Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

INTERNAL CONTROL SISTEM: CONCEPTUAL FRAMEWORK

Rzhavina Y.B. 1
1 Mari State University
Under current business environment control as a management function is a critical part of the management system aimed at efficiency and success. Nowadays improvement of business management quality is based on the continuous monitoring of its’ activities and management system optimization via implementation of effective internal control system. Consolidation of theoretical and practical elements in the internal control system research allows considering this category as a comprehensive complex of well-defined processes and operations regularized by internal requirements of the management system in order to ensure lean and effective business activity. Review of essence, purposes, structural elements, principals, requirements and challenges of the effective internal control system provides with an opportunity to represent this system in the form of interrelated components: organizational, methodological, regulating and informational. In each particular business inlined control activity is represented by the complicated multistage process. Understanding and observation of the conceptual framework comprising the totality of control areas applied to the real business development is the key factor of internal control system effectiveness.
control
internal control
internal control system
control activities
management system

В современных условиях хозяйствования, основанных на определенных закономерностях и особенностях развития экономических взаимоотношений, когда управление деятельностью напрямую зависит от качества и своевременности информации, ведение любого бизнеса невозможно успешно осуществлять в течение длительного периода без такой функции управления как контроль, являющейся важным элементом системы управления, нацеленной на эффективность и успешность. Для повышения качества управления любым хозяйствующим субъектом сегодня все более необходимы: постоянный мониторинг его деятельности, внедрение действенных системы управления и системы внутреннего контроля (СВК).

Экономическая категория «контроль» в той или иной мере всегда присутствовала там, где имело место ведение хозяйственной деятельности. Появившись в начале XVIII века, понятие контроля в процессе эволюции и значительного расширения выполняемых функций и сферы приложения к началу XX столетия преобразовалось в понятие системы контроля, включающее в себя определенные элементы. Новые функции контроля и требования времени стимулировали необходимость развития его концепций от так называемого «подтверждающего» к системно- и риск-ориентированному, с укреплением тесных взаимосвязей с управленческим учетом [4].

В отечественной науке и практике контроль имел определенное место и в условиях административно-командной (плановой) экономики, и в рыночных условиях хозяйствования с принципиальным отличием в целевых установках данных экономических систем. Если в директивной экономике, в общем понимании, система контроля была направлена на обеспечение выполнения централизованно «спущенных свыше» плановых показателей вышестоящих органов хозяйственного управления и носила скорее формальный, чем реальный характер, не способствуя прогрессивному развитию, то в условиях рыночного хозяйствования система контроля, в первую очередь, в прямом смысле слова, должна контролировать и обеспечивать основные показатели эффективного функционирования в каждом конкретном случае хозяйствования [2]. И сегодня в условиях конкуренции и наличия неопределенности и риска в рыночной среде хозяйствования актуализируются вопросы повышения эффективности контроля и организации, развития и интеграции действенной СВК.

Исследованию теоретических и практических аспектов методологии и методики контроля и развитию СВК посвящены научные труды многих ученых: И.В. Аверчев, В.В. Бурцев, А.Д. Шеремет, В.П. Суйц, Б.Н. Соколов, В.В. Рукин, Ю.А. Ткаченко, И.А. Слабинская, Т.Н. Гущина, А.А. Шпиг, А.К. Солодов, Т.Д. Попова, А.А. Шмельцер, А.А. Чернова, В.Н. Попов, В.С. Касьянов, И.П. Савченко, М.Ф. Овсийчук, и других. Анализ точек зрения на определение контроля ученых-экономистов дает возможность, основываясь на его характерном функциональном назначении и, как следствие, участии на всех стадиях процесса управления, рассматривать контроль как функцию управления. Тесная связь с управленческим учетом и многоплановость системы управления позволяет обозначить роль и значение контроля в деятельности хозяйствующего субъекта наравне с ролью любой управленческой функцией: планирования, организации, регулирования, учета и анализа [5, 8].

По мнению В.В. Бурцева, контроль характеризуется двойственной ролью в процессе управления: интегрируя с другими элементами процесса управления, он по сути постепенно приобрел характер основы, которая присутствует на всех направлениях, стадиях и уровнях управления. На практике действительно не возможно достаточно четко разграничить функционал работника, который относится только к какому-то одному элементу управления. Являясь, с одной стороны, неотъемлемым элементом присущим каждой стадии процесса управления, контроль, с другой стороны, функционирует как самостоятельная стадия, направленная на обеспечение качества и эффективности процесса управления на всех его других стадиях [2]. Таким образом, организация процесса контрольных действий может осуществляться через, регламентировано организованные функциональные связи между структурно выделенными подразделениями и в виде формы прямого контроля, являющейся функцией организованных специализированных структур (отделов, служб).

Внутренний контроль, по мнению А. Д. Шеремет и В. П. Суйц, представляет собой систему, направленную на выявление, предотвращение и своевременную корректировку существенных ошибок на всех этапах процесса обработки информации [9]. И. В. Аверчев характеризует СВК как систему, которая «...позволяет выявлять моменты неэффективности в системе управления, злоупотребления и махинации», подчеркивает, что оценка корректности самого учетного процесса входит в ее компетенцию [1, с. 189]. Обобщение теоретических и практических аспектов в исследовании понятия «система внутреннего контроля», дают возможность рассматривать данную категорию как многогранную совокупность четко определенных процессов и действий, регламентируемых внутренними требованиями управленческой системы в целях обеспечения рациональной эффективности деятельности.

