Расходы, связанные с функционированием всех компонентов транспортно-логистического направления, тесно взаимосвязаны между собой. К примеру, при экономии на транспортных расходах могут увеличиться затраты, вызванные увеличением объемов складских запасов, а при экономии на упаковке грузов – к дополнительным издержкам, вызванными возможными повреждениями грузов в процессе доставки, и т.д. С учетом определенных условий на транспортно-логистическом направлении необходима эффективная политика по распределению затрат, на основе которой при значительном увеличении их в одном звене производственной цепочки можно наблюдать экономию материальных средств и затрат в другом технологическом звене. Данное снижение позволяет осуществить снижение всех издержек по текущей деятельности коммерческой структуры [1].
Рынок транспортных и логистических услуг характеризуется динамичным развитием и неопределенностью спроса на конкурентном рынке, что приводит к неэффективному распределению, формированию и накапливанию больших объемов складских товарных запасов продукции. Большинство коммерческих структур ориентированы на поиск путей, направленных на привлечение новых клиентов и выполнение заказов с сокращением временных затрат. Данные факторы характеризуются существующей потребностью в необходимости применения инновационных подходов и оборудования в производственном, транспортном и складском секторе, с учетом более быстрого реагирования на конъюнктуру рынка.
Приобретение, обновление, поддержание технического состояния транспортных и складских единиц характеризуется значительными финансовыми затратами в коммерческих структурах. Осуществление политики, направленной на снижение себестоимости, в современных экономических условиях необходимо проводить не только с помощью традиционных подходов, за счет увеличения объемов выпускаемой и отгружаемой товарной продукции, а также с применением подходов, направленных на оптимизацию транспортно-логистического направления в деятельности коммерческих структур. Политику снижения себестоимости необходимо проводить с учетом всей структуры потоковых процессов. Мероприятия по оптимизации потоковых процессов должны осуществляться на основе сквозного характера и находиться под постоянным контролем управленческого функционального звена коммерческой структуры. Все потоковые процессы, осуществляющие транспортно-логистическую деятельность, должны быть взаимосвязанными. Потоковые процессы, осуществляющие транспортно-логистическую деятельность, необходимо рассматривать в виде единого механизма, функционирующего посредством того или иного потокового процесса, определяемого производственной структурой субъекта коммерческой деятельности [2].
Цель исследования заключается в том, что значительная часть операций обеспечивающих эффективное функционирование в потоковых процессах транспортно-логистического направления, предопределяют оценку и контроль за функционированием этого направления в коммерческих структурах. С этой целью выделяются наиболее оптимальные пути состояния и оптимизации транспортно-логистического направления в коммерческих структурах.
Материалы и методы исследования
В исследовании использовалась методология выборочного обследования транспортной и логистической деятельности коммерческих структур. Рассматривалась транспортная и логистическая деятельность, выполняемая на коммерческой основе, так как коммерческая основа представляет первоочередной интерес у субъектов коммерческой деятельности. Данные перевозки и складирование занимают значительную часть затрат во всей технологической цепочке и в потоковых процессах. Данные свидетельствующие о доходах и расходах от перевозочной и логистической деятельности выступают источником информации для исследования и проведения необходимых расчетов. Данные транспортной и логистической деятельности коммерческих структур представляются в виде информационной базой при выполнении макроэкономических расчетов [3].
Результаты исследования и их обсуждение
Осуществление потоковых процессов, реализующих транспортно-логистическую деятельность, проводится на основе формирования складских запасов и транспортировки готовой продукции, а также операций, связанных с доставкой сырья, материалов, выпущенной продукции непосредственно заказчикам в необходимый период времени.
Транспортно-логистическое направление в деятельности коммерческих структур функционирует посредством выполнения конкретных операций с грузооборотом: погрузка, разгрузка, фасовка, упаковка, перемещение, складирование складских запасов. Временные и трудовые затраты на выполнение тех или иных видов работ по конкретным операциям, необходимо рассчитывать за определенный период времени и представлять в виде звена анализируемой операции в потоковом процессе. В табл. 1 представлена структура грузооборота по видам транспорта [4].
По данным табл. 1 можно сделать вывод, что на железнодорожном транспорте перевозится практически в 10 раз больше грузов, выраженных в миллиардах тонно-километров, по сравнению с автомобильным транспортом. В табл. 2 представлена структура грузооборота на международном сообщении по отдельным видам транспорта.
