Необходимость пристального внимания к проблемам кадрового обеспечения и управления человеческими ресурсами в любой современной организации обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с формированием действенной и эффективной системы управления, как основного инструмента достижения главных целей организации.
Текущие реалии – экономическая нестабильность, высокая конкуренция, быстрая потеря актуальности технологий и продуктов – ведут к тому, что самым важным, если не единственным, фактором рентабельности и конкурентоспособности любой коммерческой организации являются высоко- квалифицированные сотрудники. Причем стоит отметить, что наибольшее влияние на финансовый успех будет оказывать линейный персонал, и результат будет тем выше, чем лучше продумана, сформулирована, а главное, реализована стратегия управления, а также от эффективности принятой в компании системы мотивации специалистов и следование ей [1]. Причем под квалифицированным персоналом стоит понимать не только техническую грамотность, но и лояльность, вовлеченность в рабочий процесс, осознание и следование глобальной цели компании, соответствие принятым в ней ценностям и корпоративной культуре, именно такие сотрудники будут основным конкурентным преимуществом.
В процессе организации кадрового менеджмента на предприятии существенной проблемой может оказаться наличие текучести персонала, что тормозит развитие продуктивной деятельности организации, приводит к формированию негативной атмосферы в коллективе. Поиск и обучение новых квалифицированных сотрудников отнимает время и требует от компании немалых финансовых затрат. Выходом является формирование квалифицированного штата работников и своевременное выявление текучести кадров. Исследователям в сфере удалось обосновать взаимосвязь текучести персонала и интенсивности труда любой организации через математический аппарат [2].
Целью данного исследования является разработка предложений и инструментов по снижению оттока персонала массовых позиций банковской организации путем изменения в подходе к выставлению плановых показателей.
Объектом исследований является линейный персонал компании в целом и кредитный специалист как самая многочисленная штатная единица банка.
В ведущих российских банках система управления человеческими ресурсами довольно эффективна, постоянно совершенствуется и соответствует современным тенденциям. Однако для многих из них актуальна проблема закрепления персонала, в особенности массовых позиций, и виной тому постоянный отток персонала именно на этих позициях. Проблема снижения текучести массового персонала обозначена для российских банков как приоритет номер один. И, хотя стоит отметить положительные тенденции в этом направлении, проблема по-прежнему стоит особенно остро.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды ученых и специалистов-практиков управления человеческими ресурсами, рассматривающие: современные тенденции в управлении развитием сотрудников, их мотивацией [3, 4]; проблемы кадровой политики и управления персоналом в российских организациях [5]; использования ИТ-решений для повышения эффективности деятельности компаний малого и среднего бизнеса и усиления их конкурентных преимуществ [6] и др.
В ходе исследования проведен анализ проблемных зон в реализации стратегии управления человеческими ресурсами банковской организации, выявлены причины увольнения сотрудников, работающих в компании более 6 месяцев, среди которых основной является неудовлетворенность уровнем премиального вознаграждения, связанная с отсутствием понимания у сотрудника, как планы и задачи, поставленные руководителем, влияют на его доход, и неумением прогнозировать и считать свое премиальное вознаграждение.
Было предложено изменить подход к выставлению сотрудникам планов и начать использовать разработанный «калькулятор прогноза дохода кредитного специалиста».
Рассмотрим действующую систему расчета премии кредитного специалиста и принцип выставления планов (рис. 1).
Рис. 1. Действующая система расчета премии кредитного специалиста и принцип выставления планов
Обратим внимание, что при кажущейся простоте самой формулы, внутри скрыты более 20 переменных (табл. 1), и если научиться считать премию за каждый конкретный кредит вполне возможно, то спрогнозировать, что надо сделать, чтобы заработать определенную сумму, крайне сложно.
Таблица 1
Коэффициенты для расчета потребительского кредита
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КРЕДИТЫ коэффициенты для расчета |
|||||
ДОХОДНОСТЬ ПРОДУКТОВ |
Акции |
Низкая |
Средняя 1 |
Средняя 2 |
Высокая |
Сегмент 1 |
Ко1 |
Ко2 |
Ко3 |
Ко4 |
Ко5 |
Сегмент 2 |
Ко6 |
Ко7 |
Ко8 |
Ко9 |
Ко10 |
Сегмент 3 |
Ко11 |
Ко12 |
Ко13 |
Ко14 |
Ко15 |
Кредит наличными |
Ко16 |
||||
Страховка 1 |
Ко17 |
||||
Страховка 2 |
Ко18 |
||||
Доп. продукты |
|||||
СМС |
Ко18 |
||||
Мобильный банкир |
Ко19 |
||||
ОПС |
Ко20 |
||||
Клиентский сервис (результаты оценки качества работы сотрудника посредством автоматического обзвона клиентов) |
|||||
% выполнения |
от 100 % |
85–99,99 % |
65–84,99 % |
менее 65 % |
|
премия |
Ко21 |
Ко22 |
Ко23 |
Ко24 |
Плановые показатели для кредитных специалистов выставляются в процентах или абсолютных величинах (штуках, рублях) по каждому из показателей непосредственным руководителем, исходя из задач и планов компании. Примерно это выглядит так, как представлено в табл. 2.