Различая внешний (со стороны внешней среды) и внутренний контроль на уровне хозяйствующего субъекта (микроэкономическом уровне), необходимо подчеркнуть их взаимосвязь: именно от качества и эффективности внутреннего контроля напрямую зависит, в первую очередь, эффективность функционирования и успешность данного субъекта, и, как следствие эффективность и успешность общественного производства.

Исходя из цели внутреннего контроля, которая в широком смысле, представляет собой информационную «прозрачность», обеспечивающую принятие и исполнение эффективных, управленческих решений, в его структуре выделяют отдельные, характеризующиеся особенностями методологии и своей целевой направленностью, виды: внутренний управленческий контроль и внутренний бухгалтерский контроль. Между данными видами внутреннего контроля существует тесная взаимосвязь в общей системе управления аналогично тому, как взаимосвязаны направления функционирования управленческого и бухгалтерского (финансового) учета, предусматривающие единое информационное, организационное и методическое обеспечение [5].

Выделяют предмет внутреннего контроля (наличие и функционирование управляемого элемента), субъект внутреннего контроля (участники контрольных действий, выполняющие свои функции на разных уровнях деятельности) и объект внутреннего контроля (имеющиеся ресурсы и процессы деятельности) [2]. В процессе управления хозяйствующим субъектом через внутренний контроль осуществляется реализация механизма обратной связи между субъектом и объектом управления, от качества и эффективности, которой зависит и эффективность функционирования всей системы управления.

Таким образом, встраиваемая контрольная деятельность, формируя внедрение контрольных процедур и функций во все процессы деятельности хозяйствующего субъекта, испытывающие влияние внешних и внутренних факторов, с учетом охвата всего объема информационных потоков, должна быть направлена на повышение эффективности и рациональности, как всей деятельности, так и каждого отдельного процесса, а именно: достоверно определять фактическое состояние частей или в целом объекта контроля, проводить сравнение фактических и планируемых (базовых) данных, своевременно выявлять, оценивать и проводить анализ возникших отклонений, степени их влияния, причин и последствий [2].

Выделяют следующие целевые аспекты внутреннего контроля как составляющей процесса управления [3]:

• эффективность и рациональная результативность, подразумевающая рациональность и эффективность всех направлений деятельности, и экономичность проводимых операций;

• своевременность и достоверность, направленная на обеспечение достоверности формирующейся финансовой отчетности;

• законности и соответствия, подразумевающая соблюдение норм законодательства, внешних и внутренних регламентов.

Несмотря на то, что первичным является аспект эффективности, все целевые аспекты тесно взаимосвязаны: например, своевременная и достоверная информация о наличие и движение денежных средств обеспечит рациональное выполнение операций, учитывающее оптимальное управленческое решение сначала о необходимости, а потом и о возможности получения кредитных продуктов.

Реализация любой эффективной системы должна быть обеспечена выполнением ряда основных принципов ее организации. Так основными принципами эффективной СВК, по мнению Ю.А. Ткаченко, И.А. Слабинской и Т.Н. Гущиной, являются принципы [8]:

• плановости;

• системности;

• непрерывности;

• эффективности (действенности).

Основные принципы эффективной СВК, предложенные Б.Н. Соколовым и В.В. Рукиным, более детализированы и конкретизированы – это принципы [7]:

• ответственности;

• сбалансированности;

• интеграции;

• своевременного сообщения о выявленных существенных отклонениях;

• соответствия контролирующей и контролируемой систем;

• постоянства;

• комплексности;

• согласованности пропускных способностей сопряженных звеньев;

• распределения обязанностей;

• разрешения и одобрения.

Все принципы тесно взаимосвязаны, в большей части, являющиеся схожими и дополняющими друг друга – их сочетание напрямую зависит от конкретных условий хозяйствования и способствует выполнению СВК поставленных задач [6].

По мнению В.В. Бурцева основными задачами СВК является достижение таких показателей эффективности управления хозяйствующим субъектом, как [2]:

• соответствие деятельности целевым установкам и ориентирам;

• соблюдение требований законодательных норм разного уровня;

• устойчивость с точек зрения финансово-экономической, рыночной и правовой;

• должное качество, полнота, точность и безошибочность первичной информации (документов);

• рациональное и экономически обоснованное использование всех видов ресурсов;

• соблюдение работниками установленных внутренних требований и правил.

