Применяя подход по развитию транспортно-логистического направления деятельности коммерческих структур, можно достичь показателей экономической эффективности, ускорения информационных потоков и повышения уровня обслуживания всей торгово-производственной деятельности.
Развитие транспортно-логистического направления в конкретной коммерческой структуре предполагает тесный процесс взаимодействия с производителями, поставщиками и потребителями конечной продукции, которое направлено на минимизацию издержек и повышение уровня результативности и экономической выгоды на всех этапах выполнения договорных обязательств перед контрагентами.
Имеющаяся в коммерческих структурах система учета производственных затрат и себестоимости реализуемой продукции должна определять затраты, которые возникают в процессе действующих транспортных и логистических издержек, формировать информационно-аналитические отчетные показатели о наиболее значимых издержках и возможном дублировании их в потоковых процессах. При соблюдении этих условий можно прийти к снижению совокупных издержек на протяжении всей транспортно-логистической цепи.
Ключевой задачей в коммерческой деятельности является постоянное увеличение результативных показателей прибыли и рентабельности, здесь наиболее эффективным будет подход, направленный на эффективное внедрение в коммерческие структуры мероприятий по развитию транспортно-логистического направления. Данный подход позволит сократить издержки при доставке и складировании продукции, тем самым повысить уровень результативности деятельности коммерческих структур за счет снижения материальных и финансовых затрат, связанных с оптимизацией потоковых процессов от первичных сырьевых источников до получения продукции конечным потребителем.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось с применением методологического подхода, разработанного для целей обеспечения формирования транспортной деятельности, в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р (с изменениями). С учетом официальной статистической информации об объеме перевозок грузов, осуществляемых субъектами коммерческой деятельности в секторах экономики и грузообороте продукции, перевозимой автомобильным транспортом [1].
Методологический подход включает в себя применение методов оценки транспортной и логистической деятельности коммерческих структур, с учетом полного круга субъектов коммерческой деятельности. Методология строится на основе всей группы имеющихся экономических данных (периодические выборочные статистические обследования, итоги сплошного наблюдения за деятельностью хозяйствующих субъектов) на региональном и федеральном уровнях. Дает возможность провести оценку помесячного распределения объемов перевозимых грузов и грузооборота коммерческих структур в рамках полного круга участия субъектов коммерческой деятельности в потоковых процессах и последующие корректирующие изменения полученных экономических данных. Методология используется различными группами исследователей и учеными в области экономики и экономических отношений на основе данных об общих объемах перевозочной деятельности коммерческих структур на транспортных направлениях [2].
Результаты исследования и их обсуждение
Транспортно-логистическое направление субъектов коммерческой деятельности предполагает фиксацию пооперационного учета затрат на весь путь движения материальных потоков, позволяющей анализировать показатели изменения суммы затрат в качестве критерия эффективности при принятии управленческих решений в процессе управления потоковыми процессами. Эффективное развитие транспортно-логистического направления субъектов коммерческой деятельности должно основываться на оптимальном соотношении между транспортными затратами и логистическими издержками, повышением результативности данных субъектов коммерческой деятельности и качеством обслуживания на протяжении всей цепочки до конечных потребителей. В табл. 1 представлены основные показатели транспортной деятельности РФ.
Из табл. 1 видно, что автомобильным транспортом перевозится значительная часть грузов: так, в сравнении с железнодорожным, автомобильным транспортом в 2017 г. перевезено 5404 млн т грузов, а на железнодорожном транспорте наблюдается отставание в 4 раза, или 1384 млн т перевезенных грузов за аналогичный период [3].
Все издержки, формируемые в торгово-производственном процессе, можно условно классифицировать на две основные группы: издержки, связанные с инновационным развитием и затратами на обслуживание потоковых процессов, издержки, связанные с производством и реализацией продукции. В исследовании определено, что в качестве основного фактора коммерческого успеха может выступать рыночное потребительское ориентирование. Но для поддержки уровня результативных показателей предприятиям и торговым структурам следует пересмотреть политику использования имеющихся ресурсов и разработать решения, направленные на их рационализацию. Предлагаемый подход дает возможность коммерческим структурам выйти на необходимый уровень конкурентоспособности [4]. В табл. 2 представлены основные показатели транспортной деятельности субъектов РФ.