Таблица 2
Плановые показатели для кредитных специалистов
Задача |
План |
Объем продаж кредитов |
100 руб. |
Объем продаж кредитов наличными |
50 руб. |
Проникновение страховки 1 |
30 % |
Проникновение страховки 2 |
20 % |
Подключение СМС оповещения клиентам |
80 % |
Мобильный банкир |
5 шт. |
ОПС |
3 шт |
Клиентский сервис |
90 % |
Очевидно, что спрогнозировать что-либо при расчете восьми показателей с разными единицами измерения и принципами подсчета без специального инструментария практически невозможно. Отслеживание выполнения такого количества показателей весьма сложно как для подчиненного, так и для руководителя.
Суть предложения состоит в уходе от постановки планов по большому количеству показателей, а объединение их всех в единой форме и выставление совокупного плана по доходу, который получит кредитный специалист по итогам месяца. Таким образом, единственным мерилом эффективности сотрудника будет только один показатель – доход. У сотрудника сформируется четкое понимание, как заработать, появится возможность легко спланировать свой доход. При постоянной визуализации уровня текущего дохода и сопоставления его с желаемым пропадет чувство неудовлетворенности и разовьется авторская позиция ответственности за результат. Сотрудник будет четко видеть свои зоны роста и понимать, за что ему заплатили, а за что нет. В целом это приведет к увеличению удовлетворенности доходом и улучшению лояльности сотрудника к компании, а значит, и снижению оттока.
Стоит подчеркнуть, что предложенный «калькулятор прогноза дохода кредитного специалиста» не является точным инструментом для использования при начислении сотруднику премии. Он создан для упрощения выставления планов кредитным специалистам, формирования у них понимания путей выполнения и примерного прогнозирования своего дохода.
Для реализации на практике необходима программа для работы с электронными таблицами (например: Microsoft Office Excel, Open Office и т.д.) и внутренняя банковская отчетность, доступная непосредственным руководителям кредитных специалистов. Необходимо в одной из таких программ создать новый документ и создать таблицу, как на рис. 2.
Рис. 2. Основа для реализации «Калькулятора прогноза дохода кредитного специалиста»
Далее необходимо подготовить вводные данные согласно табл. 3.
Таблица 3
Вводные данные для реализации «Калькулятора прогноза дохода кредитного специалиста»
Переменная |
Что обозначает |
Где взять |
N1 |
Средний коэффициент вознаграждения за кредитные продукты |
Внутренняя отчетность. Вычисляется, исходя из средней доходности и сегмента |
N2 |
Ко18 Размер вознаграждения за ОПС |
Система премирования |
N3 |
Ко17 Размер вознаграждения за МБ |
Система премирования |
N4 |
Средняя ставка расчета страховой премии |
Внутренняя отчетность. Вычисляется, исходя из средней суммы и среднего срока кредита |
N5 |
Средний срок кредита |
Внутренняя отчетность |
N6 |
Ко23 коэффициент расчета премии за страховки |
Система премирования |
N7 |
Ко16 Размер вознаграждения за СМС |
Система премирования |
N8 |
87 %, убираем НДС |
НДС 13 % |
N9 |
План по суммарному проникновению страховок. Выставляется в процентах, но необходимо указать просто числом, т.е. если план 60 % – записать 60 |
Выставляет руководитель |
N10 |
Средний вес премии за кредитные продукты в общей премии |
Внутренняя отчетность. Вычисляется путем деления средней суммы премии за кредит на общий размер премии |
N11 |
План по проникновению страховки 1. Указывается в процентах |
Выставляет руководитель |
N12 |
процент удорожания за счет страховки |
Внутренняя отчетность. Вычисляется, исходя из среднего срока и суммы кредита |
N13 |
План по МБ. Указывается в штуках |
Выставляет руководитель |
N14 |
План по проникновению страховки 2. Указывается в процентах |
Выставляет руководитель |
N15 |
План по ОПС. Указывается в штуках |
Выставляет руководитель |
N16 |
Средняя сумма кредита |
Внутренняя отчетность |
N17 |
План по проникновению СМС. Указывается в процентах |
Выставляет руководитель |
Далее необходимо прописать формулы (табл. 4).