Кроме того, по мнению Б.Н. Соколова и В.В. Рукина при внедрении в процесс управления СВК необходимо внутреннее нормативное закрепление определенных требований, что подчеркивает и В.В. Бурцев. Не смотря на то, что эти требования не являются принципами, они также способствуют выполнению обозначенных задач и повышению эффективности СВК [2, 7]:

• подконтрольность на предмет качества в обязательном порядке каждого субъекта контроля;

• ущемление интересов, то есть экономическое стимулирование к устранению и недопущению отрицательных отклонений и их причин;

• недопущение единоличного права контроля «в одних руках» на всех его объектах, как предотвращение необъективности полученных отчетных результатов;

• заинтересованность и ответственное участие высшего руководящего звена;

• компетентность, профессионализм, добросовестность и честность работников, в чьи функции входит осуществление контрольной деятельности;

• адаптация методик и программ СВК, их целесообразность и рациональность;

• непрерывное развитие и совершенствование, ориентированное на гибкость и мобильность к изменяющимся внутренним и внешним условиям функционирования;

• приоритетность стратегических направлений с учетом реальных рисков;

• рациональность, существенность и экономическая обоснованность проведения контрольных процедур, исключение «ненужных» этапов и работ;

• единичная ответственность за осуществление контрольных действий;

• функциональное потенциальное замещение, обеспечивающее непрерывность процесса контрольных процедур по различным причинам;

• регламентация и точность выполнения;

• взаимодействие и координация всех подразделений в процессе проведения контрольных действий на разных уровнях.

Для действенности и результативности контрольных процедур в СВК принято выделять следующие структурные части [6, 7]:

• система бухгалтерского (финансового) учета, обеспечивающая внутрихозяйственный контроль на всех стадиях (этапах) учета, в соответствии с принципами его ведения и информационное обеспечение;

• контрольная среда, обеспечивающая разделение не всегда совместимых функций руководителей разных звеньев управления с целью исключения или минимизации возникновения возможных ошибок и принятия комплексных эффективных управленческих решений;

• средства внутреннего контроля, обеспечивающие организационные и технические аспекты исполнения контрольной деятельности;

• система оценки рисков, обеспечивающая своевременную идентификацию и анализ степени влияния потенциально возможных рисков в целях определения направлений управления ими.

Учитывая понимание сущности, принципов, требований и задач СВК можно представить ее модель в виде взаимосвязанных элементов системы:

• организационный, включающий организационную структуру службы внутреннего контроля, соответствующей квалификации, составу и численности персонал, текущие, годовые и перспективные планы работы, технические и программные средства;

• методический, включающий принципы и понятия внутреннего контроля, методы и приемы проведения контрольных процедур, рабочую документацию, планы и программы проверок, методики, инструкции, отчеты и рекомендации;

• регламентирующий, включающий положение об отделе или службе внутреннего контроля, должностные инструкции соответствующих сотрудников, стандарты внутреннего контроля и график документооборота;

• информационный, включающий требования к информации, средства сбора и обработки информации, информационные поисковые системы и базы данных, информационную базу, консультационное сопровождение.

На процесс организации (постановки и внедрении) СВК в системе управления хозяйствующим субъектом сильное воздействие оказывают, в первую очередь, внутренние факторы ведения деятельности: от того насколько правильно понимают руководящие работники роль внутреннего контроля в общей системе управления зависит качество интеграции СВК в процесс управления и грамотная работа на всех направлениях деятельности. Необходимо учитывать стратегические цели и задачи, масштабы и виды (подвиды) деятельности, организационную структуру и ресурсное обеспечение, а также внешние условия функционирования [4].

В каждом конкретном случае встраиваемая контрольная деятельность в виде эффективной СВК представляет собой достаточно сложный многоэтапный процесс, на первом этапе которого проводится критический анализ и сравнение, принятых ранее, стратегии и тактики развития с фактически достигнутыми и с учетом потенциала. На втором этапе разрабатывается и документально закрепляется с учетом внесенных поправок и корректировок новая деловая концепция развития, а также комплекс сопутствующих мероприятий. Именно документально закрепленная политика, охватывающая все направления деятельности хозяйствующего субъекта, даст возможность системно осуществлять контрольную деятельность. На третьем этапе анализируется эффективность реально существующей структуры управления и при необходимости проводится ее корректировка, обеспечивающая координацию функционирования всех звеньев СВК. На четверном этапе разрабатываются типовые процедуры и методики контрольных действий при проведении конкретных хозяйственных (финансовых) операций, регламентирующие взаимоотношения задействованных работников в проводимой контрольной деятельности. На пятом этапе документально определяются потенциально возможные пути развития и совершенствования СВК с учетом непрерывно меняющихся внутренних и внешних факторов воздействия. На шестом этапе, с учетом выявленных организационных и экономических возможностей хозяйствующего субъекта принимается решение об организации СВК с определением функционала специализированного контрольного подразделения (отдела, службы), с разработкой и утверждением положением о нем [2, 6].

Эффективность однажды организованной СВК, не будет постоянна из-за изменений внешних и внутренних условий хозяйствования, требуя со временем соответствующих корректировок и оптимизации. Главным условием эффективного функционирования СВК любого хозяйствующего субъекта является понимание и соблюдение основных требований и принципов, охватывающих все направления контрольной деятельности в приложении к реальному ходу событий. Тесно взаимодействующий с другими функциями управления внутренний контроль, являясь источником информации для принятия оптимальных управленческих решений, по праву занимает ведущее место в системе управления, обеспечивая ее рациональность.