Таблица 1
Основные показатели транспортной деятельности РФ
1990 |
2000 |
2010 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Перевезено грузов транспортом, млн. т: |
||||||||
железнодорожным |
2140 |
1047 |
1312 |
1381 |
1375 |
1329 |
1325 |
1384 |
автомобильным |
15347 |
5878 |
5236 |
5635 |
5417 |
5357 |
5397 |
5404 |
трубопроводным (нефть и нефтепродукты) |
558 |
318 |
525 |
558 |
566 |
578 |
579 |
589 |
Грузооборот транспорта, млрд. т·км: |
||||||||
железнодорожного |
2523 |
1373 |
2011 |
2196 |
2301 |
2306 |
2344 |
2493 |
автомобильного |
299 |
153 |
199 |
250 |
247 |
247 |
248 |
255 |
трубопроводного (нефть и нефтепродукты) |
1240 |
745 |
1123 |
1224 |
1220 |
1268 |
1308 |
1315 |
железнодорожного |
274 |
167 |
139 |
139 |
130 |
121 |
125 |
123 |
автобусного3) |
262 |
174 |
141 |
126 |
127 |
126 |
124 |
123 |
Таблица 2
Основные показатели транспортной деятельности субъектов РФ за 2017 г.
Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования |
Перевозки грузов автомобильным транспортом3), млн т |
Грузооборот автомобильного транспорта3), млн т·км |
Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, тыс. чел. |
Перевозки пассажиров автобусами общего пользования, млн человек |
Пассажирооборот автобусов общего пользования, млнпассажиро-км |
|
Российская Федерация |
70,6 |
5404 |
254524 |
1121283 |
11184,4 |
123359 |
Центральный федеральный округ |
67,1 |
456,7 |
55824 |
803143 |
3380,0 |
27995 |
Северо-Западный федеральный округ |
72,6 |
194,1 |
18175 |
98110 |
1125,1 |
9434 |
Южный федеральный округ |
75,8 |
158,4 |
16817 |
37108 |
1167,6 |
20221 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
78,1 |
48,6 |
3368 |
6713 |
421,9 |
4725 |
Приволжский федеральный округ |
68,8 |
329,5 |
37328 |
69058 |
2450,9 |
29867 |
Уральский федеральный округ |
75,2 |
350,4 |
20870 |
29449 |
704,3 |
8275 |
Сибирский федеральный округ |
70,6 |
320,5 |
17057 |
65814 |
1530,6 |
18787 |
Дальневосточный федеральный округ |
66,5 |
99,6 |
5708 |
10626 |
403,9 |
4055 |
Рис. 1. Транспортные и логистические направления, выводимые на аутсорсинг
Опираясь на главную цель, которую ставят перед собой коммерческие структуры, формируя у себя транспортные и логистические направления, это повышение уровня прибыли и рентабельности, снижения издержек, связанных с реализацией, производством, доставкой, складированию продукции, проанализированы издержки коммерческих структур на развитие транспортно-логистического направления.
Как свидетельствуют проведенные исследования, наибольшие затраты составляет фонд оплаты труда работников транспортного хозяйства. При этом затраты на внедрение транспортно-логистического подхода к управлению транспортом незначительны и не превышают 15 % в общей структуре затрат [5, 6].
Постоянный рост издержек на обеспечение транспортной сети неоправданно высок и не способствует эффективному развитию и конкурентоспособности деятельности мебельных компаний. На основе этого коммерческим структурам предлагается передать часть функций (транспорт и логистика) специализированным предпринимательским структурам, осуществляющих транспортно-логистические операции, что дает возможность коммерческим структурам минимизировать издержки и на более высоком уровне осуществлять текущую деятельность по реализации и производству продукции. Таким образом, предлагается вывести часть функций (транспорт и логистика) на аутсорсинг (рис. 1).
В исследовании определено, что коммерческим структурам не следует самостоятельно транспортировать, складировать продукцию и грузы, так как этим должны заниматься определенные виды бизнеса. Транспортные и складские виды бизнеса, функционирующие на основе стратегии концентрации на определенных потоковых операциях, способствующих рациональному перераспределению транспортных и складских ресурсов между субъектами коммерческой деятельности (применение новых технологий, специального оборудования, наличие подготовленных кадров, использование ноу-хау) [7].