Таблица 1
Динамика грузооборота с учетом видов транспорта (миллиардов тонно-километров)
2000 |
2010 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Типы транспортных систем – всего |
3638 |
4752 |
5108 |
5198 |
5484 |
в том числе: |
|||||
железнодорожная |
1373 |
2011 |
2306 |
2344 |
2493 |
автомобильная |
153 |
199 |
247 |
248 |
255 |
трубопроводная |
1916 |
2382 |
2444 |
2489 |
2615 |
морская |
122 |
100 |
42 |
43 |
46 |
внутренняя водная |
71 |
54 |
64 |
67 |
67 |
воздушная |
2,5 |
4,7 |
5,6 |
6,6 |
7,9 |
Таблица 2
Динамика грузооборота в разрезе международного сообщения с учетом видов транспорта (миллиаpдов тонно-километpов)
2000 |
2010 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Типы грузооборотных систем: |
|||||
Автомобильно-дорожный транспорт |
1,7 |
3,4 |
5,6 |
7,5 |
8,7 |
Водно-моpской транспорт – всего |
93,6 |
87,7 |
26,7 |
30,2 |
33,5 |
в том числе перевезенных грузов: |
|||||
На экспорт |
30,0 |
40,5 |
16,1 |
16,7 |
17,3 |
На импорт |
3,7 |
5,1 |
0,8 |
0,7 |
0,8 |
между иностранными терминалами |
59,9 |
41,5 |
9,8 |
12,8 |
15,4 |
внутренний водно-морской транспорт – всего |
31,3 |
22,3 |
34,3 |
38,2 |
35,9 |
в том числе перевезенных грузов: |
|||||
На экспорт |
18,7 |
20,4 |
28,3 |
33,4 |
29,9 |
На импорт |
1,5 |
0,4 |
1,5 |
0,9 |
0,9 |
На транзитных сообщениях |
2,0 |
0,4 |
1,3 |
0,7 |
0,5 |
между иностранными терминалами |
9,1 |
1,1 |
3,3 |
3,1 |
4,6 |
Аэро-воздушный транспорт |
1,7 |
3,8 |
4,8 |
5,8 |
7,0 |
Таблица 3
Динамика интенсивности грузоперевозок по видам путей сообщения (миллионов тонно-километров на один километр длины путей)
2000 |
2010 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Железнодорожные пути: |
|||||
общего пользования |
16,0 |
23,5 |
26,7 |
27,1 |
28,8 |
необщего пользования |
0,5 |
2,9 |
1,0 |
1,5 |
0,9 |
Автомобильные дороги общего и необщего пользования |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
Магистральные трубопроводы |
8,9 |
10,2 |
9,7 |
10,0 |
10,4 |
Внутренние водные судоходные пути |
0,8 |
0,5 |
… |
… |
… |
Из табл. 2 видно, что в структуре всех перевозимых грузов автомобильным транспортом перевозится 8,7 миллиаpдов тонно-километpов, морским транспортом перевозится 33,5 миллиаpдов тонно-километpов, что превышает показатель автомобильных грузоперевозок в 3,85 раза.
В рамках осуществления транспортно-логистического направления могут использоваться различные виды транспортных средств, при этом выделим транспортно-логистическому направлению несколько отличительных черт:
– характеризуется необходимостью определения длительности перевозки;
– отличается необходимостью минимизации временных интервалов, за которые необходимо осуществить доставку груза;
– существует потребность в снижении временного интервала доставки и, соответственно, снижения периода наиболее вероятной доставки груза заказчикам [5].
В табл. 3 представлена динамика интенсивности грузоперевозок по видам путей сообщения [6].
В процессе исследования выявлен тот факт, что значительное число потоковых процессов, направленных на обеспечение оптимизации транспортно-логистического направления, построены на основе анализа и контроля за функционированием этого направления. В связи с этим выделим ряд наиболее отличительных черт организации и развития транспортно-логистического направления в коммерческих структурах. В транспортно-логистическом направлении используются различные показатели, показывающие как единичный, так и комплексный характер [7, 8].
По данным результатов расчетов, представленным в табл. 4, можно сделать вывод, что за анализируемый период в исследуемых лесопромышленных коммерческих структурах можно наблюдать увеличение издержек. Увеличение издержек связано с доставкой, складированием готовой продукции в филиальную сеть коммерческих структур. Наблюдается значение их прироста в 13; 24; 28 % соответственно к предшествующему периоду. Можно отметить, что доставка готовой продукции в оптовые структуры характеризуется транспортными издержками свыше 7 млн руб. За анализируемый период наблюдается увеличение оптовых транспортных и логистических издержек, значение их темпа роста за 2017 г. составило 114,7; 112,4; 104,8 % соответственно. Все затраты, связанные с транспортировкой, складированием готовой продукции конкретным заказчикам и потребителям также характеризуются увеличением. С учетом негативной динамики повышения производственных материальных затрат на исследуемых коммерческих структурах, увеличение затрат, связанных с транспортировкой, складированием готовой продукции, нельзя считать оптимальным и предлагается вывести транспортное и логистическое направления на аутсорсинг.
