным дальневосточным гаваням на побережье Охотского и Японского морей.

По состоянию на май 2018 г. на территории СПВ реализовывалось 680 инвестиционных проектов, на которые было предусмотрено 414 млрд рублей частных инвестиций и благодаря которым будет создано 45 тысяч новых рабочих мест. В июле 2018 г. режим свободного порта распространен на Советско-Гаванский муниципальный район Хабаровского края, что позволит реализовать ещё 15 инвестиционных проектов с объёмом частных инвестиций более 54 млрд рублей, создать около 1,8 тыс. новых рабочих мест [1, с. 30–32].

Кроме того, необходимо отметить, что одной из главных причин, которые тормозят исполнение масштабных инвестпроектов в ДФО, является довольно неустойчивое развитие инфраструктуры в области энергетики и транспорта. В связи с этим была создана адресная инфраструктурная поддержка дальневосточных инвесторов, в рамках которой из федерального бюджета государства выделяются средства на безвозвратной и безвозмездной основе (в виде субсидии) на формирование объектов инфраструктуры, необходимых для создания новых производственных комплексов в ДФО. Вместе с тем инвестор, получивший такую поддержку от государства, обязан построить инфраструктурные объекты и открыть новое производство с определенной мощностью и в установленные заранее сроки. При этом объект, построенный инвестором, остается в его собственности, что не приводит к дополнительным расходам федерального бюджета на его эксплуатацию.

Так, на конец 2018 г. государственную адресную инфраструктурную поддержку получили 14 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 234 млрд рублей, из которых 32,49 млрд рублей предоставили из федерального бюджета в рамках механизма поддержки на формирование объектов инфраструктуры. С помощью адресной инвестиционной поддержки уже 10 объектов инфраструктуры были введены в эксплуатацию, начата работа на 5 новых производственных предприятиях, для которых формируется инфраструктура благодаря государственной поддержке [1, с. 32–34].

Вместе с тем необходимо отметить, что особое значение играет и поддержка инвесторам, которую оказывают такие агентства и корпорации по привлечению инвестиций, как:

– АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ), выполняющая функции управляющей компании ТОР и СПВ, является «одним окном» для дальневосточных инвесторов, формирует инфраструктуру в рамках ТОР и в случае необходимости обеспечивает защиту интересов резидентов ТОР и СПВ в суде в спорах с органами государственной власти. На сегодняшний день КРДВ координирует 20 ТОР в 10 субъектах ДФО, а также реализует режим СПВ на территории 22 муниципальных образований в 5 субъектах ДФО;

– АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке» (АРЧК) предоставляет резидентам СПВ и ТОР трудовые ресурсы, привлекая их при этом из разных регионов России. При этом АРЧК способствует реализации программы по предоставлению участков земли в ДФО на безвозмездной и безвозвратной основе «Дальневосточный гектар»;

– АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» (АПИ), деятельность которого направлена на привлечение новых иностранных или отечественных инвесторов в рамках ТОР и СПВ, а также на стимулирование и продвижение экспорта продукции, произведенной на дальневосточных предприятиях, в страны АТР.

Заключение

Таким образом, на сегодняшний день на территории Дальнего Востока с государственной поддержкой реализуется 2 283 инвестиционных проекта, а совокупный объем уже состоявшихся инвестиций достиг планки 1,16 трлн рублей.

В области влияния инвестиционных проектов ДФО на социально-экономическое развитие территорий можно отметить вклад в формирование инфраструктуры региона и предполагаемое количество новых рабочих мест, которые можно охарактеризовать, как явные эффекты инвестиционной деятельности в экономике региона. Так, уже введено в эксплуатацию около 300 предприятий и создано около 40,5 тыс. новых рабочих мест. При этом частными инвесторами планируется ещё вложить в экономику региона более 4,1 трлн рублей и создать 165 тыс. рабочих мест. На территории ДФО действует множество новых механизмов для поддержки инвесторов, что в будущем, несомненно, приведет к улучшению инвестиционного климата Дальнего Востока.

Важным вопросом также является привлечение дополнительного финансирования по доступным ставкам. В этих целях в 2020 г. будет запущен механизм субсидирования процентной ставки по кредитам для резидентов ТОР и СПВ. Субсидии предоставляются банкам в размере ключевой ставки Центрального банка РФ (6,25 %). Таким образом, процентная ставка для инвестора уменьшается на 6,25 % годовых. При этом общая стоимость инвестиционного проекта должна составлять не менее 30 млн рублей и не более 1 500 млн руб.

Одной из главных целей к 2025 г. является запуск на Дальнем Востоке не менее 1 200 новых предприятий, вклад в экономику ДФО не менее 3,1 трлн рублей частных инвестиций, создание не менее 103 тыс. новых рабочих мест.