Таблица 4
Расчетные формулы для реализации «Калькулятора прогноза дохода кредитного специалиста»
2А ячейка, куда кредитный специалист вносит ожидания по суммарному доходу (оклад + премия). Сумма до налогообложения |
3A = ЕСЛИ(A2 > 0;A2;0). Фактически дублирует A2, необходима для избежания зацикливания формул при расчете |
5A кредитный специалист вносит текущую премию за клиентский сервис, эта информация поступает сотруднику 1 раз в неделю в отчете |
7A кредитный специалист вносит свой оклад (сумма до налогообложения) |
9A = ((B5*N1) + (C5*N2) + (D5*N3) + ((B9 + C9)*N4*N5*N6) + (D9*N7) + A7 + A5)*N8 |
3B = (B7 + C7)/N9*100 |
5B кредитный специалист вносит текущий объем своих продаж |
7B = ((A2-A5-(C3*N2)-(D3*N3)-(D7*N7))/N1*N10)*N11*N12 |
9B кредитный специалист вносит текущий объем своих продаж со страховкой 1 |
3С = ЕСЛИ(A2 > 0;N13;0) |
5С кредитный специалист вносит текущее количество оформленных ОПС |
7С = ((A2-A5-(C3*N2)-(D3*N3)-(D7*N7))/N1*N10)*N14*N12 |
9С кредитный специалист вносит текущий объем своих проджа со страховкой 2 |
3D = ЕСЛИ(A2 > 0;N15;0) |
5D кредитный специалист вносит текущее количество оформленных МБ |
7D = ((A3-A5-(C3*N2)-(D3*N3))/N1*N10)/N16*N17 |
9D кредитный специалист вносит текущее количество подключенных СМС |
В итоге, после заполнения необходимых полей, в таблице будет отображаться информация, представленная в табл. 5.
Таблица 5
Отображаемая информация после заполнения всех полей калькулятора
Ячейка |
Отображаемая информация |
A2 |
План по доходу (заполняет сотрудник\руководитель) |
A3 |
План по доходу (дублирует А2 автоматически) |
А5 |
Премия за клиентский сервис (заполняет сотрудник) |
А7 |
Оклад (заполняет сотрудник) |
A9 |
Текущий уровень дохода (рассчитывается автоматически) |
B3 |
Общий объем кредитов, который необходимо выдать для достижения плана по доходу (рассчитывается автоматически) |
B5 |
Текущий объем кредитов (заполняет сотрудник) |
B7 |
Объем кредитов из общего объема, который необходимо выдать с услугой Страхование 1 для достижения плана по доходу (рассчитывается автоматически) |
B9 |
Текущий объем кредитов с услугой Страхование 1(заполняет сотрудник) |
C3 |
Количество полисов пенсионного страхования, которое необходимо выдать для достижения плана по доходу (рассчитывается автоматически) |
C5 |
Текущее количество полисов пенсионного страхования (заполняет сотрудник) |
C7 |
Объем кредитов из общего объема, который необходимо выдать с услугой Страхование 2 для достижения плана по доходу (рассчитывается автоматически) |
C9 |
Текущий объем кредитов с услугой Страхование 2(заполняет сотрудник) |
D3 |
Количество кредитов из приложения «Мобильный банкир», которое необходимо выдать для достижения плана по доходу (рассчитывается автоматически) |
D5 |
Текущее количество кредитов из приложения «Мобильный банкир» (заполняет сотрудник) |
D7 |
Количество услуг СМС оповещения, которое необходимо оформить для достижения плана по доходу (рассчитывается автоматически) |
D9 |
Текущее количество услуг СМС оповещения (заполняет сотрудник) |
При выставлении планов можно использовать два подхода:
1. Сотрудник сам выставляет себе план по доходу. Данный подход позволит усилить эффект формирования авторской позиции и ответственности за результат, а также оценить уровень амбициозности сотрудников и уровень их потребностей для дальнейшего использования руководителем в работе.
2. Руководитель выставляет план. Более авторитарный подход требует дополнительного взаимодействия с сотрудником и объяснения, почему так, а не иначе.
Оба подхода можно использовать в одном коллективе индивидуально, в зависимости от уровня компетенций сотрудника и его лояльности. Можно также использовать оба подхода для одного сотрудника следующим образом: сотрудник сам поставил план, а руководитель, понимая, что план не амбициозен и не вписывается в общие цели, через формирование у сотрудника потребности в увеличении дохода подводит его к мысли о желании большего и, как следствие, сотрудник сам «поднимает планку».
Явными плюсами предложенного инструмента являются простота реализации (необходимы лишь базовые знания офисных программ и 2–3 ч рабочего времени) и отсутствие дополнительных затрат.
Для уменьшения текучести персонала руководству необходимо проводить кадровую политику, направленную на улучшение условий труда сотрудников и их материальное стимулирование, что позволит исключить или снизить отток квалифицированных кадров, тем самым улучшить производственные показатели организации.