Таблица 4
Издержки, связанные с транспортировкой и складированием грузов лесопромышленных коммерческих структур Воронежской области
Лесопромышленная коммерческая структура 1 |
|||
Показатели |
Значение за период |
Темп роста, % |
|
2016 |
2017 |
||
Объем материального производства, тыс. руб. |
413932 |
452923 |
109,4 |
Сумма материальных затрат, тыс. руб.. |
247123 |
261938 |
106,0 |
Сумма затрат на доставку выпущенной продукции всего, тыс. руб.: |
31871 |
42951 |
134,8 |
Отгрузка в розничную сеть |
21967 |
24915 |
113,4 |
Отгрузка в оптовую сеть |
6194 |
7104 |
114,7 |
Отгрузка заказчикам и покупателям |
934 |
981 |
105,0 |
Лесопромышленная коммерческая структура 2 |
|||
Объем материального производства, тыс. руб. |
610430 |
619347 |
104,1 |
Сумма материальных затрат, тыс. руб. |
317093 |
322091 |
105,3 |
Сумма затрат на доставку выпущенной продукции всего, тыс. руб.: |
41932 |
44910 |
114,0 |
Отгрузка в розничную сеть |
31930 |
38172 |
123,9 |
Отгрузка в оптовую сеть |
7193 |
8712 |
112,4 |
Отгрузка заказчикам и покупателям |
1393 |
1593 |
112,3 |
Лесопромышленная коммерческая структура 3 |
|||
Объем материального производства, тыс. руб. |
522916 |
532917 |
103,1 |
Сумма материальных затрат, тыс. руб. |
341087 |
349817 |
102,4 |
Сумма затрат на доставку выпущенной продукции всего, тыс. руб.: |
33819 |
41932 |
121,9 |
Отгрузка в розничную сеть |
31921 |
33712 |
127,9 |
Отгрузка в оптовую сеть |
9271 |
9712 |
104,8 |
Отгрузка заказчикам и покупателям |
916 |
1294 |
139,1 |
Проведя исследование состояния всех осуществляемых потоковых процессов на лесопромышленных коммерческих структурах Воронежской области, можно отметить тот факт, что существует необходимость в проведении оптимизации транспортно-логистического направления исследуемых коммерческих структур, направленное на снижение транспортных и логистических затрат (табл. 4).
На рисунке представлен алгоритм оптимизации транспортно-логистического направления в деятельности коммерческих структур, на основе передачи транспортных и логистических процессов на аутсорсинг и отбора компаний (рисунок).
Далее необходимо найти границы потоковых процессов, утвержденных нормативов, применяемых к исследуемым потоковым процессам, провести процедуру согласования границ ответственности и порядок выведения процессов на стороннюю структуру, оказывающую аутсорсинговые услуги, установить сроки договорных обязательств на проведение переданных процессов, утверждение численности необходимого персонала и его должностных обязанностей [9, 10].
На заключительном этапе происходит заключение и подписание договора об оказании услуг и передача необходимых транспортно-логистических процессов аутсорсинговой фирме. Данный этап является очень важным, так как здесь осуществляется мониторинг взаимодействия между коммерческой структурой и аутсорсинговой фирмой.
В процессе отбора подходящих компаний, предлагающих аутсорсинговые услуги, руководству лесопромышленных коммерческих структур необходимо проанализировать финансовую сторону предоставления аутсорсинговых услуг, которая основывается на оплате услуг аутсорсеру или стоимости складской услуги и грузоперевозок (табл. 5).
Алгоритм оптимизации транспортно-логистического направления в деятельности коммерческих структур
Таблица 5
Структура стоимости перевозки грузов в зависимости от типа кузова транспортного средства и функциональных характеристик груза
Автомобиль |
Груз |
||||
Тип кузова |
Перевозки по РФ, руб/км |
Перевозки по Европе, руб/км |
Характеристика груза |
Перевозки по РФ, руб. |
Перевозки по Европе, руб. |
Тенты: – 110 м3 |
35 |
73 |
жидкие |
0 |
0 |
– 115 м3 |
38 |
52 |
генеральные |
0 |
0 |
– 120 м3 |
40 |
70 |
сыпучие |
0 |
0 |
термос |
0 |
0 |
опасные |
48 |
73 |
рефрижератор |
45 |
73 |
Скоропортящиеся грузы |
0 |
0 |
Проанализировав данные табл. 5, можно сделать вывод, что компании и различные перевозчики в Воронежской области, предоставляющие транспортно-логистические услуги, при расчете стоимости доставки, складирования, перевозки различных грузов используют несколько методических рекомендаций при расчете услуг. В основу одних из самых распространенных методических рекомендаций заложен метод, при котором расчет производится следующим образом: «73 рубля или 1 евро за 1 км пройденного грузовым транспортом пути при доставке, складировании и транспортировке груза». В этих методических рекомендациях имеется недостаток, характеризуемый неточностью, так как в них не учитывается ряд важных факторов, возникающих в процессе доставки, складировании, транспортировке грузов.