Аутсорсинговое направление необходимо исследовать в виде эффективной модели осуществления коммерческой деятельности, ориентированной на получение необходимых конкурентных преимуществ. Аутсорсинговое направление имеет положительные отзывы и рекомендации в различных бизнес-структурах.
Существует так же другое направление, которое можно представить в виде модели, называемое инсорсингом, применение данной модели можно редко встретить в процессе функционирования субъектов коммерческой деятельности, которая практически не получила должного развития в коммерческих структурах. В российских бизнесструктурах инсорсинг, в котором в качестве исполнителя-подрядчика выступает привлекаемый бизнес-партнер или формируемая дочерняя организация, практически не рассматривается топ-менеджментом в качестве улучшения работы транспортно-логистического направления. Это связано с тем, что основными целевыми потребителями инсорсинговой модели выступают крупнейшие холдинговые структуры, способные выделять значительный объем финансирования в данное направление. Инсорсинг дает возможность внутри коммерческих структур формирования структурного подразделения – отдела транспорта и логистики. На формирование такого структурного подразделения необходимо привлечение значительных материальных, вещественных и интеллектуальных ресурсов [8]. Отбор поставщика по оказанию транспортно-логистических услуг необходимо рассматривать как процесс определения стратегически важного партнера, от работы которого в той или иной степени зависят сумма издержек на данное направление и репутация коммерческой структуры. На основе данного подхода осуществление передачи транспортно-логистических процессов на аутсорсинг необходимо проводить в несколько этапов (рис. 2).
Рис. 2. Этапы выведения транспортно-логистического направления на аутсорсинг
Для субъектов коммерческой деятельности Воронежской области, а именно лесопромышленных предприятий, основной выгодой будет выступать снижение ключевых затрат на транспорт и логистику, а также снижение затрат на фонд заработной платы. Наряду с этим, с позиции экономических факторов, коммерческие структуры получат возможность более высокой степени маневренности бизнеса. Повышение уровня коммерческой гибкости является ценным для лесопромышленных предприятий Воронежской области, функционирующих территориально на значительных пространствах рынка лесопромышленной продукции и постоянно осуществляющих значительные затраты при осуществлении потоковых процессов, оказывающих влияние на конъюнктуру рынка [9].
Анализ рыночной ситуации в транспортно-логистической деятельности показывает то, что для принятия решения о применении модели аутсорсинга к транспортным и логистическим процессам, необходимо провести комплексную оценку всех сторон передачи, что позволит наиболее грамотно в существующей конъюнктуре рынка выявить возможные результаты принятого решения. Лесопромышленным предприятиям Воронежской области для эффективного ведения коммерческой деятельности и управления логистическими и транспортными потоками необходимо осуществить передачу части процессов транспортно-логистической деятельности (управление транспортно-логистическим направлением, дистрибьюторское направление, транспортировку выпускаемой лесопромышленной продукции, и т.п.) на аутсорсинг. Часть транспортно-логистических процессов необходимо оставить в управлении коммерческой структуры, таких как служебно-легковой, внутренний легкотоннажный транспорт.
Для того чтобы применение аутсорсинговой модели не превратилось в простую покупку транспортно-логистических услуг, необходимо определить ряд ключевых компетенций, необходимых для коммерческих структур на текущий момент и какие должны стать ключевыми в дальнейшем, а также определить процессы, осуществляемые в аутсорсинговой модели [10].
Заключение
В качестве основного ключевого критерия, характеризующего оптимизацию транспортной-логистического направления в потоковых процессах, необходимо оценивать суммарные транспортно-логистические издержки. Следовательно, при применении аутсорсинговой модели, требуется проведение локальной оптимизации потоковых процессов, учитывающих снижение транспортных и логистических издержек, пробега транспортных единиц, снижение количества используемых для перевозок грузов транспортных средств.
Исследовав и оценив потоковые процессы в транспортно-логистической деятельности на лесопромышленных предприятиях Воронежской области, необходимо отметить тот факт, что транспортная и логистическая деятельности должны быть сформированы как самостоятельные структурные подразделения субъекта коммерческой деятельности и управляться напрямую руководящим менеджментом или заместителем руководителя по транспортно-логистической деятельности. В существующих реалиях иметь в коммерческой структуре собственное логистическое и транспортное подразделение достаточно затратно, так как издержки на его обслуживание и содержание могут быть очень высокими.